birmaga.ru
добавить свой файл

1
2. СТРАННОЕ ПОЛУТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ОТСУТСТВИЕ ЗОЛОТОЙ МОНЕТЫ В


ЕВРОПЕ VIII-XIII ВЕКОВ

Об этом удивительном эффекте уже говорилось в книге [1]. Здесь же мы дополним эти наблюдения новыми соображениями.

Считается, что античный Рим чеканил прекрасную золотую монету. Затем ЧЕКАНКА ЗОЛОТА стала сокращаться и в VIII веке

н. э. ПРАКТИЧЕСКИ ПРЕКРАТИЛАСЬ ПО ВСЕЙ ЕВРОПЕ. Это <<отсутствие

золота>> длилось вплоть до XIII века, а в некоторых странах Европы

-- даже до XV века.

Вот что говорит об этой ИЗВЕСТНОЙ ЗАГАДКЕ В. М. Потин. <<С V до середины VIII века в денежном обращении многих европейских

государств ГОСПОДСТВОВАЛА ЗОЛОТАЯ МОНЕТА, хотя роль ее все больше

уменьшалась. С СЕРЕДИНЫ VIII ПО XIII В. ЗОЛОТЫЕ МОНЕТЫ В СТРАНАХ

ЕВРОПЫ -- РЕДЧАЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ. Надо только сделать оговорку: в Византии и областях Европы, находившихся в сфере византийского и восточного влияния, золото и медь продолжали играть заметную роль.

В конце X века, -- продолжает Потин, -- осуществлялась КРАТКОВРЕМЕННАЯ чеканка русских златников, носящих следы культурного влияния Византии (об этом странном всплеске

великолепного русского золотого чекана X-XI веков мы уже говорили

выше -- Авт.)... Во второй половине XV века выпуск золотой монеты

ПОСЛЕ ПОЛУТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ПЕРЕРЫВА -- осуществляется великим князем Московским Иваном III. ИМЕННО С XV ВЕКА В ЕВРОПЕ НАСТУПАЕТ ЭПОХА

СОВМЕСТНОГО ГОСПОДСТВА ДВУХ БЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ -- ЗОЛОТА И СЕРЕБРА>> [18], с. 133.

Впрочем, в Италии золотая чеканка <<возродилась>> чуть раньше -- в XIII веке. Кстати, по своему качеству <<возродившиеся>> золотые

средневековые монеты XIII-XVI веков неотличимы от античного

золота, относимого историками к периоду ранее VI-VIII веков.

См. рис. 4.

На этот счет придумано несколько теорий.

Теория 1. Темные века и потоп варварства, обрушившийся на Европу в VIII-XIII веках.

Теория 2. Экономическая слабость Европы.


Теория 3. Отсутствие золота и т. п.

Мы же считаем, что объяснение -- совсем другое и простое. Оно состоит в следующем.

АНТИЧНЫЕ ЗОЛОТЫЕ МОНЕТЫ ЯКОБЫ I-VIII ВЕКОВ БЫЛИ ИЗГОТОВЛЕНЫ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЭПОХУ XIII-XVII ВЕКОВ.

Затем они были ошибочно отброшены в глубокую древность неправильной хронологией Скалигера-Петавиуса. В нашей

новой хронологии они возвращаются на свое подлинное место и

картина становится естественной:

СНАЧАЛА -- ПРИМИТИВНЫЕ ГРУБЫЕ МОНЕТЫ X-XI ВЕКОВ ТИПА КЛЕПАНОК.

А ЗАТЕМ, ПО МЕРЕ НАКОПЛЕНИЯ ОПЫТА, С XIII-XV ВЕКОВ НАЧИНАЕТСЯ ЗОЛОТОЙ ЧЕКАН.

По-видимому, русский чекан развивался более или менее одновременно с западно-европейским. Это и естественно ввиду постоянной торговли между странами. Люди быстро перенимали

ПОЛЕЗНЫЕ ИДЕИ соседей и вводили их у себя на родине. Никто особенно не вырывался вперед и не отставал. Развивались примерно

одинаково.

Впрочем, об этом говорят и сами историки: <<Техника русской ручной чеканки XIV-XVII веков мало чем отличалась от такой техники других европейских стран>> [18], с. 165. И далее: <<НАЧАЛО

ЧЕКАНКИ НА РУСИ (относимое сегодня к X веку -- Авт.) СИНХРОННО НАЧАЛУ ЧЕКАНКИ В РЯДЕ ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ -- в Польше,

Швеции, Норвегии... >> [18], с. 231.

3. ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ НА РУССКИХ МОНЕТАХ

Считается, что ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ появился на русских монетах НЕ РАНЕЕ 1472 года [18], с. 54. История его появления такова.

Он ВПЕРВЫЕ появился на печати Ивана III в 1497 году. Некоторые эксперты объясняют его появление женитьбой в 1472 году

Ивана III на ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРИНЦЕССЕ Софье Палеолог. Считается, что двуглавый орел был заимствован из Византии, от которой Россия

получила христианство.

Анализируя историю появления в русской геральдике двуглавого орла, В. М. Потин, подводит следующий итог: <<Кроме не

очень убедительного предположения А. В. Орешникова об изображении

двуглавого орла еще на монетах XIV века, все факты НЕ ГОВОРЯТ ОБ

ИЗОБРАЖЕНИИ ОРЛА НА РУССКИХ МОНЕТАХ РАНЕЕ 1472 года>> [18], с. 54.

На этом можно было бы и успокоиться. Гипотеза о заимствовании двуглавого орла из Византии кажется нам вполне

естественной и никакого возражения не вызывает.

Но следующей фразой В. М. Потин, сам по-видимому того не подозревая, сообщает удивительный факт.

<<Однако населению Восточной Европы изображение двуглавого орла было знакомо уже в XIV веке: ОНО ПОМЕЩАЛОСЬ, НАПРИМЕР, НА

ДЖУЧИДСКИХ МОНЕТАХ ДЖАНИБЕК-ХАНА (1339-1357) и анонимного чекана, датируемого 1358-1380 годами... ПОКА НЕВОЗМОЖНО СВЯЗАТЬ ЧЕКАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (! -- Авт.) С ДВУГЛАВЫМ ОРЛОМ С ТАКИМ ЖЕ РУССКИМ ЧЕКАНОМ -- МЕЖДУ НИМИ СУЩЕСТВУЕТ РАЗРЫВ В ЦЕЛОЕ СТОЛЕТИЕ...

Время Джанибека было периодом расцвета денежного обращения в Золотой Орде (! -- Авт.), и косвенным указанием на это служит популярность монет Джанибека в обращении в течение очень долгого времени после его смерти... ИЗОБРАЖЕНИЕ ДВУГЛАВОГО ОРЛА КАК У ДЖУЧИДОВ, ТАК И В РУССКИХ КНЯЖЕСТВАХ характерно для медных монет. Скорее всего, после женитьбы Ивана III византийская эмблема попала уже на подготовленную почву>> [18], с. 54.

Нельзя не отметить определенную осторожность, с которой

В. М. Потин касается этой <<деликатной>> темы.

А если сформулировать эту же мысль откровенно и четко, то мы увидим следующее.

1) ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ НА РУСИ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛСЯ НА МОНЕТАХ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В XIV ВЕКЕ.

2) Он изображался как на монетах, считаемых сегодня ЗОЛОТО-ОРДЫНСКИМИ, так и на монетах, считаемых сегодня РУССКИМИ.

Но это хорошо отвечает нашей реконструкции, в которой ЗОЛОТАЯ ОРДА -- ЭТО ВЕЛИКАЯ РУСЬ. Она же -- ВОЛЖСКОЕ ЦАРСТВО =

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ [5].

3) Возможно, двуглавый орел был заимствован Ордой = Русью из Византии. А возможно и наоборот.


4) По-видимому, впервые ОРЕЛ появился на монетах Джанибек-Хана, правившего в середине XIV века (1339-1357). Для

читателя, знакомого с нашей книгой [5], ясно, что это не кто иной как

ИВАН I Данилович Калита (1328-1340). Хан - означает царь, а Джанибек -- это просто Иоанн-Бек, то есть Джон = John = Иоанн = Иван. Это

отвечает нашей реконструкции, в которой Иван Данилович Калита описан в разных документах также под именами Хана Батыя и Ярослава

Мудрого.

4. ТАТАРСКО-РУССКИЕ НАЗВАНИЯ РУССКО-ТАТАРСКИХ МОНЕТ

В русском денежном обращении хорошо известно слово АЛТЫН. От него происходит, в частности, ПЯТИАЛТЫННИК.

<<НАЗВАНИЕ АЛТЫН ЗАИМСТВОВАНО ИЗ ТАТАРСКОГО, на котором этим словом обозначался счетный ЗОЛОТОЙ ДИНАР... ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ ОБ АЛТЫНЕ в русских источниках известно по договору 1375 года великого князя Московского Дмитрия Ивановича с Тверским князем Михаилом Александровичем, ОДНОВРЕМЕННО С ВОЗОБНОВЛЕНИЕМ РУССКОЙ ЧЕКАНКИ И ПОЯВЛЕНИЕМ ДЕНГИ... НЕТ СОМНЕНИЯ В РОДСТВЕ

ДРЕВНЕТАТАРСКОГО ДЕНКЕ... И РУССКОЙ ДЕНГИ (написание ДЕНЬГА появилось лишь с конца XVIII века)... Таким образом, АЛТЫН (КАК И

ДЕНГА) БЫЛ ПЕРЕНЕСЕН ИЗ ТАТАРСКИХ ДЕНЕЖНЫХ ТЕРМИНОВ>> [18], с. 158.

Итак, мы вновь убеждаемся в ЕДИНСТВЕ русской и татарской денежной системы. Как и должно было быть внутри единого великого = <<монгольского>> государства Русь = Орда. Никто ни у кого не заимствовал, ибо странно заимствовать <<у самого себя>>.

А вот еще один любопытный факт.

Возьмем, например, исконно-русское название КОПЕЙКА.

В. М. Потин справедливо отмечает: <<НЕТ НИКАКОГО СОМНЕНИЯ, ЧТО НАЗВАНИЕ КОПЕЙКА СВЯЗАНО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВСАДНИКА С КОПЬЕМ и

возникло в связи с реформой 1530-х годов, когда денга-новгородка с таким изображением СТАЛА ОСНОВОЙ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

Однако, -- сообщает далее Потин, -- гамбургский исследователь Вильгельм Гизе ПЫТАЛСЯ ДОКАЗАТЬ ВОСТОЧНО-ТЮРКСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ


ЭТОГО НАЗВАНИЯ, означающее якобы <<собака>>. КОПЕК -- <<собака>> В ГОСУДАРСТВЕ ТИМУРА (! -- Авт.) НАСМЕШЛИВО НАЗЫВАЛИ МОНЕТУ С ИЗОБРАЖЕНИЯМ ЛЬВА...

Хотя связи Русского государства с народами Средней Азии нельзя оспаривать, имеются в русском языке и заимствования из тюркского, о чем упоминает В. Гизе, но переход такого названия на

русскую денгу XVI века, на наш взгляд, необъясним>> [18], с. 160.

Что нам рассказал В. М. Потин?

Очень интересную вещь. Если сформулировать откровенно и кратко, то получим, что

В ГОСУДАРСТВЕ ТИМУРА ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА ОБРАЩЕНИЯ НАЗЫВАЛАСЬ КОПЕЙКА. ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК И НА РУСИ.

Это отвечает нашей реконструкции, в которой Русь и Орда, в частности и империя Тимура, -- ОДНО И ТО ЖЕ.

А нелепое объяснение, будто смиренные подданные великой империи Тимура, называли свою денежную единицу <<копейка>>, якобы

издеваясь надо львом, обзывая его собакой, -- это уже похоже на

фантазии современных комментаторов, вынужденных как-то объяснять

факты, не укладывающиеся в скалигеровскую теорию.

По-видимому, в средние века <<копейка>> -- то есть монета с изображением ВСАДНИКА С КОПЬЕМ (откуда и <<копейка>>) -- была

распространена не только на территории Руси, но и на Западе. Так

например, при археологических раскопках в Женеве было найдено

много монет с изображением ВСАДНИКА С КОПЬЕМ. См. книгу [23].