birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4
Курс: Основы христианского учения


Серия: Апостольский Символ веры

Урок 5: Церковь


  1. Host

Слыша слово «церковь», большинство людей представляют себе здание, куда собираются на богослужение христиане. Это может быть большой, богато украшенный собор. Это может быть маленькая простая часовня или даже бывший склад. Церковью может служить чей-то дом, хижина, или даже пещера, где собираются верующие. Но в Апостольском Символе веры, как и в Библии, “церковью” называется в первую очередь Божий народ, святое сообщество, состоящее из тех, кто исповедует веру в Отца, Сына и Святого Духа


  1. Title

Это пятый урок из серии [Апостольский Символ веры], и он называется [Церковь], потому что в нем рассматриваются те положения вероисповедания, которые касаются этого священного установления.


  1. Animation

Апостольский Символ веры провозглашает:

Верую…

Во святую вселенскую Церковь

И в общение святых.

Эти строки находятся в разделе, посвященном Святому Духу и Его служению, потому что именно Дух есть то Лицо Троицы, Которое непосредственно и постоянно связано с Церковью. Мы могли говорить о Церкви и на предыдущем уроке, в котором речь шла о Святом Духе, однако будет правильнее посвятить этой теме отдельный урок, поскольку она чрезвычайно важна как для христианства в целом, так и для каждого верующего.


  1. Animation

Как уже отмечалось, многие протестанты не воспринимают идею веры в церковь, полагая, что это означало бы поставить ее в один ряд с верой в Бога. Но когда Символ веры говорит, что мы верим в церковь, это не означает, что мы полагаемся на нее в спасении. Спасение мы имеем во Христе. Мы верим в Церковь в том смысле, что верим в библейское учение о Церкви и верим Писанию, когда оно говорит, что Церковь важна для христиан. То же можно сказать и о вере в общение святых. Мы верим не в спасение с помощью других христиан, а в библейское учение, что Бог через других верующих открывает нам Благую весть, служит нашим нуждам и укрепляет нашу веру.



  1. Signpost: Установление

В нашем уроке мы рассмотрим 4 понятия, содержащиеся в Апостольском символе веры. Мы поговорим о Церкви как о Божьем [установлении], о ее [святости], рассмотрим ее [вселенский] характер, и, наконец, исследуем идею, что Церковь является [сообществом] святых. Это поможет нам понять сущность и природу Церкви, о которой говорит Апостольский Символ веры. Начнем с вопроса об [установлении] Церкви свыше.


  1. Host

В наше время многие христиане не видят необходимости в существовании Церкви. Часто искренне верующие люди считают, что церковь как организация это чисто человеческое изобретение, которое только мешает личным отношениям человека с Богом. Однако библейское учение состоит в том, что Церковь есть Царство Божье на земле, собрание Его народа и главное средство, с помощью которого Он дает благодать тем, кто Ему верен. Согласно Писанию, Церковь играет ключевую роль в установлении и поддержании наших отношений с Богом.


  1. Animation

Когда мы говорим, что Церковь установлена Богом, мы имеем в виду, что Он создал ее для определенной цели и наделил определенными полномочиями. Коротко говоря, Писание учит, что Церковь одобрена Богом и исполняет Его задание в мире.


  1. Placard: Матфея 16:18

Вот слова Иисуса в Евангелии от Матфея, глава 16, стих 18:

Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Церковь не изобретение грешных людей. Ее основал Сам Иисус.


  1. Animation

То, что на протяжении церковной истории проявлялось множество недостатков, и что иногда церкви отходят от евангелия так далеко, что уже не относятся к Церкви Христовой, не является основанием для вывода о бесполезности и ненужности церкви. Она остается установлением Христа.



  1. Animation

Апостольский Символ веры утверждает божественное установление Церкви в следующих простых словах:

Верую... в ... Церковь.

Как мы помним из предыдущих уроков, Апостольский Символ веры – это изложение вероучения, принятого ранней церковью на основе Писания. Поэтому, провозглашая веру в Церковь, вероисповедание тем самым утверждает библейское учение о Церкви. А суть этого учения состоит в том, что Бог уполномочил Церковь исполнять в мире Его замысел.


  1. Panel: Ветхий завет

Рассматривая Церковь как божественное [установление], мы сосредоточим внимание на трех главных идеях. Вначале мы вернемся к [ветхозаветным] истокам Церкви. Затем посмотрим, что сделал [Иисус] для установления Церкви во время Своего земного служения. И, наконец, поговорим о [значении] наших выводов. Начнем с [ветхозаветных] истоков Церкви.


  1. Guest: Почему важно осознавать ветхозаветные истоки Церкви?

Из ветхозаветного происхождения церкви следует, что она не является новым установлением. Это тот же народ завета. У Бога всегда был Свой народ, который в ходе истории назывался по-разному. Важно то, что Церковь всегда была частью Божьего замысла о мире.


  1. Animation

Новозаветная Церковь уходит корнями в Ветхий завет. В Новом завете мы часто встречаем это понятие, определяемое греческим словом ekklesia. Этот термин происходит из Септуагинты, перевода Ветхого завета на греческий язык. Его древнееврейский эквивалент используется для обозначения собрания израильского народа. Мы видим это во Второзаконии, глава 9, стих 10, глава 31, стих 30; в Книге Судей, глава 20, стих 2; в 3 Книге Царств, глава 8, стих 14; в Псалме 21, стихи 23 и 26, и во многих других местах.

В Новом завете, где слово ekklesia стало обозначать Церковь, оно по-прежнему употребляется в значении собрания ветхозаветного Израиля.



  1. Placard: Деяния 7:38

Так, в Книге Деяний, глава 7, стих 38, мы читаем слова, с которыми первый христианский мученик Стефан обращается к своим убийцам:

[Моисей]… был в собрании в пустыне с ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам.

Здесь [собрание] – это перевод греческого слова ekklesia (которое обычно переводится как [церковь]). То есть, собрание израильтян было эквивалентом и предшественником новозаветной Церкви.
Placard: 1 Петра 2:9

В 1 Послании Петра, глава 2, стих 9, по отношению к Церкви используются названия, относящиеся к ветхозаветному Израилю:

… вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства [Бога].

Здесь Петр цитирует несколько мест из Ветхого завета, в которых речь идет об израильском народе. Применение особых имен Израиля к новозаветной Церкви указывает на преемственность между этими двумя сообществами.


  1. Animation

Разумеется, это не означает, что новозаветная Церковь это то же самое, что ветхозаветные собрания Израиля. Да, между ними есть определенная связь, но есть и различия. В Послании к Римлянам, глава 11, Павел указывает на соотношение между ветхозаветным собранием израильтян и христианской Церковью, используя две различные метафоры: это «начатки теста» и «масличное» дерево.


  1. Placard: Римлянам 11:16

Вот что он пишет в Послании к Римлянам, глава 11, стих 16:

Если начаток [теста] свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

Во-первых, Павел говорит, что ветхозаветное собрание было [начатком] того [теста], из которого “сделана” новозаветная Церковь.


  1. Animation

В Книге Левит, глава 23, стих 17, содержится требование к Израилю – жертвовать Господу хлебное приношение. Эти были начатки не какой-то особой жатвы. Они составляли часть всего урожая и символизировали урожай в целом. Поэтому, говоря, что Израиль и новозаветная Церковь происходят из одного теста, Павел указывает, что и собрание израильтян, и новозаветные христиане суть члены одного и того же сообщества, они – один и тот же Божий народ, одна и та же Церковь.



  1. Placard: Римлянам 11:16

Во-вторых, Павел говорит, что ветхозаветное собрание – это [корень] дерева, а новозаветная Церковь – [ветви] того же дерева.


  1. Animation

Павел развивает это сравнение в последующих стихах. Он сравнивает Церковь с культурным масличным деревом. Ветхозаветная церковь, состоявшая преимущественно из евреев, представляет собой его корни и ствол. Христиане же, обращенные из язычества, – это ветви дикой маслины, привитые к культурному дереву. То есть, христиане из язычников были как бы «пересажены» в еврейскую Церковь, и, хотя во времена Павла церковь состояла и из евреев, и бывших язычников, корни этого “дерева” уходили глубоко в Ветхий завет. Да, новое дерево отличается от старого. Оно подросло, но это то же самое дерево. Так же ветхозаветная Церковь выросла в Церковь Нового завета. Они отличаются друг от друга и находятся на разных стадиях роста, но это одна и та же Церковь.


  1. Panel: Иисус

Теперь, когда мы проанализировали [ветхозаветные истоки] установления Церкви, посмотрим, как [Иисус] созидал Свою Церковь на основе ветхозаветной Церкви, в то же время выращивая ее.


  1. Host

Вне всяких сомнений, земное служение Иисуса оказало сильнейшее воздействие и на мир в целом, и на Божий народ в частности. Как отмечают теологи, Он не просто сохранил прежний порядок и прежнюю церковь, но и не создал совершенно новую церковь, - Его Церковь является продолжением Церкви Ветхого завета.


  1. Animation

Иисус называет Церковь словом ekklesia три раза. Эти случаи описаны в Евангелии от Матфея – один в главе 16, стих 18, и два других – в главе 18, стих 17. Рассмотрим эти стихи подробнее.

  1. Placard: Матфея 16:18


В Евангелии от Матфея, глава 16, стих 18, Иисус говорит:

Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Греческое слово oikodomeo, переведенное здесь как [создам], может обозначать как строительство чего-то нового, так и перестройку и восстановление чего-то уже существующего. Иисус не уточняет, какое из двух значений Он имеет в виду, но сказанное Павлом в Послании к Римлянам, глава 11, является основанием для понимания, что Иисус говорит скорее о восстановлении ветхозаветной церкви.
Placard: Матфея 18:17

Более определённо значение слов Иисуса в Евангелии от Матфея, глава 18, стих 17:

если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

В этом стихе речь идет о церковной дисциплине. Иисус говорит, что нераскаянного грешника следует представлять на суд [церкви] или собрания. Во время земного служения Иисуса не было другой церкви, кроме иудейских синагог по всей стране и храма в Иерусалиме. Это были чисто ветхозаветные формы израильского собрания, но Иисус использует по отношению к ним слово “церковь”.


  1. Animation

Согласно Ветхому завету спорные вопросы обычно выносились на суд старейшин, священников и судей – представителей собрания, которому было доверено принять решение. Мы видим это в Книгах Исход, глава 18, и Второзаконие, главы 1 и 19. Иисус подтвердил этот принцип, напомнив Своим слушателям, что они, как и прежде, должны разрешать свои споры внутри собрания израильтян. Но эти слова Иисуса были предназначены также для Его собственной Церкви, о которой Он говорил ранее, в Евангелии от Матфея, глава 16. Вот почему Матфей записал для нас эти слова Иисуса. С точки зрения Иисуса, Матфея и Павла новозаветная церковь представляет собой развитие ветхозаветного собрания. Иисус пришел не заменить Израиль Церковью, - Он пришел, чтобы спасти и восстановить Израиль в новозаветной Церкви.



  1. Animation

Рассматривая преемственность между церквями Ветхого и Нового заветов, важно отметить особую роль Иисуса в соединении их.

Прежде всего, Новый завет представляет Иисуса как [исполнение Божьих обетований Израилю]. Как следует из Послания к Римлянам, глава 8, стихи 1- 4, и Послания к Галатам, глава 3, стихи 16-29, Иисус – истинный израильтянин, [исполняющий Божий завет] и [наследующий] все [благословения], которые Бог [обещал Аврааму и Моисею]. Как мы узнаём из Евангелия от Луки, глава 1, стих 32, и Книги Деяний, глава 2, стихи 31-33, Он – потомок Давида, [восставляющий престол Давидов] и [царствующий над Израилем и Иудеей]. Иисус не отвергает прошлого. Он есть кульминация ветхозаветной Церкви, ее значительнейший представитель и совершеннейший служитель.

Кроме того, Иисус является [Основателем новозаветной Церкви]. Он [принес] [восстановление и обновление], [преобразившее недостаточную ветхозаветную церковь] в Церковь Нового завета. Писание называет Его [главой Церкви] в Послании к Ефесянам, глава 5, стих 23, и в Послании к Колоссянам, глава 1, стих 18. Он – [муж] Церкви, как сказано в Послании к Ефесянам, глава 5, стихи 22-33, и в Откровении, глава 19, стихи 1-10. Иисус от Своего имени наделяет Церковь властью исполнять Великое поручение, о чем мы читаем в Евангелии от Матфея, глава 28, стихи 18-20. Иисус любит Свою Церковь, поддерживает ее и предоставляет ей права.


  1. Guest: Каковы общие черты связи ветхозаветной церкви со Христом и связи новозаветной церкви со Христом?

Для обеих церквей Христос есть Господь. Обе уповают на спасение через Его жертву. Обе есть Его тело и невеста. Они соединены друг с другом во Христе. Обе Церкви будут пребывать с Ним в вечности и в общении друг с другом через Него.


  1. Panel: Значение

Итак, мы рассмотрели такие аспекты [установления] Церкви как ее [ветхозаветные] корни и земное служение [Иисуса]. Теперь мы можем обсудить их [значение].



  1. Animation

Если установление Христом новозаветной Церкви было обновлением и развитием ветхозаветного Израиля, то это означает, что существует [основополагающая преемственность] между Израилем Ветхого завета и христианской Церковью Нового завета. Отсюда следует, что сообщество Божьего народа в Новом завете сохранит ветхозаветные черты. Конечно, многое изменилось, и Новый завет отмечает эти изменения. Но он указывает и на значительное сходство новозаветной церкви с Израилем.


  1. List: Цель

Мы не можем дать исчерпывающее описание этой преемственности, но на три момента необходимо обратить внимание. Первое: между ветхозаветной и новозаветной Церковью существует великая преемственность [цели].


  1. Animation

Со времен грехопадения человечества Бог готовил его восстановление через Искупителя Иисуса Христа. Его неизменной целью было преобразить мир в Божье Царство на земле. Во времена Ветхого завета Бог распространял Свое Царство через Израиль. В эпоху Нового Завета для достижения этой цели Он использует Церковь. Обе церкви служат единому замыслу: осуществить восстановление мира, распространив Божье Царство по всей земле.


  1. Animation

Теологи делят мировую историю на три основных этапа: [сотворение], [грехопадение] и [искупление]. На этапе [сотворения], описанном в Книге Бытия, главы 1 и 2, Бог создал мир, растения, животных и человека. В особом уголке мира Он устроил Эдемский сад. Это было полностью совершенное место. Согласно Божьему замыслу, люди должны были наполнять землю и владычествовать над ней, уподобляя ее Эдемскому саду – месту, достойному святого Божьего присутствия.

На этапе [грехопадения], о котором рассказывает Бытие, глава 3, люди восстали против Бога и были изгнаны из Эдемского сада. С грехопадением человека поврежденность сказалась на всем творении. Павел объясняет это в Послании к Римлянам, глава 8, стихи 20-22.


Всю остальную часть истории составляет этап [искупления], в ходе которого Бог действует, чтобы обновить человечество, приведя его в состояние совершенства, а через человека восстановить и всё творение в его изначальном состоянии. Период искупления завершит создание нового неба и земли, о чем мы читаем у пророка Исаии, глава 65, стих 17, и глава 66, стих 22, во 2 Послании Петра, глава 3, стих 13, и в Откровении, глава 21, стих 1. Это искупление человечества и всего творения было и остается целью Церкви при обоих Заветах.


  1. Animation

Сегодняшняя Церковь стремится к этой же цели обновления всего творения. Следуя учению Нового завета, мы делаем это прежде всего через благовестие, так как спасение каждого нового человека это еще один шаг вперед к окончательному искуплению. Мы также делаем это, живя по-христиански, являя ближним любовь Христову и меняя окружающий мир так, чтобы он отражал славу, честь и характер Бога. Мы делаем это, молясь в ожидании того дня, когда Иисус придет снова, чтобы завершить Свой искупительный труд.


  1. List: Верующие и неверующие

Второй момент преемственности между ветхозаветной и новозаветной Церковью: оба собрания Божьего народа включают [верующих и неверующих].


  1. Animation

Мы знаем, что никогда – ни в ветхозаветное, ни в новозаветное время – Божья Церковь не была совершенной. Во времена Ветхого Богу были верны некоторые из израильтян, и они получали Его благословения. Но многие восставали против Бога и были подвергнуты проклятию. Об этом рассказывает весь Ветхий завет, но, пожалуй, яснее всего это видно в Книгах Левит, глава 26, и Второзаконие, главы 27-30, где речь идет об обетованиях завета.



  1. Animation

То же касается и собрания последователей Иисуса, то есть Церкви Нового завета. Наши церковные общины всегда состоят из верующих и неверующих. Как мы знаем, неверный был даже среди апостолов. Это сказано, например, в Евангелии от Иоанна, глава 6, стихи 70-71, и нам всем известна история предательства Иудой Христа. О неоднородном составе Церкви свидетельствуют также Послания к церквам в Книге Откровения, главы 2 и 3. В них выражается надежда, что истинно верующие в Церкви с честью выйдут из всех испытаний. Но в них содержится и предупреждение, что не устоявшие обнаружат тем самым свое неверие. Бóльшая часть 1 Послания Иоанна посвящена отличиям истинно верующих от неверующих в Церкви. Также, многие места предупреждают об опасности лжеучителей в церкви и призывают верующих стойко держаться до конца и тем самым подтвердить истинность своей веры.



  1. Placard: 2 Коринфянам 13:5

Об этом пишет и Павел во 2 Послании к Коринфянам, глава 13, стих 5:

Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.

Павел хочет, чтобы каждый сознавал, что членство в церкви, факт крещения и убедительное исповедание веры еще не являются доказательствами истинной спасительной веры в Иисуса Христа. Все это доступно и тем, кто не уверовал в Господа. Поэтому Павел призывает людей в церкви исследовать самих себя, чтобы убедиться, что они действительно уповают на Христа в своем спасении.


  1. Animation

Конечно, человек не может знать сердца других людей. Мы можем только видеть их поступки и слышать их слова. Поэтому обычно мы не можем определить, кто является истинно верующим, а кто нет. Но сознание, что в наших общинах есть и неверующие люди, должно отражаться на нашем вúдении себя и других людей внутри церкви. Мы должны неустанно учить и проповедовать Евангелие всей церкви ради спасения тех, кто еще не пришел к вере, хотя мы не знаем, кто они. Мы должны быть чутки к тем, кто еще только ищет Бога, и поддерживать их желание ходить в церковь, хотя они еще не уверовали в Христа. И мы должны проявлять терпение к другим людям, поскольку даже те, кто давно в церкви, достигли неодинакового уровня христианской зрелости.


  1. List: Обязанности

Третий момент преемственности между ветхозаветной и новозаветной Церковью – сходные [обязанности] перед Богом.


  1. Animation

Оба Завета обязывают Божий народ любить Бога, распространять Его Царство по всей земле и воздавать Ему славу. Так, Второзаконие, глава 6, стихи 5 и 6, учит ветхозаветную Церковь любить Бога всем сердцем и от всего сердца повиноваться Его закону.


Так и новозаветная Церковь призвана любить Бога и повиноваться Его закону. Как учит Иисус в Евангелии от Матфея, глава 22, стих 37, главнейшая заповедь состоит в том, чтобы любить Бога всем сердцем. А, согласно Первому Посланию Иоанна, глава 5, стих 3, настоящая любовь к Богу выражается в послушании Его заповедям.


  1. Guest: Должна ли новозаветная Церковь исполнять ветхозаветный закон?

Бог не изменился от Ветхого завета к Новому. Он, как и прежде, требует от Своего народа уподобляться Ему, а черты Его характера, как и прежде, открыты в Законе. Мы можем иначе применять закон, так как изменились условия жизни, и после пришествия и подвига Христа что-то мы делаем по-новому. Но, как и во времена Ветхого Завета, мы спасены благодатью по вере, а не на основании личного послушания, и принципы, открытые в Законе, по-прежнему остаются для нас руководством к праведной жизни.


  1. Animation

Также, при обоих Заветах обязанностью Божьего народа было распространять Царство Божье на земле. Из Книги Бытия, глава 17, стихи 4-5, ветхозаветная Церковь знала, что Бог обещал Аврааму, что тот станет отцом многих народов. И, как учит Павел в Послании к Римлянам, глава 4, стих 13, ветхозаветные верующие понимали, что это обетование обязывает их верою распространять Божье Царство по всему миру.

Так и новозаветная Церковь исполняет этот Божий замысел, неся свет Евангелия всем народам.


  1. Placard: Матфея 28:19

В Евангелии от Матфея, глава 28, стих 19, Иисус заповедал Своей Церкви:

Идите и научите все народы


  1. Animation

Новозаветная церковь имеет и третью такую же обязанность, что и ветхозаветный Израиль, – [прославлять Бога]. Это следует в частности из Псалмов 85, стих 12, и 113, стих 26, и из пояснений в Книге Деяний, глава 17, стихи 24-28. Эта обязанность подразумевается и в самом том факте, что мы сотворены по образу Божьему, как сказано в Бытии, глава 1, стих 27. В древности образы (т. е. изображения) царей напоминали людям о том, что они должны любить, слушаться и восхвалять своих владык. Будучи образом Божьим, человек должен воздавать Ему славу.


Продолжать прославлять Бога обязана и новозаветная Церковь. Этому учат 1 Послание к Коринфянам, глава 10, стих 31, 1 Послание Петра, глава 4, стих 11, Откровение, глава 4, стих 11, и многие другие стихи.


  1. Animation

Когда мы во Христе, обязанности, возложенные Богом на Церковь, нетрудны. Если бы мы должны были полагаться на свои собственные усилия, бремя обязанностей было бы для нас непосильно. Но во Христе истинно верующие люди избавлены от осуждения и способны распространять Царство Божье, соблюдать Его закон и воздавать Ему славу, не боясь не справиться. В конечном счете их успех обеспечен. Хотя временами мы терпим неудачи, история неотвратимо движется к Божьей победе. И это продвижение осуществляется через Церковь. Поэтому, чем более мы послушны (то есть, чем лучше выполняем свои обязанности), тем скорее Бог приведет Свое Царство к его славному совершению.


  1. Host

Когда мы смотрим, как Церковь развивалась от Ветхого завета в новозаветное Тело Христово, нам ясно, что ее поддерживает Бог. Церковь существует потому, что этого хочет Бог, и потому, что она служит Божьим целям. Это не человеческое изобретение и не отход от Библии. Церковь – невеста Христова и Тело Христово; она любима Богом и предназначена для служения Ему и для Его славы.


  1. Signpost: Святая

Убедившись, что Церковь есть Божье [установление], мы переходим ко второй главной теме нашего урока: к тому факту, что Церковь [свята].


  1. Animation

В Библии идея святости передается различными словами. В Новом Завете [церковь] называется [святой] или [освященной]. Оба эти слова — [святая] и [освященная] — происходят от одного греческого корня. [Святой] по-гречески [hagios]. [Освященный] происходит от глагола [hagiazo], что значит [делать святым].


В Ветхом завете те же понятия обозначаются древнееврейскими словами: прилагательным [qadosh] - [святой], глаголом [qadash] - [делать святым] и существительным [qodesh] - [тот, кто свят].


  1. Animation

Многие христиане привыкли считать святость свойством, отличающим Бога от Его созданий. Мы часто слышим, что Божья святость – это качество, которое делает Бога абсолютно иным, совершенно непохожим на Его творение. Но в Писании слово “святой” употребляется не только в этом смысле. Библия называет святыми людей и предметы, которые имеют особые качества, отражающие святость Самого Бога. Называя Церковь «святой», Апостольский Символ веры использует это слово именно в этом значении.


  1. Panel: Определение

Рассматривая [святость] Церкви, мы вначале дадим [определение] слова “святой”, а затем используем это определение по отношению к [людям], обладающим этим качеством. Начнем с библейского [определения] святости.


  1. Definition: Святой

В Писании понятие святости является достаточно сложным. Но суть его в том, что, когда Библия называет кого-то или что-то [святым], идея состоит в том, что некто или нечто является:

[нравственно чистым],

Слово “святой” может также обозначать людей или предметы, которые

[отделены для особого служения Богу].

Рассмотрим оба аспекта этого определения. Говоря, что кто-то или что-то является [нравственно чистым], мы подразумеваем, что в ком-то или в чем-то [нет греха и порока].


  1. Animation

В этом смысле святость заложена в Божьем характере. Писание называет Бога [Святым] много раз, например, в 4 Книге Царств, глава 19, стих 22, в Притчах, глава 9, стих 10, в Книге Исаии, глава 30, стихи 11-15, в 1 Послании Иоанна, глава 2, стих 20.

  1. Guest: Что подразумевает Библия, называя Бога “святым”?


Говоря, что Бог свят, Библия подразумевает, что Он духовно чист, неприступен для грешников, достоин чести и поклонения, славен, и т.д.


  1. Animation

Поскольку Бог в высшей степени свят, все греховное, входя в Его непосредственное присутствие, подлежит Его суду и гневу. Мы видим это в таких местах как 1 Царств, глава 6, стих 20, 4 Царств, глава 24, стих 3, и Послание к Евреям, глава 12, стих 14. Хотя Бог может на некоторое время удерживать Свое осуждение, в конце концов в Его святом присутствии погибнут все, чей грех не покрыт. Поэтому всякий, кто вступает в присутствие Бога, должен вначале быть освящен.


  1. Placard: Исаия 6:3-7

Вот пример из Книги пророка Исаии, глава 6, стихи 3-7:

И взывали они [серафимы] друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!... И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,

и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.

Как видно из этого отрывка, Исаия боялся, что, вступив в присутствие [Святого] Господа, он будет уничтожен из-за своего [беззакония], то есть [греха]. Тогда один из серафимов, служащих Богу ангелов, очистил грех Исаии горящим углем, взятым со святого Божьего [жертвенника]. Этим действием Исаия был очищен от греха — он был освящен. Благодаря обретенной таким образом святости он смог пребывать в присутствии Господа, не подпадая под осуждение.


  1. Animation

Таким образом, из главы 6 Книги Исаии следует, что святость Бога – одно из Его передаваемых свойств. Оно характерно для Бога, но в ограниченной степени может принадлежать и Его творениям. На этом основано библейское [повеление] верующим [быть святыми], – как, например, в Посланиях к Ефесянам, глава 1, стих 4, к Евреям, глава 12, стих 14, и в 1 Петра, глава 1, стихи 15-16. Мы должны стараться быть так же духовно чистыми, как Бог. Конечно, добиться этого собственными усилиями мы не можем, но совершенной нравственной чистотой обладает Христос, и, если мы в Нем, то нам засчитывается Его праведность, и мы считаемся абсолютно чистыми, то есть совершенно свободными от греха и порока.



  1. Definition: Святой

Во-вторых, словом [святой] обозначаются люди или предметы, которые

[отделены для особого служения Богу].

В этом смысле они «святы» хотя не обладают нравственной чистотой.


  1. Placard: 1 Коринфянам 7:14

В качестве примера приведем слова Павла из 1 Послания Коринфянам, глава 7, стих 14:

… неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.

Здесь Павел говорит о том, что неверующий человек в браке с верующим [освящается], или, как еще это может быть переведено, [посвящается Богу]. Идея состоит в том, что в таких случаях неверующий человек становится полезным для служения Богу, хотя он и не очищен Богом во Христе.


  1. Host

Нам может показаться непонятным, как это Бог отделяет для служения Себе людей несовершенных и нечистых. Но, если подумать, Библия приводит множество примеров того, как неверующие люди выделялись Богом для исполнения Его воли. И, наверное, самим лучшим примером тому служит история апостола Иуды, который предал нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. По пояснению Самого Иисуса, Иуда был избран Богом именно для этой цели. И его предательство в результате привело к самой чистой и святой жертве, когда-либо принесенной Богу, – бесценной смерти Его сына. А если Богу могут быть полезны даже нечестивые злодеи, то тем более Он может быть прославлен служением святых, любящих Его!


  1. Definition: святой

Как видим, библейское понятие [святости] многозначно. Поэтому нам необходимо тщательно разобраться в смысле слов [освященный] или [святой], когда они употребляются в Писании по отношению к Церкви. Иногда Библия подчеркивает, что истинно верующие в Церкви обладают [нравственной чистотой] благодаря святости Христа, и рассказывает об отделении для особого служения Богу истинно верующих людей. В других случаях речь может идти о людях, которые [отделены] от прочих для служения Богу несмотря на то, что они не являются истинно верующими.



  1. Animation

Но в любом случае мы можем быть уверены в том, что то, что свято, имеет для Бога особое значение. Мы чтим Божье имя, удерживаясь от произнесения его всуе, потому что оно свято. Мы подчиняемся библейским повелениям, потому что Библия есть Слово нашего Святого Бога. Мы стремимся к чистоте, потому что знаем, что Господь призвал нас к святой жизни. Мы участвуем в жизни Его святой Церкви и подчиняемся ей. Мы видим Божью руку во всех проявлениях святости, и относимся к ней с благоговением.


  1. Panel: люди

Дав такое [определение] “святости”, воспользуемся им для исследования [людей], которые святы.


  1. Animation

В общем, Библия называет людей “святыми”, когда они отделены для особого служения Богу. Так, святым назывался весь ветхозаветный народ Израиля, потому что Бог состоял в завете с этим народом. Об этом сказано, например, в Книгах Исход, глава 19, стихи 5 и 6, Второзаконие, глава 7, стихи 6-9. и глава 28, стих 9, и у пророка Иезекииля, глава 37, стихи 26-28.

Эта же идея сохраняется в новозаветной Церкви. Так, Евангелие от Луки, глава 1, стих 72, говорит об Иисусе, грядущем исполнить святой Божий завет. А поскольку Церковь понимается как обновленный и восстановленный Израиль Нового завета, она тоже называется святой. Мы видим это в Посланиях к Колоссянам, глава 3, стих 12, к Евреям, глава 10, стих 29, и в других местах.


  1. Placard: 1 Петра 2:9

В подтверждение обратимся снова к словам из 1 Послания Петра, глава 2, стих 9, обращенным к новозаветной Церкви:

… вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

Здесь Петр цитирует несколько ветхозаветных стихов, говорящих о святости Израиля, и относит их непосредственно к Церкви. Тем самым он указывает, что Церковь Ветхого и Нового заветов – это одно и то же святое сообщество.



  1. Animation

Мы знаем, что не все в Израиле - как и не все в новозаветной церкви - были истинно верующими. Тем не менее, все эти люди считались [святыми], потому что были частью [народа завета], то есть состояли в завете с Богом.

Святость истинно верующих в сообществе завета превосходила святость неверующих, которые были святыми только потому, что были отделены для Бога. Верующие же были святы еще и потому, что были нравственно чисты во Христе и послушны Богу. Конечно, целью всегда была вера всего сообщества, когда бы верность Богу хранил и был нравственно чистым каждый.


  1. Bullet: Видимая Церковь

Идею святого народа помогает понять традиционное различение [видимой церкви] от [невидимой церкви]. Рассмотрим эти понятия, начав с видимой Церкви.


  1. Guest: Что такое “видимая Церковь”?

Вот строки из Вестминстерского исповедания веры, 25.2:

Видимая вселенская Церковь [во времена евангелия не ограниченная одним народом, как во времена закона], состоит из всех тех, кто исповедует истинную веру, и их детей; она есть Царство Господа нашего Иисуса Христа и семья Божья, вне которой нет спасения”.

И далее, ВИВ 25.3: “ Для собрания и к совершению святых в земной жизни до скончания веков Христос дал вселенской видимой Церкви служение, пророчества и установления Божьи, действенные по обетованию и вследствие Его присутствия Духом Своим”.


  1. Animation

[Видимая Церковь] включает всех, кто участвует в церковных собраниях, независимо от состояния их сердец. Люди могут считаться членами видимой Церкви на основании того, что принадлежат к [Божьему завету] через новозаветное крещение или ветхозаветное обрезание, или после [открытого заявления о своей вере в Христа]. В общинах, не имеющих официального членства или не практикующих обряды подтверждения завета (как крещение), люди могут считаться участниками завета на основании регулярного участия в занятиях по [учению Церкви]. Или, как учит Павел в 1 Послании Коринфянам, глава 7, стих 14, они могут просто [иметь верующего родителя или супруга].



  1. Animation

Так, во времена Ветхого завета к Церкви относился весь народ Израиля, несмотря на то, что не все имели спасительную веру. Все просто принадлежали к народу, и, кроме того, согласно Божьему наставлению в Книге Бытия, глава 17, они были утверждены в Божьем завете через обрезание всего мужеского пола.


  1. Animation

То же мы видим и в Новом завете. Все, кто участвовал в церковных собраниях, принадлежали к Церкви. Сюда относились все, кто исповедовал свою веру, кто был крещен, дети и супруги верующих, а часто также их челядь и рабы. Когда Павел писал свои Послания разным церквам, он предназначал их всем, кто к ним принадлежал. И - что ясно из его призыва к христианам испытывать свою веру, - Павел не сомневался, что внутри Церкви есть неверующие люди. Это видно, например, из такого текста как 2 Послание Коринфянам, глава 13, стих 5. Это подразумевается и в притче о пшенице и плевелах в Евангелии от Матфея, глава 13, стихи 24-30, где Иисус учит не выгонять неверующих из церкви. Эта же мысль звучит в Посланиях к церквам в Книги Откровения, главы 2 и 3, где Иисус призывает преодолевать испытания и стоять до конца. Это подразумевается и в предостережениях об опасности отпадения в Послании к Евреям, глава 6, стихи 4-8, и глава 10, стих 29.


  1. Placard: Евреям 10:29

Вот слова из Послания к Евреям, глава 10, стих 29:

… сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

Здесь автор Послания говорит, что отвергать Христа могут и те, кто был [освящен] в [завете] с Богом. (Из текста далее ясно, что [наказание] за это– вечные адские муки.)


  1. Animation

Неоднородность видимой Церкви означает, что мы всегда должны быть бдительны и готовы дать отпор неверию и ереси в церкви. Но церковь остается святой, даже когда в ее служении участвуют неверующие люди. Мы чтим установленные Богом святые церковные таинства. Мы почитаем святое Божье Слово, даже если, как учит Павел в Послании к Филиппийцам, глава 1, стихи 14-18, оно преподается с задними мыслями. Святость Церкви – это одновременно и предостережение против ее обожествления, и основание для уверенности, что, несмотря на человеческий грех и неверие, Церковь – в руках Божьих.



  1. Bullet: Невидимая Церковь

Получив представление о [видимой Церкви], мы готовы рассмотреть понятие [Церкви невидимой].


  1. Guest: Что такое невидимая Церковь?

Из Вестминстерского исповедания веры, 25.1: “Кафолическая, или вселенская Церковь невидима и состоит из полного числа избранных, призванных в прежние времена, ныне и в грядущем, соединенных под Христом, Главой Церкви, которая есть невеста, Тело Его, наполняющего все во всем”.


  1. Animation

Если видимая Церковь включает всех, кто входит в сообщество завета, то [Церковь невидимая] состоит только из тех, кто соединен с Христом в спасении. Поэтому она называется [истинной Церковью]. Она включает всех истинно верующих людей, как живших до земного служения Христа, так и после. Можно понимать невидимую Церковь как меньшую группу людей, полностью входящую в видимую Церковь. Мы относимся к большинству людей в видимой Церкви как к спасенным, потому что - как сказано, например, в Псалме 43, стих 22, и в книге Деяний, глава 15, стих 8 - истинное состояние человеческого сердца известно только Богу, и Он один знает точно, кто входит в невидимую церковь.


  1. Animation

Писание, как правило, обращается скорее к видимой, чем к невидимой Церкви, исходя из того, что мы не можем знать, куда относится конкретный человек. Но есть заслуживающие внимания исключения, например, 1 Послание к Коринфянам, глава 5, 1 Послание Тимофею, глава 1, стихи 19 и 20, а также некоторые части обращений к церквям в Книге Откровения, главы 2 и 3. В целом же позиция священнописателей состояла в том, что их читатели будут всецело полагаться на Бога и будут стараться подтвердить истинность своей веры, чтобы истинной церковью стала вся видимая церковь.

  1. Animation


Когда Иисус вернется, Он полностью очистит Свою Церковь. Он исторгнет из нее всех неверующих, и тогда границы видимой церкви совпадут с границами церкви невидимой. Об этом мы читаем в Евангелии от Матфея, глава 7, стихи 21-23, и глава 13, стихи 24-30, в 1 Послании Коринфянам, глава 3, стихи 12-15, и в 1 Послании Петра, глава 4, стихи 17-19. Но, пока этого не произошло, только Богу известно, кто действительно принадлежит к истинной церкви.


  1. Animation

То, что в настоящее время невидимая церковь составляет лишь


следующая страница >>