birmaga.ru
добавить свой файл

1

Царство, заветы и канон Ветхого Завета урок 2 — Царство Божье


Царство Божье

Урок 2
О
Разделы


  • Введение

  • В широком и в узком смысле

  • Древнейшая история

  • Ветхозаветный Израиль

  • Новый Завет

  • Заключение


Что я должен сделать?

Прочитать это методическое руководство к уроку.

Посмотреть видеоурок 02 «Царство Божье».

Ответить на вопросы и выполните задания, помещенные в данном методическом руководстве.

Подготовить свои вопросы и комментарии к обсуждению темы в группе.
жидания


После изучения этого урока вы сможете…

  • Опираясь на текст Писания, пересказать основные идеи и факты, представленные на уроке.

  • Рассказать о начале и развитии Божьего Царства, каким оно представлено в Писании.

  • Проследить сведения о местонахождении Царства, народе Царства и развитии Царства на каждом этапе библейской истории.

  • Описать трудности, возникающие на каждом из трех этапов развития Божьего Царства в новозаветную эру.

  • Осмыслить значение концепции Божьего Царства как объединяющей идеи.



Введение

Помню, много лет тому назад старшеклассников попросили подготовить устные рассказы о прочитанных книгах. Одной девочке задали прочитать и пересказать книгу о расовой дискриминации, причем учительница посоветовала ей прочесть «Невидимого человека» Ральфа Эллисона. Но когда подошла очередь этой девочки рассказать о прочитанной книге, то оказалось, что она прочла «Человека-невидимку» Герберта Уэллса – всем известный научно-фантастический роман, не имеющий никакого отношения к расовым предрассудкам в Америке. И вот что самое поразительное: эта ученица все-таки вычитала у Герберта Уэллса то, что ей хотелось вычитать на тему расовой дискриминации и расовых предрассудков. К несчастью для нее, у Герберта Уэллса, когда он писал свой роман, не было ни малейшего намерения высказываться на эту тему, поэтому доклад ученицы получился абсолютно бредовым.


К
Этот урок называется «Царство Божье». На этом уроке мы увидим, что правильное понимание библейской концепции Царства Божия обеспечивает наиболее глубокое и широкое прочтение Ветхого Завета.
сожалению, приходится признать, что многие христиане примерно с тем же успехом читают Ветхий Завет, с каким та девочка прочитала Герберта Уэллса. Если христианин заранее «знает», о чем повествует эта часть Библии, или, хуже того, вообще ничего о ней не знает, он в своих попытках понять ее потерпит такую же катастрофу (если не хуже), какую потерпела старшеклассница, которая, «зная» тему романа Уэллса, попыталась понять этот роман. Неверное понимание ветхозаветной картины в целом может привести к бесчисленному количеству ошибок и недоразумений. Полное же отсутствие представлений о главной теме Ветхого Завета приведет читателя к безнадежной путанице в наборе каких-то непонятных ему и, с его точки зрения, плохо связанных или попросту бессвязных историй, видений и повествований.

Эта серия уроков называется «Царство, Заветы и ветхозаветный канон». А данный урок должен нам показать, что Ветхий Завет представляет «общую картину» развития Царства Божьего. На нем мы исследуем четыре аспекта библейского учения о Царстве Божьем:
Царство Божье


  • В широком и в узком смысле

  • Древнейшая история

  • Ветхозаветный Израиль

  • Новый Завет


Посмотрите часть видеофильма, озаглавленную «В широком и в узком смысле», и затем разберите следующую часть учебного пособия


Посмотрите часть видеофильма, озаглавленную «В широком и в узком смысле», и затем разберите следующую часть учебного пособия



I. В широком и в узком смысле

В поисках верного понимания библейской концепции Царства Божия, прежде всего посмотрим, как Библия говорит о нем вообще и в частности – иначе говоря, в широком смысле и в узком смысле.

В широком и в узком смысле


  • Неизменное

  • Развивающееся


А. Царство Божье в широком смысле

Как суверенность Иеговы, Бога Израиля, отличалась от суверенности богов соседних с Израилем народов?


Как, согласно Псалму 92 (стихи 1 – 2), мы можем и сегодня понять Царство Господа Вседержителя?


Б. Царство Божье в узком смысле

Необходимо знать и второй, более узкий смысл понятия «Божье Царство». Именно в этом смысле Библия говорит о развитии Божьего Царства. В то время, как Божье Царство в широком смысле вечно, непреложно и неизменно, – в другом, более узком смысле, оно может «уходить» и «приходить», как о том говорил Сам Иисус, уча апостолов молиться (Матфея 6: 9 – 10).

Как из 6-й главы Евангелия от Матфея (стихи 9 – 10) можно понять разницу между вечным, непреложным и неизменным Божьим Царством над всей вселенной и Божьим правлением на земле, которое развивается в ходе истории?

Что, согласно Иисусовой молитве, должно происходить на земле, чтобы на ней действительно наступило Божье Царство?


Прочитайте стихи 9 – 10 из 7-й главы Книги пророка Даниила и стих 23 из 21-й главы Откровения. Подумайте, что имел в виду Иисус, когда молился: «Да будет воля Твоя на земле, как и на небе». Как именно воля Божья должна явить себя на земле?

Как Иисусово понимание Царства Божьего как исторической, земной реальности определяет ваше мышление? Мыслите ли вы себе его как-то иначе?
Царство Божье

  • В широком и в узком смысле

  • Древнейшая история

  • Ветхозаветный Израиль

  • Новый Завет


Посмотрите часть видеофильма, озаглавленную «Древнейшая история», и затем разберите следующую часть учебного пособия
II. Древнейшая история

Теперь мы достаточно подготовлены для того, чтобы исследовать, каким образом Царство Божье представлено в Бытии 1:1 – 11:9, т.е. в той части Библии, которая повествует о древнейшей истории. Мы рассмотрим три вопроса:

Древнейшая история


  • Место Царства Божьего

  • Народ Царства Божьего

  • Развитие Царства Божьего


А. Место
Первые приготовления Божьи на земле были направлены на то, чтобы установить на ней Свое Царство. Однако в Его намерения также входило строительство Его царства путем дальнейшего развития.
Место

  • Первые приготовления

  • Дальнейшее развитие


1. Первые приготовления

Каково значение слов «безвидна и пуста» в Бытии 1:2. Что эти слова изначально значили для Моисея и народа, который он учил?


В Бытии 1:3 – 31 мы видим, как Бог упорядочивает древнейший хаос. В первые три дня творения Он наводит порядок на земле, дабы не была она «безвидна». Как Он это делает?


В последние три дня творения усилия Бога направлены на то, чтобы земля не была «пуста». Как и чем Он наполняет ее?


Какую связь вы можете заметить между дненм первым и днем четвертым? Днем вторым и днем пятым? Днем третьим и днем шестым?

Что имел в виду Господь, говоря, что творение его «хорошо» или «весьма хорошо»?


2. Дальнейшее развитие

Обратите внимание на указание в Бытии 2: 8 – 9 на то, что «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке». Насколько далеко простирался этот рай?


Что означает слово «Эдем» на древнееврейском языке?


Из Книги Бытия мы знаем, что Бог избрал Эдем местом своего особого, зримого присутствия. Таким образом, хотя весь мир и был до определенной степени упорядочен, однако лишь одно место на земле можно было назвать раем – место столь прекрасное, что лишь оно одно было пригодно для того, чтобы именно там Бог в славе являл Себя на земле.
Б. Народ Царства Божьего
Народ

  • Священники

  • Цари (наместники Царя вселенной)

Какая часть творения, согласно Бытию 2: 18, была «нехороша»? В чем тут состояла проблема?


В каком смысле на Адама и Еву были возложены обязанности «священства»?


Почему было бы неверно полагать, что на Адама и Еву в саду Эдемском были возложены обязанности «возделывать его и хранить его» в смысле простого садоводства?


В каком смысле Адам и Ева были облечены «царственностью»? Какая взаимосвязь между их «царственностью» и тем фактом, что в древности «образами», «подобиями Божьими» и даже «сынами Божьими» называли себя императоры и цари?

Почему мы говорим, что учение Моисея об «образе Божьем» коренным образом отличалось от всех религиозных учений его времени?


В чем состоит значение веления Божьего Адаму и Еве «наполнять землю и обладать ею» (Бытие 1: 28)? Что оно означало для развития Божьего Царства?

В. Развитие Царства Божьего

Как мы видели, главной характеристикой Царства Божьего на земле является его способность к расширению. Иными словами, постепенно оно должно наполнить собой всю землю. Далее мы в трех аспектах проследим историческое развитие Царства Божьего в древнейшие времена, описанные в Книге Бытия. Во-первых, мы рассмотрим предательство вселенских масштабов, которое в это время произошло на земле. Во-вторых, мы поговорим о развращении человечества и о неминуемой каре. И в-третьих, о всеобъемлющем замысле, посредством которого Бог осуществит цели Своего царства на земле.
Развитие


  • Предательство вселенских масштабов

  • Развращение и кара

  • Всеобъемлющий замысел


1. Предательство вселенских масштабов

Каким образом Адам и Ева совершили предательство своего Творца – предательство вселенских масштабов?

Каковы были последствия их предательства?


Означал ли их бунт, что их роль «устроителей Царства» с этого момента упразднялась? Что изменилось?

2. Развращение и кара

После грехопадения Адама и Евы могли ли их дети своими собственными силами измениться, стать верными Господу и вернуть все то, что утратили их родители?


Основываясь на исторических сведениях Библии (Бытие 3: 1 – 6: 7), сделайте вывод о том, расширилось или сузилось в этот период Царство Божье на земле? Почему?


3. Всеобъемлющий замысел

Когда, по указанию Книги Бытия, прозвучали первые слова Бога о всеобъемлющем замысле по распространению Своего Царства на всей земле?

Кто был рожден, чтобы заменить убитого Авеля? Охарактеризуйте этого человека и его потомство.

Из главы 8, стихов 21 – 22 Книги Бытия явствует, что Бог обещал человечеству на «все дни земли» возможность осуществить свою задачу во исполнения Его всеобъемлющего _____________ .
Как это обещание Божье помогает нам понять цели человечества в наши дни?


Царство Божье


  • В широком и в узком смысле

  • Древнейшая история

  • Ветхозаветный Израиль

  • Новый Завет


Посмотрите часть видеофильма, озаглавленную «Ветхозаветный Израиль», и затем разберите следующую часть учебного пособия
III. Ветхозаветный Израиль

Начало исполнения Божьего замысла о Царстве Его на земле уходит корнями в глубокую древность, в самое начало истории человечества. Следующий этап осуществления этого Божьего замысла связан с историей определенного народа – с избранием народа Израиля, с которого и должно было начаться распространение Божьего Царства по всей земле. Мы проследим этот этап в трех его аспектах:
Ветхозаветный Израиль

  • Местонахождение Божьего Царства

  • Народ Божьего Царства

  • Развитие Божьего Царства


А. Местонахождение Божьего Царства

  • Первоначальный центр

  • Распространение

Одна из ключевых цитат нашего урока – Бытие 12: 1 – 3: Божье повеление Аврааму оставить свой дом в Месопотамии и идти в землю, где до этого времени он никогда не бывал. И с этих самых пор именно эта земля – Ханаан становится географическим центром Божьих действий на земле.


Какое отношение имеет земля Ханаан к земле Эдемской?

Откуда мы об этом знаем?

В каком смысле Землю Обетованную можно считать «опорной площадкой» Царства Божьего?

Происходило ли во времена Ветхого Завета расширение Божьего Царства за пределы Земли Обетованной? Какие примеры распространения Божьего Царства за пределы Земли Обетованной во времена Ветхого Завета были приведены на этом уроке?

Б. Народ Божьего Царства

Теперь, когда мы установили местонахождение Божьего Царства, мы можем обратиться к следующему вопросу: о народе Божьего Царства. Мы рассмотрим его в трех его аспектах:
Народ Божьего Царства


  • Избрание Израиля

  • Царство священников

  • Священники и цари



1. Избрание Израиля

Ветхий Завет конкретно указывает на избрание рода верных Богу как образа будущего построения и расширения Божьего Царства. Об избрании чьего рода идет речь в 5 главе Книги Бытия?
Кто из сыновей Ноя был избран для продолжения рода верных Богу?

Кто является потомками этого сына Ноя?

Кто из сыновей Исаака продолжил род избранных, став главой двенадцати колен Израиля?

2. Царство священников

В 19 главе Книги Исхода (стих 6) говорится, что Израиль будет «царством священников». Каково значение этих слов в свете священнических и царских обязанностей, изначально порученных Адаму и Еве?


3. Священники и цари

Хотя в общем смысле мы можем говорить о том, что весь народ Израиля был «царством священников», однако постепенно Бог избрал из них определенных людей и семьи, чтобы они исполняли служение священников и царей.
Чей род был избран для служения священников?

Чей род был избран для служения царей?

В. Развитие Божьего Царства

Теперь рассмотрим, каково было развитие Божьего Царства и распространение его до краев земли во времена ветхозаветного Израиля.


Дайте общую характеристику развития Божьего Царства на земле во времена ветхозаветного Израиля.

На уроке мы говорили о трех этапах развития Божьего Царства в те времена:
Развитие Божьего Царства


  • Обетование

  • Исход и овладение землей

  • Израильская империя


1. Обетование

Во времена патриархов Бог произнес множество обетований о будущем Израиля. На уроке мы разделили их на две категории: обетования умножить Израиль и обетования дать ему владычество.
Прочитайте в 15-й главе Книги Бытия стихи 5 – 6. Исходя из этих слов, подумайте, почему такое внимание Ветхий Завет уделяет рождению Исаака, Иакова и его двенадцати сыновей?


В следующем стихе (Бытие 15: 7) Бог говорит Аврааму, что он дал «землю сию во владение» ему и его наследникам. Какое повеление, данное Адаму и Еве в Эдемском саду, напоминает это обетование?

2. Исход и овладение землей

Прочитайте в 15-й главе Книги Исхода стихи 1 – 18. Особое внимание обратите на стих 13 и объясните значение слов: «… препровождаешь… в жилище святыни Твоей».

Как тема Царства и правления Божьего освещена в стихах 17 – 18 15-й главы Книги Исхода?


3. Израильская империя

Важным шагом на пути утверждения Божьего Царства на земле явилось избрание Давидом и Соломоном Иерусалима в качестве не только своей царской столицы, но и местоположения Храма. В Первой книге Паралипоменон (29:23) сказано: «И сел Соломон на престоле Господнем, как царь, вместо Давида, отца своего». Объясните смысл этого высказывания.

Давид сделал приготовления для строительства, а Соломон построил Храм в Иерусалиме, водрузив в нем Ковчег Завета, который в Первой книге Паралипоменон (28:2) назван «подножием ногам Бога нашего». В чем состоит особая важность такого определения?

Прочитайте 71-й псалом (стихи 1 – 17). В чем состояла главная цель созидания израильского царства, Храма и столичного города Иерусалима?


Как это соотносится с изначальным обетованием, данным Аврааму в Бытии 12: 3?


Чтобы верно понять все значение для нас этих тем Ветхого Завета, необходимо увидеть их сквозь призму Нового Завета. Относительно немногие христиане отдают себе отчет в том, что Евангелие Иисуса Христа есть ничто иное, как осуществление ветхозаветного обетования Царства Божьего. Как об этом сказано в Евангелии от Матфея (4: 23)?

Царство Божье


  • В широком и в узком смысле

  • Древнейшая история

  • Ветхозаветный Израиль

  • Новый Завет


Посмотрите часть видеофильма, озаглавленную «Новый Завет», и затем разберите следующую часть учебного пособия
IV. Новый Завет

В наши дни многие христиане склонны «индивидуализировать» Благую Весть. Иначе говоря, они рассматривают ее как инструмент личного спасения. Несомненно, что этот аспект Евангелия имеет огромное значение, но существуют и другие не менее важные его аспекты.
Новый Завет

  • Местонахождение Божьего Царства

  • Народ Божьего Царства

  • Развитие Божьего Царства


А. Местонахождение Божьего Царства

Мы будем рассматривать новозаветное учение о местонахождении Божьего Царства в двух аспектах:
Местонахождение Божьего Царства

  • Центр Божьего Царства

  • Расширение пределов Царства


1. Центр Божьего Царства

Подобно Ветхому Завету, Новый Завет утверждает, что центром, из которого осуществляется распространение Божьего Царства на земле, является народ Израиля. Как это утверждение подтверждается земной жизнью Иисуса?

Иисус одну из первых проповедей (Лука 4: 17 – 19) начинает с чтения 61-й главы Книги пророка Исайи, провозглашая, что Он послан «проповедовать пленным освобождение… отпустить измученных на свободу». Как этот стих помогает нам понять, что Иисус принес освобождение народу Израиля?


2. Расширение пределов Царства

Прочитайте стих 14 24-й главы Евангелия от Матфея. Что общего в этой новозаветной и в ветхозаветной концепциях распространения Царства Божьего? В каком отношении новозаветная концепция идет дальше ветхозаветной?

Б. Народ Божьего Царства

Как мы видели, Бог избирал Себе особых людей, принадлежавших к особым родам, дабы они служили нам «образами», примерами распространения Царства Божьего на земле. Эти мотивы появляются также и в Новом Завете. Чтобы прояснить ветхозаветный подход к ним, мы коснемся двух вопросов: во-первых, Христос – главный Божий образ, и, во-вторых, христиане – искупленные образы Божьи.
Народ Божьего Царства


  • Христос

  • Последователи Христа – христиане


1. Христос

Многие христиане знают, что Иисус, воплотившись, в полной мере стал человеком, однако большинство очень смутно понимает, почему это было необходимо. Истина же состоит в том, что воплощение Иисуса было и есть реальное воплощение Божьего Замысла о Своем Царстве. Мы рассмотрим это утверждение в двух аспектах.
А. Христос как Последний Адам

Апостол Павел в Первом послании Коринфянам (15: 21 – 22) помогает нам понять, почему Христос стал человеком. Что в этих стихах апостольского послания говорится о человеке Иисусе?


Христос совершенным послушанием дал нам воскресение и жизнь и получил награду за праведность – победу над смертью и _____________ над всем творением. Каким образом это согласуется с изначальным Божьим замыслом о человечестве?

Б. Священник и Царь

Автор Послания к Евреям не раз подчеркивает священническую роль Христа. Он говорит, что мы имеем в Нем «Первосвященника великого». И Ангел Божий, возвещая о рождении Иисуса, говорит, что Он «будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Луки 1: 32 – 33). Вспомните, что мы знаем из Ветхого Завета о том, как эти два служения призваны воплотить Божий замысел об утверждении Царства Его на земле?


2. Последователи Христа – христиане

Несомненно, именно Христос есть главное действующее лицо Божьего Царства. Но кто является остальными действующими лицами? В Ветхом Завете это были потомки Авраама по крови. Чем отличается народ Божьего Царства в Новом Завете?


Что общего между определением Божьего Царства в Первом Послании Петра (2: 9) и определением его в Ветхом Завете? Чем отличаются между собой эти определения?


Заключение

В. Развитие

Как мы видели в Ветхом Завете, Царство Божье могло «уходить» и «приходить», переживать расцвет и упадок в зависимости от верности и послушания народа Израиля. Похоже ли это на то, как обстоит дело во времена Нового Завета? В наши дни?
Как притча Иисуса о зерне горчичном (Матфея 13: 31 – 32) описывает развитие Божьего Царства в новозаветную эпоху?


Одно из важнейших отличий между Ветхим и Новым Заветом состоит в том, что ныне Христос есть Царь народа Божьего, в то время как ветхозаветные цари были обычными людьми, чья природа греховна. Что значит царствование Иисуса над народом Божьим для распространения Царства Его на земле?

На этом уроке мы говорили о трех этапах распространения Божьего Царства на земле в новозаветный период. Это:

1_________________________________ Царства
2__________________________________Царства
3__________________________________Царства
Каким образом распространение Божьего Царства на земле совершается в наши дни?

Что Вы делаете для того, чтобы внести свой вклад в его распространение?
Обсуждение и практическое применение

Во многих отношениях можно говорить о теме грядущего Божьего Царства на земле как о метасюжете Библии, т.е. как о той главной истории, в которую, в конечном итоге, складываются все остальные. У этого объединяющего повествования есть много задач, но две из них – главные и основные. Во-первых, это повествование о той реальности, которая значительно отличается от нашей обыденной реальности и потому будит воображение и вызывает жажду по себе в наших сердцах. Однако, во-вторых, это повествование о той реальности, которая все же настолько близка и понятна верующему, что он может себе представить не только саму эту реальность, но и пути ее достижения.

Какие возможности перед нами открываются, когда мы понимаем, что тема Божьего Царства на земле есть метасюжет Писания? И какие трудности перед нами возникают, когда мы понимаем это со всей ясностью и отчетливостью?

Во многих нациях и культурах роль объединяющего повествования, по мере его извращения, со временем превращалась из конструктивной в деструктивную. Каким же образом церковь может противостоять подобным процессам в отношении мечты о Царстве Божьем, объединяющей всех христиан?

Считаете ли вы средневековые крестовые походы верным или извращенным применением библейской идеи о Божьем Царстве? Почему?
Можете ли вы, как христианин, представить свое видение Божьего Царства? Увлечь и вдохновить своим видением других? Защитить свое видение Божьего Царства? Скорректировать извращенное применение библейской идеи о Божьем Царстве?
Требуется определенное время, чтобы приучить себя мыслить по-новому. Подумайте, что именно может вам помочь научиться смотреть сквозь призму библейской мечты о Божьем Царстве на многие аспекты вашей жизни и вашего служения.
Попробуйте изложить своими словами основные аспекты библейского учения о Божьем Царстве.


Подготовка к обсуждению темы в группе
Целью обсуждения в группе является углубление вашего понимания содержания этих уроков. Перед обсуждением в группе еще раз повторите материал урока и убедитесь, что вы усвоили основные факты и идеи. Это позволит сделать обсуждение в группе более полезным для развития этих идей, для их практического применения в вашем будущем служении, а также для обсуждения таких тем, которые были затронуты, но не развиты в видеоматериале.

Готовясь к обсуждению темы в группе, посмотрите видеоурок, ответьте на вопросы и выполните задания, помещенные в данном пособии, а также запишите не менее трех своих собственных вопросов, которые, по вашему мнению, могут послужить отправной точкой для интересного и плодотворного обсуждения темы в группе.


Каждый час видеофильма «Третьего тысячелетия» примерно соответствует трем часам аудиторного обучения



- -