birmaga.ru
добавить свой файл

1
Проблемы использования СНС для


финансовых аспектов развития экономики России
Введение

1. Финансовая деятельность является одним из наиболее быстро развивающихся сегментов экономики во многих странах мира, и в том числе в России. В этой сфере происходят значительные структурные изменения, а именно, уменьшается роль обычного финансового посредничества и возрастает значимость управления портфелем финансовых активов и вспомогательных финансовых услуг. В СНС 2008 года значительная часть изменений связана с отражением новых явлений в сфере финансовых услуг, рынков и инструментов. Эти изменения направлены на обеспечение более полного охвата финансовых услуг, совершенствование методологии определения их выпуска и отражения его использования, расширение возможностей для анализа роли различных финансовых инструментов и участников в финансовой деятельности. Изменения в СНС 2008 года призваны также обеспечить улучшение методологической согласованности показателей финансовой деятельности с другими международными системами денежной и финансовой статистики, такими как системы Международного валютного фонда и Европейского центрального банка.

Целью данного сообщения является краткий обзор изменений в отражении финансовой деятельности в СНС 2008 года по сравнению с СНС 1993 года и возможностей использования соответствующих показателей СНС в экономическом анализе.
1. Обзор изменений в отражении финансовой деятельности

в СНС 2008 года по сравнению с СНС 1993 года

2. Изменения в отражении финансовой деятельности в СНС 2008 года включают:

- изменения в секторальной классификации институциональных единиц, оказывающих финансовые услуги;

- изменения в определении и отражении финансовых услуг в показателях СНС;

- изменения в классификации финансовых инструментов;

- совершенствование рекомендаций в отношении оценки финансовых инструментов и операций.

3. СНС 2008 года вводит более детальную классификацию сектора финансовых корпораций, что позволяет обеспечить большую гибкость и лучшую согласованность с другими системами денежной и финансовой статистики.

Таблица 1. Институциональный состав сектора финансовых корпораций

СНС 1993 года

СНС 2008 года

S.121 Центральный банк

S121 Центральный банк

S.122 Другие депозитные корпорации

S122 Корпорации, принимающие депозиты, кроме центрального банка

S.123 Другие финансовые посредники, исключая страховые корпорации и пенсионные фонды

S123 Фонды денежного рынка

S.124 Вспомогательные финансовые организации

S124 Инвестиционные фонды неденежного рынка

S.125 Страховые корпорации и пенсионные фонды

S125 Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов




S126 Вспомогательные финансовые корпорации




S127 Кэптивные финансовые учреждения и ростовщики




S128 Страховые корпорации




S129 Пенсионные фонды


4. К изменениям в определении и отражении финансовых услуг в показателях СНС относятся следующие изменения, которые могут оказать непосредственное влияние на объем и структуру ВВП:

- расширение и детализация определения финансовых услуг;

- уточнение метода определения услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом (УФПИК);


- уточнение определения выпуска центрального банка и отражения его использования;

- совершенствование метода исчисления выпуска услуг страхования.
5. В СНС 1993 года не было предусмотрено определение выпуска финансовых услуг, связанных с приобретением и продажей на финансовых рынках таких финансовых инструментов, как иностранная валюта долговые ценные бумаги (векселя, облигации), обычные акции, а также акции и паи инвестиционных фондов. Появление этой новой категории в СНС 2008 года обусловлено ростом значимости данного вида услуг.

В СНС 2008 года расширено определение выпуска страхования путем включения выпуска услуг перестрахования, некоторых программ социального страхования (без образования отдельных фондов) и программ стандартизированных гарантий.
6. В СНС 2008 года введено положение о том, что исчисление УФПИК производится только для операций со ссудами и депозитами по формуле, предусматривающей возможность распределения выпуска УФПИК между различными статьями использования: промежуточным и конечным потреблением, а также экспортом. В соответствии с этим подходом выпуск УФПИК определяется на основе разности между фактическими ставками получаемых и выплачиваемых процентов и базисной ставкой процента, которая отражает чистую стоимость заимствования средств, то есть не включает премии за риск и платежи за посреднические услуги. Исключено положение о том, что в расчет УФПИК не должны включаться доходы от вложения собственного капитала финансовых посредников. Хотя такие вложения не являются финансовым посредничеством, но на практике их невозможно выделить. Исключено также положение о возможности не относить УФПИК к пользователям, допускавшее в СНС 1993 года применение упрощенного подхода к исчислению УФПИК. Включены рекомендации по оценке выпуска УФПИК в постоянных ценах.

7. Услуги центрального банка включают следующие три группы услуг: услуги финансового посредничества; услуги, связанные с осуществлением денежной политики, и услуги по надзору за деятельностью финансовых корпораций. СНС 1993 года рекомендует измерять услуги центрального банка как сумму услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом (УФПИК), и оплаты услуг в явной форме. Такой метод иногда приводит к необычно большим положительным или отрицательным оценкам выпуска.


В СНС 2008 года предпринята попытка уточнить влияние различных функций центрального банка на оценку и использование его выпуска. Для этого рекомендуется выделить заведения, производящие различные виды услуг. При этом УФПИК представляют собой рыночные услуги и оцениваются косвенным образом. Услуги, связанные с осуществлением денежной политики, оцениваются как нерыночные услуги по текущим затратам. Услуги по надзору за деятельностью финансовых корпораций могут быть как рыночными, так и нерыночными, и оцениваться, соответственно, в размере их оплаты или по текущим затратам. Использование нерыночных услуг отражается как приобретение коллективных услуг сектором государственного управления. Для финансирования этого приобретения в счетах вторичного распределения доходов должен быть показан условный трансферт от центрального банка (сектора финансовых корпораций) сектору государственного управления. Рыночные услуги могут предоставляться всем секторам экономики, однако в основном их потребителями являются коммерческие банки.
8. В СНС 1993 года выпуск услуг страхования исчисляется как разница между страховыми премиями и возмещениями. В случае крупных катастроф выпуск может сильно колебаться и быть даже отрицательным.

В СНС 2008 года при определении выпуска страхования (кроме страхования жизни) предлагается использовать скорректированные величины страховых возмещений, тождественные ожидаемым величинам, что позволит избежать нежелательных колебаний. Особенно крупные выплаты могут отражаться не как текущие трансферты, а как капитальные трансферты.
9. Классификация финансовых активов актуализирована для отражения новых явлений на финансовых рынках.

Изменения в классификации финансовых активов



СНС 1993 года





СНС 2008 года

AF1


Монетарное золото и СПЗ


AF1

AF11

AF12

Монетарное золото и СПЗ

Монетарное золото

СПЗ

AF2

AF21

AF22

AF29

Наличная валюта и депозиты

Наличная валюта

Ликвидные депозиты

Прочие депозиты

AF2

AF21

AF22

AF221

AF229

AF29

Наличная валюта и депозиты Наличная валюта

Переводимые депозиты

Межбанковские позиции

Другие переводимые депозиты

Другие депозиты

AF3

AF31

AF32

Ценные бумаги, кроме акций

Краткосрочные

Долгосрочные

AF3

AF31

AF32

Долговые ценные бумаги

Краткосрочные

Долгосрочные

AF4

AF41

AF42

Кредиты и займы (ссуды)

Краткосрочные

Долгосрочные

AF4

AF41

AF42

Ссуды

Краткосрочные

Долгосрочные

AF5

Акции и другие формы участия в капитале


AF5
AF51

AF511

AF512
AF519
AF52
AF521
AF529

Акционерный капитал и акции инвестиционных фондов

Акционерный капитал

Акции, включенные в листинг

Акции, не включенные в листинг

Другие виды участия в капитале

Акции/паи инвестиционных фондов

Акции/паи фондов денежного рынка

Акции/паи инвестиционных фондов неденежного рынка


AF6

AF61


AF62

Страховые технические резервы

Чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и пенсионных фондах

Предварительные выплаты премий и резервы на покрытие неурегулированных требований

AF6

AF61

AF62

AF63

AF64

AF65
AF66

Программы страхования, пенсионного обеспечения и стандартизированных гарантий

Страховые технические резервы, кроме резервов по страхованию жизни

Права на получение выплат по страхованию жизни и аннуите-там

Права на пенсионные пособия

Требования пенсионных фондов к управляющим пенсионными программами

Права на непенсионные пособия

Резервы для урегулирования требований по стандартизиро-ванным гарантиям







AF7

AF71
AF711

AF712

AF72

Производные финансовые инструменты и опционы на приобретение акций работниками

Производные финансовые инструменты

Опционы

Форварды

Опционы на приобретение акций работниками

AF7
AF71

AF72

Прочая дебиторская/кредиторская задолженность

Коммерческие кредиты и авансы


Прочая дебиторская/кредиторская задолженность (исключая коммер-ческие кредиты и авансы)


AF8
AF81

AF89

Прочая дебиторская/кредиторская задолженность

Коммерческие кредиты и авансы

Прочая дебиторская/кредитор-ская задолженность (исключая коммерческие кредиты и авансы)


10. В СНС 1993 года предусмотрено только частичное отражение пенсионных обязательств частных работодателей и государства (для программ с созданием специального фонда в размере накопленных средств). В СНС 2008 года предлагается распространить оценку обязательств на все пенсионные программы работодателей, как частных, так и государства в отношении государственных служащих.

В СНС 2008 года содержатся уточнения рекомендаций в отношении трактовки и оценки таких финансовых инструментов, как индексируемые долговые инструменты, акции, не включенные в листинг, соглашения РЕПО, неработающие ссуды, гарантии по ссудам, просроченные долги, опционы на приобретение акций работниками.
2. Возможности использования финансовых показателей СНС

в экономическом анализе
11. Финансовые показатели, отражаемые в счетах СНС, позволяют анализировать следующие аспекты экономической деятельности.

Данные счетов производства о добавленной стоимости в разрезе институциональных секторов и отраслей позволяют характеризовать объем финансовой деятельности в стране и ее долю в ВВП, а также роль отдельных подсекторов сектора финансовых корпораций в этой деятельности.

Балансы финансовых активов и пассивов позволяют анализировать состав финансовых активов и обязательств каждого институционального сектора и экономики в целом на начало и конец отчетного периода.

Показатели финансовых счетов характеризуют финансовые операции каждого институционального сектора и экономики в целом в отчетном периоде по видам финансовых инструментов; однако они не позволяют проследить взаимодействие по этим операциям между секторами и каждого сектора с остальным миром, то есть дать ответ на вопрос, кто кого финансирует. Такую возможность предоставляет таблица трехмерного представления финансовых потоков; аналогичная таблица может быть составлена и в отношении запасов финансовых активов.


Российская статистическая практика в отношении разработки финансовых показателей национальных счетов в настоящее время носит весьма ограниченный характер. Ни баланс активов и пассивов, ни финансовый счет не составляются. Это вызвано рядом проблем практического характера, связанных в основном с получением исходных данных. Для их решения необходимо усиление взаимодействия Росстата с Министерством финансов и Банком России и координация их усилий по внедрению новых стандартов СНС, статистики государственных финансов и платежного баланса, что может потребовать внесения изменений в определения и классификации некоторых показателей, в учет и отчетность.