birmaga.ru
добавить свой файл

1


Анализ воспитательной работы
Переход от индустриального к информационному обществу требует новых идей, новых знаний, новых способов их ускоренного получения и постоянного обновления.

Творческий союз преподавателей и студентов, опираясь на педагогическую науку завтрашнего дня, учитывая принцип преемственности, избрал наиболее приемлемые для колледжа пути воспитания молодежи, осуществляемые в рамках организованной воспитательной системы, имеющей профессионально – социальную направленность.

Цель воспитательной системы РСПК - личностное развитие студента. Коллективом выбран единственный путь – воспитательная работа направлена на реализацию личностно – ориентированного подхода, строится с ориентацией на общечеловеческие ценности с использованием современных технологий (особое значение придается технологиям, основанным на традициях колледжа).

Воспитательная система РСПК способствует актуализации, развитию и проявлению студентом личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой реализации. Успехи в воспитании обеспечиваются за счет раскрытия творческого потенциала студента, заложенного в его социально - культурном опыте. Воспитательная система способствует формированию позитивной Я – Концепции, стимулируя студента на дальнейшее самосовершенствование.

В аналитической деятельности коллективом акцентируется внимание:


  • на развитие личности;

  • на становление и проявление индивидуальных особенностей;

  • на личностные достижения;

  • на формирование благоприятной среды для развития;

  • на функционирование системы медико – психологического и социально – педагогического обеспечения процесса развития студентов.

Педагогический контроль затрагивает следующие аспекты воспитательной деятельности:


  • планирование работы классных руководителей;

  • организацию досуга студентов во внеурочное время, посещение ими кружков, клубов, секций и других объединений по интересам;

  • работу по профилактике случаев безнравственного поведения студентов, подготовку и проведение классных часов и внеклассных мероприятий, особенно молодыми педагогами;



  • педагогическую поддержку студенческой инициативы и самодеятельности, работу органов студенческого самоуправления;

  • соблюдение, сохранение и развитие традиций;

  • взаимодействие педагогов с родителями студентов и другими представителями окружающего социума;

  • состояние эмоционально – психологических и деловых отношений в студенческих коллективах;

  • обеспечение готовности выпускников к жизненному и профессиональному самоопределению.

Ядром воспитательной системы является социализованная модель выпускника:

  • гражданина;

  • профессионала;

  • творческой личности.

Поэтому уделяется особое внимание:

  • гражданскому;

  • военно-патриотическому;

  • духовно – нравственному;

  • интеллектуально-познавательному;

  • социально – практическому воспитанию.

  • Опираясь на данные направления мы представляем модель выпускника колледжа – специалиста, мотивированного на профессиональную и личностную реализацию в условиях провинциального небольшого городка, ориентированного на саморазвитие и самосовершенствование, способного максимально содействовать возрождению провинции, конкурентоспособного на рынке труда.

Нормативно-правовое регулирование воспитательной деятельности Рыльского социально-педагогического колледжа соответствует нормам и требованиям методики экспертного оценивания:


  • наличие в 5-летнем плане развития колледжа раздела по воспитательной деятельности;

  • наличие Концепции воспитательной деятельности учебного заведения;

  • наличие годового плана воспитательной деятельности;

  • наличие Программы воспитательной деятельности колледжа;

    • наличие целевых Программ развития колледжа:

  • «Патриотическое воспитание»;

  • «Духовность и нравственность»;

  • «Здоровье»;

  • «Профессия»;

  • «Творчество»;


- наличие Правил внутреннего распорядка студентов;

- наличие ряда Положений о конкретных участках воспитательной деятельности.

В процессе осуществления воспитания молодежи функционирует педагогическая служба «Студент – классный руководитель – преподаватель», которая призвана создать гарантию защищенности студента через :

  • Медико-социальные;

- психолого –педагогические службы.

Организацию и координацию внеучебной работы со студентами осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Совместно с заведующими отделениями, социальным педагогом, классными руководителями, методистами, представителями студенческого совета вырабатывается стратегия воспитательной деятельности, решаются задачи перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности, осуществляется ее методическое и практическое обеспечение, проводится необходимый мониторинг результатов работы. При необходимости к работе привлекаются психологи, руководители творческих объединений, заведующая библиотекой, преподаватели физического воспитания, совет центра музейной педагогики, члены студенческого совета.

Вопросы воспитания студентов рассматриваются на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре, методических советах, семинарах классных руководителей.


Результативность воспитательной системы обеспечивают следующие условия:


  • сближение обучения и воспитания;

  • поиск форм, методов, приемов, средств, направленных на достижение поставленных целей;

  • создание особого психологического климата и творческого сотрудничества в коллективе преподавателей, сотрудников и студентов.



Для эффективности и совершенствования учебно- воспитательного процесса в колледже широко применяются современные методы диагностики, тестирования, анкетирования:

  • диагностика уровня воспитанности студентов (1-2 курсы);

  • диагностика студентов по выявлению их отношения к вредным привычкам (студенты нового приема);

  • диагностика межличностных отношений в классных коллективах (2-3 курсы);

  • мониторинг современных ключевых компетентностей выпускников колледжа.

Одна из форм методической работы в колледже – методическое объединение классных руководителей.

Задачи деятельности методического объединения таковы:

  • совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в колледже;

  • помощь классным руководителям в овладении современными педагогическими технологиями;

  • повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей;

  • оказание практической помощи педагогам в организации воспитательной работы;

  • обмен опытом организации внеклассных мероприятий;

  • подготовка и проведение открытых внеклассных мероприятий с последующим анализом.

В колледже осуществляют воспитательную деятельность самые авторитетные, педагогически грамотные классные руководители, умеющие разбираться в психолого- педагогических проблемах, информированные о новейших тенденциях, способах и формах профилактической работы, владеющие современными технологиями воспитания – это одна из главных составляющих успешности воспитательной деятельности в учебном заведении.


Классные руководители умело ведут организационно-координирующую функцию, обеспечивают связь с семьями студентов (особенно из «группы риска»),устанавливают контакты с родителями, оказывая им помощь в воспитании, контролируют досуг воспитанников, занимаются индивидуальной работой с каждым из них. Осуществляя коммуникативные функции, классные руководители регулируют межличностные отношения внутри классного коллектива, что снижает возможность студента находиться вне поля зрения.

Рыльский социально- педагогический колледж – старейшее учебное заведение Курской области. Трудами поколений педагогов в нем создана самобытная воспитательная система, нацеленная на формирование чувства патриотизма, уважения к традициям и обычаям малой родины, развитие традиций учебного заведения, повышение культуры межличностных отношений, формирование милосердия и гуманного отношения к окружающим, создание благоприятных условий для самореализации личности, самодеятельности и творчества студентов. Мы живем в таком богатом, с точки зрения истории, месте, что не использовать ее в воспитательных целях невозможно. Преподаватели имеют возможность приобщать студентов к общечеловеческим ценностям, прививая им чувство исторической памяти, любви к Отечеству. Эта работа основана в колледже не на пустом месте, так как в течение многих лет у нас действовали студенческие поисковые отряды.

Особое место в профессиональной подготовке занимают недели специальностей, в ходе которых студенты и преподаватели проводят конкурсы, интеллектуальные состязания, мастер-классы, демонстрируя свои знания, умения, достижения и успехи.

Ежегодно, по традиции учебного заведения, проводятся тематические декадники, в ходе которых реализуются различные проекты:


  • «Я - гражданин России» - декадник по гражданскому воспитанию студентов (в канун Дня защитника Отечества);
  • «Мы этой памяти верны» - декадник верности традициям выпускников РПУ, ветеранов войны и труда;


  • Декадник допризывника «Я служу России» (по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи);

  • Открытие сезона волонтерского движения «Эстафета милосердия "Сотвори добро!» по возрождению тимуровского и волонтерского движения «Молодые – ветеранам»;

  • «Здоровое поколение» - декадник по здоровому образу жизни;

  • «Родине – спортивные рекорды!» - декадник по совершенствованию спортивного мастерства;

  • «Здравствуй, пионерское лето!» - подготовка студентов к работе со школьниками в оздоровительных лагерях, на школьных площадках, по организации досуговой деятельности с детьми по месту жительства;

  • «Будущие учителя – детям» - организация летних турпоходов и досуга школьников;

  • «Семья и общество» - мероприятия по семейному воспитанию, помощь неполным и неблагополучным семьям в вопросах педагогического просвещения;

  • «Счастливое детство» - шефская помощь по организации новогодних праздников и утренников в школах города и района. Выезды с концертами и игровыми программами в Ивановскую школу – интернат;

В колледже особое внимание уделяется воспитанию готовности к здоровому образу жизни и реализации областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 гг.».

Устав колледжа включает положения, регламентирующие организацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в колледже. Разрабатываются и внедряются в практику диагностические программы и современные методики, направленные на формирование законопослушного поведения студентов.

Информационно-просветительская и профилактическая работа организуется и проводится при тесном сотрудничестве с представителями правоохранительных органов и наркоконтроля. Эффективно осуществляет свою деятельность Координационный совет профилактики и молодежное представительство. Педагогический коллектив колледжа определил условия, при выполнении которых эффективна профилактическая работа:


  • успешность студентов в учебной деятельности;

  • обеспечение их психологической защищенности;

  • развитие эмоционально - позитивной системы отношений со сверстниками, преподавателями, родителями;

  • овладение педагогами знаниями о психологических особенностях студентов, склонных к асоциальному поведению;

  • создание благоприятных условий для развития и саморегуляции студентов;

  • попытки изменения условий семейного воспитания.

Система деятельности педагогического коллектива по поддержке нуждающихся в помощи включает в себя следующее:

  • изучение и диагностика поведения студентов;

  • выявление студентов, допустивших многочисленные пропуски занятий без уважительных причин, отстающих в учебе, склонных к нарушению дисциплины или асоциальным нормам поведения;

  • определение причин отклонения в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у данных студентов;

  • составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении;

  • изменение характера личных отношений воспитанников с одноклассниками, друзьями и взрослыми;

  • вовлечение студентов в различные виды положительно- активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;

  • изменения условий семейного воспитания или квартирных условий с использованием для этой цели служб системы профилактики.

Организация воспитательной работы предполагает учет особенностей современного студенчества, педагогическую коррекцию, условий его культурной, профессиональной и личностной социализации, направленной на преодоление и сглаживание негативных явлений и на максимальное использование положительных черт современной молодежи.


В учебном заведении существуют организационные формы, которые связаны с созданием воспитательных центров. В нашем опыте это Музей колледжа – центр гражданско-патриотического и профессионального воспитания будущих работников образования, библиотека, студенческие клубы:


  • Клуб молодого избирателя «Наш выбор»;

  • Клуб «За здоровый образ жизни»;

  • Педагогический клуб профессионального общения «Автограф»;

  • Клуб «Мир детства»;

  • Клуб православных встреч;

  • Правовой лекторий «Молодежь и закон»;

  • «Библиополис».

Мощным средством создания культурного пространства для самореализации и саморазвития личности студента является организация кружковой и спортивно-оздоровительной работы.

«Визитной карточкой» колледжа является художественная самодеятельность.

Главный принцип при организации ее деятельности: вовлечь в творческую деятельность всех студентов без исключения. В колледже не делят студентов на «актив» и «пассив». Поэтому для воспитанников колледжа создаются оптимальные условия к творческому самостоятельному мышлению. Современного студента мы вовлекаем, а не обязываем, з а и н т е р е с о в ы в а е м, а не настаиваем!

Организационной единицей образовательного пространства является событие, спроектированное и организованное так, что может являться для каждого студента рейтинговой площадкой для отработки профессиональных умений; образцом гражданской активности и коммуникативной компетенции, а также эмоционально значимым событием.

В соответствии с концепцией, программами и планами воспитательной работы в колледже ежегодно проходят традиционные мероприятия, направленные на становление профессионально значимых качеств студентов , а также на создание психологически комфортного климата и сплочения коллектива:


  • познавательный проект «Смысл жизни»;

  • профессиональный конкурс «Выпускник года»;

  • спортивный праздник «А ну-ка, парни!»;

  • фотоконкурс «Учитель, которого ждут»;

  • фестиваль солдатской песни;

  • презентация групп нового приема;

  • уроки Мужества, Чести, Достоинства;

  • конкурс боевых листков;

  • ток-шоу «Осенняя мозаика»;

  • эстафета Милосердия «Сотвори добро»;

  • «Битва хоров» и другие.

Большие возможности для самовыражения представляет эффективно действующая система студенческого самоуправления. Большинство мероприятий разрабатываются и организуются членами студенческого совета колледжа, а выборы в студенческий совет – одно из главных событий в жизни колледжа, выявляющее коммуникативные и организационные умения будущих учителей, их гражданскую позицию.

Многоплановость воспитательной деятельности помогает студентам заполнять свободное от занятий время любимым делом.

Наличие высококвалифицированных кадров, внушительная материально-техническая спортивная база способствуют совершенствованию эффективной системы спортивно- оздоровительной работы по различным видам спорта, что помогает полностью исчерпать проблему организации культурного досуга молодежи.

Ежегодно в колледже проводятся спартакиады по таким видам спорта как футбол, баскетбол, волейбол, гимнастика, теннис, легкая атлетика. Дважды в год проводится традиционный легкоатлетический кросс и городская эстафета. На основе умело подобранных форм, методов использования социально-педагогических технологий учебное заведение имеет высокие показатели, выраженные в достижениях педагогического и студенческого коллективов.

Личность растет и развивается в деятельности, и в колледже имеются все возможности для ее раскрытия. Благоприятная психологическая атмосфера в образовательной организации способствует развитию творческого потенциала и личностного роста каждого студента.


Критерии эффективности воспитательной системы РСПК таковы:


  • упорядоченность жизнедеятельности коллектива;

  • эмоциональная насыщенность его жизни;

  • творческое содружество поколений;

  • самочувствие студента в колледже, коллективе, степень комфортности личности;

  • сформированность у выпускников социальных компетенций (коммуникативных навыков, умение использовать знания на практике, умения применять проектные методики, способности к инновационной деятельности);

  • подготовленность выпускников к самостоятельной жизни.



В целом воспитательная деятельность ОБОУ СПО «Рыльский социально – педагогический колледж» соответствует требованиям ФГОС.