birmaga.ru
добавить свой файл

1

1001 идея интересного занятия с детьми


УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ:

«СТРОЕНИЕ АТОМА»

Касьяненко Валентина Ивановна, МБОУ лицей № 90,

учитель физики, г.Краснодар.
Предмет (направленность): физика.

Возраст детей: 8 класс.

Место проведения: класс.

Цель урока: на основании рассмотренных ранее опытов по электризации и знаний из химии о таблице Менделеева и способах записи химических элементов изучить строение атома, ввести понятие планетарной модели атома как опережающие знания и на основании электронной теории строения атома объяснить процессы электризации тел.

Тип урока: изучение новых знаний,.

Оборудование: ПК, проектор, экран, Обучающие программы:(«Открытая физика», «Физика в картинках», «Лекции по физике (Teach Pro)»), ресурсы Интернета: методические ( журнал «Физика в школе», газета «Первое сентября»).

Вступительное слово учителя: «Чтобы понять, в чём состоит причина электрических явлений, в том числе и электризации, необходимо рассмотреть строение вещества.

Любое вещество состоит из молекул и атомов.

Атом – частица нейтральная.

После открытия электрона возникли вопросы: какое строение имеет атом, почему атом нейтрален, хотя в его состав входят отрицательно заряженные частицы – электроны» .

Учитель: В 1897г. английский физик Джозеф Джон Томсон открыл электрон – частицу с наименьшим отрицательным зарядом.

В 1903г. Д.Д.Томсон предложил первую модель строения атома, которая имеет сейчас только историческое значение.





По Томсону атом - это шар,


заполненный положительно

заряженным веществом,

в которое вкраплены электроны.


1911 г.- Эрнест Резерфорд совместно с учениками ставит ряд опытов по исследованию состава и строения атомов.

Результат опытов - Резерфорд предложил ядерную модель атома.

Резерфорд сделал вывод, что внутри любого атома есть положительно заряженная часть – атомное ядро.

Электроны движутся вокруг ядра по орбитам подобно тому, как движутся вокруг Солнца планеты.

По современным данным строение атома гораздо сложнее.









В 1919 г. исследования Резерфорда привели к открытию состава ядра атома.

В ядре находятся частицы нуклоны: положительно заряженные частицы – протоны и нейтральные частицы – нейтроны.

Поскольку атом нейтрален, то сумма всех отрицательных зарядов электронов равна положительному заряду ядра.




Учитель: Рассмотрим модели атомов: водорода, гелия и лития. Из каких частиц состоят данные атомы?

Модели атомов:


водорода гелия лития




Основная масса любого атома сосредоточена в ядре, поскольку электрон – очень легкая частица по сравнению с протоном и нейтроном.

Масса протона более чем в 1840 раз больше массы электрона.

qэ = - 1,6 · 10-19 Кл – заряд электрона

mэ = 9,1 · 10 -31 кг – масса электрона

qп = + 1,6 · 10-19 Кл – заряд протона

mп = 1,673 · 10 -27 кг – масса протона

qн = 0

mн = 1,675 · 10 -27 кг – масса нейтрона


Если каким-либо способом удалить из атома один или несколько электронов, то у атома окажется избыток положительного заряда. Полученную частицу называют положительным ионом.

Если атом присоединит избыточные электроны, то получится отрицательный ион.

Учитель: Рассмотрим и сравним модели атома и ионов бериллия.




Атом бериллия Положительный ион Отрицательный ион


В каждом атоме число протонов и число электронов одинаково, поэтому в обычных условиях общее число электронов в любом теле равно общему числу протонов в нём.

Все электроны одинаковы, и каждый из них имеет наименьший отрицательный заряд.

Все протоны также одинаковы, и каждый имеет положительный заряд, равный заряду электрона.

Сумма всех отрицательных зарядов в теле равна по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда. Оно электрически нейтрально.

qэ · nэ = qп · nп

qтела = 0


Экспериментально доказано, что при электризации тел выполняется закон сохранения электрического заряда:

Алгебраическая сумма электрических зарядов остается постоянной при любых взаимодействиях в замкнутой системе,

т.е. q1 +q2 +q3 + …+qn = const
При трении эбонитовой палочки о шерсть, она заряжается отрицательно, а шерсть – положительно.

Это объясняется тем, что при трении электроны переходят с шерсти на эбонит.

Теперь на эбонитовой палочке будет избыток электронов, а в куске шерсти – недостаток.

Заряды шерсти и эбонитовой палочки равны по абсолютному значению.

При электризации заряды не создаются, только разделяются.

Часть отрицательного заряда переходит с одного тела на другое.

В атомах электроны находятся на разных расстояниях от ядра. Удаленные электроны слабее связаны с ядром, чем ближние.

Особенно слабо удерживаются удаленные электроны ядрами металлов.

Поэтому в металлах удаленные от ядра электроны покидают свои места и свободно движутся между атомами.

Эти электроны называют свободными, а вещества в которых они находятся являются проводниками.

В неметаллах электроны прочно удерживаются в своих атомах и не могут двигаться свободно в электрическом поле.

Поэтому такие вещества являются непроводниками.

Учитель: На основании изученного на уроке материала ответим на следующие вопросы.
1. Как изменилась бы масса какого-либо атома, если бы он потерял все свои электроны? А как изменились бы его размеры?

2. Почему в проводниках избыточные заряды располагаются только по поверхности?

3. Правильно ли утверждение, что два заряда, равные по величине, но противоположные по знаку, уничтожаются, если их поместить на один и тот же проводник?

6. Два незаряженных электроскопа соединены между собой металлической проволокой. К шарику одного (не касаясь его) поднесли положительно заряженную палочку. Какие заряды окажутся на листочках каждого электроскопа?





Домашнее задание:

§ § 30-31, вопросы к параграфам и упражнения 11,12 - устно

(А.В.Перышкин «Физика-8»)
Закончи предложения:


  1. Сегодня я узнал(а)…….

  2. Я понял(а), что……

  3. Я приобрел……

  4. Я научился объяснять…….

  5. Меня удивило……

  6. Я мечтаю…….

  7. На этом уроке мне понравилось……



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:


1.Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М.; «Дрофа», 2009г.

2.Учебник: А.В.Перышкин . Физика - 8 класс. М.; «Просвещение», 2010г.

3. Учебник Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская . ФИЗИКА. 8 класс. М.; «Дрофа», 2007.

4. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике. М.; «Экзамен», 2011.

5. С.Е.Полянский. Поурочные разработки по физике. 8 класс. М.; «ВАКО», 2008г.

6. Л.Н. Шамуилова. Сборник качественных и расчетных задач по физике для 7-9 классов. Краснодар, 2007.

7.Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М.; «Просвещение». 2009г.