birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ


Выпуск #14 (395), 2010

17 сентября – 30 сентября

ЦИТАТА НОМЕРА

«Нет доказательств того, что Иран хочет получить (атомную) бомбу. У нас нет доказательств того, что Иран принял политическое решение начать обогащение урана до оружейного уровня. Мы полностью убеждены, что Иран хочет иметь возможность проведения ядерного цикла для получения топлива, что не запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия. Но нужно хорошо понимать, что Иран - это страна, в отношении ядерной программы которой существуют подозрения. И эти подозрения необходимо полностью снять».

Министр иностранных дел России Сергей Лавров

СОДЕРЖАНИЕ


ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ


  • Иранское ядерное досье

  • Переговоры по ядерной программе КНДР

  • Процесс ратификации Договора СНВ

  • Система противоракетной обороны

  • Международное атомное сотрудничество

  • Мирный атом России

МНЕНИЕ

  • О Договоре СНВ

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Гштаадский процесс

  • Добро пожаловать в при-центр.рф

  • Консультативный статус при ЭКОСОС ООН

  • О бюллетене

ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ

  • Иранское ядерное досье

Санкции среднего радиуса действия. Владимир Соловьев. Коммерсант. 23 сентября 2010

22 сентября президент Дмитрий Медведев подписал указ “О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года”. В 20-страничном документе детально расписаны беспрецедентно жесткие меры в отношении Ирана, которые обязалась принять Россия в рамках санкций, введенных против Тегерана этим летом. Во-первых, господин Медведев запретил передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей. А во-вторых, он обнародовал список иранцев, которых со вчерашнего дня следует считать персонами нон грата,— в него вошли ученые и чиновники, связанные с иранской ядерной программой. Указ российского лидера появился на фоне критики США решения Москвы поставить Сирии противокорабельные ракеты “Яхонт”.


Указ Дмитрия Медведева, конкретизирующий, как российским министерствам и ведомствам надлежит вести себя в отношении Ирана в связи с санкциями ООН, принятыми 9 июня этого года, был обнародован вчера поздно вечером. На десяти страницах документа и одиннадцати страницах приложений к нему (с их полным текстом можно ознакомиться на сайте www.kremlin.ru) чаще всего встречается слово «запрещается». 

Запрет распространяется на транзит через территорию РФ, вывоз с ее территории и передачу Ирану “любых боевых танков, бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет и ракетных систем”, а также зенитных ракетных систем С-300. Также теперь запрещено предоставлять Ирану любую техническую помощь, финансовые ресурсы и услуги, связанные с поставкой, продажей, передачей, производством или использованием вышеперечисленных вооружений. Одновременно всем российским госучреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, банкам, организациям и даже физическим лицам наказано “проявлять бдительность в отношении поставки, продажи и передачи Ирану всех остальных видов вооружений и относящихся к ним материальных средств”. Дмитрий Медведев предписывает проверять грузы, следующие в Иран и из него через Россию, если возникнут основания полагать, что они содержат подпадающие под санкции и прописанные в указе товары и технологии.

Запретительные меры касаются и финансовой сферы. На территории РФ запрещено открывать филиалы иранских банков, если возникнут подозрения, что они как-то способствуют ядерной деятельности Тегерана.

Подпунктом “д” пункта 1 президентского указа запрещен въезд в Россию или транзит через нее иранцам, связанным сейчас или в прошлом с ядерными программами или разработкой ядерного оружия. Список из 13 таких персон приведен в приложении N 1 к указу. В нем ученые, чиновники и военные. В частности, это Аббас Резаи Аштиани, занимающий руководящую должность в управлении Организации по атомной энергии Ирана по геологоразведке и добыче и бригадный генерал Мохаммад Реза Нагди — бывший заместитель начальника генштаба иранских вооруженных сил по тыловому обеспечению и промышленным исследованиям.


Кроме того, в приложениях содержится список иранских физических и юридических лиц, связанных каким-либо образом с ядерной деятельностью (всего их 23), чьи грузы в случае их попадания на российскую территорию будут досматриваться с особой тщательностью. А также списки организаций и людей, связанных или подконтрольных Корпусу стражей исламской революции. Следить за исполнением документа поручено почти всем российским министерствам и ведомствам, включая МИД, МВД, Минобороны, ФСБ, СВР, Центробанк и “Росатом”.

Как пояснили “Ъ” в постоянном представительстве РФ при ООН, тот факт, что господин Медведев подписал указ вчера, вовсе не означает, что Москва только сейчас приступила к исполнению июньской резолюции по Ирану. “Это обычная практика и чисто техническая деталь — после каждой такой резолюции подписывается соответствующий указ. Санкции же мы начали исполнять сразу после их принятия в июне. Просто теперь все систематизировано”,— пояснил “Ъ” сотрудник постпредства.

Тем не менее именно вчера была поставлена точка в разговорах вокруг поставок Ирану комплексов С-300. Ранее российские чиновники выступали с противоречивыми высказываниями на этот счет. Например, в июне, когда санкции против Тегерана были уже приняты, глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев заявлял, что Россия не считает себя связанной новой резолюцией в том, что касается поставок иранцам С-300. “Работа по этому контракту идет”,— отметил тогда он. И это при том, что Москва еще год назад твердо пообещала Вашингтону, что готова отказаться от выполнения этого контракта. По данным “Ъ”, договоренность президентов США и РФ Барака Обамы и Дмитрия Медведева о введении антииранских санкций и отказе России от поставок С-300 была достигнута в прошлом сентябре, когда господин Медведев летал в Нью-Йорк на сессию Генассамблеи ООН.

Содержание беспрецедентного по жесткости президентского указа объясняет, почему Иран так возмущался по поводу нежелания России исполнять давний контракт на поставку комплексов С-300 и обвинял ее в том, что она пляшет под дудку США. Очевидно, что еще во время обсуждения ООН будущих санкций в Тегеране хорошо представляли себе их содержание, которое и отражено в документе, подписанном вчера господином Медведевым. Примечательно также, что президентский указ появился сразу же после того, как разгорелся скандал вокруг поставок Сирии российских противокорабельных ракет “Яхонт”. С критикой этих намерений выступили США и Израиль. Однако теперь Москва вполне может заявить, что она придерживается международных обязательств в отношении Ирана, поставки же Сирии ни под какие санкции не подпадают. Или же что и эти поставки могут стать предметом отдельного торга


Доказательств того, что Иран хочет создать ядерное оружие, нет. Дмитрий Горностаев. РИА Новости. 23 сентября 2010

Доказательств того, что Иран принял политическое решение о разработке атомного оружия, нет, однако для снятия санкции ООН с Исламской Республики необходимо получить подтверждение, что ядерная программа Тегерана имеет полностью мирный характер, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью американскому телеканалу PBS.

“Нет доказательств того, что Иран хочет получить (атомную) бомбу. У нас нет доказательств того, что Иран принял политическое решение начать обогащение урана до оружейного уровня. Мы полностью убеждены, что Иран хочет иметь возможность проведения ядерного цикла для получения топлива, что не запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия. Но нужно хорошо понимать, что Иран - это страна, в отношении ядерной программы которой существуют подозрения. И эти подозрения необходимо полностью снять. Этим как раз и занимается “шестерка”, - сказал Сергей Лавров.

Как только будет получено подтверждение исключительно мирного характера ядерной программы, “санкции прекратятся”, отметил глава МИД РФ.

Лавров предупредил, что в случае применения силы против Ирана со стороны какой-либо из стран, последствия для региона, и без того переживающего одновременно несколько кризисов и конфликтов, будут крайне негативными.

“Если угрозы, которые мы слышим время от времени с нескольких сторон, материализуются, и будет применена сила, то это окажется кратчайшим путем для победы радикалов в Иране и принятия решения по логике “если уж по нам ударили, то мы должны получить ядерное оружие”. Удар по Ирану, на мой взгляд, будет кратчайшим путем вынуждения иранцев сделать свою страну ядерной в военном смысле”, - сказал российский министр.

Лавров подчеркнул, что Россия имеет тесные многовековые культурные связи с Ираном и хочет видеть его стабильным государством, полноправным членом мирового сообщества. Вместе с тем он отметил, что РФ голосовала за введение санкций СБ ООН против Тегерана, чтобы показать, что “мы не потерпим нарушений Договора о нераспространении ядерного оружия”.


“Мы хотим понимать, что конкретно происходило в Иране за те 18 лет осуществления там секретной ядерной программы, когда Иран не сообщал МАГАТЭ то, что должен был сообщить. Многие аспекты агентство уже прояснило, но ряд вопросов остается без ответа”, - сказал Лавров.

В этой связи он вновь призвал иранские власти пойти навстречу требованиям мирового сообщества и возобновить сотрудничество в полном объеме. Отношения Тегерана и МАГАТЭ обострились после того, как двум инспекторам агентства было отказано во въезде в страну на прошлой неделе.

“Мы не поддерживаем Иран в том, что он игнорирует запросы агентства. Мы считаем, что Иран должен в большей степени идти навстречу, мы хотим, чтобы Иран сбросил с себя бремя подозрений и стал равноправным и конструктивным участником регионального диалога, поскольку он имеет рычаги влияния на многие ситуации в регионе - в Ираке, Афганистане, Палестине, Сирии, Ливане”, - отметил глава МИД РФ.

Переговоры Ирана и “шестерки” могут состояться в октябре. РИА Новости. 24 сентября

Официальный представитель Ирана может встретиться с представителем “шестерки” (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция, ФРГ) для обсуждения ситуации вокруг ядерной программы Тегерана в октябре, сообщил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад 24 сентября.

“Согласно предварительным планам, возможно, в октябре представитель Ирана встретится с одним из членов группы “пять плюс один”... Думаю, госпожа Эштон, если она выйдет на контакт с иранским представителем, может назначить время переговоров”, - сказал иранский лидер, которого цитирует агентство Рейтер.

“Мы рассчитываем, что к октябрю мы будем готовы возобновить переговоры, но мы уже говорили, каковы наши предварительные условия”, - сказал иранский лидер.

Ахмадинежад ранее заявил, что в качестве основы для возобновления диалога Иран рассматривает Тегеранскую декларацию об условиях обмена низкообогащенного урана на обогащенный до 20% уран, которая была подписана при участии Турции и Бразилии.


Министры иностранных дел стран “шестерки” 22 сентября выразили надежду на скорейшее урегулирование путем переговоров иранской ядерной проблемы.

По итогам министерской встречи “шестерки” по Ирану заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков отметил, что работы по обогащению урана в Иране не могут не сказаться на обсуждении вопросов поставок топлива для Тегеранского исследовательского реактора (ТИР).

Рябков напомнил, что за время проработки возможности поставок топлива для ТИР Ираном было накоплено уже 2,8 тонны низкообогащенного урана в Натанзе и продолжается обогащение урана до 20%. “Это имеет прямую проекцию на дискуссию по топливозамещению”, - подчеркнул высокопоставленный российский дипломат, являющийся также одним из политдиректоров “шестерки” международных посредников по ядерной проблеме Ирана.

Иран предлагает обмениваться информацией о ядерных проектах в регионе. РИА Новости. 20 сентября 2010

Иран предлагает создать в регионе международную техническую группу по обмену информацией в ядерной области, в том числе в сфере ядерной безопасности, заявил вице-президент Ирана, глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи в понедельник в ходе 54-й сессии генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Он напомнил, что МАГАТЭ недавно одобрила место для строительства в Египте первой атомной станции.

По словам Салехи, учитывая планы развития атомной энергетики в соседних странах, “мы предлагаем создать региональную техническую группу по обмену знаниями (в ядерной энергетики - ред.), в частности в ядерной безопасности”.

Он также заявил, что АЭС Бушер, физический пуск которой состоялся в августе, “вскоре начнет давать электроэнергию”.

Салехи отметил, что “все наши (иранские - ред.) ядерные установки находятся под контролем МАГАТЭ” и заявил, что процесс контроля над развитием ядерной энергетики в Иране со стороны МАГАТЭ должен применяться без двойных стандартов в отношении Тегерана.


Вирусная атака на объекты инфраструктуры ИРИ.  ПИР-ПРЕСС. 28 сентября 2010

По сообщениям информационных агентств стало известно, что в персональных компьютерах иранской атомной электростанции в Бушере был обнаружен вирус Stuxnet, атаковавший системы контроля многих промышленных предприятий Ирана. Менеджер отдела проектов станции Махмуд Джафари (Mahmoud Jafari) заявил, что вирус поразил несколько компьютеров, но не нанес какой-либо ущерб основной операционной системе станции,  поэтому происшествие не помешает планам пуска станции в октябре.

Новый компьютерный вирус Stuxnet был обнаружен экспертами из Германии в июле. Этотчервь был создан специально для того, чтобы взять под контроль системы управления промышленных объектов. Вирус уже в течение нескольких недель атакует предприятия Ирана. Он также был зафиксирован в Индонезии, Индии и США.

По словам председателя Совета ПИР-Центра, заместителя председателя специальной рабочей группы Совета Европы по проблемам трансграничного интернета Михаила Якушева «подобных масштабов вирусная атака на объекты инфраструктуры того или иного государства может быть расценена как минимум в качестве действий, нарушающих безопасность того или иного государства. Но если то, о чём передают средства массовой информации, действительно имеет такие масштабы и последствия, то с юридической точки зрения такие действия могут рассматриваться как преступление. И если иранское руководство сможет доказать чью-либо вину, то это может иметь определённые международно-правовые последствия».

Вопросы кибербезопасности имеют большую значимость и требуют сотрудничества между странами. 18 сентября с.г. в Гштааде (Швейцария) в рамках семинара «За гранью геополитики – общие вызовы, совместные решения?», одним из организаторов которого выступил ПИР-Центр, состоялось обсуждение вопросов информационной безопасности, в частности угроз кибербезопасности. Участниками стали эксперты и представители государственной власти из многих стран мира.


В ходе обсуждения были затронуты проблемы правового регулирования в безграничном пространстве мировой паутины. Обеспечение законности в интернете наталкивается на проблемы транснациональной юрисдикции и географических границ. Кроме того, в целом законодательство не успевает адаптироваться к стремительно меняющейся технологической сфере.

 «Решение вопросов информационной безопасности невозможно без определенного уровня доверия между государствами. Взаимодействие между странами должно осуществляться на двустороннем и многостороннем уровнях. Примером такого взаимодействия могут служить результаты деятельности специальной рабочей группы Совета Европы по проблемам трансграничного интернета, а именно принятая в 1994 г. Конвенция о киберпреступности Совета Европы», – подчеркнул Михаил Якушев.



следующая страница >>