birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема урока: Урок –концерт по творчеству И.А.Крылова

Цели урока: Обобщить знания, полученные о баснях.

Формирование языковой компетенции учащихся (владение языковыми нормами, обогащение словарного запаса учащихся) ,
Задачи урока:

Образовательные:


  • углубление знаний учеников о жанре басни на языковом уровне;

Развивающие:

  • осознание роли и значения слова как главного средства создания художественного образа, формирование первоначальных навыков ораторского искусства ,артистических способностей.

  • обучение мастерству выразительного чтения ,развитие коммуникативных компетенций.

Воспитательные:

  • формирование интереса к басенному творчеству И.А.Крылова;

  • создание условий на уроке для комфортного состояния учащихся , возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

  • Соблюдение принципа двигательной активности и психологической комфортности на уроке

Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний.

Форма урока : Литературный ринг.
Оборудование: портрет И.А Крылова, иллюстрации к его басням


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие класса.

Проверка готовности класса к уроку.

Наличие учащихся

2.Мотивация учебной деятельности.

Мы сегодня заканчиваем изучение интерестейшего раздела « Русские басни» по творчеству великого баснописца И.А.Крылова. Сегодня у нас урок внеклассного чтение по данной теме и пройдет оно в форме литературного ринга. Цель нашего урока – обобщить знания, полученные о баснях

    1. Обращение к эпиграфу к уроку. (Эпиграф записан на доске).

Эпиграф к уроку - слова К.Н.Батюшкова: "Его басни переживут века!"

У: О ком слова К.Н.Батюшкова? Почему у К.Н.Батюшкова была уверенность в том, что басни И.А.Крылова переживут века?

У: Мы и сегодня произносим многие выражения из басен И.А.Крылова, используя их наряду с пословицами и поговорками в самых различных жизненных ситуациях, иногда даже не задумываясь, откуда они: "А Васька слушает да ест", "Слона-то я и не приметил", "А ларчик просто открывался" « Спой ,светик, не стыдись» и так далее.

У: Ребята, а как называются такие выражения?

У: Афоризмы (крылатые выражения).

У: А что такое афоризмы?

У: Афоризмы - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.

У: Ребята, а для чего нужна басня? и нужна ли басня сейчас?.

3. Проверка выполнения домашнего задания.

У: Давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Это уже третий урок по теме «Басни И.А Крылова», определенный багаж знании по этой теме у вас есть, поэтому я проведу опрос дом. задания в форме обобщающего теста ( 3 минуты,)

Работа над тестом .

Взаимопроверка. Выставление оценок за тест.

4.Литературный ринг

Наш литературный ринг будет состоять из нескольких раундов, где вы будете работать в группах и индивидуально. За правильные ответы , за активное участие вы будете получать жетоны, и по их количеству в конце урока будет присуждено звание « Лучший знаток басен» 1, 2, 3 место.
I. Первый раунд « литературная разминка»

Задание : герои басен «перепутались» .Наведите порядок, соедините героев одной басни. Ворона обезьяна

Стрекоза лиса

Зеркало слон

Свинья муравей

Мартышка обезьяна

Волк Демьян

Моська очки

муравей ворон(дуб)

Фока ягненок

У Умновой Гали будет индивидуальное задание нарисовать иллюстрацию к басни.

II. « Сейчас подошло время « декламационного» раунда и раунда «Я-артист». Эти два раунда будут объединены. Суть данного этапа заключается в непосредственной декламации, т.е ярком и образном, артистическом чтении наизусть любой из басен И.А.Крылова и разыгрывании: выступить в роли артистов.

Задача всех остальных присутствующих- насладится зрелищем.

Итак , вы сейчас работаете в группах.

Релаксация «Путешествие на облаке»

III. Завершающий раунд « Копилка крылатых слов и выражений » вошедших в язык из произведений Крылова. Эту копилку мы сейчас наполним. Сначала давайте вспомним, что же такое мораль басни?

Я буду называть Мораль, а вы должны догадаться, что это за басня. 1Мораль басни. (Лебедь, щука и рак)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет…

2.Мораль басни « Волк и ягненок»

У сильного всегда бессильный виноват :

Тому в истории мы тьму примеров слышим, но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят

3. Мораль басни « квартет »( Каждый должен заниматься своим делом)

А вы друзья как ни садитесь

Все в музыканты не годитесь

4. Мораль басни «Стрекоза и муравей»

Да работала ль ты лето?

Так поди же попляши.

5 Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна;

но только все не впрок,

и в сердце льстец всегда отыщет уголок.

«Ворона и лиса»

6Невежда так же в ослепленье (Свинья под дубом)

Бранит науки и ученье

И все ученые труды

Не чувствуя . что он вкушает их плоды.

7. Когда у нас беда над головой, ( Крестьянин и работник)

То рады мы тому молиться

Кто вздумает за нас вступиться

8 За что же не боясь греха( Петух и кукушка)

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку.

9. Ай , моска! Знать она сильна,

что лает на слона «Слон и моська»
Вот мы и наполнили нашу копилку.

Почему автор людей представляет в образах птиц, зверей , растений.? Чему вас научили басни?

Интересно ли вам было познакомиться с творчеством великого баснописца?

Так как урок у нас творческий: мы выступали в роле артистов, рисовали иллюстрации, читали наизусть басни, и сочиняли стихи . Это было вашим домашним заданием - сочинить синквей посвященный басне- как художест. произведению

IY.И подошло время следующего раунда « Я-поэт.(дети зачитывают синквейны)

Лучший синквей записывается на доске.

5. Подведение итогов занятия

Подвести итог по количеству набранных жетонов .

( за 1, 2, 3, место вручаются грамоты « Знаток басен»)

Выставление оценок друг другу.

1 Оценить степень реализации поставленных на занятии целей

2.Оценить работу учеников во время занятия.
Урок начинается до звонка. Разрешение на вход—правильный ответ на вопрос

-Вспомни второго героя басни.

(Свинья –дуб, моська- слон, Ягненок –волк , волк-лиса)

- О каком герое басни Крылова идет речь?

- Лето красное пропела (стрекоза)

-То к темю их прижмет , то их на хвост нанижет(мартышка)

-Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать(волк)

-От радости в зобу дыханье сперло(ворона)

-Лишь были б желуди: ведь я от них жирею( свинья)

ХОД УРОКА


    1. Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку.
    2. Здравствуйте, ребята. Мы сегодня заканчиваем изучение интерестейшего раздела « Русские басни» по творчеству великого баснописца И.А.Крылова. Сегодня у нас внеклассное чтение по данной теме и пройдет оно в форме литературного ринга. Цель нашего урока – обобщить знания полученные о баснях


    3. Обращение к эпиграфу к уроку. (Эпиграф записан на доске).

Эпиграф к уроку - слова К.Н.Батюшкова: "Его басни переживут века!"

У: О ком слова К.Н.Батюшкова? Почему у К.Н.Батюшкова была уверенность в том, что басни И.А.Крылова переживут века?

У: И детям и взрослым интересно читать басни Крылова. Басни помогают нам в чужих недостатках узнавать свои, помогают стать лучше.

У: Мы и сегодня произносим многие выражения из басен И.А.Крылова, используя их наряду с пословицами и поговорками в самых различных жизненных ситуациях, иногда даже не задумываясь, откуда они: "А Васька слушает да ест", "Слона-то я и не приметил", "А ларчик просто открывался" « Спой ,светик, не стыдись» и так далее.

У: Ребята, а как называются такие выражения?

У: Афоризмы (крылатые выражения).

У: А что такое афоризмы?

У: Афоризмы - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.

У: Ребята, а для чего нужна басня? и нужна ли басня сейчас?.

Да, среди нас есть такие беспечные лентяи, как Стрекоза, и трудолюбивые, как муравей или такие же привередливые, как разборчивая невеста , вот поэтому нас и сейчас басня учит вскрывать недостатки, высмеивать их и становится лучше.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

У: давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Это уже третий урок по теме «Басни И.А Крылова», определенный багаж знании по этой теме у вас есть, поэтому я проведу опрос дом. задания в форме обобщающего теста ( 3 минуты,)

.Работа над тестом.

Пока идет работа над тестом- Звучит музыка

Взаимопроверка. Выставление оценок за тест.

Наш литературный ринг будет состоять из нескольких раундов, где вы будете работать в группах и индивидуально. За правильные ответы , за активное участие вы будете получать жетоны, и по их количеству в конце урока будет присуждено звание « Лучший знаток басен» 1, 2, 3 место. За два урока по этой теме вы прочитали много басен и выучили их наизусть. Я думаю, что вы легко справитесь со всеми заданиями

1. Первый раунд « литературная разминка»

Задание : герои басен «перепутались» .Наведите порядок, соедините героев одной басни.

Ворона обезьяна

Стрекоза лиса

Зеркало слон

Свинья муравей

Мартышка обезьяна

Волк Демьян

Моська очки

муравей ворон(дуб)

Фока ягненок

У Умновой Гали будет индивидуальное задание нарисовать иллюстрацию к басни.

2. « Сейчас подошло время « декламационнного» раунда и раунда «Я-артист». Эти два раунда будут объединены. Суть данного этапа заключается в непосредственной декламации, т.е ярком и образном, артистическом чтении наизусть любой из басен И.А.Крылова и разыгрывании: выступить в роли артистов.

Задача всех остальных присутствующих- насладиться зрелищем.

Итак , вы сейчас работаете в группах.

Релаксация «Путешествие на облаке»

3. Завершающий раунд « Копилка крылатых слов и выражений » вошедших в язык из произведений Крылова. Эту копилку мы сейчас наполним. Сначала давайте вспомним, что же такое мораль басни?

Мораль – особенный вывод , поучающий чему- нибудь, в ней заключена основная мысль. Чаще он располагается в конце, либо в начале басни, начиная или заканчивая ее. Я буду называть Мораль, а вы должны догадаться, что это за басня.

1Мораль басни. (Лебедь, щука и рак)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет…

2.Мораль басни « Волк и ягненок»

У сильного всегда бессильный виноват :

Тому в истории мы тьму примеров слышим, но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят

3. Мораль басни « квартет »( Каждый должен заниматься своим делом)

А вы друзья как ни садитесь

Все в музыканты не годитесь

4. Мораль басни «Стрекоза и муравей»


Да работала ль ты лето?

Так поди же попляши.

5 Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна;

но только все не впрок,

и в сердце льстец всегда отыщет уголок.

«Ворона и лиса»

6Невежда так же в ослепленье (Свинья под дубом)

Бранит науки и ученье

И все ученые труды

Не чувствуя . что он вкушает их плоды.

7. Когда у нас беда над головой, ( Крестьянин и работник)

То рады мы тому молиться

Кто вздумает за нас вступиться

8 За что же не боясь греха( Петух и кукушка)

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку.

9. Ай , моска! Знать она сильна,

что лает на слона «Слон и моська»

Вот мы и наполнили нашу копилку. Почему автор людей представляет в образах птиц, зверей , растений.? Чему вас научили басни?

Интересно ли вам было познакомиться с творчеством великого баснописца?

Так как урок у нас творческий: мы выступали в роли артистов, рисовали иллюстрации, читали наизусть басни, и сочиняли стихи . Это было вашим домашним заданием -сочинить синквей, посвященный басне- как художест. произведению.

4.И подошло время следующего раунда « Я-поэт.(дети зачитывают синквейны) Синквейны записаны у вас в тетрадях, я прошу их прочитать

Лучший записывается на доске.

Вывод: И.А.Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся пользоваться народной мудростью, понимать истинные нравственные ценности , а уроки литературы –это уроки нравственности, тем самым накапливая свой жизненный опыт.

Пришло время подвести итог по количеству набранных жетонов .

( за 1, 2, 3, место вручаются грамоты « Знаток басен»)

5.Выставление оценок друг другу.

Что нового вы почерпнули для себя на этом уроке?


Чему вы научились?

Вам пригодятся знания ,полученные на уроке в дальнейшей жизни?

Если вам понравился этот урок , то украсьте наше дерево распустившимися цветами, если нет, то бутончиками.

Наш урок по творчеству И.А.Крылова заканчивается, вы прекрасно справились с заданиями. Я осталась довольна вами и вашими знаниями, спасибо вам за урок, и по вашему выбору я могу судить, что этот творческий урок вызовет интерес к творчеству великого баснописца И.А Крылова.


.