birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4
16 апр. 08 г. 11 фев. 09 - вычитка 16 июня 2010 отпечатано для записи 1 июля-запись


Урок первый - Что такое библейское богословие?

1. Face- Когда знакомишься с новыми людьми, нередко возникает так называемое «первое впечатление»; то есть мнение, которое мы составляем о них в первые минуты знакомства. По мере развития отношений мы лучше узнаем своих друзей, расспрашивая их о жизни, слушая их истории. Когда мы узнаем о событиях, повлиявших на их жизнь, наше представление об этих людях становится значительно шире и глубже первых впечатлений.
Во многих отношениях так происходит и в христианском богословии. Христиане, мы часто составляем себе прочные представления о богословии, почерпнутое из проповедей по Новому Завету. Но мы можем углубить свое понимание христианской веры, знакомясь с ее историей, изучая процесс ее развития от первых страниц Бытия и до последних глав Откровения.

2. Это первый урок из серии «Формирование библейского богословия». В данной серии мы исследуем дисциплину, известную как «библейское богословие». Эта отрасль теологии исследует процесс развития веры в ходе библейской истории. Наш первый урок называется: “Что такое библейское богословие?” В этом вводном уроке мы рассмотрим ряд основополагающих вопросов, которые послужат нам путеводной нитью на протяжении всех уроков данной серии.
3. В ходе этого урока мы сосредоточимся на трех основных темах: во-первых, общее представление о библейском богословии. Что мы понимаем под данным термином? Во-вторых, проследим развитие библейского богословия. В каких направлениях шло развитие этой дисциплины на протяжении столетий? И, наконец, в-третьих, мы исследуем взаимосвязи
между историей и откровением – один из важнейших вопросов библейского богословия. Начнем с общего представления о предмете.
I. Общее представление

4. Термин “библейское богословие” используется в теологии в разных значениях. Все они укладываются в спектр широких и более узких смыслов. В более широком смысле данный термин, как правило, обозначает богословие, которое соответствует содержанию Библии. С этой точки зрения, библейским называется любое богословие, которое точно отражает учение Писаний.

5. Нет нужды напоминать, что для евангельских христиан очень важно, чтобы всё богословие было библейским именно в таком, широком смысле. Мы хотим оставаться верными тому, что сказано в Библии, так как являемся приверженцами доктрины Sola Scriptura, то есть учения, что Писание есть высший и окончательный критерий всех богословских вопросов.
6. Но современные теологи говорят о библейском богословии также и в гораздо более узком, специальном смысле. В этом смысле библейское богословие согласуется не только с содержанием Библии, но и приоритетами Писания. С этой точки зрения, оно придерживается не только сути библейского учения, но также и того, как составлено, или организовано библейское учение. . Именно в этом более узком смысле библейское богословие стало официальной дисциплиной. И именно на этом его аспекте мы сосредоточимся в ходе настоящего урока.
7. Face: Нетрудно догадаться, что христиане разных стран, изучая Писание, по-разному видели организацию библейского учения. Поэтому нас не должно удивлять, что и современные теологи подходят к данному предмету с разных позиций. Временные рамки не позволяют нам рассмотреть различные взгляды на этот вопрос подробнее, поэтому мы остановимся лишь на одной, наиболее распространенной и существенной форме библейского богословия.

8. В целях настоящих уроков, мы дадим этой важной форме библейского богословия следующее определение: “Библейское богословие – это богословское суждение, выведенное на основе исторического анализа Божьих деяний, описанных в Библии”. Это определение включает, по меньшей мере, три элемента. Первое: библейское богословие основано на толковании Писаний, которое мы называем “историческим анализом”. Второе: этот исторический анализ касается, в первую очередь, описанных в Библии “Божьих деяний”. Третье: библейское богословие подразумевает “богословское суждение” о делах Бога, описанных в Библии.


Общ представление

9. Чтобы получить более ясное представление о данном подходе к Писанию, исследуем подробнее эти три аспекта нашего определения. Рассмотрим, во-первых, что подразумевается под термином “исторический анализ”. Во-вторых, узнаем, что такое “Божьи деяния.” И, наконец, в-третьих, посмотрим, какие видыбогословских суждений” бывают в библейском богословии. Итак, начнем с того факта, что библейское богословие выводится посредством исторического анализа Писаний.
A. Исторический анализ
10. Чтобы понять, что подразумевается под «историческим анализом», вернемся к более широким понятиям, изученным в предыдущих сериях. В серии «Формирование систематического богословия» мы говорили о том, что Святой Дух научил Церковь толковать Писание тремя путями: это литературный анализ, исторический анализ и тематический анализ. Как уже неоднократно упоминалось, христиане всегда сочетают эти три метода друг с другом, однако изучать их удобнее по отдельности.
Литературный анализ рассматривает Писание как картину, как литературный портрет - произведение, назначенное воздействовать на читателей определенным образом. Исторический анализ воспринимает Писание как окно в историю, изучая события древности, лежащие в основе библейских историй. А тематический анализ видит в Писании зеркало, которое отражает вопросы и темы, интересующие нас.
Систематическое богословие – это официальная дисциплина, которая строится, в главным образом, на тематическом анализе. В систематике богословы делают упор на традиционных христианских темах и приоритетах, развивавшихся в ходе всей истории Церкви. Обычно они ищут в Писании ответы на длинный список традиционных вопросов .

В отличие от систематики, библейское богословие подходит к Писанию, в первую очередь, с позиции исторического анализа. Оно воспринимает Библию как окно в историю.

Когда фокус исследования перемещается от традиционных богословских тем к описанным в Библии историческим событиям, возникает ряд совершенно других вопросов и приоритетов, – и данная серия уроков поможет нам в этом убедиться. Хотя здравое библейское богословие не противоречит здравому систематическому богословию, но факты раскрываются в нем с существенно иной точки зрения.
B. Божьи деяния

11. Итак, мы с вами видели, что библейское богословие строится на историческом анализе Писания. Зная это, обратимся к тому факту, что его особенно занимают Божьи деяния. Библия повествует о многих исторических событиях, однако библейское богословие прежде всего задается вопросом: “Что говорится в Писании о делах Бога?” Христиане отвечают на этот вопрос по-разному, поэтому остановимся и подумаем о том, что же сказано в Писании о делах Бога в истории человечества.
12. Один из общепризнанных и ясных ответов на этот вопрос находим в Вестминстерском исповедании веры, глава 5, параграф 3. В краткой и удобной форме оно суммирует важные взгляды на деятельность Бога в нашем мире. Послушайте, как здесь описано Божье провидение:
Бог в Своем провидении использует обычный порядок вещей, и вместе с тем волен обходиться без него, действовать вне его или вопреки ему, если это Ему угодно.

Заметим, что Исповедание веры перечисляет четыре главных категории Божьего вмешательства в историю, - Божественного провидения, или того, что мы именуем делами Божьими. Оно определяет эти четыре категории с точки зрения того, как Бог взаимодействует с “порядком вещей”, то есть тварными средствами и причинами. С одной стороны, Исповедание говорит, что Бог обычно использует существующий порядок вещей, то есть действует через него. Иными словами, Бог исполняет Свой замысел в истории, действуя посредством разных аспектов творения. Эта категория включает как природные явления, так и повседневную деятельность творения.

Во-вторых, Исповедание говорит о том, что Бог действует вне обычного порядка вещей, непосредственно вмешиваясь в ход событий и не прибегая к земным средствам. Например, Писание повествует о том: как Бог иногда насылает на людей болезни и исцеляет их без помощи каких-либо тварных средств.
В-третьих, Исповедание указывает, что Бог действует в истории помимо или сверх средств, придавая чему-то обычному сверхъестественные свойства. Таково, например, удивительное рождение Исаака от Сарры: оно было следствием ее союза с Авраамом, однако произошло в весьма преклонном возрасте, когда Сарра утратила естественную способность к деторождению.
И в-четвертых, как говорит Исповедание, Бог действует вопреки обычному порядку вещей, заставляя нечто происходить против ожидаемого, привычного хода событий в творении. Например, в дни Иисуса Навина Бог действовал вопреки природе, заставив солнце остановиться на небосклоне.
13. Эти четыре категории провидения помогают понять, что подразумевается под Божьими деяниями. Чаще всего Бог действует, используя обычный порядок вещей. Такие события внешне не связаны с Богом, хотя Он всегда невидимо управляет ходом вещей. Другие Божьи деяния гораздо более зримы. Когда Бог действует помимо, сверх или вопреки природному порядку, мы обычно называем такое событие “вмешательством свыше” или “чудом”.
Ричя

Исследуя Божьи дела в Писании, богословы стараются охватить весь спектр божественной деятельности. Однако они не всему уделяют равное внимание. Иногда они распознают Божью десницу за событиями, в которых Бог использует обычный порядок вещей, но все же главным образом они сосредоточиваются на необычайных делах Божьих. На тех эпизодах, когда Бог действует помимо, сверх и вопреки обычным средствам. И чем ярче Божье деяние, тем больше богословы стараются его подчеркнуть.


Такие события как сотворение мира, /исход из Египта, /завоевание Ханаана,/ а также рождение,/ жизнь,/ воскресение и вознесение Христа/ на страницах Писания стоят особняком как примеры наглядного вмешательства Бога в историю. Поэтому, говоря, что библейское богословие привлекает внимание к Божьим делам, мы в первую очередь подразумеваем именно необычайные деяния Бога.
C. Богословское суждение

14. Теперь, когда мы знаем, что библейское богословие подходит к Писанию с позиции исторического анализа и сосредоточено на описанных в Библии необычайных деяниях Божьих, обратимся к третьему аспекту нашего определения: библейское богословие включает богословские суждения по этим вопросам.
15. суждение в библейском богословии построено на историческом анализе дел Божьих, описанных в Библии. Однако исторический анализ имеет разные формы. Выделим две главных тенденции: фактический исторический анализ и богословский исторический анализ. Эти тенденции идут рука об руку, но их главные задачи отличаются друг от друга. В начале посмотрим, что подразумевается под фактическим историческим анализом.
16. Современные читатели Библии часто придерживаются “фактического” подхода к библейской истории. То есть их интересует, как описанные в Библии события согласуются с историей Древнего Востока в целом. При фактическом подходе к историческому анализу исследователя интересуют, к примеру, временные рамки исхода евреев из Египта, исторические условия, приведшие к установлению Израильского царства, свидетельства о тех или иных битвах и прочие знаменательные события. Цель фактического анализа проста: дать достоверный отчет об исторических фактах, сопоставляя информацию из внебиблейских источников и знания, почерпнутые из Библии.

17. При всей значимости вопросов фактического порядка библейское богословие все же большее внимание уделяет богословскому историческому анализу. В данном случае теологов гораздо больше интересует богословское значение описанных в Библии Божьих дел.

18. Чтобы пояснить, о чем идет речь, обратимся к основному определению богословия в трудах Фомы Аквинского. В нем отражено представление большинства христиан о богословском суждении.
В своей знаменитой книге « Сумма теологии», книга 1, глава 1, раздел 7, Аквинат называет богословие «священным учением» и определяет его следующим образом:
единая наука, в которой все рассматривается в отношении к Богу, поскольку оно либо относится к Самому Богу, либо Его касается.
Христиане склонны соглашаться с Фомой Аквинским в том, что теология ставит перед собой две главных задачи.
19. С одной стороны, богословие включает всё, что относится непосредственно к Богу. С другой стороны, богословие рассматривает все прочие предметы в их отношении к Богу. Первую категорию принято называть «собственно богословием». Вторая категория включает в себя учения о человеке,/ грехе, /спасении, /этике, /церкви, и так далее.
Это двоякое определение объясняет, каким образом библейское богословие включает богословское суждение. С одной стороны, богословы этого направления изучают сказанное в Библии о Божьих делах, чтобы понять, как в них раскрывается образ Самого Бога. О чем свидетельствуют совершенные Им чудеса и как они отражают Его характер и волю? С другой стороны, библейское богословие изучает другие предметы в их соотношении к Богу: род человеческий, грех, спасение и многое другое. Библейское богословие дает возможность расширять и углублять свое понимание многих подобных вопросов.
20.

II. Историческое развитие
21. Помня об этом общем определении, обратимся ко второму разделу нашего предмета: что привело к формированию такой дисциплины как библейское богословие. Что побудило христиан выработать этот подход к Писанию?

22. Отвечая на эти вопросы, мы будем двигаться в двух направлениях. Во-первых, исследуем важные культурные перемены, которые подготовили почву для библейского богословия. А во-вторых, рассмотрим как на эти перемены в культуре откликнулось богословие церкви. Итак, начнем с культурных перемен, сопровождавших появление библейского богословия.

A. Культурные перемены
23. Face: Нельзя забывать, что христианские теологи всегда старались исполнять Великое поручение: они излагали богословие так, чтобы оно отвечало особенностям современной им культуры, чтобы оно было понято в их культуре. Из предыдущих уроков мы знаем, что систематическое богословие выросло из попыток ранней и средневековой церкви нести истину Христову в страны Средиземноморья, - где господствовали учения неоплатоников и последователей Аристотеля. В этой культурной среде христиане старались хранить верность Писанию и в то же время рассуждать о предметах, владевших умами современников благодаря популярным философским течениям.
Подобным образом, и библейское богословие в значительной мере является откликом на культурные перемены, уходящие корнями в эпоху Просвещения, в 17 век. Это не означает, что предмет библейского богословия был совершенно новым или присущим только новому времени. Христиане всегда изучали деяния Божьи, описанные в Библии. Но именно в этот период в культуре произошли существенные изменения, которые необычайно обострили интерес богословов к истории.
24. Проще говоря, библейское богословие – это отклик христиан на небывалый подъем интеллектуального движения в период новой истории, часто называемый «нoвым историзмом». В самых общих чертах новый историзм можно определить как убеждение, что ключ к познанию самого себя и окружающего мира кроется в истории. С этой точки зрения, адекватное понимание любого события или явления возможно только при условии, что определено место, занимаемое этим событием или явлением в истории.

25. Одним из выдающихся деятелей эпохи Просвещения, отобразившим эту перемену в культуре, был немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель который жил с 1770 года по 1831й. Широко известно его высказывание о том, что всякий аспект действительности заключен в логическую структуру исторического прогресса, называемого диалектикой. По мнению Гегеля, вся вселеная была изначально так устроена Богом, чтобы следовать заданной свыше исторической логике. С его точки зрения, все существующее в мире можно лучше понять в свете этой рациональной структуры истории.


следующая страница >>