birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Южно-Сахалинский институт (филиал)

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Одобрено
учебно-методическим советом
ЮСИ (филиала) РГТЭУ

Юридическая психология
Учебно-методический комплекс
Для специальности:

030501 «Юриспруденция»

г. Южно-Сахалинск

2009 г.
Автор-составитель:


Золочевская Е.Е., старший преподаватель
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и изучается по выбору.

Утвержден на заседании Учебно-методического совета Южно-Сахалинского института (филиала) «29» января 2009 г., протокол № 6
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цель, задачи и предмет дисциплины….………………………………….......4

  2. Требования к уровню освоения дисциплины…………………...…………...7

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании

дисциплины……………………………………………….………………8

  1. Объем дисциплины............................................................................................9

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….....…...9

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……..……......9

  1. Содержание курса…………………...………………………………...…......11

  2. Темы семинарских занятий………………………...………………………..17
  3. Задания для самостоятельной работы студентов……………………..……21


  4. Задания для текущего контроля знаний……………………………..……...29

  5. Тематика контрольных работ и методические указания

по их выполнению ………………………………………...…………………45

  1. Вопросы для подготовки к зачету………………………………...………...53

  2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………….………....57

10.1. Законодательные и нормативные документы …….…...……………..57

10.2. Основная литература…………………………...…….………..……….58

10.3. Дополнительная литература ...……………………….……...………...58

10.4. Методическое обеспечение дисциплины…………….……...………..59
1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ
Юридическая психология – новая отрасль науки, актуальность возникновения которой обусловлена тем, что психологическая деятельность людей в области общественных отношений, приобретает своеобразные черты и специфическую деятельность в сфере юридического регулирования.

Решение указанных вопросов требует психологического и биологического анализа личности, ее общественной и правовой деятельности, которая опирается на изучение основных психологических процессов и состояний, их особенностей в юридической сфере.

Юридическая психология – сравнительно новая учебная дисциплина. Ее развитие связано с огромными достижениями правовых наук и новыми задачами, которые встают перед ней в демократической России. Особенностью изучения юридической психологии как учебной дисциплины является выработка у юристов системы психологических знаний, навыков и приемов, которые обеспечивали бы им необходимый профессионализм в общении с субъектами уголовного и гражданского процесса, и повышали эффективность их деловой деятельности в современном обществе, обеспечивали психологическую культуру в их служебной деятельности.

Юридическая психология включает в себя различные области знаний, в равной мере принадлежащей как психологии, так и юриспруденции. В то же время практический опыт говорит о необходимости рассмотрения работниками права юридической психологии как науки о психической деятельности человека в различных, социально значимых для общества ситуациях, ее принципах и закономерностях. Эта наука имеет теоретический раздел, в котором излагаются общие данные о развитии психики человека; и прикладной раздел, в котором рассматривается влияние его деятельности на психику, и роль последней в поведении людей в различных правовых и судебно-следственных условиях. Именно поэтому среди других отраслей психологии выделилась такая прикладная наука как юридическая психология.


Юридическая психология является самостоятельной наукой, которая занимает одно из ведущих мест среди различных отраслей прикладных знаний, способствующих установлению истины и соблюдению законности в уголовно-следственном процессе и гражданском судопроизводстве. Возрастающие экспертные возможности юридической психологии, внедрение в практику новых, все более совершенных методов психологического и медицинского обследования приводят к повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений. Поэтому знание современных основ юридической психологии как науки в повседневной служебной деятельности, и умелое использование на практике результатов психологического исследования необходимые условия профессиональной подготовки юристов.

Большим подспорьем в понимании юристами психической деятельности человека в норме и патологии является изучение такой смежной для юридической психологии дисциплины как судебная психиатрия. При этом преследуется цель: дать студентам основополагающие теоретические знания и выработать практические навыки в области судебной психиатрии, помочь в процессе следствия, суда и защиты решать задачи, связанные с проведением судебно-психиатрической и судебной психолого-психиатрической экспертиз.

Программа учебного курса «Юридическая психология» преследует цель: дать студентам, основополагающие знания по юридической психологии, выработать у них психологические навыки в правовой работе руководителя, юрисконсульта, сотрудников коммерческого учреждения при решении юридических проблем, и определенные умения при деятельности адвоката в следственно-судебной практике по уголовным и гражданским делам.

Достижение цели изучения студентами учебного предмета реализуется в процессе решения следующих задач:


  1. формирования положительной мотивации на овладение системой психологических знаний, умений и навыков в юридической деятельности.
  2. усвоение теоретических основ общей части юридической психологии (предмет, субъект, личность, ее особенности, познавательные процессы, состояния и т.д.);


  3. развитие личностных качеств (внимания, мышления, памяти, речи, наблюдательности, устойчивости, интеллекта, дисциплинированности, сосредоточенности, организованности и др.), необходимых будущему специалисту в служебной деятельности;

  4. выработка практических навыков по специальным разделам юридической психологии (судебная психология, судебная психиатрия, судебная психолого-психиатрическая экспертиза, пенитенциарная психология и др.);

  5. определение нормальной психической деятельности, диагностика патопсихологии, физиологического и кумулятивного аффекта, других эмоциональных состояний, психических нарушений, объяснение их роли в действиях правонарушителей, потерпевших, свидетелей, истцов и ответчиков.

Особенностью изучаемого курса является его практическая направленность к условиям будущей профессиональной деятельности юристов, необходимым личным и правовым контактам как с сослуживцами и деловыми партнерами, сотрудниками государственных и негосударственных коммерческих учреждений, так, и субъектами судебно-следственного процесса. Подготовка студентов предусматривает проведение их психологической диагностики, а также сквозного психологического аутотренинга.

Программа по дисциплине «Юридическая психология» предусматривает взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса. Она состоит из 2-х разделов и входящих в нее 12 учебных тем, и определяет проведение лекций как основной формы теоретической подготовки, и семинаров по наиболее важным темам, посвященным практическому решению проблем на стыке правовых и психологических наук, актуальным для юристов в их служебной деятельности. Кроме того, для полноценного усвоения теоретического материала каждый студент, готовясь к семинарскому занятию, обязан самостоятельно изучить рекомендуемую литературу, уяснить содержание контрольных вопросов по соответствующей теме и быть готовым ответить на каждый из них.

Непременным условием успешного овладения студентами учебного материала является обязательное сопровождение учебных занятий показом видеофрагментов, фотографий, копий судебно-следственных, судебно-психологических, судебно-психиатрических, психологических заключений и медицинских документов, а также использование технических средств обучения. Кроме того, организацию внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы студентов предусматривается проводить под действенным контролем преподавателей.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа учебного курса «Юридическая психология» составлена в соответствии с требованиями квалификационной характеристики к знаниям и умениям выпускников юридических вузов. В результате изучения данного предмета студенты должны знать:

- психологические возможности при работе с гражданами, с которыми юристы вступают в правовые, деловые и иные отношения;

- психологические приемы и методы (поза, мимика, пантомимика, речь, интонация и др.), применение которых способствует решению правовых проблем;

- основания для применения судебно-психологической и судебной психолого-психиатрической экспертиз в уголовном и гражданском процессах в соответствии с правовыми и нормативными документами;

- формы участия судебного психолога и эксперта-психиатра в работе судебно-следственных органов;

- случаи обязательного назначения судебно-психологической и судебной психолого-психиатрической экспертиз, а также порядок их проведения;

- организационно-процессуальные основы судебно-психологической и судебной психолого-психиатрической экспертиз и порядок их применения на практике;

- меры медицинского характера в отношении лиц с пограничными состояниями и психически больных, совершивших общественно опасные действия, и их социальное значение.

Исходя из полученных знаний, в конце курса учебных занятий, студенты должны уметь:

- вынести постановление о производстве судебно-психологической и судебной психолого-психиатрической экспертизы или мотивированное направление о проведении психолого-психиатрического освидетельствования;

- оценить и интерпретировать экспертное заключение судебных психологов и судебных психиатров, то есть, те положения и выводы, на основании которых они строились.

Учебная дисциплина «Юридическая психология» изучается в течение одного семестра, предусматривает рубежный контроль знаний и завершается сдачей зачета, который состоит из тестированного контроля знаний студентами и собеседования с ними.

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании
дисциплины

Дискуссии – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (темы 1, 5).

«Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив.

Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (темы 2, 6).

Коллоквиум – одна из форм учебных занятий, в ходе которой преподаватель контролирует усвоение сложного лекционного курса или самостоятельную работу студентов в течение семестра (темы 3, 4).
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная на базе среднего профессионального образования

Заочная на базе высшего профессионального образования

№№ семестров

5 сем.

3-4 сем.

3-4 сем.

Аудиторные занятия:

51

2

8

лекции

34

2


6

практические
и семинарские занятия

17

-

2

Самостоятельная работа

59

5

102

Всего часов
на дисциплину


110

110 (переаттестация – 103)

110

Текущий контроль

тестирование – 5 сем.

контр. работа – 4 сем.

контр. работа – 4 сем.

Виды итогового контроля

Зачет – 5 сем.

Зачет – 4 сем.

Зачет – 4 сем.


3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы




п/п

Название разделов и тем

Очная форма обучения

Заочная форма обучения на базе среднего профессионального образования

Заочная форма обучения на базе высшего профессионального образования

Всего часов

Виды учебных занятий

Всего часов


Виды учебных занятий

Всего часов

Виды учебных занятий

Аудитор-ные,
из них:

Самостоятельная работа

Аудитор-ные,
из них:

Самостоятельная работа

Аудитор-ные,
из них:

Самостоятельная работа

Лекции

Семинар.
занятия

лекции

Семинар.
занятия

лекции

Семинар.
занятия

Раздел I. Общая психология

1

Психология, ее социальное и практическое значение

9

2

1

4

2

2







10

2




8

2

Основы современной нейрофизиологии

9

2

1

4

1







1

10





10

3

Психология личности

9

2

1

4













10







10

4

Психология деятельности людей

9

2

1

4













10







10

Раздел II. Судебная психология

5

Криминальная психология

12

4

2

6













12

2




10

6

Психологическая характеристика предварительного следствия

12

4

2


6

1







1

10




2

8

7

Психологические основы деятельности следователя

12

4

2

6













8







8

8

Психологическая характеристика судебного процесса

10

4

2

4

1







1

8







8

9

Психологические особенности деятельности адвоката

10

2

1

7













8







8

10


Судебно-психологическая экспертиза

12

4

2

6

1







1

12

2




8

11

Симуляция и диссимуляция психологических и психических расстройств, и их судебно-психиатрическая оценка

7

2

1

4













8







8

12

Пенитенциарная психология

7

2

1

4

1







1

4







4

Итого:

110

34

17

59

110 (103 ч. переатт.)

2


5


110

6

2

102



4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Общая психология
Тема 1. Психология, ее социальное и практическое значение

Предмет, объект, цель и задачи психологии. История развития отечественной психологии. Ее основоположники. Этапы и тенденции развития отечественной психологии.

Место психологии в системе юридических наук. Ее связь с философией, социологией, медицинскими и юридическими науками.

Отраслевые виды психологии, их краткая характеристика.

Психологические методы исследования, применяемые в юриспруденции.

Роль психологии в подготовке юристов, специализирующихся на работе в коммерческих учреждениях.

Тема 2. Основы современной нейрофизиологии

Эволюция и онтогенез человеческой психики. Основные морфологические и функциональные элементы нервной ткани. Центральная, периферическая и вегетативная нервные системы - основа нейрофизиологии, их особенности и взаимодействие.

Рефлексы – безусловные и условные. Рефлекторная дуга, анализаторы и их элементы. Инстинкты. Возбуждение и торможение, их взаимообусловленность. Доминанта. Иррадиация. Индукция.

Учение о первой и второй сигнальной системе. Темпераменты, обусловленность их основных черт в возникновении поведенческих реакций человека.

Психическая деятельность человека в норме и патологии. Психологические нарушения, их причины. Психические заболевания как результат общего заболевания человека с преимущественным поражением головного мозга. Причины и условия их возникновения. Влияние наследственности, биологических и социальных факторов в возникновении психологических и психических расстройств. Основные психопатологические симптомы и синдромы. Течение психологических и психопатологических нарушений, общее и различие, стадии развития, исходы и прогноз.


Тема 3. Психология личности

Общее понятие о личности и ее психологических особенностях.

Социальная и биологическая обусловленность личности, и их роль в формировании гражданина.

Сознание личности как субъективное отражение действительности во взаимодействии человека со средой.

Познавательные процессы и свойства личности.

Влияние темперамента на характерологические особенности личности.

Эмоционально-волевая сфера, ее характеристика и роль в формировании действий человека и его поведения.

Тема 4. Психология деятельности людей

Понятие о деятельности, ее мотивы. Особенности динамических стереотипов двигательных навыков у личности.

Психологические особенности основных видов деятельности человека.

Характер и его морально-волевые черты, их роль в деятельности делового человека и руководителя коммерческого предприятия.

Способности общие и специальные. Связь способностей со знаниями, образованием, умениями, условиями жизни и воспитанием, жизненной направленностью личности, ее деловой и организаторской деятельностью. Развитие способностей. Одаренность и гениальность.
Раздел II. Судебная психология
Тема 5. Криминальная психология

Предмет, объект, задачи и место криминальной психологии.

Исследование личности в уголовном процессе.

Личность преступника, основные черты, влияющие на его противоправное поведение.

Психологические особенности организованной преступности.

Психология потерпевшего.

Психология свидетеля.

Психология несовершеннолетнего правонарушителя.

Тема 6. Психологическая характеристика предварительного следствия

Психологические подходы к реконструкции событий преступления, их характеристика.

Психологические аспекты осмотра места происшествия и их особенности при расследовании правонарушений.


Психологические особенности проведения допроса, очной ставки, воспроизведения показаний на месте преступления и во время следственного эксперимента.

Психологические проблемы обыска и опознания.

Тема 7. Психологические основы деятельности следователя

Психологические проблемы профессии следователя.

Психологические особенности следственной работы.

Профессиональные черты и особенности личности следователя при проведении следственных действий.

Тема 8. Психологическая характеристика судебного процесса

Общая психологическая характеристика судебного процесса. Значение профессионализма и характерологических черт личности судьи.

Основные психологические проблемы и методы рассмотрения уголовных дел.

Решение психологических вопросов при рассмотрении гражданских дел.

Психологические проблемы, возникающие в процессе формирования убеждений и принятии того или иного решения судом и вынесения им приговора.

Тема 9. Психологические особенности деятельности адвоката

Психологическое своеобразие работы адвоката и их особенности.

Психология взаимоотношений адвоката с судом и другими участниками судебного процесса (подсудимым, потерпевшим, свидетелями, экспертами и др.).

Психология деятельности адвоката во время защиты обвиняемого на предварительном следствии и подсудимого в судебном процессе.

Особенности защитительной речи адвоката, и роль ее психологического воздействия на суд и аудиторию в судебном процессе.

Тема 10. Судебно-психологическая экспертиза

Роль и правовое значение Федерального закона РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года № 73.

Особенности аффективных состояний в юридически значимый период времени (возбуждения и торможения) и их роль следственно-судебной практике. Установление во времени деликта классического (физиологического) или комулятивного аффектов. Фазность их течения, отличие от патологического аффекта.


Цель и задачи, субъект и предмет судебно-психологической экспертизы.

Формы (очная и заочная; амбулаторная, стационарная, в кабинете сле­дователя, зале судебного заседания; а также посмертная и по материалам уго­ловного дела и документам) и виды (первичная, дополнительная, повторная) судебно-психологической экспертизы и порядок их проведения.

Основания для назначения судебно-психологической экспертизой в уголовном процессе и субъекты ее исследования. Вопросы, подлежащие разрешению судебно-психологическим экспертом в уголовном судебно-следственном процессе (поведение во время деликта, характерологические особенности, личностные черты и др.).

Основания для назначения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе и субъекты ее исследования. Вопросы, подлежащие разрешению судебно-психологическим экспертом в гражданском судопроизводстве (определение психического состояния в прошлом, настоящем и будущем, характерологические особенности, личностные черты, умственное развитие психики и др.).

Психические нарушения (врожденные и нажитые формы) и аффек­тивные состояния (физиологический и кумулятивный аффект, эмоциональное возбуждение и напряжение) - наиболее частые причины назначения судебно-психологической экспертизы.

Организация судебно-психологической экспертизы, порядок ее про­ведения, основные методики, применяемые при этом. Права и обязанности судебно-психологического эксперта (констультанта).

Участие судебного психолога в комплексных (психолого-психиатрических) экспертизах.

Экспертное заключение судебно-психологической экспертизы, струк­тура и содержание, его интерпретация следователем, судьей, адвокатом.

Тема 11. Симуляция и диссимуляция психологических и психических расстройств, и их судебно-психологическая экспертиза

Симулятивное (установочное) поведение как защитная форма человека, уклоняющегося от уголовной или гражданской ответственности. Ее мотивы, факторы и условия возникновения. Стадии симулятивных проявлений (подготовительная, клиническая, экспертная) и их особенности.


Симуляция, ее классификация (умышленная и патологическая), ее типичные признаки, условия и мотивы воспроизводства психологических расстройств и психических заболеваний.

Диссимуляция психологических или психических нарушений, их классификация (умышленная и патологическая), типичные признаки, медико-социальное значение своевременной диагностики. Необходимость взаимодействия психологов с судебными психиатрами, медицинскими психологами, клиницистами и другими специалистами.

Основные методы распознавания симуляции и диссимуляции (психологические, психиатрические и клинические).

Тема 12. Пенитенциарная психология

Субъект, предмет, место, цели и задачи пенитенциарной психологии, ее составные разделы (уголовно-следственная и уголовно-исполнительная психология). Качественные их различия в режиме содержания и психологических возможностях применения мер карательно-воспитательного воздействия.

Уголовно-следственная психология, ее цели и задачи, методы воздействия на заключенных под стражу в условиях изоляции с ориентацией на дачу правдивых показаний, борьба с негативным влиянием лиц, содержащихся в одно режимной камере с подследственным.

Уголовно-исполнительская психология, ее цели и задачи, методы психологического воздействия на перевоспитание и ресоциализацию осужденных. Психологические и воспитательные аспекты режима и труда в системе ресоциализации осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Личность осужденного и индивидуальные проблемы воспитательной работы.

Коллектив осужденных. Типичные социально-психологические особенности групп осужденных и их учет при проведении воспитательной работы

Психологические проблемы и методы реадаптации осужденных к условиям исправительного учреждения и их дальнейшая социально-психологическая реабилитация в обществе к жизни после освобождения из мест лишения свободы.

5. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел I. Общая психология

Темы 1- 2. Психология, ее социальное и практическое значение. Основы современной нейрофизиологии

Контрольные вопросы:

1.


  1. Дать определение юридической психологии, указать ее место в системе юридических наук и назвать ее составные части.

  2. Что составляет предмет и объект юридической психологии?

  3. Какова цель и задачи юридической психологии?

  4. Отраслевые виды психологии, и каково их прикладное значение?

  5. Какие психологические методы исследования приемлемы в юридической практике?

2.

  1. Каково структурное и морфологическое строение нервной системы человека?

  2. Какова роль рефлексов и других нейрофизиологических элементов в психофизиологической деятельности человека?

  3. Каковы виды темпераментов человека и их характеристика?

  4. В чем суть учения о первой и второй сигнальной системе человека?

  5. Каковы причины возникновения психологических и психических расстройств у человека в норме и патологии?

Темы 3-4. Психология личности. Психология деятельности людей

Контрольные вопросы:

1.

  1. Что подразумевается под личностью человека и каковы ее основные психологические особенности?

  2. В чем суть взаимодействия в человеке биологического и социального?

  3. Каковы познавательные процессы у человека и их влияние на его действия?

  4. Каковы эмоционально-волевые качества человека и их влияние на его поступки и поведение?

2.

  1. Что такое деятельность человека и ее основные виды?

  2. Что такое динамический стереотип, как происходит его становление?

  3. Как формируется характер у человека и каковы его черты?
  4. Что такое способности, их виды, формирование, связь с воспитанием и образованием?


Раздел II. Судебная психология
Тема 5. Криминальная психология

Контрольные вопросы:

  1. Что такое криминальная психология, ее предмет и объект?

  2. Каковы основные черты личности преступника и его психологические особенности?

  3. Что общего и в чем различие психологии потерпевшего и свидетеля?

  4. Каковы психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей?

Тема 6. Психологическая характеристика предварительного следствия

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключаются психологический смысл реконструкции событий преступления и осмотра места происшествия?

  2. Каковы психологические аспекты допроса, очной ставки, воспроизведения показаний на месте?

  3. Какие психологические особенности характерны для обыска и опознания?



Тема 7. Психологические основы деятельности следователя

Контрольные вопросы:

  1. Чем определяются психологические особенности следственной работы?

  2. Какими должны быть профессиональные и личные черты следователя?

Тема 8. Психологическая характеристика судебного процесса

Контрольные вопросы:

  1. Каковы психологические особенности судебного процесса?

  2. Каковы должны быть профессиональные и личностные особенности судьи?

  3. Какими должны быть личные качества судьи?

  4. Психологические трудности членов суда при проведении судебного процесса?

Тема 9. Психологические особенности деятельности адвоката

Контрольные вопросы:

  1. Каковы правовые и психологические аспекты работы адвоката?

  2. Каковы психологические особенности работы адвоката на предварительном следствии и при судебном разбирательстве?

  3. В чем особенности защитительной речи адвоката и ее роль в психологическом воздействии на суд и судебную аудиторию?


Тема 10. Судебно-психологическая экспертиза

Контрольные вопросы:

  1. Каково правовое и нормативное обеспечение судебно-психологической экспертизы?

  2. Какова цель и задачи судебно-психологической экспертизы?

  3. Кто является субъектом и что предметом судебно-психологической экспертизы?

  4. Какова организация и порядок проведения судебно-психологической экспертизы?

  5. В чем заключается роль судебных психологов при проведении комплексных экспертиз (с психиатрами, сексопатологами и др.)?

  6. Какие методики применяют судебные психологи при проведении экспертизы?

  7. Что такое аффективные состояния, в чем заключаются особенности физиологического и кумулятивного аффекта, их правовое значение?

Темы 11-12. Симуляция и диссимуляция психологических и психических расстройств, и их судебно-психологическая экспертиза. Пенитенциарная психология

Контрольные вопросы:

1.

  1. Каково медико-социальное и психологическое значение во время выявленного установочного поведения (в виде симуляции или диссимуляции) психологических и психических нарушений у субъектов уголовного или гражданского процесса?

  2. Что такое симуляция, ее психологические признаки и возможности проявления, классификация?

  3. Что такое диссимуляция, ее психологические признаки и возможности проявления, классификация?

  4. Каковы психологические и клинические методы диагностики симуляции и диссимуляции?

2.

  1. Чем занимается пенитенциарная психология и каковы ее особенности?

  2. Какова конечная цель пенитенциарной психологии?
  3. Каковы цели, задачи, специфика, содержание и методы уголовно-следственной психологии? Каковы методы ее работы?

  4. Каковы цели, задачи, специфика, содержание и методы уголовно-исправительной психологии?

  5. В чем заключается роль психологии в ресоциализации лиц, совершивших преступление?





следующая страница >>