birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 8 9

http://text.tr200.biz - Скачать курсовые, рефераты, дипломные работыhttp://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы


ВоГТУ

Людмила Васильевна Костылева.

Система национальных счетов: Курс лекций.

Вологда:, 2006г.

ЧАСТЬ I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
Лекция 1. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС): ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.


  1. Общая характеристика системы национальных счетов

  2. Основные категории, определения и принципы системы национальных счетов

  3. Классификация счетов


1.1. Общая характеристика системы национальных счетов
Система национальных счетов - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики. В её основу были положены теоретические работы Джона Кейнса. Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Ричард Стоун (талантливый ученик Дж. Кейнса), лауреаты Нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнар Фриш и Василий Леонтьев, а также другие экономисты-статистики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Переход нашей страны к рыночным отношениям потребовал перестроить отечественную статистику, внедрить в нее систему показателей, приспособленных для характеристики рыночной экономики. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.


Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

СНС методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Например, методология построения СНС определяет методологию вычисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:


  • определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

  • установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;
  • установление пропорций на первой стадии распределения доходов;


  • выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением;

  • выявление факторов, влияющих на динамику инвестиций;

  • определение размера национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

  • выявление размеров кредитования по экономике в целом и по отдельным ее секторам;

  • изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

  • установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

  • анализ влияния на экономику инфляционных процессов.

То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:

  • органам государственного управления для анализа и принятия решений по вопросам макроэкономической политики;

  • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;

  • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т.д.). Что касается международных организаций, то они не только собирают

информацию о наиболее важных показателях СНС, но занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. СНС-93 заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25-летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС.


Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», то есть сферы, где происходит производство валового внутреннего продукта (ВВП) и создание национального дохода.

В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т.д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение и конечное потребление национального дохода.

В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию чистоты в жилищах, воспитанию детей и т.д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить очень сложно.

Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:


  • производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

  • реализация услуг;

  • деятельность страховых посредников;

  • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления;

  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

  • оказание услуг наемной прислугой;

  • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП.


Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС-1993 понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости
1.2. Основные категории, определения и принципы построения системы национальных счетов
К основным категориям, применяемым в СНС, относятся:


  • экономические функции - основные народнохозяйственные процессы:производство, потребление и накопление, первичное и вторичное перераспределение доходов;

  • экономические операции - экономические акты, которые совершают хозяйственные единицы (экономические агенты) в процессе выполнения экономических функций;
  • экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие различные хозяйственные решения (государство, домохозяйства, предприятия и организации);


•объекты экономических операций - товары, деньги, финансовые документы, являющиеся предметом описания и анализа. Производственная деятельность в СНС определяется как деятельность хозяйствующего субъекта, при которой осуществляются затраты труда,капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг.

Товары - это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму, а услуги - результаты труда, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности и имеющие как материальный, так и нематериальный характер.

Производственная деятельность включает производство продуктов и услуг рыночных и нерыночных, т.е. предоставляемых бесплатно или реализуемых по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос.

Производственная деятельность включает производственную деятельность:

  • предприятий, производящих товары и услуги;

  • деятельность государственных учреждений и организаций;

  • деятельность общественных организаций;

  • домашних хозяйств.

В производственную деятельность домашних хозяйств включается производство всех продуктов независимо от того, проданы они или использованы для собственного потребления. Бесплатные услуги, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), кроме услуг по проживанию в собственном жилище, в производственную деятельность не включаются.

В понятие «производство» по методологии СНС-93 включаются все виды деятельности, в том числе:

  • незаконное производство;

  • скрытое производство и подпольная экономика;

•любые поставки товаров и услуг между заведениями, принадлежащими одному и тому же предприятию, так как они считаются частью продукции предприятия как единого целого;

•незавершенное производство;

•производство товаров и услуг домашними хозяйствами, а также услуг, оказываемых наемной оплачиваемой домашней прислугой;


•капитальный ремонт и строительство индивидуальных жилищ, рыночные индивидуальные услуги, выполненные собственными силами;

•услуги по использованию домашними хозяйствами, государственными учреждениями и некоммерческими организациями собственных зданий.

Исключаются из понятия «производство»:


  • домашние услуги - уборка и техническое обслуживание собственного жилья, включая мелкий ремонт; обслуживание предметов длительного пользования; приготовление пищи; уход за больными, детьми и т.д.;

  • побочные продукты процесса производства (выброс загрязнителей, образование мусора, взятки и вымогательства в связи с поставкой товаров и услуг, кража продукции до того, как производители доставят ее покупателю и т.п.).

Различают рыночное и нерыночное производство. Рыночное производство состоит из:

  • товаров и услуг, производимых и продаваемых по ценам, которые оказывают значительное воздействие на спрос этих продуктов;

  • товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру на другие товары, услуги и активы;

  • товаров и услуг, производимых и предоставляемых в качестве оплаты труда в натуральной форме;

  • товаров и услуг, производимых одним заведением и поставляемых другому заведению, принадлежащих одному и тому же предприятию, для использования в производстве в том же или последующих периодах;

  • готовой продукции, произведенной в данный период, и незавершенного производства данного периода, поступающих в запасы материальных оборотных средств у производителя перед их предстоящей продажей, обменом по бартеру, использованием в качестве оплаты труда работников или для поставок между заведениями в последующий период.

Нерыночное производство состоит из:
  • товаров и услуг, производимых в данный период и оставляемых владельцами заведений или предприятий для их собственного конечного потребления или валового накопления основного капитала;


  • услуг по использованию домашними хозяйствами и нерыночными производителями собственных зданий;

  • товаров и услуг, предоставляемых бесплатно или по ценам, не оказывающим значительного воздействия на спрос;

  • готовой продукции и незавершенного производства данного периода, использованных на прирост материальных запасов.

В СНС проводится четкое различие между внутренней (национальной) экономикой и «остальным миром». Для понимания различий между этими категориями необходимо рассмотреть следующие понятия: «экономическая территория», «центр экономического интереса», «резидент».

К экономической территории страны относятся ее географическая территория, воздушное пространство, территориальные воды, часть континентального шельфа в территориальных водах, в пределах которой страна реализует свои исключительные права. Экономическая территория включает в себя экстерриториальные анклавы (территорию других стран, на которой расположены посольства, военные базы и другие объекты данной страны), но исключает территориальные анклавы (территорию данной страны, на которой расположены посольства, военные базы и другие объекты других стран). Хозяйственная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода (как правило, не менее года)

Резидент — это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Это означает, что единица владеет недвижимостью, осуществляет или намеревается осуществлять свою деятельность на экономической территории страны длительное время (год и более). Резидентами являются все предприятия и учреждения, осуществляющие в стране операции в течение года и более, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями (совместные и иностранные компании), а также их филиалы и представительства, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Резидентами являются также физические лица независимо от их гражданства и национальности, находящиеся на экономической территории страны год и более. Исключение составляют сотрудники иностранных посольств, иностранные студенты, лица, находящиеся на лечении, которые остаются резидентами той страны, откуда они прибыли.


Нерезиденты - органы государственного управления других стран, международные организации, а также их представительства и офисы, иностранные посольства, расположенные в данной стране.

Кроме того, к нерезидентам относятся зарубежные предприятия, включая расположенные за границей предприятия владельцев данной страны; частные лица, обычно проживающие за рубежом, в т.ч. прибывающие в данную страну.

Основой для составления всех счетов и балансовых построений системы является институциональная единица - экономический субъект, способный самостоятельно:


  • владеть активами и обмениваться правами собственности на эти активы;

  • принимать экономические решения и обязательства, за которые несет полную ответственность;

  • вести полный комплекс балансовых счетов, имеющих экономический смысл и правомерный с точки зрения национального законодательства. Существует два вида институциональных единиц: 1) юридические лица, признаваемые законом; 2) домашние хозяйства - они не ведут счетов, но имеют право распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства.

Основой для анализа производства, формирования показателей для характеристики результатов деятельности отраслей является понятие заведение. Заведение представляет собой обособленную единицу, расположенную в одном месте и занимающуюся одним видом экономической деятельности. Совокупность заведений, занимающихся однородным видом деятельности, представляет собой отрасль. Классификация отраслей в системе осуществляется на основе действующих классификаторов.

Важными понятиями в СНС являются «поток» и «запасы».

Запасы отражают все виды активов и пассивов в экономике и отражаются в учете на определенную дату.

Потоки отражают любые действия по созданию, преобразованию, обмену, переводу, исчезновению экономической стоимости в течение определенного периода времени. Иными словами, потоки выражают экономические операции, которые возникают между институциональными единицами по их взаимному согласию.


Разделяют следующие виды потоков: 1) потоки товаров и услуг, 2) потоки доходов и 3) потоки финансовых ресурсов.

Потоки товаров характеризуют движение товаров и услуг независимо от того, что количественная характеристика объема товара или услуги может выражаться стоимостью.

Потоки доходов характеризуют создание и использование валового внутреннего продукта и национального дохода.

Потоки финансовых ресурсов соответственно отражают движение денег, ценных бумаг и других финансовых активов.

Одной из основополагающих категорий СНС является экономическая операция, под которой понимается экономический поток, представляющий собой взаимодействие двух институциональных единиц, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию.

Экономические операции подразделяются на:


  • операции с товарами и услугами (производство товаров и услуг и использование товаров и услуг);

  • операции с доходами (распределение и перераспределение доходов);

  • операции с финансовыми инструментами (приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств).

Операции без компенсаций, то есть без встречного потока товаров, услуг и т.д. - это трансферты. Трансферт представляет собой операцию, когда одна институциональная единица предоставляет товар, услуги, финансовый или нефинансовый актив другой единице, не получая от нее возмещения в виде товара, услуги или актива.

Основными принципами и правилами отражения экономических операций в СНС являются бухгалтерский принцип двойной записи каждой операции и правило учета операций по начисленным, а не по фактически полученным суммам.


Для оценки результатов экономических операций используются следующие виды цен: 1) рыночные цены конечного потребителя, 2) цены производителя и 3) основные цены.

Рыночные цены конечного потребителя включают в себя все налоги на продукты, торговые и транспортные наценки. В них оцениваются товары и услуги, использованные на цели конечного и промежуточного (производственного) потребления, а также на цели накопления.

Цены производителя (в отличие от цен конечного потребителя) не включают торгово-транспортных наценок и налога на добавленную стоимость (НДС).

Основные цены (в отличие от цены производителя) не включают никаких налогов на продукты, но учитывают субсидии на продукты.

Валовой внутренний продукт, представляющий собой стоимость конечных товаров и услуг, оценивается в ценах конечного потребителя. Выпуск товаров и услуг оценивается в ценах производителя или в основных ценах.

Взаимосвязь цены конечного потребителя, цены производителя и основной цены может быть представлена следующим образом:

Цена производителя = Цена конечного потребителя - НДС - Налоги на импорт - Торгово-транспортная наценка;

Основная цена = Цена производителя - Налоги на продукты,

включенные в цену производителя (за исключением налогов на импорт) +

+ Субсидии на продукты
1.3. Классификация счетов
СНС - это система макроэкономических показателей, построенная на основе стандартизованных классификаций, понятий и правил учета, призванных отобразить условия, процесс и результаты общественного воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные механизмы функционирования.

СНС - это своего рода бухгалтерский учет, но не для каждого хозяйствующего субъекта, а для страны в целом (национальное счетоводство).

В СНС существует четкая классификация счетов. Различают следующие группы счетов:


1. Счета текущих операций показывают производство, распределение и перераспределение доходов, а также отражают, как располагаемый доход используется на конечное потребление. К этому виду счетов относятся:


  1. Счет производства

  2. Счета доходов:

  • счет образования доходов;

  • счет распределения первичных доходов;

  • счет вторичного распределения доходов;

  • счет использования доходов.

2. Счета накопления отражают все изменения активов и пассивов и все изменения чистой стоимости капитала в отчетный период. К ним относятся:

  1. Счет операций с капиталом

  2. Финансовый счет

  3. Счета прочих изменений в активах:

  • счет переоценок;

  • счет других изменений в объеме активов.

  1. Балансы активов и пассивов отражают запасы активов и пассивов, а также разность между ними по состоянию на начало и конец отчетного периода.

  2. Счет внешнеэкономических связей (счет «остального мира»)

  3. Счет товаров и услуг.

Счета могут разрабатываться отдельно для каждого сектора экономики, а также для экономики в целом (консолидированные счета). Текущие счета также составляются и отдельно по отраслям.



следующая страница >>