birmaga.ru
добавить свой файл

1




СОДЕРЖАНИЕ

1.Дайте перечень вещных прав. Является ли он исчерпывающим?..............3

2. Задача …………………………………………………………….…………6
Список использованных правовых актов и литературы…………….9

1.Дайте перечень вещных прав. Является ли он исчерпывающим?
Под вещным правом принято понимать субъективное абсолютное право, обеспечивающие удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства. Из данного выше определения не следует, что вещное право сводится к тому, что закрепляет отношение лица к вещи.

Чтобы раскрыть содержимое вещного права общего определения недостаточно. Необходимо выявить присущие вещным правам признаки:

вещное право является абсолютным правом – обладателю противостоит неограниченное число лиц, которые обязаны не нарушать его права;

вещное право является бессрочным; (по общему правилу – т.е. если иное не установлено нормой закона, а такие случаи есть – например, сервитут)

пользуется абсолютной защитой;

вещному праву присуще право следования.

Перечень вещных прав устанавливает только закон. Стороны не могут по своему усмотрению в договоре либо в односторонней сделке определить какое-либо вещное право, не предусмотренное в законе.

Перечень вещных прав, закрепленных в российском законодательстве, немногочислен. В соответствии со ст.216 ГК вещными, наряду с правом собственности, признаны, в частности, следующие права лиц, не являющихся собственниками (другие вещные права): право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право хозяйственного ведения имуществом, право оперативного управления имуществом и сервитуты.

Право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом — это два вида вещных прав в российском законодательстве, которые могут принадлежать только юридическим лицам, причем не всем, а лишь некоторым разновидностям их. Названные вещные права представляют собой такую правовую форму, при которой собственник имеет возможность, сохраняя за собой право собственности на имущество, передавать его в самостоятельное управление создаваемого им нового субъекта гражданского права. (не вполне логично, т.к. почему-то лишь об одном вещном праве приводится высказывание, ничем не мотивировано.)


Перечень вещных прав, по действующей редакции ГК РФ, не является исчерпывающим.

Из содержания ст. 216 ГК1 вытекает, что в число других вещных прав могут включаться и иные права, но только при условии признания их таковыми в законе. За рамками ст. 216 ГК в качестве вещных прав лиц, не являющихся собственниками, следует признать право залога и право пользования жильем членами семьи собственника, проживающими в принадлежащем ему жилом помещении. Право залога, хотя и помещено в ГК в разделе «Общая часть обязательственного права», обладает всеми основными признаками вещного права и традиционно со времен римского права относится к числу вещных прав (ст. 334 ГК).

Право пользования жильем членами семьи собственника жилого помещения, закрепленное в гл. 18 ГК, также является вещным. На это указывает чисто формальный признак. Глава 18 ГК названа «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения». Поскольку, кроме прав членов семьи собственника жилого помещения и права собственности на жилое помещение его самого о каких-либо других правах в главе не упоминается, права членов семьи и есть «другие вещные права». Их право пользования жильем, как это имеет место в вещных правоотношениях, сохраняется за ними в случаях перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу. Члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их нрава на жилое помещение от любых лиц, что также характерно для вещных и абсолютных прав (п. 2 и 3 ст. 292 ГК).

К вещным правам лиц, не являющихся собственниками, следует отнести право фактического владельца, который, не будучи собственником имущества, добросовестно, открыто и непрерывно владеет этим имуществом как своим. По истечении указанных законом сроков он приобретает право собственности на это имущество (ст. 234 ГК). До этого момента у него лишь право фактического владения, имеющее характер вещного права. В этот период фактический владелец (как это имеет место в других вещных правах) имеет право на защиту своего владения против третьих лиц кроме собственника этого имущества и других лиц, имеющих право на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания (п. 2 ст. 234 ГК).


Наконец, к числу вещных прав в юридической литературе относят право учреждения по самостоятельному распоряжению доходами и имуществом, полученными в результате разрешенной хозяйственной деятельности (п. 2 ст.298 ГК), и право пожизненного проживания в жилом помещении, принадлежащем другому лицу, в соответствии с завещательным отказом (ст. 538 ГК 1964 г.).

Поскольку перечень вещных прав лиц, не являющихся собственниками, немногочислен, примененный законодателем принцип отнесения новой конкретной разновидности права к этой категории нрав только в случае закрепления ее в законе надо признать приемлемым. Предлагаемые иные дополнительные классификации вещных прав несобственников (по связи их с определенным имуществом, по основаниям возникновения и др.) вряд ли необходимы, так как ни в теоретическом, ни в практическом отношении ощутимых преимуществ не создают.
2. Аросев построил дом на предоставленном ему земельном участке. Но через два года получил предписание от администрации района о том,что участок следует освободить, поскольку при строительстве новой дороги участок находится по маршруту трассы. Что касается компенсации, то она будет предоставлена дирекцией строительной организации из средств федерального бюджета после его формирования. Однако дирекция строительной организации заявила,что таких средств "нет и не предвидеться ", и пояснила, что у местной администрации есть свободные земельные участки и Аросеву следует обращаться именно в администрацию района. Аросев обратился в суд.
Практика показывает, что изъятие земельных участков для государственных нужд является наиболее эффективным не во всех, а только в ряде случаев:

1) когда речь идет о приобретении значительного числа земельных участков при большой вероятности того, что хотя бы часть частных землепользователей откажется продать государству свою собственность в желаемые сроки;

2) в условиях, когда государственные инвестиции планируются в период активного роста рынка земли и ожидается, что в планируемом месте размещения объекта государственных инвестиций частные землепользователи будут вести активное капитальное строительство.


Кроме того, сама процедура изъятия для государственных и муниципальных нужд как мера по обеспечению государственных программ земельными участками является более затратной, чем приобретение этих объектов на земельном рынке, что экономит не только значительное время, но и бюджетные средства, так как приобретение происходит по рыночной стоимости земельных участков и нет необходимости компенсировать собственникам иные убытки.

Российское законодательство, как и законодательства других стран с рыночными отношениями в сфере землепользования, прямо указывает, что изъятие земельных участков и других объектов недвижимости из частной собственности «для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях», и фактически дает исчерпывающий перечень таких случаев, в основном при необходимости размещения объектов энергетики, автомобильных дорог общего пользования, других объектов транспорта, тепло- и водоснабжения (статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Далее – ЗК РФ). Таким образом, только наличие потребности в размещении объектов, влияющих на жизнедеятельность в целом муниципальных образований, регионов или всего государства и не связанных напрямую с коммерческими интересами конкретных лиц, является необходимым условием самой возможности применения указанной нормы.

согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), порядок(какой, чего?) определяется федеральным земельным законодательством. Однако Земельным кодексом Российской Федерации такой общий порядок до сих пор не определен. (???Не понятно, если масса норм и актов, включая ГК РФ. Набери в Гаранте – «Изъятие земельных участков для государственных нужд», отбери комментарии – там масса все )

После принятия решения об изъятии земельного участка лицо, у которого земельный участок изымается, должно быть уведомлено органом, принявшим такое решение, о предстоящем изъятии не позднее, чем за один год до этого (ст. 63 ЗК РФ, п. 3 ст. 279 ГК РФ). Без этого изъятие невозможно.


3. Собственник земельного участка, подлежащего изъятию, а также лицо, использующее земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, должны быть извещены о произведенной государственной регистрации решения об изъятии земельного участка с указанием даты регистрации (п. 4 ст. 279, ст. 283 ГК РФ)

Указание на два разных наименования документа – уведомление и извещение – в реальности сводится к одному – извещение, однако смысл первого документа связан с указанием на единство органа, который обязан принять решение об изъятии и довести его до собственника изымаемого земельного участка.

Конечной инстанцией, которая в случае несогласия собственника участка с решением об изъятии или в случае, если с последним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, может в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии предъявить в суд иск о выкупе такого земельного участка, является тот орган, который принял решение об изъятии. Однако для проведения всей процедуры изъятия необходимо, чтобы этот орган располагал информацией о субъекте права на конкретный земельный участок. Поскольку эта информация ограниченного доступа, необходима доверенность на ее получение от руководителей органов местного самоуправления или органов государственной власти(сегодня это не так)

И, если на уровне субъекта федерации достаточно быстро можно снять все возможные возражения территориального органа федеральной регистрационной службы при получении информации, регистрации конкретных решений об изъятии, равно как и подписанных соглашений о приобретении земельных участков, то, например, в силу административных сложностей во взаимоотношениях внутри и между федеральными органами исполнительной власти подписание этих документов часто занимает более длительный срок, чем само проектирование или строительство планируемых объектов.(а к чему это?)


(никакого ответа так и не последовал, какие мутные предложения о чем-то. Вот слоилось то, что сложилось. Что делать? Наконец, надо подытожить с точки зрения нормативно-правового регулирования: как изымается земельный участок, в силу каких решений, достаточно ли простого извещения? Далее – достаточно пообещать некую компенсацию, и все??? Вот и надо сказать – на что вправе претендовать лицо, имущество которого измается для государственных (муниципальных) нужд. И показать это надо с точки зрения правоотношений – между кем и кем, каково содержание и пр.)


Список использованных правовых актов и литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 22.12.1995 №14-ФЗ. // http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/

  2. Жилищный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 июня 2012 года) // http://docs.cntd.ru/document/901919946

  3. Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/19366.html

  4. Бабаев А.Б. Система вещных прав. Монография. М., Волтерс Клувер, 2008.


  5. Гражданское право. В трех томах. Том 1. Учебник. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., ТК Велби, Проспект, 2007, с. 117-119

  6. Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. М., Статут. 2009.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 22.12.1995 №14-ФЗ. // http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (на ГК как базовый закон можно ссылаться по ходу – т.е. непосредственно в тексте, скажем, в скобках)