birmaga.ru
добавить свой файл

1
Учебный курс


«Современные средства оценивания результатов обучения»
Задания для самостоятельной работы студентов


Разделы и темы рабочей программы

Перечень домашних заданий и других вопросов самостоятельного изучения

Кол-во баллов, max

(1) Понятие о качестве образования

Составить план-схему нормативного документа, определяющего качество образования

3

Подготовить в письменном виде методику оценки качества ЗУНов и компетенций учащихся согласно стандартам нового поколения

6

Оценить долю (низкая – средняя – высокая) различных образовательных достижений в рамках разных подходов к СО; объяснить причину такого распределения

3




Традиционный

Субьект-субьектный

Личностно-ориент-ный

Деятельностный

Традиционные знания













Прагматические знания











Знания на развитие творч. способностей













Умения и навыки













Учебные компетенции













(2) Мониторинг качества обучения

Заполнить таблицу

3




Контроль

Мониторинг

Цель







Организатор







Инструменты







Написать конспект или представить план-схему статьи о мониторинге качества обучения

3+3

(3) Виды, формы и организация контроля качества обучения


Подготовить сообщение про опыт оценивания ЗУНов в практике известных педагогов (Ш.А. Амонашвили, В.Ф, Шаталов, М.П. Щетинин и др.)

3+3

Разработать план контроля ЗУНов по конкретному курсу (для конкретного возраста учащихся), описывающий виды, форм и современные средства текущего, рубежного и итогового контроля

6

Заполнить таблицу «Сравнительные преимущества и недостатки различных способов балльного оценивания» (традиционная 5-балльная шкала, 10-балльная шкала, безотметочное обучение)

3

(4) «Рейтинговая система оценивания» и (5) «Портфолио» как одно из средств накопительной оценки

Подготовить аргументы (в структуре кейса дебатов) ЗА масштабное использование рейтинга и портфолио в российской системе образования

3

Подготовить аргументы (в структуре кейса дебатов) ПРОТИВ масштабного использования рейтинга и портфолио в российской системе образования

3

(6) Портфолио как средство накопительной оценки

Разработать систему заданий для тематического портфолио по конкретному учебному курсу, с указанием балльного веса каждого задания и критериев выставления заданий и критериев выставления баллов.

3

(7) Понятие теста. Психолого-педагогические аспекты тестирования

Написать произвольный числовой ряд, представить результаты тестирования в статистическом виде (матрица, графы, диаграммы), оценить свойства распределения


3

Написать контрольную работу по теме «Сбор и статистическая обработка результатов тестирования»

9

(8) Виды тестов и формы тестовых заданий. Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету.

Составить тестовое задание с использованием всех пяти форм теста по любой из тем курса, строго соответствующее требованиям к тестовым заданиям данной формы.

3

Составить тестовое задание с использованием всех пяти форм теста по любой из тем курса, нарушающее все основные требования к тестовым заданиям данной формы

3

(9) Компьютерное тестирование и обработка результатов

Найти в сети Интернет программу-оболочку и с помощью этой программы подготовить электронный тест по любой из тем изучаемого курса

3

Разработать документ в формате Microsoft Excel, обеспечивающий компьютерное тестирование, по любой из тем изучаемого курса

6

(10) Единый государственный экзамен. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ.

Найти и прорешать тестовые задания ЕГЭ по изучаемой специальности

3

Проанализировать, в какой мере различные типы заданий ЕГЭ контролируют степень учебных достижений, с помощью следующей таблицы:

3




Тип А

Тип В

Тип С

Традиционные знания










Прагматические знания










Знания на развитие творческих способностей










Умения и навыки










Учебные компетенции










Подготовить аргументы (в структуре кейса дебатов) ЗА и ПРОТИВ введения ЕГЭ в школе

3

Баллы за выполнение задания присваиваются следующим образом: 1 балл – низкий уровень выполнения задания, 2 балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень.

В случае использования повышающих коэффициентов данные баллы удваиваются.

Дополнительные балла (от 1 до 3) присваиваются студентам в случае выступления с подготовленными сообщениями / статьями.

Для получения зачёта студенту достаточно набрать 30 баллов. Таким образом, студент сам может выбирать задания, которые будет выполнять самостоятельно.

Первые три студента, имеющие наиболее высокий индивидуальный балл, освобождаются от написания итогового теста.

Рекомендуемая литература
Основная


  1. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М., 2005.

  2. ЕГЭ. Сборник нормативных документов. – М., 2007.

  3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2003

  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М., 2000.

  5. Мельникова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М., 2004.

  6. Сергеева В.П., Каскулова Ф. В., Гричненко И.С.. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие. – М., АПКиППРО, 2005.

  7. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. - М., 2004.

  8. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. М.М, Поташника. – М., Педагогическое общество России, 2005.

  9. Энциклопедия современного учителя. – М.: Издательство «Астрель», «Олимп», фирма «Издательство АСТ», 2005.

  10. Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? – М.: Чистые пруды, 2006


Дополнительная


  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2002.

  2. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - Стерлитамак, 2002.

  3. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М., Центр «Педагогический поиск», 2000.

  4. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. – СПб, 2002.

  5. Клайн П. Введение в психометрическое программирование: Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев, 1994.
  6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., Педагогическое общество России, 2000.


  7. Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. – СПб., 1996.

  8. Лизинский В.М. О методической работе в школе. - М., Центр «Педагогический поиск», 2001.

  9. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования. – М., 2000.

  10. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. – М., 2000

  11. Равен Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. – М., Когито-Центр, 2001.

  12. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. – М., 1995.

  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие. – М., 1998.

  14. Симонов В. П. Урок: Планирование, организация и оценка эффективности: Учебное пособие. – М., 2005

  15. Симонов В. П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценок обученности по предмету: Учебно-справочное пособие. – М., 2002

  16. Скок. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., Педагогическое общество России, 2000.

  17. Устинова Л. Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения. – Волгоград, 2000.

  18. Федоров В. А. Теория развития профессионально-педагогического образования в современных условиях. – Екатеринбург, 2002

  19. Челышкова М. Б., Хлебников В. А. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. – М., 1999.

  20. Челышкова М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. – М., 1995.

  21. Челышкова М. Б., Савельев Б. А. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. - М., 1995.
  22. В помощь организаторам единого государственного экзамена: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / МО РФ; Рос. ун-т дружбы народов. – М., 2002.


  23. Единый государственный экзамен: Сборник нормативных документов/ Министерство образования Российской Федерации. – М., Интеллект – центр, 2003.

  24. Инструктивные материалы для организаторов ЕГЭ в 2003 году. – М., Центр тестирования Минобразования России, 2003.

  25. Ковалева Г.С. Подходы к разработке контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ // Школьные технологии. – 2003. - №4.

  26. Макарова Т.Н. Рекомендации заместителям директоров образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе по подготовке школы и учащихся к проведению единого государственного экзамена // Завуч. – 2003. – №4.

  27. Мендель В.В. О критериях оценки заданий с развернутыми ответами при проверке экзаменационных работ по математике при проведении ЕГЭ // МИФ. – 2003. – №1.

  28. Об утверждении Положения и состава Совета по организации подготовки и проведения эксперимента по введению ЕГЭ: Приказ МО РФ ОТ 7.10.03Г. №3804 \\ Вестник образования. – 2003. – №22.

  29. О проведении эксперимента по единому государственному экзамену: Приказ Минобразования РФ от 05.01.2001г. №50 // «ПС» Управление школой. – 2001. – №6. – С.2.

  30. Положение о проведении единого государственного экзамена: Прил. к приказу Минобразования России от 27.02. 2001 №645 // Образовательное право: Прил. к газете «Учительская газета». – 2001. – №16. // «ПС» Документы. – 2001. – №73. // Образование в современной школе. – 2001. - №4. // Вестник образования. – 2001. – №9. // Учитель. – 2001. - №3. // Народное образование. – 2001. – №5. // Школьное обозрение. – 2001.- №3-4.

  31. Правила участия выпускников общеобразовательных учреждений в едином государственном экзамене в 2001 году; Инструкция по обеспечению информационной безопасности процедуры проведения ЕГЭ и обработки его результатов // Учительская газета. – 2001. – №20. –


Тематика рефератов, курсовых работ

  1. История развития тестирования в России.


  2. Рейтинговая оценка учебной деятельности учащихся

  3. Основные подходы к оценке качества подготовки и способы их реализации.

4. Система оценивания и контроль качества образования в образовательных учреждениях разного типа и уровня.

5. Современные тенденции в оценивании школьных достижений.

6. Виды контроля в учебном процессе.

7. Функции оценки в современном учебном процессе.

8. Проблема выбора способа оценивания для различных профилей обучения.

9. Отбор содержания для составления тестовых заданий.

10. «Портфолио» как средство оценивания в современном образовательном процессе.

11. Эксперимент по введению Единого государственного экзамена: концепция, реализация, проблемы.

12. Оценивание результатов предпрофильной (профильной) подготовки учащихся.

13. Анализ опыта оценивания конкретного педагога.
Перечень вопросов к зачету (экзамену)


  1. Расскажите о понятии «качество образования». Охарактеризуйте оценку как элемент управления качеством.

  2. Сравните традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Опишите их достоинства и недостатки.

  3. Расскажите историю возникновения тестирования в России.

  4. Назовите функции контроля в современном учебном процессе.

  5. Назовите традиционные формы контроля. Укажите их достоинства и недостатки.

  6. Какие современные средства контроля выделяются в учебном процессе? В чем их преимущество по сравнению с традиционными формами контроля?

  7. Укажите место психологических и педагогических измерений в современном образовании.

  8. Расскажите об основных подходах к качеству знаний.

  9. Охарактеризуйте мониторинг как средство оценки результатов обучения.

  10. Назовите основные свойства мониторинга качества образования.

  11. Охарактеризуйте виды мониторинга.

  12. Назовите методы педагогического мониторинга.


  13. Опишите достоинства и недостатки «портфолио» как средства оценки результатов обучения.

  14. Охарактеризуйте цели и задачи педагогического и психологического тестирования.

  15. Сходство и различие педагогических и психологических тестов в учебном процессе.

  16. Назовите психологические тесты, применимые в учебном процессе.

  17. Охарактеризуйте основные подходы к структуре учебных достижений.

  18. Дайте определение следующим понятиям: тест, тестовое задание, валидность теста, надежность теста.

  19. Расскажите о видах тестов.

  20. Опишите виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль).

  21. Дайте классификацию тестов по разным основаниям.

  22. Раскройте понятие гомогенных и гетерогенных тестов.

  23. Расскажите о применении компьютерного тестирования.

  24. Назовите основные виды заданий в тестовой форме.

  25. Как определяются цели тестов?

  26. Расскажите о структуре тестового задания.

  27. На какие принципы необходимо опираться при отборе содержания тестового задания?

  28. Как производится экспертиза качества содержания теста?

  29. Расскажите о задачах ЕГЭ. Каковы преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля?

  30. Проанализируйте нормативные документы, регулирующие проведение ЕГЭ (Положение о проведении ЕГЭ, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 09.04.2002. № 1306; Положение о государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ (ГЭК); Положение о конфликтной комиссии; Положение о системе общественного наблюдения).

  31. Опишите организацию проведения ЕГЭ.

  32. Опишите структуру заданий ЕГЭ.

  33. Расскажите о порядке создания контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ.

  34. Каков порядок проверки тестовых заданий ЕГЭ?
  35. Расскажите о требованиях к пунктам проведения ЕГЭ.

  36. Охарактеризуйте особенности тестовых заданий и проведения ЕГЭ по вашей специальности.

  37. Охарактеризуйте понятие «рейтинговая оценка», расскажите о ее преимуществах и недостатках, причинах использования рейтинговой оценки в практике преподавания.

  38. Расскажите о правилах рейтингового оценивания, видах рейтинга, методах методической поддержки рейтинга