birmaga.ru
добавить свой файл

1 2

http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы


Оглавление
Введение

1. Экономическая сущность издержек производства. Виды издержек производства

2. Тенденции изменения издержек производства в условиях неопределенности

3. Пути повышения эффективности использования издержек производства в условиях неопределенности

Заключение

Список использованной литературы
Введение

В одной и той же местности все выгоды и невыгоды различных применений труда и капитала должны быть совершенно равны или постоянно клониться к равенству. Если бы в данной местности нашлось такое применение для труда и капитала, которое было бы очевидным образом более или менее выгодно, чем остальные, то туда нахлынуло бы в первом случае и оттуда схлынуло бы во втором случае столько людей, что в скором времени его выгоды снова оказались бы на одном уровне с другими занятиями. Рост неопределенности внешней среды, ужесточение конкурентной борьбы, значительное насыщение рынка, повышение требовательности со стороны потребителей к создаваемым благам приводят производителя к необходимости финансирования затрат [2, c. 223]. Каждая отрасль имеет свои особенности, но в большинстве случаев злой рок неопределенности кое-что значит, хотя и не очень много: в ряде случаев, чтобы побудить человека затратить известную сумму, нужна цена, несколько превышающая среднюю, если последняя представляет собой среднюю от резко различающихся и неопределенных результатов [10, c. 89]. Явное изложение неявных предпосылок теоретических рассуждений означает объяснение проблемы издержек, отсутствие которых и составляет главное различие между реально существующей экономической системой и той, что представлена в теоретических разработках. Феномен «неопределенность», чье наличие или отсутствие оказывается наиболее важным фактором, определяющим фундаментальное различие между условиями, которые приходится принимать в теории, и теми, которые фактически имеют место.


Цель выполненной курсовой работы заключается в развитии и углублении и согласовании различных научных подходов и преодолении фрагментации научного знания в данной области. В работе обоснуем, что в деятельности современного производителя производственные издержки стали определяющим условием его жизнеобеспечения и фактором повышения конкурентоспособности.

Актуальность данной темы связана с тем, что издержки ввергают производителя в окупаемые затраты, что в условиях неопределенности создает крайне неблагоприятную экономическую ситуацию, так как восполнение финансовых потерь в данном случае может оказаться весьма отдаленным по времени, или вовсе невозможным. Актуальность, недостаточная разработанность, теоретическая и практическая значимость проблемы экономических издержек производства в условиях неопределенности обусловили выбор темы, постановку цели нашей курсовой работы.


  1. Экономическая сущность издержек производства. Виды

издержек производства
Экономическая сущность издержек производства. Издержки производства – выраженные в денежной форме совокупность затрат живого труда и материальных средств на изготовление продукции или услуг [3].

Издержки производства включают в себя затраты предприятия на:

- приобретение средств производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, электроэнергии, оборудования и так далее), включающие в себя материальные затраты;

- оплату труда работников производства;

- проценты за краткосрочные кредиты для финансирования текущего оборота средств;

- амортизационные отчисления.

Издержки производства – это затраты, обусловленные выпуском продукции. Экономические издержки состоят из внешних (явных, бухгалтерских) и внутренних. Внешние издержки – это денежные расходы на оплату ресурсов, купленных у других фирм и отраженных в бухгалтерских книгах. Внутренние (неявные, скрытые) состоят из неоплаченных затрат фирмы из-за использования принадлежащих ей ресурсов, и нормальной прибыли или факторного дохода предпринимательства [16].


Различают разные виды производственных издержек. В процессе производства издержки делятся на общие, постоянные, переменные, средние, предельные.

- Постоянные издержки – это издержки, величина которых прямо не зависит от изменения объема производства (амортизация, зарплата администрации и так далее).

- Переменные издержки – это издержки, величина которых прямо зависит от изменения объема производства (затраты сырья, материалов, зарплата производственных рабочих).

- дополнительные издержки – это внешние эффекты (экстерналии) или выгоды, не получившие отражения в ценах; ситуация когда последствия деятельности двух участников договора касаются третьих лиц. Объясним данные издержки на конкретном примере. Фабриканты, особенно в отраслях, связанных с производством мебели и готового платья, а также розничные торговцы почти любыми товарами часто считают выгодным использовать некоторые из своих товаров в целях рекламы других и делать на первые меньшие, а на вторые большие начисления, чем те, которые соответствовали бы их фактической доле в дополнительных издержках. К первой группе они относят товары столь стандартные и столь широко потребляемые, что почти все покупатели хорошо знают им цену, а ко второй категории - товары, приобретая которые покупатели думают больше о том, чтобы удовлетворить свою прихоть, чем о том, чтобы купить по самой выгодной цене [2, c. 85].

- Общие издержки – это сумма постоянных и переменных издержек.

- Средние издержки – это общие издержки, которые приходятся на производство одной единицы продукции.

- Предельные издержки (МС) – это издержки, которые приходятся на производство дополнительной единицы продукции. В экономической теории предполагается, что действия государства являются следствием решений, принимаемых гражданами и государственными служащими, которые учитывают свои предельные издержки и предельные выгоды, связанные с альтернативными видами действий.

- Транcакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Трансакционные издержки нашли свое отражение в теориях издержек неопределенности (внешнее производство) и издержек внутренней координации производственных процессов [13], специфических активов, несовершенных контрактов, прав собственности и других. Пределы расширения фирмы обосновываются институциональной теорией запретительным ростом издержек управления и контроля. Когда фирма становится чрезмерно большой, ее трансакционные издержки равны нулю, зато резко возрастают внутрифирменные издержки. С позиции права собственности фирма трактуется как пучок прав собственности на набор материальных и нематериальных активов, причем владелец (собственник) обладает правом окончательного контроля над их использованием и определяет варианты применения в случаях, не конфликтующих с контрактами.


Издержки как обоснование. При экономическом анализе особенно легко ошибиться человеку неподготовленному, так как у издержек обычно имеется не только экономический, но и этический, и политический аспекты. Многие люди, по-видимому, верят, что продавцы имеют право возместить свои издержки, не имеют права устанавливать цену, существенно превышающую издержки, и почти наверняка преследуют какие-то нечестные цели, если устанавливают цену ниже издержек. Такая система взглядов, в которой издержки выполняют функцию обоснования, проникла даже в наши законы. Например, законодательный контроль над ценами обычно допускает увеличение цены при повышении издержек, но не разрешает никакого роста цен, который не был бы обоснован более высокими издержками. Иностранные фирмы, продающие свою продукцию в Соединенных Штатах, могут быть наказаны за «демпинг», если государственное учреждение установит, что они продавали свою продукцию в этой стране по ценам «ниже издержек». В подобных обстоятельствах, когда издержки становятся оправданием, а не подлинной причиной решения, все утверждения относительно издержек следует подвергать особой проверке. Увеличение спроса на любое благо повысит затраты на приобретение этого блага лишь постольку, поскольку оно не вызовет роста величины предложения. Или, если взглянуть с другой стороны, возросший спрос не повысит цену блага лишь в той мере, в какой реакция поставщиков сделает доступными большие количества этого блага. Реакция поставщиков будет зависеть от предельных затрат на переброску ресурсов из сфер их нынешнего приложения в производство того блага, на которое увеличился спрос.

Рассмотрим специфику снижения издержек на предприятиях (в организациях) России. Общепринятым сегодня является тезис о том, что автоматизация, помогая наладить учет, способствует также снижению издержек. В общем случае это верно, как верно и то, что, помимо применения информационных технологий, имеется немало способов сократить нерациональные потери и уменьшить неоправданные убытки в период неопределенности.

Однако пока далеко не каждый руководитель задумывался о том, что, встав на этот путь, надо идти до конца, и даже использование информационных технологий может таить в себе «скрытые резервы», подлежащие оптимизации. Нет нужды говорить, что применение информационных технологий в торговле сегодня практически неотвратимо. Все знают и о том, что это недешевое «удовольствие»: помимо серьезных единовременных затрат на покупку техники и программного обеспечения, развертывание системы автоматизации, на предприятие ложится необходимость ее поддержки, сопровождения и развития. Если речь идет о торговой сети, пусть даже небольших магазинов, то, как правило, сложно обойтись здесь без целого штата сотрудников информационных технологий: несколько человек в центральном офисе и хотя бы по одному в каждой торговой точке. В обязанности такого сотрудника, если речь идет о продовольственном магазине, входит ежедневное обновление прайс-листов на кассовых терминалах, весах, отслеживание технических неполадок и прочие. Однако даже учитывая тот факт, что здесь требуется специалист средней квалификации (с соответствующим окладом – около $300-350), эти затраты для сети магазинов вырастают пропорционально их количеству в весьма заметную сумму. Кроме того, понятно, что отдача от технического сотрудника среднего уровня также будет средней – для устранения серьезных неполадок все равно придется вызывать специалиста из центрального офиса или фирмы-поставщика. Не следует забывать и о том, что в подобных случаях обязательно возникает проблема с мотивацией такого технического персонала – ведь работа на этой позиции весьма однообразна (сформировать и загрузить информацию в кассы, весы, принтеры, мобильные терминалы, выгрузить ее, при необходимости отослать в центральный офис и тому подобное), перспектив карьерного роста, как правило, нет. Это приводит либо к постоянной текучести кадров на этой позиции, нехватке таких сотрудников, либо к весьма низкому уровню квалификации. И то, и другое – прямые убытки. Но даже наличие сотрудника нужного уровня от этого не гарантирует – в магазинах небольших и средних размеров ему не удается обеспечить полную рабочую нагрузку.


Говоря о непроизводительных затратах, нельзя забывать и о следующем: при обычных технологиях работы загрузка информации, например, в весы, требует 5-10 минут времени, в течение которого весы не работают. При наличии в магазине нескольких весов такие ежедневные простои становятся весьма заметными (и, соответственно, затратными). Можно подсчитать также, сколько времени занимает формирование и снятие с каждого POS-терминала кассовых отчетов, их консолидация (если в магазине несколько кассовых машин) и передача в центральный офис (для торговой сети).

Вот они, «скрытые резервы», которые таятся даже в технологиях автоматизации. Всех вышеперечисленных затрат сегодня можно избежать, и сделать это помогут те же информационные технологии, причем с одновременным улучшением качества обслуживания оборудования – в первую очередь, за счет новых решений. Речь идет о сетевых информационных технологиях, когда используются не только возможности локальных сетей (объединяющих компьютеры в одном помещении), но и технологии для удаленной работы в территориально распределенных точках (например, в торговых сетях), позволяющие передавать информацию и/или управлять работой оборудования на расстоянии. Высокая скорость прогресса в этой отрасли позволяет производителям существенно снижать цены на соответствующие решения с сетевым интерфейсом. За последние пять лет стоимость такого оборудования снизилась в несколько раз, и сейчас оно доступно даже средним российским предприятиям. В результате сегодня появляется экономическая целесообразность внедрения таких решений, в частности, для сетей с торговыми предприятиями среднего и небольшого размера.

Что же мы получаем в результате? Исключаются затраты на рабочее место, компьютер и специалиста для загрузки. Кроме того, сокращается время простоя оборудования, так как современные сетевые весы, терминалы и так далее обычно позволяют проводить обмен информацией в фоновом режиме (то есть весы могут взвешивать во время считывания отчетов или загрузки в них новой информации).


Рассмотрим вопрос о том, где и как целесообразно применять технологии удаленной работы. Разумеется, в первую очередь, это торговые сети с централизованным управлением, для которых характерна территориальная распределенность объектов. Однако для разных типов сетей и разных форматов магазинов, в них входящих, технологии удаленного управления будут иметь свои особенности.

Так, для сети крупных супермаркетов с большим ассортиментом и зачастую с самостоятельной для каждого магазина ценовой политикой оперативный обмен информацией (ежедневная загрузка прайс-листов в весы, кассы, мобильные терминалы), как правило, производится на месте (в магазине), так как объем ее достаточно велик и частота обновления такова, что есть возможность обеспечить полную рабочую нагрузку специального сотрудника. Однако здесь будут интересны и выгодны централизованные возможности удаленного сопровождения оборудования, его диагностики, позволяющие планировать обслуживание и профилактический ремонт техники, оперативно реагировать на сбои и поломки. Кроме того, с помощью дистанционных технологий здесь можно проводить каталогизацию оборудования – для торговых сетей с большим количеством техники это тоже важная задача.

А вот для сети небольших магазинов или минимаркетов с 1-2 кассами, 3-4 весами и соответствующим ассортиментом разумнее использовать полный набор возможностей удаленного управления – и сопровождение, и дистанционный обмен информацией. Тогда здесь действительно можно обойтись без выделенных для этого в каждом магазине компьютеров и сотрудников, а усилия команды квалифицированных инженеров и программистов в центральном офисе направить на организацию удаленной работы. Внедрение инноваций – очень распространенный способ снижения издержек, применяемый в различных отраслях промышленности.


  1. Тенденции изменения издержек производства в условиях

неопределенности

Рассмотрим сначала психологические основы принятия решений в условиях неопределенности. При этом важно определить как человек, высший менеджер, принимает решение в условиях неопределенности. Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. Многие не любят этот этап, пытаются избежать его или переложить на другого, так как в ходе данного этапа принимающий решение вынужден брать на себя определённые обязательства.


Хороший анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта, проведение эксперимента, исследование и анализ. Однако учёт прошлого опыта может помочь не всегда: опыт - прошлый, а ситуация – новая. Проведение эксперимента может обойтись очень дорого. На его проведение скорее всего уйдёт довольно много времени и после окончания эксперимента время для принятия решения может быть упущено. Кроме того, в экономике проводить эксперименты довольно затруднительно вследствие уникальности каждой ситуации.

Наиболее общий и, возможно, наиболее эффективный метод – исследование и анализ. Он предусматривает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между наиболее возможными её переменными, ограничениями и основами, которые рассматриваются по отношению к поставленным целям. Метод также предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них. Важным инструментом метода является разработка и проигрывание различных моделей решений с использованием количественных методов и ЭВМ.

Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На практике эти этапы трудно разделить, так как они представляют собой разные уровни одного процесса анализа, но используют разные методы. На первом этапе стратегии создаются – нужно создать как можно больше стратегий. На втором – стратегии дорабатываются до уровня адекватности цели и формируется общая стратегия. На третьем – анализируются альтернативы в рамках общей стратегии, которая наполняется конкретным содержанием.

Анализ задачи принятия решений в условиях неопределённости требует от человека, принимающего решение:

- должен быть список доступных ему возможностей сбора информации, экспериментирования и действий;

- составить список возможных событий;

- определить в какой последовательности по времени располагаются события, в исходе которых содержится доступная ему информация, и те последовательные действия, которые он может предпринять;


- решить насколько ему нравятся последствия различных доступных ему действий;

- оценить шансы каждого конкретного неопределённого события.

Вообще говоря, существуют две основные разновидности решений в зависимости от вида проблем. Рутинные или повторяющиеся проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис – к категории неструктурированных. Соответственно для структурированных проблем требуются программированные решения, для неструктурированных – непрограммированные. Программированные решения осуществляются средним и низшим уровнем менеджмента в условиях определенности, непрограммированные (фактически это стратегические решения) – высшим руководством в условиях неопределённости.

Готовность человека действовать в условиях неопределённости проявляется там, где субъект относительно свободен от планов и схем. При этом возможна инверсия личностной склонности к риску в показатель «рискованности/осторожности» стратегий многоэтапных решений: «рисковые» по личностному тесту субъекты могут проявлять самые осторожные стратегии, усиливая самоконтроль в субъективно более неопределённой ситуации. Причём, как ни странно, люди принимают во внимание только две переменные: субъективную вероятность проигрыша и величину проигрыша. Зато величина выигрыша не оказывает никакого влияния на восприятие неопределённости.

При принятии решений в условиях неопределённости очень важно принять решение своевременно. С одной стороны, если затянуть с выбором, то можно пропустить момент и тогда фирма уже будет находиться за точкой стратегического воздействия. С другой стороны, при спешке с принятием решения возникает опасность необдуманности решений.

Итак, при принятии решений в условиях неопределённости на первое место выходят не разумные обоснования, а интуиция и субъективные предпочтения. «В результате опросов, проведённых в Германии в начале 90-х годов, выяснено, что 30% принимаемых решений менеджеры рационально обосновать не могут. Эффективность этих решений определяется зачастую опытом и интуицией». Не используется в этих случаях и планирование: «Корпоративное планирование мертво и вскоре будет похоронено,» – заявляет Барри Пирсон. Эндрю Гроув, топ-менеджер одной из ведущих мировых корпораций, вообще, по-видимому, принимает решения на основе паранои.


Тем не менее и в условиях неопределённости можно принять более-менее обоснованное решение. Для этого необходимо перевести ситуацию неопределённости в ситуацию субъективного риска. «Если вам необходимо принять решение и перед вами лично стоит некоторая конкретная задача, требующая практических действий, то свои субъективные ощущения относительно встречающихся в ней неопределённостей просто необходимо сформулировать в терминах субъективных вероятностей и использовать эти вероятности при анализе своей задачи и выборе действия, которое вам необходимо предпринять».

Перевод ситуации неопределённости в ситуацию субъективного риска можно продемонстрировать на следующем примере. Пусть снова в одной комнате стоят два вида урн: одни урны только с чёрными шарами, другие – только с красными. Таким образом, вероятность вытянуть из урны первого типа чёрный шар, а из урны второго типа красный шар равна одному. На каждом уровне висит хорошо различимая метка, указывающая тип урны. В другой комнате находится человек, не знающий количества урн каждого типа в комнате. На некоторое время дверь в комнату с урнами приоткрывают, и человек может видеть урны с метками, но не может успеть посчитать точное количество урн каждого типа. Таким образом, он не знает вероятностей выноса урны того или другого типа и находится в условиях неопределённости. Пусть ему предлагают сыграть: если человек вытягивает чёрный шар, то он получает N рублей, в противном случае – платит. Когда ему выносят урну с оторванной меткой, он знает вероятность вытащить чёрный шар из урны конкретного типа (из первого типа – 1, из второго – 0), но не знает вероятности выноса урны первого типа. Тогда этому человеку дают ещё одну урну (калибровочную), в которой находится один чёрный шар и 9 красных и предлагают тянуть шар на выбор из любой урны. Если человек предпочитает тянуть из первой урны, то ему предлагают другую калибровочную урну с 2 чёрными шарами и 8 красными и т.д. Предположим, когда в калибровочной урне находится 8 чёрных и 2 красных шара, человек предпочитает тянуть шар из неё. Это будет означать, что он оценивает вероятность выноса урны первого типа (с чёрными шарами) в 70-80%. При 8 чёрных шарах в калибровочной урне для человека вероятность вытащить чёрный шар сравнивается с субъективной вероятностью выноса урны первого типа.


Таким образом, хотя фактически человек находится в условиях неопределённости (он не знает настоящей вероятности выноса урны того или иного типа), он переводит её для себя в ситуацию субъективного риска, присваивая некоторым событиям определённые вероятности на основе своих субъективных ощущений. А для ситуаций риска разработаны более формализованные методики выбора среди конкурирующих альтернатив, что психологически для человека облегчает выбор, поскольку теперь он принимает решение не только на основе собственного усмотрения, но и на основе каких-то научных разработок. Однако и в этом случае человек всё-таки определяет исход принятия решения, так как именно он присваивает вероятность наступления определённых событий. И делает он это на основе своего субъективного мнения. Поэтому при принятии решений в условиях неопределённости ключевое значение имеет опыт, квалификация и интуиция менеджера, осуществляющего выбор экономической стратегии фирмы.



следующая страница >>