birmaga.ru
добавить свой файл

1
Раздел 4. Кубань XVII – XVIII вв. в памятниках словесности, в трудах путешественников и учёных, в сочинениях потомков и произведениях искусства.

Урок №31.

Тема: Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и ученых

Цели:

-формирование общего представления о пребывании известных учёных, путешественников на Кубанских землях; ознакомление с документами, отражающими Кубанскую тематику.

-продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

-воспитание бережного отношения к богатейшему историческому и культурному наследию родного края.

Исторические личности:
Афанасий Мезенцов, Джованни да Лукка, И.А. Гильденштедт, С.Г. Гмелин, П. Паллас

Образовательные ресурсы:

- Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов, Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

- источники информации по выбору учителя(см. приложение);

- мультимедийное оборудование;

- электронное пособие/презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.


  1. Фаза урока ВЫЗОВ.

1 шаг.

Актуализация опорных знаний учащихся/проверка домашнего задания.

Оценка лучших творческих работ учащихся.

2 шаг.


Инициация учащихся.


Возможны 2 варианта проведения инициации, формирования ожиданий учащихся:

  1. Вариант.

Интерактивная беседа по вопросам.

Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу из курса истории, географии, литературы – активизация учащихся.

Примерные вопросы для беседы:

- вспомните из курса истории 6 класса, в трудах каких европейских авторов нашла отражение кавказская тематика?

- из каких источников мы можем узнать об историческом, территориально –административном устройстве родного края в данный период?


-вспомните из курса 6 класса, какое отражение кубанская тематика нашла в произведениях древнерусской литературы?

- предположите, исходя из темы урока, о чём пойдёт речь на учебном занятии?

2 Вариант.

Использование приёма технологии РКМ – заполнение таблицы «ЗХУ» (знаю – хочу – узнаю).

Учащиеся заполняют графы таблицы.


Что мне известно по данной теме

Что я хочу узнать

Что я для этого могу сделать (узнать)











II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Учитель. Территория, на которой мы с Вами проживаем, не раз описывалась в трудах древнегреческих и древнеримских учёных, упоминалась в древнерусских летописях, затрагивалась в ряде литературных памятников. Сегодня мы познакомимся с некоторыми историческими документами и трудами путешественников и учёных, в которых нашла своё отражение кубанская тематика.

Проработка содержания текста учебника на стр.118-122

При работе с текстом параграфа возможен вариант использования приёма РКМ «Комментируемое чтение с остановками».

Задание № 1

Ответить на вопрос на стр. 121 учебника:

- Почему в 60--70-х годах XVIII столетия русские учёные не имели возможности исследовать территорию Кубани?

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.



Задание № 2

Дописать недостающую информацию, заполнив пустые графы таблицы:

ФИ исследователя/

учёного


Название

научного труда

Как отражена кубанская

тематика

Афанасий Мезенцев


«Большой чертёж»







«Отчёт святой конгрегации»

Изучена традиционная культура черкесов. Составлено «Описание перекопских и ногайских татар»

В. Я. Шишков















Рисунки, изображающие черкесов, принадлежащих к разным сословиям. Издание нескольких этнографических альбомов.





«Атлас Чёрного моря»







Задание № 3

  1. Выбрать правильный вариант ответа и дать аргументированное обоснование своего выбора.

  1. Могли ли пересекаться при исследовании Кавказа русские исследователи С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт и П.С. Паллас?


ДА НЕТ
Обоснование:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ .

Ответ: НЕТ, т.к. С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт проводили свои исследования на Кавказе в 60-70-е годы XVIII века, а П. С. Паллас в1793-1795 году.


Задание № 4

Прочитать приведённый ниже текст, каждое из предложений которого пронумеровано.


(А) В 60-70-х годах XVIII века территория Кубани по военно – политическим причинам не стала объектом изучения исследователей. (Б) Возможно причиной этому послужило то, что «…над округами, лежащими вне Кабарды, присваивают себе некую власть турки…(В) Лишь после переселения черноморских казаков на Кубань и окончательного закрепления новых земель за Россией стало возможным проведение здесь картографических работ и геологических изысканий.


Определить, какие положения текста:


  1. отражают факты

  2. выражают мнения

Записать под номером положения цифру. Обозначающую её характер. Получившуюся последовательность цифр перенести в таблицу.


А

Б

В











Ответ: А -1; Б -2; В -1

VI. Подведение итогов.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (по выбору учителя).

V. Домашнее задание

1. Прочитать стр.118-122, ответить на вопросы № 1-3, стр. 122

2. Работа клуба «Поисковичок». Подготовить сообщения по теме: «Изучение Кавказа в XVII-XVII веках».