birmaga.ru
добавить свой файл

1
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ


ДЕТСКИЙ САД № 268 «Елочка»

г. Омск, Омской области

Общее количество детей посещающих детский сад - 83

Общее количество персонала - 38 -

Количество групп -5, из них -1 группа раннего возраста, 1 группа младшего возраста от 3 до 4-х лет, средняя, старшая, подготовительная группы Кадровый состав БДОУ: заведующий, старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор ЛФК, старшая медсестра, медсестра массажа, медсестра физио, воспитатели, младшие воспитатели, обслуживающий персонал.

1. Экологическая ситуация района

1.1 Общая характеристика района.



Местонахождение дошкольного учреждения: Омская область,

г. Омск, улица Малунцева, дом 6А.

Экологическая обстановка в районе, где расположен ДОУ характеризуется как удовлетворительная. Промышленные предприятия города находятся на достаточном отдалении от территории детского сада. Транспортные дороги, проходящие в непосредственной близости с детским садом, являются второстепенными отделены от детского сада четырёх этажными домами. По периметру расположения автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.

Состояние здоровья детей ДОУ.



По медицинским показаниям здоровых воспитанников в детском саду нет. 24,3% воспитанников – дети-инвалиды. Основное распространение имеют нарушения опорно-двигательного аппарата - 100%, состоят на диспансерном учёте у хирурга – 55,7%, невропатолога – 19%, гастроэнтеролог – 15,2%, эндокринолог – 15,2% детей. В связи с регулярными профилактическими мероприятиями отмечается низкая заболеваемость ОРЗ и ОРВИ. (2,3%)

1.2.Характеристика непосредственного окружения детского сада.


ДОУ расположен в жилом секторе города, в ближайшем окружении находятся районная больница, детская поликлиника, аптеки, магазины, СОШ № 80, гимназия № 84, Центр эстетического воспитания детей «Нефтяник», парк культуры и отдыха САО, Дворец культуры имени Малунцева. Главными загрязняющими объектами являются подъездные дороги.


По периметру ограждения детского учреждения с наружной стороны проходит санитарная зона в виде зелёного газона и лиственных деревьев, с внутренней стороны – полоса хвойных и лиственных деревьев.

2. Характеристика территории дошкольного учреждения. 2.1 Общие данные.



Детский сад построен в 1964 году, реконструкция здания с пристроем 2-х этажного блока (первый этаж – пищеблок, прачечная, хозяйственные помещения; второй этаж – музыкальный и физкультурный залы, кабинеты инструктора ЛФК, музыкального руководителя) в 1997 году.

Общая площадь территории детского сада – 5,834 м2. Общая площадь здания – 1,3918 м2- Площадь хозяйственной постройки (сарай) – 169,2 м2.м Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки с отдельным входом для каждой группы. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в ненастную погоду, а также игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала, в основном из дерева хвойных и лиственных пород и металла. Игровые площадки разделены между собой живой изгородью из растений кустарниковых пород: сирени, спиреи, миндаля, кизила, декоративного винограда, вишни. На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ландшафт каждого участка. По периметру здания разбиты цветочные клумбы, грядки для выращивания овощей взрослыми и детьми. С восточной стороны здания высажены фруктовые деревья и ягодные кустарники. Подходы к зданию и игровым площадкам имеют асфальтное покрытие, узкие полосы грунта между асфальтированными дорожками и игровыми участками выполняют роль газонов. Растущие на территории детского сада деревья создают благоприятный микроклимат для прогулки детей в летний период года. При оформлении участка зелёными посадками учитывалось сохранение светового режима, поэтому в центральной части высажены деревья лиственных пород. Вся территория детского сада огорожена металлическим забором высотой 2,5 метра. В тёмное время суток территория освещена со всех сторон прожекторами.


В ДОУ имеется летний водопровод и поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений. При сухой и жаркой погоде проводится полив территории 2 раза в день.

Ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует гигиеническим нормативам по паразитическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. В отсутствии детей песок собирается горкой и проливается кипятком, песочницы закрываются крышками.

2.2 Растительный и животный мир, почвенный покров. Растительный мир.



Схема посадок видового состава деревьев, кустарников, цветов на территории участка детского сада выполнена с учётом программных требований по экологическому воспитанию детей. Присутствие на участке различных жизненных форм растений даёт воспитателям возможность проводить на открытом воздухе разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке много, их возраст 7 – 45 лет, все они находятся в хорошем состоянии. Во избежание травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния. Видовой состав деревьев: берёза бородавчатая, рябина обыквенная, клён платанолистный, сосна, ель, ель голубая ива остролистная, карагач, вяз, боярышник.

Фруктовые деревья: яблони, вишни (кустарниковая, древовидная), черёмуха. Кустарники: шиповник, рябина, сирень обыкновенная, чубушник (семейство гортензиевых) миндаль сибирский, малина, смородина. Культурные травянистые растения присутствуют в оформлении клумб, рабаток, газонов. На оставшейся свободной территории произрастают дикорастущие виды трав: крапива двудомная, ромашка пахучая, полынь обыкновенная, ландыш, подорожник большой, одуванчик лекарственный, лебеда раскидистая, пастушья сумка, сурепица обыкновенная, лапчатка гусиная, донник белый, жёлтый, звездчатка средняя, клевер луговой, спорынья пурпурная. На территории имеется небольшая альпийская горка.

Экологическая тропа: валериана, тысячелистник, ромашка лекарственная, подорожник, девясил, мать и мачеха, мята, и тд.

Животный мир.



Животный мир на территории детского сада в разное время года представлен самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны-весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести наблюдение за самыми разнооб-разными её представителями: насекомыми - бабочками, жуками, пчёлами, шмелями, осами, муравьями, пауками.

Разнообразен в летнее врем я мир пернатых: грачи, трясогузки, малиновки, щеглы, коноплянки, скворцы, стрижи, ласточки. Некоторые виды птиц выводят потомство в искусственных домиках, а также в зарослях кустарников. Для изучения пернатых в зимнее время на участке выделено место, где дети с помощью родителей мастерят и вывешивают кормушки самых разнообразных конструкций.

Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым лакомятся зимующие птицы: галки, воробьи, синицы, снегири, зеленушки, сойки, голуби, свиристели, дятлы.

Почва.



Благоприятному росту и здоровому виду растений способствуют натуральные

супесчаные и суглинистые почвы. Опадающая и перегнивающая листва является натуральным естественным удобрением. Для игровых целей на участки завозится экологически чистый песок. Территория, где дети ежедневно гуляют, имеет травянистый покров. Уплотнение грунта можно наблюдать вблизи деревьев. Там где разбиты клумбы, рабатки, газоны, овощные грядки почва рыхлая, мягкая. Для улучшения структуры и плодородности почвы к основному, естественному составу добавляется привозной песок, а так же перегной листьев, сорной травы.

2.3. Зонирование территории


В зависимости от использования вся территория детского сада разделена на зоны. Для успешного экологического развития детей воссоздан уголок нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы. На данном участке воссоздан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Травы на участке сохраняются до полного вызревания, экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. Чтобы не нарушать экологического равновесия на участке проложена экологическая тропа, откуда дети


могут наблюдать за природой в её естественном виде. На территории есть огород, где дети с помощью взрослых могут посадить цветочные или овощные растения, ухаживать за ними в период вегетации, цветения, созревания. На территории имеется транзитный проход по асфальтной дорожке, но по правилам устава детского сада находиться на его территории имеют право только воспитанники учреждения, их родители, сотрудники, поэтому всё, что создано на участках бережно сохраняется.

На территории хозяйственной зоны предусмотрено место для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий.

2.4. Загрязнение территории



Запыленность территории низкая, так как автодороги не являются центральными и отделены

от нее рядом домов и несколькими рядами деревьев, но иногда возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Металлический забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок со всех сторон окружен зданиями

и деревьями, смягчающими порывы ветра.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами, но хозяйственная зона располагается

со стороны входа в помещение пищеблока и имеет самостоятельный въезд с улицы.

Участок в целом чистый. Ежедневно уборку территории утром за 1-2 часа до прихода детей и по мере загрязнения проводит штатный дворник. В хозяйственной зоне оборудована

площадка для сбора мусора на расстоянии 30 м от здания и установлены контейнеры с крышками, очистку которых производят коммунальные службы.

3. Оформление помещения


3.1. Характеристика здания и помещений
Здание кирпичное.

Этажность здания: 2.

Общая площадь здания — 1,3918кв. м.
Помещения для занятий: музыкальный зал, физкультурный зал, логопедический кабинет, кабинет психолога, групповые блоки.

В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены центры активности детей


по 4 направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное), имеется отдельная зона уголка природы, отдельные спальни.

В оформлении групповых помещений и коридоров используются рисунки и поделки детей, фотографии с природой родного края, живые растения, натуральные камни, картины. При оформлении внутренних помещений использованы акриловые краски, синтетические ковры.
3.2. Уголок природы
Во всех группах существуют уголки природы с комнатными растениями в соответствии с программными требованиями. Наиболее распространенные растения: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держим во избежание несчастных случаев. Животных в уголке природы так же не содержим, так как не позволяют условия для содержания животных, нет отдельного помещения. Знакомим детей с обитателями уголков природы, используя презентации, созданными детьми совместно с взрослыми: « Наша планета Земля», « Краски природы», «Качества и свойства воды», « Эти интересные животные», «Городские птицы», «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками» и т.д., а так же игрушки (медведь, заяц, змея и др. ). Весной в группах создается действующий мини-огород на окне.

Оборудование для ухода за растениями и ручного труда, а так же учебные материалы:

ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия находятся в уголке природы.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду



Отходы: за день выбрасывается приблизительно 20 кг отходов, которые утилизируются по графику.

Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: «Део-хлор» — используется для дезинфекции. Хранится

в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается младшим воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция и дезинсекция помещений, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики экологического воспитания



В работе с детьми используются ООП «От рождения до школы» ( Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса ), Николаева С.Н. «Юный эколог», Соломенникова О,А. Экологическое воспитание в детском саду»
5.1. Используемая методическая литература:
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.Москва.Просвещение.2002

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Москва. 1993

Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. Москва. 1993

Соломенникова О.А.Экологическое воспитание в детском саду. М.:Мозаика- Синтез.2008

Соломенникова О.А .Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2007

Соломенникова О.А .Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2007

Соломенникова О.А .Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2009

Бондаренко Т.Б. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж ,2002 г.

Шишкина В.А. Прогулки в природу .М..2003 .

Фисенко М.А. Природа вокруг нас. М.,2004 .

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. 2004 .

Посылкина Р.Ю. Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. М., 2002 г.

Н.А.Рыжова Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники Москва 2002

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2011

Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ : М. Сфера,2012.

Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников: Волгоград Учитель, 2009.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ: М. Сфера, 2006

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: М. Мозаика-Синтез, 2008


Дидактические материалы:

1)Экологические тетради

2) Экологические игры:

«Что, где растёт»
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,

«Одуванчик»
«Грибы, овощи, фрукты».

«Что в корзину мы берём»

«Зоопарк»

«Пирамидки»

«Птицы в природе»

3) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото».

4) Экологические кубики.

5) Аудиозаписи «Голоса птиц», презентации «Природа нашего края», «Животный мир»,

«Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками»

6)наглядно-дидактические пособия

Муляжи овощей ,фруктов, грибов , ягод

7) Подборка компакт дисков на экологические темы
Серия «Мир в картинках»
Морские обитатели. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Ягоды садовые. М.: Мозаика-Синтез, 2005,

Домашние животные. — М.: Мозаика-Синтез, 2006

Домашние птицы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные — домашние питомцы. — М.: Мозаика Синтез, 2005,

Животные жарких стран. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные средней полосы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Насекомые. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Овощи. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Фрукты. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Цветы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Собаки — друзья и помощники. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Ягоды лесные. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зима.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Осень. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Весна.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Лето. — М Мозаика-Синтез, 2005
Серия «Школа семи гномов»

Книги с играми и наклейками для занятий по всем экологическим темам и возрастам.

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся КВН, викторины, конкурсы . С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада .В подготовке экологических праздников участвуют родители.
5.4. Связь с другими организациями
ДОУ активно взаимодействует с Омским краеведческим музеем, домом детского творчества, детской библиотекой, больницей, школой. Имеются договора с учреждениями и совместные планы работы. Один раз в месяц проводятся спектакли омских театров.
6. Дополнительные сведения
Комплектование детей проводит Департамент образования Администрации города Омска при наличии заключения Городской психолого-медико-педагогической комиссии и очерёдности.


7. Выводы и рекомендации



Территория детского сада достаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует продумать оформление клумб у входа в здание. Продолжить организацию альпийской горки на территории участка. Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия по уходу за растениями, но отсутствуют условия по уходу за животными. Стараться не использовать ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений.

Основные направления можно представить в виде схемы:










Паспорт составили: воспитатели Левина Елена Владимировна

Соколова Светлана Александровна

Старший воспитатель Пузырёва Валентина Владимировна