birmaga.ru
добавить свой файл

1
ВАРИАНТ IV


ПОНЯТИЕ

 

Задание 1. укажите конкретные и абстрактные понятия:

а) Юридический закон.

б) Невменяемость.

в) Трезвость.

г) Адвокат.

 

Задание 2. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

а) Стоимость                         б) Московский кремль.

 

Задание 3. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия:

         а)  общенародное государств            б) учебник

 

Задание 4. Определите отношения между следующими понятиями:

         а) Юрист                                          б) отец

         в) сын                                               г) человек

         д) шахматист

 

Задание 5. Ограничьте понятия:

         а) Академия ФСИН России.

         б) Особо опасный преступник.

 

Задание 6. Проверьте правильность обобщения понятий:

а) Халатность – должностное преступление – преступление;    

б) секунда – минута – час

 

Задание 7. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила не соблюдены.

         а) Внимание делится на произвольное и непроизвольное.

         б) Обед состоит из трех блюд.

 

Задание 8. Выясните, являются ли следующие высказывания определениями. В неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.

         а) Кража есть тайное хищение личного имущества граждан.

         б) Солнце – звезда, которую мы видим днем.

 

СУЖДЕНИЕ

 

Задание 9. Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений. Определите распределенность терминов и выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем.


         а) некоторые преступления не совершаются умышленно.

         б) Цыгане шумною толпою по Бессарабии кочуют.

 

Задание 10. Признав первое суждение в каждой паре приведенных суждений истинным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности  (или ложности) второго суждения той же пары. 

         а) Ни один лентяй не заслуживает похвалы. – Некоторые лентяи не заслуживают похвалы.

            б) Разбой является оконченным преступлением в момент нападения. - Разбой не является оконченным преступлением в момент нападения.

 

Задание 11. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи.

            а) Все граждане РФ, служащие делу правопорядка, должны быть кристально чистыми перед законом, перед народом, либо не должны работать в этой области

         б)  По форме преступления могут быть умышленными, либо неосторожными.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

 

Задание 12. Опираясь на закон исключения третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными оба суждения.

         а) Каждое уголовное дело имеет свои особенности. – Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют.

         б) Преступник не может не оставить следов. – Преступник может не оставить следов.

 

Задание 13. Какая из приведенных ниже пар сложных суждений не может быть одновременно истинной?

         а) Мы поспешили на вокзал, но поезд уже ушел. – Мы поспешили на вокзал, и нам удалось вскоре уехать.

         б) Если задача решена правильно, то ответ должен совпадать с тем, который дан в задачнике. – Задача решена правильно, но ответ не совпадает с данным в задачнике.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Задание 14. Правильно ли приведено обращение?

а) Приговор есть решение суда. Следовательно, всякое решение суда является приговором.


б) Паук – не насекомое. Следовательно, некоторые насекомые не являются пауками.

 

Задание 15.  Сделайте вывод  путем противопоставления предикату:

         а) Террористический акт может быть совершен только с прямым умыслом.

         б) Ни один свидетель не может быть судьей.

        

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ ПОСЫЛОК

 

Задание 16. Проверьте, соблюдены ли общие правила силлогизма в следующих примерах. Проверьте вывод с помощью круговых схем.

а)  Лица, совершившие преступление, могут быть наказаны лишением свободы. К. не наказан лишением свободы. Следовательно, К. не совершил преступление.

б) Все люди с повышенной температурой – больные. Этот человек не имеет повышенной температуры. Следовательно, он не болен.

 

Задание 17. Можно ли сделать вывод из следующих пар посылок. Проверьте вывод с помощью круговых схем.

а) Законы объективны, так как они не зависят от воли и желания людей. Конституция есть закон. Следовательно…

б) Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной ответственности. Гражданин Н. привлекается к уголовной ответственности. Следовательно...

 

Задание 18. Правильно ли построен следующий силлогизм? Выясните допущенные ошибки.

а) Русские изобрели радио. Попов русский. Следовательно, Попов изобрел радио. 

б) Земля – планета, так как все планеты вращаются вокруг Солнца, а Земля вращается вокруг Солнца.

 

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ ПОСЫЛОК

 

Задание 19. Правомерен ли следующий вывод? Постройте схему умозаключения. Найдите основание и следствие.

Если в силлогизме соблюдаются общие правила силлогизма, то силлогизм правилен. Если в правильном силлогизме посылки истины, то и заключение истинно. Следовательно, если в силлогизме  соблюдаются общие правила силлогизма, то заключение в этом силлогизме истинно.


 

Задание 20. Какой вывод из данной условной посылки будет правомерным?

         Если Н. сдает экзамен, то будет получать стипендию.

         а) Н. не сдал экзамен. Следовательно, он не получит стипендию

         б) Н. получил стипендию. Следовательно, он сдал экзамен.

 

Задание 21. Составьте схему умозаключения и проверьте его логическую правильность. Если допущены ошибки, укажите, в чем они состоят.

         а) Преступления может быть или умышленным, или неосторожным. Преступление, совершенное К., является умышленным. Следовательно, оно не может быть неосторожным.

         б) Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу гр-на Пирогова не может быть оставлен в силе. Значит объективность свидетельских показаний вызывает сомнения.

 

Задание 22. Продемонстрируйте связь тезиса с аргументами, запишите схему, назовите вид доказательства. Правильно ли доказательство?

         Имеется тезис: Марс имеет спутников.

Для его доказательства мы располагаем аргументами: 1) Марс – планета; 2) Все планеты имеют спутников