birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 14 15



СЭМЬЮЭЛ М. ЦВЕМЕР

ХРИСТОС
У МУСУЛЬМАН

ЗАМЕТКИ О ЖИЗНИ,
ХАРАКТЕРЕ И УЧЕНИИ
ИИСУСА ХРИСТА,
В СООТВЕТСТВИИ С КОРАНОМ
И ОРТОДОКСАЛЬНЫМИ ПРЕДАНИЯМИ ИСЛАМА


www.muhammadanism.org

March 7, 2007

Russian


(от автора книг «Учение о Боге у мусульман»,
«Мусульманин, ищущий Бога» и т.д.).


«ОЛИФАНТС ЛИМИТЕД»
ЛОНДОН И ЭДИНБУРГ

ОТПЕЧАТАНО В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
«МОРРИСОН И ГИББ ЛИМИТЕД»,
ЛОНДОН И ЭДИНБУРГ

Английский оригинал подготовлен
www.muhammadanism.org
25 февраля 2005 г.





THE

MOSLEM CHRIST


AN ESSAY ON THE LIFE, CHARACTER, AND TEACHINGS OF JESUS CHRIST ACCORDING TO THE KORAN AND ORTHODOX TRADITION







BY

SAMUEL M. ZWEMER

D. D., F.R.G.S.

AUTHOR OF "THE MOSLEM DOCTRINE OF GOD"

“A MOSLEM SEEKER AFTER GOD” ETC.


OLIPHANTS LD.

LONDON AND EDINBURGH






PRINTED IN GREAT BRITAIN BY

MORRISON AND GIBB LTD., LONDON AND EDINBURGH

ПОСВЯЩАЕТСЯ
Джеймсу Кэнтайну,
МИССИОНЕРУ-ПЕРВОПРОХОДЦУ, ДРУГУ И СОРАТНИКУ
ПО СЛУЖЕНИЮ В АРАВИИ В ТЕЧЕНИЕ ДВАДЦАТИ ЛЕТ.
«Кто, как ты думаешь, был зачат без участия земного отца, и к Кому при Его рождении сатане так и не удалось отыскать способ приблизиться?

Кто же это Такой, Кто в Коране назван “Словом Бога и Духом Его”, а сунна называет Его “Духом Божиим”? Какое Существо, спросишь ты, может быть больше Духа Божия?

Кто же это Такой, о Ком говорят, что, будучи еще в колыбели, Он разговаривал с собравшимися вокруг? Кто, согласно толкованиям Бейзави, мог вложить жизнь в мертвых и в сердца людей (то есть, в их тела и в их души); кто же иной, кроме как Всемогущий и кроме как Дух Святой?»

— из «Минар уль-Хакк» («Апология христианской веры»), стр. 159.
ВСТУПЛЕНИЕ
ИСЛАМ — единственная из крупных нехристианских религий, упоминающая в своей священной книге, Коране, Иисуса Христа. Однако, это и единственная религия, в священных книгах которой, наряду с упоминанием о Христе, вместе с тем отрицается Его божественность, Его искупительную жертву и Его главенствующее положение, как Господа всего. Ни в одной из каких-либо иных священных книг Востока Христос не упоминается; и только Коран предоставляет Ему место на своих страницах, но делает это с неточностями и искажениями. С сожалением следует отметить, что едва ли не каждый важный факт относительно жизни, личности и деяний нашего Спасителя исламом игнорируется, извращается или вовсе отрицается.

Как бы то ни было, мусульмане признают Иисуса Христа как истинного пророка, и не менее трех глав (сур) Корана, а именно: «Семейство Имрана» (Сура III), «Трапеза» (Сура V) и «Мария» (Сура XIX), получили свои названия, в силу того, что посвящены событиям именно из жизни Иисуса Христа, а также Его деяниям. Уже само то обстоятельство, что Иисус Христос упоминается в исламской литературе и признается мусульманами одним из своих пророков, само по себе вызывающее желание сравнения Его с Мухаммедом, предоставляет возможность христианскому миссионеру задать вопрос каждому правоверному магометанину о том, что тот думает о Христе. «Что вы думаете о Христе?» Эти слова до сих пор еще решают судьбы людей и целых народов. Тем не менее, чтобы помочь нашим мусульманским собратьям найти на этот вопрос ответ, нам необходимо самим узнать, чему же мусульмане верят относительно Христа. Лишь тогда мы сможем подвести их к открытию высшей истины, принимая все, что есть истинного в их познаниях о Христе. Не наше невежество, а наша доскональная осведомленность о «мусульманском» Христе, позволит нам показать всю открывающуюся в Новом Завете славу и величие Христа всем тем, кто по неведению, чтит Его как простого пророка.

Кроме того, в то время, когда учения других религий так общедоступны, для всех христиан должно быть интересным узнать, что двести миллионов мусульман думают об их Господе и Спасителе, и сопоставить Его портрет, описанный в Коране и более поздних мусульманских источниках, с тем, что приводится в евангелиях.


Это исследование, как и более ранняя моя работа «Мусульманское учение о Боге», целиком основывается на текстах Корана, комментариях к нему и ортодоксальных преданиях ислама. [Английский] текст Корана цитируется по Палмеровскому переводу («Священные книги Востока», тома vi. и ix., Оксфорд, 1880 год) вместе со ссылками на трех общепринятых толкователей: Бейзави, Замахшари и Джеллалайна. Ссылки на мусульманские предания об Иисусе Христе вы можете найти в разделе «Библиография». Чаще же всего я использовал классическое исследование по данной теме, и, насколько мне известно, единственную популярную работу, которая изо всех прочих мусульманских источников дает относительно связное описание жизни Иисуса Христа, а именно: «Китаб Кусус Аль-Анбийа». Эта книга, иначе называемая «Аль Араис», была написана Абу Исхаком Ахмадом бен Мухаммедом бен Ибрахимом Эсс-Салаби, доктором теологии шафиитской школы, умершему в четыреста двадцать седьмом году хиджры (1036 г. от р. Х.). Эсс-Салаби, автор вышеупомянутого труда, описан в «Биографическом словаре» Ибн Халликана (том i. стр. 22) следующим образом: «В свои времена он считался первым в науке истолкования, и написал огромную книгу комментариев, которая превосходит многие другие. Также он автор труда “Кусус-аль-Анбиа” и других книг. В этой книге повествуется о том, как Абу Касим эль Кашири рассказывал: “Я видел во сне Всемогущего Господа, и Он говорил со мной, и я отвечал Ему. И сказал Господь: ‘Вот, смотрите, грядет человек, обладающий добрым нравом’; я оглянулся и увидел, что приближается Эсс-Салаби”». Рукописные тексты его книги находятся в ряде библиотек Европы, они неоднократно воспроизводились в Каире: в 1293, 1306, 1308, 1310, 1325 годах хиджры, а также в Бомбее в 1306 г. хиджры. Я пользовался последней Каирской редакцией.

Также я сопоставил жизнеописание Иисуса Христа, приведенное в труде Э. Лямэре «Библия ислама» (E. Lamairesse «Bible de l'Islam») — это французский перевод «Раузат Ас-Сафа» Мирхонда (Париж, 1894 год) — с арабским оригинальным текстом (также Париж, 1894 год), находящимся в «Ахбар Ад-Дуваль ва Ассар Аль-Авваль» историка Абу’ль Аббаса Аль-Карамани, родившегося в 1532 году и умершего в 1611 г. от р. Х. Практически они ничего не добавляют к тому жизнеописанию, что нам оставил Эсс-Салаби. За исключением еще двух источников: »Versuch einer Darstellunq der Christologie des Koran« К. Ф. Герокка (Гота, 1839 год) и более позднего французского исследования Эдуарда Сэйу «Jesus-Christ d’apres Mahomet» (Париж, 1880 год), оба из которых ограничиваются текстом Корана и не используют мусульманских преданий, мне не известно ни одного трактата на данную тему ни на одном из западных языков. При этом мне не удалось отыскать в мусульманской литературе никаких следов монографии об Иисусе Христе, как о последнем пророке до пришествия Мухаммеда.
Вполне закономерно может прозвучать вопрос об источнике информации Мухаммеда. Как и от кого мог он услышать об Иисусе Христе? Каковым бы ни было состояние христианства в Аравии, несомненно, что Мухаммед соприкасался с христианами на протяжении всей своей жизни.1 Одну из важнейших историй он должен был слышать еще во времена своего младенчества: это мог быть рассказ о том, как христианские войска вторглись на аравийский полуостров с юга и нанесли поражение армии Абрахи. Позднее, когда Мухаммед совершал торговые поездки в Сирию, он мог повстречаться там с монахами-христианами. Помимо того, ему доводилось пересекать территорию на севере Аравии, населенную христианскими племенами. Уже после того, как он объявил себя пророком, его любимой наложницей оказалась Мириам, коптская христианка, ставшая матерью его долгожданного сына Ибрахима. Вдобавок ко всему этому, сами мусульмане вполне допускают существование ряда христиан и иудеев, помогавших Мухаммеду и наставлявших его в учении. В недавнем исследовании П. Л. Шейхо под названием «Избранные апокрифические легенды ислама» (Бейрут, 1910 г.),2 перечисляется несколько источников, которым Мухаммед был обязан своими познаниями в христианстве. Первыми по порядку, как считает Шейхо, должны быть названы современники Мухаммеда: Варака бен Науфель, Зобейр бен Амру, Зайд и Кааб. Этот автор также упоминает книгу «Китаб бен Мунаба», дюжина страниц из которой недавно была обнаружена в коллекции древних манускриптов. Согласно Шпренгеру, человек, который, по словам его соотечественников, помогал Мухаммеду в написании Корана, должен был быть чужеземцем, ибо сам Мухаммед говорит (Сура 16:105): «“Это всего лишь смертный, кто учит его”. Язык того, к кому они [по ошибке] склоняются — дикарский, а здесь — чистая арабская речь».1 Шпренгер утверждает,2 что упомянутым человеком «был Аддас, монах из Ниневии, поселившийся в Мекке». Толкователи Корана сообщают нам далее, что Мухаммеду случалось слушать, как Джабер и Яссар, два мекканских оружейника, кователя мечей, читали Священное Писание; а Ибн Исхак свидетельствует о связях Мухаммеда с Ар-Рахманом, христианином из Ямамы. 3 Келле заходит еще дальше, чем Шпренгер, в своих рассуждениях об источниках информации Мухаммеда. Он заявляет: «Не недостаток возможностей, но отсутствие подлинной симпатии и совместимости удерживали его в стороне от религии Христа. Первая жена Магомета представила его своей двоюродной сестре-христианке; одна из его последующих жен приняла христианскую веру в Абиссинии; да и самая любимая из его наложниц была христианкой: эта девица происходила из среды египетских коптов. Он был знаком с монахами-отшельниками и имел связи с учеными епископами православной церкви. В те времена чтение священного Писания на публичных службах в обязательном порядке предписывалось церковными властями и повсеместно практиковалось; и если бы он хотел основательно познакомиться с ним, то мог бы без труда это сделать. Однако, не располагая достаточным пониманием природы греха и человеческого состояния в результате грехопадения, он оказался не способен и по достоинству оценить лекарство от этого зла, которое предлагалось в Евангелии».4


Недавнее критическое исследование источников информации Мухаммада о христианстве и о Христе,5 подтверждает выводы, сделанные в прежние годы Шпренгером и другими исследователями. Его автор, В. Нойш, берет за отправную точку мнение Харнекка, который в своей «Истории догматов» показывает близость и удивительное сходство между доктринами иудео-христианского гностицизма и учением Мухаммеда. Он сомневается, впрочем, чтобы Мухаммед имел непосредственный контакт с распространителями одного из этих вероучений. История говорит нам о том, что иудаизм рано проложил себе дорогу на Аравийский полуостров, и мы знаем, что в Аравии находили себе пристанище различные христианские секты, но нам неизвестно преобладание какой-либо из них. Поскольку нам приходится иметь дело с неграмотным народом, мы не можем предполагать у этих людей больших догматических знаний. Нойш сомневается, чтобы кто-либо из учителей Мухаммеда оказался настолько выдающимся или хотя бы определенным в своем знании христианства, чтобы пророк ислама получил основание заявлять, что он полагается на этот единственный источник. Если Мухаммед и был в состоянии читать, то овладеть грамотой он мог только в зрелом возрасте — слишком поздно, чтобы оказать влияние на его взгляды, которые к тому времени уже были обнародованы. Он заключает, что хотя мнение Харнекка, в основном, верно, нам не следует, как это часто случалось раньше, просто заявлять, что Мухаммед зависел от иудейских и христианских сект, которые существовали в его времена. Мы должны помнить, что учение ислама, каким оно является в настоящий момент, во многом сформировалось в гораздо более поздние времена, чем в те, когда был еще жив его пророк. Что же касается мусульманских преданий, дающих более полную информацию, чем сам Коран, Гольдцихер показывает, что по большей части информация в них восполнялась за счет христианских вероотступников. 1

Существует, разумеется, множество ссылок на Иисуса в более поздней мусульманской литературе, и наметившаяся сегодня философская дезинтеграция ислама не только в отношении его догматов, но и в отношении его этического учения, заставляет мусульман заново задуматься над личностью Христа. Эти новаторские веяния и попытки приспособить мусульманские догматы к современным условиям, которые уже не раз озвучивалось прогрессивной прессой и сторонниками обновления магометанского учения с одной стороны, и отмежевавшимися от ислама сектами баби, бахаев, а также последователями позднего мирзы Кадиана, с другой стороны, едва ли хотя бы краешком коснулись общественного мнения среди самых широких масс. Целью этой книги является рассказ о том Иисусе Христе, каким Его знает (если знает вообще) подавляющее большинство мусульман, в не зависимости от того, грамотные это люди или нет.

СЭМЬЮЭЛ М. ЦВЕМЕР.
БАХРЕЙН, АРАВИЯ,

март 1912.
ПРИМЕЧАНИЕ: Куфическая надпись на обложке оригинала, взятая из старого манускрипта, гласит: «Во имя Бога Милостивого и Милосердного». Пусть же мусульмане скорее узнают Его милость так, как она открылась во Христе.

“Le musulman proclame qu’il y a un livre plus recent que l'Evangile et superieur a lui, le Coran; il proclame que six siecles apres Jesus-Christ est venu un prophete inferieur a quelques egards, notamment par sa naissance, mais moralement et religieusement superieur, Mohamet. C'est celui-la le Maitre, et Jesus, n'est qu’un maitre. Aussi regardons nous l'Islamisme comme une des trois grandes religions monotheistes, a part des deux autres mais non pas independante, car sans elles jamais elle n'aurait existe.”
Эдуард Сэйу,«Иисус Христос, предтеча Магомета».
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВЫ СТР. ОРИГИНАЛА




ВСТУПЛЕНИЕ

7

I.

ЕГО ИМЕНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

23




Важность имени для жителя Востока — Имя «Иса» — Его употребление в Коране — «Эль Мессих» — Слово Божие — Дух Божий — Звание пророка — Качества пророка — Апостолы и их особые звания — Происхождение слова «Иса» — О «Мессихе» — Бездомный Иисус — Почему Он прозван «Словом Божиим»? — Два других эпитета.




II.

УПОМИНАНИЕ В КОРАНЕ О ЕГО ЖИЗНИ И СМЕРТИ

41



Три сложности в начальном этапе: характер Корана, его противоречия и отсутствие хронологического порядка — Благовещение об Иисусе — Его рождение — Его чудеса — Его миссия и послание — Его смерть, которая и принимается, и отрицается — Его характер, как апостола и пророка, включая отрицание Его божественности — Скудость источников: Коран и предания — Авторитет источников среди мусульман — Источники мусульманских преданий о Христе — Их достоверность.





III.

ИИСУС ХРИСТОС В МУСУЛЬМАНСКИХ ПРЕДАНИЯХ, ОТ РОЖДЕНИЯ ДО НАЧАЛА ЕГО СЛУЖЕНИЯ

59




Перевод Эсс-Салаби, источника, основанного на раннем предании — Рождение Иисуса — Гавриил в качестве вестника — Мария, сестра Аарона — Иисус говорит из колыбели — Мария отправляется с Иисусом в Египет — Иисус поражает Своего учителя в школе — О внешнем виде Христа — О знамениях и чудесах, совершенных Его рукою в юности — Слепой человек и хромец — Брак сына правителя — Иисус и его товарищи по играм — Чудесное появление пищи — Он воскрешает мальчика из мертвых — Красит одежды в разные цвета краской из одной бочки — Относительно возвращения Марии и Иисуса после смерти Ирода — Он развит не по годам — Его молитва за больных.




IV

ИИСУС ХРИСТОС В ПРЕДАНИЯХ, ОТ НАЧАЛА ЕГО СЛУЖЕНИЯ ДО ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ

79



История учеников Иисуса — Их имена и их призвание — Особые характеристики Иисуса и его чудес — Как Он сотворил птиц из глины — Его чудеса исцеления — Воскрешение Лазаря — О сыне вдовы — Дочь сборщика податей — Воскрешение Сима, сына Ноя — Об Эзре — Его знание различных тайн — По воде, аки посуху — Прочие предания об Иисусе Христе — История с хлебом — Ниспослание трапезы — Различные версии этого рассказа — Как Иисус был взят на небо — Попытка убить Иисуса — Вместо Него распят другой — Последняя вечеря — Ученики засыпают в саду — Иисусу завязывают глаза — Смерть Иисуса, но не на кресте — История Марии Магдалины — Ученики рассеяны по свету проповедовать Евангелие — Вознесение Иисуса на небо — Его возвращение — Его могила в Медине — Поздний рассказ об испытании Иисуса.






V

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ИИСУСА ХРИСТА

113




Недостатки Корана в его Христологии — Плюсы и минусы этой ограниченности — Отрицание божественности и сыновства Христа — Христос, просто человек — Подтверждение предвечности Мухаммеда и отрицание предвечности Христа — Почему ислам отрицает искупление — Современный антагонизм христианским доктринам в Египте — Некоторые из вопросов, задаваемые мусульманами — Сейид Амир Али о божественности Христа — С чем согласны мусульмане и во что они верят касательно достоинства и чистоты Иисуса — Его почетные прозвания — Его безгрешность — Примечательное предание — Христос, как целитель и чудодей — Иисус, как живой пророк, могущий ходатайствовать за людей —Иисус Христос, провозглашающий пришествие Мухаммеда — Утверждения о прочих пророчествах в отношении ислама.






VI.

ЕГО УЧЕНИЕ

135



Скудость наших источников — Отсутствие прямых цитат из Нового Завета — Четыре ссылки на Его учение — К кому Иисус Христос пришел в качестве Учителя — Евангелие в глазах мусульман — Его повреждение апостолами, в особенности Павлом — Рассказ о плотнике Хабибе — Поздние предания об учении Иисуса — Уверенность в Его словах — Иисус Христос в творчестве поэтов — Притча о мытаре и фарисее — Мягкость Иисуса — Слова Иисуса, приписываемые Мухаммеду — «Отче Наш» — Заключение.





VII.

МУХАММЕД ВЫТЕСНЯЕТ ИИСУСА ХРИСТА

155




Иисус Христос затмевается — Мухаммед на переднем плане, Иисус Христос на заднем — Отличия ислама от всех прочих религий — В каком смысле Мухаммед является «мусульманским христом» — Двести одно почетное прозвище Мухаммеда — Молитва за Мухаммеда — Поздние биографии Мухаммеда в качестве карикатуры на Христа — Свидетельства Рене Бассэ и д-ра Келле — Путешествие Мухаммеда на небеса — Чем Мухаммед напоминает Христа по характеру своего рождения, своей жизни, совершения чудес, и смерти — Пророчество Исайи о Мухаммеде — Мухаммед-вытеснитель — «Рождество», или день рождения Мухаммеда: пятница или воскресенье? — Прозвище «мессия», применительно к Мухаммеду в современной литературе; Евангелие от Варнавы — Антихристианский характер ислама — Ислам никоим образом не служит «подготовкой» для христианства — Христос является центром нашей религии — Что мусульмане думают о Нем.




VIII.

КАК ПРОПОВЕДОВАТЬ ХРИСТА МУСУЛЬМАНАМ, СЛЫШАВШИМ ОБ ИИСУСЕ

177



Почему мы обязаны делать это — Мир ислама нуждается в Иисусе Христе — Свидетельство д-ра Джеймса С. Денниса — Трудности на пути не освобождают от ответственности — Ислам сам по себе является подтверждением необходимости Христа — История Христа является краеугольным камнем при контакте с мусульманами — Мы должны становиться «мусульманами» для мусульман — Кратчайший путь к сердцу мусульманина — Рассказ о кресте Голгофы — «Что вы думаете о Христе?» — Сила ислама переоценивается — Назад к Мухаммеду и подальше от предания — Возрождение ислама — Какая выгода христианству от проповеди магометанам? — Сильнее подчеркивать фундаментальные истины — Теология, основанная на личном опыте — Никейский символ веры.








БИБЛИОГРАФИЯ

195




СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ




(1)

Мечеть Пророка в Медине

ФРОНТИСПИС
ОРИГИНАЛА


(2)

План Мечети Пророка в Медине

Напротив стр. 108

(3)

Письмо от мусульманина-китайца

” 116

(4)

Страница из мусульманского молитвенника

” 156

(5)

Список имен на арабском языке: прозвища Бога и Мухаммеда

” 160


(Иллюстрации утрачены по причине
чрезвычайных обстоятельств).


I
ЕГО ИМЕНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

«Историческая личность Христа приносит кардинальную проблему религии с небесных облаков умозрительных рассуждений в мир жестких, прозаических и весьма определенных фактов. И мир этот является довольно опасным местом для тех людей или вещей, которые не таковы, какими привыкли казаться. В этом мире оказывается действенным критическое отношение ко всему, что в нем находится: критика здесь может говорить абсолютно обо всем. Причем, мы в состоянии подвергать все критике с тем большей энергией, чем более сильные или экстраординарные заявления относительно религии мы встречаем, независимо от личностей или времен. Эта критика производит ослепительно белый, прямо-таки огненный свет, в сиянии которого наши всепроникающие глаза оказываются в состоянии пытливо рассматривать тщательно скрываемые тайны этого мира, на каком бы удалении от нас они ни были. Самое удаленное прошлое, самые ужасные секреты — все становится предметом нашего духовного зрения. Мир раскрывает свои давно забытые преступления, признаваясь в них перед всеми нами, и мы внимательно исследуем те времена и тех людей, что оказались тем или иным образом связаны с тайнами прошлого. Тот факт, что Иисус Христос такое продолжительное время стоит посреди разожженных людьми огней критицизма, не укрываясь от ничьих любопытствующих глаз, красноречиво свидетельствует в пользу целостности Его личности и подлинности Его характера. Любовь земная следила за Ним на протяжении многих лет, пока сама не превращалась в любовь Божию, мысль человеческая изучала Его поступки, пока не обретала благоговение. Самый холодный критицизм оказывается подернут священным трепетом, когда предстает Высшей Личности в истории, обнаруживая Христа абсолютным совершенством среди всех людей».


А. М. Фэйрбейрн, «Град Божий».

I
ЕГО ИМЕНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
У ВСЕХ восточных народов, но в особенности среди людей семитской расы, именам принято придавать особенное значение. Подтверждения этому мы находим не только в Библии, но и в обычаях современных арабов, практикуемых с незапамятных времен. Имена, фамилии, прозвища и названия даются людям или местам с намерением отразить самую суть личности или вещи, на которую они указывают. Таким образом, учитывая эти обстоятельства, изучение Корана и мусульманских преданий в отношении нашего Господа Иисуса Христа мы начнем, прежде всего, с перечисления имен, которыми Он называется в священной книге Мухаммеда и в других наиболее распространенных среди магометан источниках. В действительности же, употребление правоверными мусульманами любых других титулов в отношении Иисуса Христа, кроме тех, которые используются в Коране, совершенно недопустимо. Мы рассмотрим эти имена в порядке их значимости и частоты употребления.



следующая страница >>