birmaga.ru
добавить свой файл

1
Практическое занятие по курсу «Основы ВНД».


Отличительные и индивидуальные особенности ВНД человека.

Тезаурус: речь, сигнальная деятельность, первая сигнальная система, вторая сигнальная система, мышление, латерализация (асимметрия) высших психических функций, темперамент, меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик, тип ВНД, подвижность нервных процессов, сила нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, динамичность нервных процессов.

1. Кто разработал теорию о сигнальных системах? Письменно в тетради для практических работ дайте определения, что такое сигнальная деятельность, первая и вторая сигнальные системы, речь? Раскройте функции и виды речи.

2. Письменно в тетради для практических работ ответьте на вопросы:


  1. И. П. Павлов называл речь «чрезвычайной при­бавкой к механизмам работы мозга». Объясните вы­сказывание ученого.

  2. Многие животные реагируют на человеческую речь. Создается
    впечатление, что они способны раз­личать смысл того, что говорит чело­век. Однако это не так. Объясните, чем различаются реакции на слова у животных и человека.

  3. Почему животные не могут овладеть речью? Что показали эксперименты по обучению речи обезьян?

  4. Что такое мышление? За счет чего у человека существует абстрактное мышление? В чем проявля­ется отличие мышления человека от мышления жи­вотных?

  5. Дети, вскормленные живот­ными, были известны еще с Древнего Рима. К настоящему времени таких случаев было зарегистрировано око­ло ста. Все эти дети обладали боль­шой мускульной силой и ловкостью, отлично лазали и прыгали. Однако они не могли ходить на двух ногах и не обладали членораздельной речью. Далеко не все из них даже после продолжительного пребывания в об­ществе людей научились говорить. Как объяснить поведение этих де­тей? Что можно сказать об условиях развития психики у таких детей? Почему попытка научить их говорить оказывалась часто безуспешной?
  6. Каковы этапы становления речи у ребенка? Какой возрастной период является сензитивным для развития речи?


  7. При удалении височных зон левого полушария у взрослого больного человека развивается необратимый дефект речи – афазия. Однако подобная операция у детей младенческого возраста не приводит к нарушениям речи. Более того, специальные психологические тесты не выявляют различий в развитии интеллекта между детьми, перенесшими операцию, и их нормальными сверстниками. Объясните этот факт.

3. Рассмотрите рисунок, на котором показана топография корковых центров речи. Какими цифрами обозначены рече-зрительный центр, речеслуховой центр, центр письма, рече-двигательный центр, ассоциативные волокна, связывающие эти центры в единую морфо-функциональную систему речи. Опишите механизм восприятия и воспроизведения речи.

4. Изучите функциональную асимметрию полушарий мозга. Дайте определение асимметрии (латерализации) психических функций. Раскройте основные функциональные отличия полушарий в процессе психической деятельности. В тетради для практических работ заполните таблицу «Функциональные различия между полушариями».

Правое полушарие

Левое полушарие










5. Ответьте на вопросы:

  1. Исходя из функциональной асимметрии, что можно сказать о человеке с доминиро­ванием деятельности левого полушария, и о человеке с доминированием правого полуша­рия мозга? Какие особенности психической деятельности их будут отличать?

  2. Какими особенностями структурно-функциональной организации мозга отличают­ся "левши" и "правши"?
  3. Фехтовальщик или боксер — левши при прочих равных условиях отвечают на выпад противника на доли секунды быстрее, чем правши. Почему?


6. Вспомните известные вам донервные теории индивидуальности. Какие критерии легли в основу классификации темперамента по Гиппократу, классификации темперамента по Э. Кречмеру и У. Шелдону? Являются ли данные критерии научными? Что ценного в этих теориях?

7. Письменно в тетради для практических работ дайте определение понятий – темперамент, тип ВНД. В чем отличие теории темперамента и учения о типах ВНД по И.П. Павлову?

8. Найдите соответствие между типом нервной системы (по И. П. Павлову) и темпераментом человека (по Гиппократу). В тетради для практических работ заполните таблицу.

Характеристика типов

Психологические особенности



Темперамента по Гиппократу

ВНД по Павлову



































9. Можно ли считать представленные выше типологии характерными только для человека? Как вы считаете, можно ли расширить типологии темперамента и типов ВНД? Поясните почему?

10. Вспомните, какие критерии легли в основу классификации типов ВНД И.П. Павлова? Перечислите свойства нервной системы, выделенные И.П. Павловым и его последователями. Определите соответствие понятий и определений к ним. Сила нервных процессов – это… Уравновешенность нервных процессов – это… Подвижность нервных процессов – это…


  1. соотношение процессов возбуждения и торможения по силе;

  2. скорость «переделки» отрицательных и положительных условных рефлексов, способность корковых клеток в различных условиях окружающей среды быстро давать преимущество одному процессу перед другим;

  3. работоспособность корковых клеток, скорость и проч­ность выработки условных рефлексов и навыков;

11. Рассмотрите рисунок, на котором в юмористической форме отображены типы реагирования разных людей на одну и ту же негативную ситуацию. Можно ли по внешним признакам определить тип ВНД этих людей? Является ли тип ВНД и темперамента решающим фактором, определяющим поведение? Чем еще может быть обусловлено поведение человека?

12. Известно, что тип ВНД обусловлен врожденными свойствами нервной системы. Можно ли по поведению маленького ребенка определить тип ВНД? Могут ли изменяться с возрастом свойства нервной системы? Поясните свой ответ.

13. Письменно в тетради для практических работ ответьте на проблемные вопросы:
  1. Сережа Л. 5 лет. Очень энергичный ребенок, ему не сидится на месте. Он всегда чем-то занят, успевает сделать тысячу дел, при этом поссориться и помириться. Воспитатель в д/с жалуется, что его трудно организовать. На то, что ему не нравится, реагирует очень бурно. Очень легко входит в контакты с окружающими, но ничуть не заботиться о сохранении этих контактов. Где он находится, все кипит. Определите тип ВНД.


  2. Оля М. 6 лет. Живая, подвижная, общительная девочка, легко находит контакт со взрослыми и детьми. Когда родители переехали в новую квартиру, в первый же день познакомилась с ребятами во дворе. Всем интересуется, любит все новое. Если что-либо не получается, долго не расстраивается, переключается на другое. Определите тип ВНД.

  3. Артем Х. 5 лет. Спокойный уравновешенный ребенок, его трудно вывести из себя. Даже когда упадет и ушибется, долго раздумывает, заплакать или нет, чаще всего не плачет. С детьми сходится с трудом. Не любит, когда его торопят, все делает не спеша. Определите тип ВНД.

  4. Наташа Ф. 4 года. Впечатлительная девочка, робкая застенчивая, боится всего нового, непривычного, с трудом сходится с детьми. Не любит подвижных игр, предпочитает спокойные, преимущественно играет одна. К детскому саду привыкнуть не может, нередко плачет, когда уходит мама. Определите тип ВНД.

  5. Мальчик Петя вначале внимателен на занятии, проявляет интерес, но, спустя примерно 10 минут начинает вертеться, отвлекаться, толкать других детей. Определите возраст ребенка. Объясните поведение мальчика, опираясь на знание особенностей ВНД.

9. Какой основополагающий принцип педагогики опирается на знания об индивидуальных различиях человека? Сформулируйте приемы воспитательных воздействий направленные на детей с разными типами ВНД. Можно ли в процессе воспитания преобразовать свойства нервной системы? Свой ответ поясните.