birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 9 10
Эрик Берн «Формы человеческих отношений»

ЭРИК БЕРН

ФОРМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Человеческая личность


Наиболее плодотворно думать о человеческой личности как

разделенной на три части, или, еще лучше, осознавать, что каж-

дый индивид представляет собой три различные личности, каждая

из которых тянет в свою сторону ... так что удивительно, как

вообще что-либо когда-либо оказывается сделанным. И разумеется

в сексе, если они очень сильно тянут в противоположные стороны,

он не получается, или по крайней мере, не получается как следу-

ет. Мы можем представить это очень просто, нарисовав друг под

другом три круга, как на таблице 1. Они представляют трех чело-

век, которых каждый мужчина или каждая женщина носят в своей

голове.

На вершине находятся его родители, которые в действитель-

ности являются двумя разными людьми, но в этой диаграмме мы по-

казываем их одним кружком, помеченным Родитель или Род. Он

представляет кого-то в голове, говорящего ему, что он должен

делать, и как себя вести, и каким хорошим он является, и какой

он плохой, и насколько лучше или хуже его другие люди. Короче,

Родитель является голосом в голове, сопровождающим редакторски-

ми комментариями, как это часто делают родители, все, что он

делает. Вы можете судить о том, когда говорит ваш Родитель или

Родительское состояние эго по тому, что он употребляет слова

типа «смешной», «незрелый», «ребяческий» или «порочный». Ваш

Родитель может говорить с вами в таком духе в вашей голове и он

может также обращаться вслух к другим людям в то же самое вре-

мя. Он может также быть любящим и полным сочувствия, в точности

как настоящий родитель, и говорить вещи вроде «Ты зеница моего

ока», «Дай я позабочусь об этом» и «Бедная девочка».


Средний кружок, обозначенный Взрослый или В. представляет

голос рассудка. Он работает как компьютер, воспринимающий ин-

формацию из окружающего мира и рашающий на основе разумных ве-

роятностей, какой род действий предпринять и когда предпринять.

Ему нет дела до понятия «зрелы», поскольку даже дети могут при-

нимать такие решения, ни до понятия «искренний», поскольку мно-

гие воры и мошенники очень успешно решают, что делать и когда

делать. Взрослый говорит вам, когда и как быстро переходить

улицу, когда вынимать пирог из духовки. При переходе улицы,

например, он действует как очень точный и очень сложный компь-

ютер, оценивающий скорость всех машин на кварталы в обе сторо-

ны, и затем выбирающий как можно более ранний момент для того,

чтобы двинуться через улицу, не будучи убитым, или вернее, не

будучи вынужденным бежать, тем самым теряя собственное достоин-

ство. Взрослое эго состояние всегда сколько возможно следит за

тем, чтобы сохранить ваше достоинство, за исключением случая,

когда ваша судьба быть клоуном. Все хорошие компьютеры таковы:

они выбирают наиболее элегантное решение и стараются избегать

дилетантских и небрежных где только могут. Вы можете опреде-

лить, когда говорит ваш взрослый, поскольку он употребляет сло-

ва типа «Готов?» «Сейчас!» «Слишком много!» «Недостаточно!» и

«Здесь, а не там».

Нижний кружок, обозначенный Ребенок или Р., показывает, что

каждый мужчина имеет маленького мальчика внутри себя, а каждая

женщина носит маленькую девочку в своей голове. Это Детская

часть личности, ребенок, которым он или она когда-то были. Но

каждый ребенок отличается от другого, и Детское его состояние в

каждом человеке разное, потому что это Ребенок, которым он был


в определенное время своей жизни. Когда Ребенок берет верх, че-

ловек ведет себя по-детски, подобно ребенку определенного воз-

раста: в одном человеке он может быть четырех лет и трех меся-

цев, а в другом двух лет и шести месяцев, и сомнительно, может

ли он когда-либо быть старше шести лет. Мы не называем это

Детское эго состояние «незрелым»: мы просто говорим, что оно

подобно ребенку или напоминает ребенка. Возраст Детской части

личности в каждом индивиде определяется специальными факторами,

о которых вы можете прочитать в другой книге, если вы пожелаете

взять на себя такой труд.1 Важно осознать, что Ребенок находит-

ся там не для того, чтобы его подавлять или наказывать, потому

что на самом деле он является лучшей частью личности, частью,

которая бывает или может быть, если к ней правильно подойти,

продуктивной, спонтанной, умной и любящей, в точности как быва-

ют настоящие дети. К несчастью, дети также могут быть надутыми,

требовательными, не считающимися ни с кем, и даже жестокими,

так что с этой частью личности не всегда легко иметь дело. Пос-

кольку ваше Детское эго-состояние останется с вами на всю ос-

тавшуюся жизнь, самое лучшее, что можно сделать, это признать

его и постараться ладить с ним, и будет больше вреда, чем поль-

зы претендовать на то, что если вы будете его игнорировать и

обращаться с ним сурово, то оно исчезнет.

Вы заметили, что я обращаюсь к этим трем частям личности -

Родитель, Взрослый, Ребенок - как к эго состояниям, и это и

есть научное название для них.* Эти эго состояния обуславливают

то, что случается с людьми, и что они делают друг с другом или

друг для друга. Лучший способ, и до сих пор самый точный и са-

мый научный способ анализировать человеческие социальные и сек-


суальные отношения заключается в том, чтобы понять, какие эго

состояния в них вовлечены. На каждое эго состояние нужно смот-

реть по отдельности, если человек хочет понять свои чувства и

поведение в таких ситуациях. Некоторые люди пытаются стать

«цельной личностью», отрицая, что существуют различные части

личности. Лучший путь заключается в том, чтобы узнать как можно

больше о каждом аспекте, поскольку они все равно никуда не де-

нутся, а затем заставить их совместно работать наилучшим воз-

можным способом.



следующая страница >>