birmaga.ru
добавить свой файл

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №24
Методическая разработка

бинарного урока

ПМ 03. Выполнение каменных работ

Тема: «Кирпичная кладка углов и вертикальных

ограничений стен по однорядной системе

перевязки швов»





Разработали: преподаватель технологии общестроительных работ первой квалификационной категории К.Н. Валитова, мастер производственного обучения высшей квалификационной категории Е.К. Колодежная


Сибай –2013

Пояснительная записка.
Учение человека состоит в том, чтобы научиться выполнять определенные трудовые операции, обучающийся все должен проделать сам.

Методы производственного обучения основываются на способах совместной работы мастера, преподавателя и обучаемых им учащихся, чтобы успешно сформировать у обучающихся систему технологических умений и навыков в процессе производственного обучения, необходимо обеспечить им возможность для принятия самостоятельных решений, применять полученные знания и умения в практической деятельности. Создать условия близкие к реальным условиям, т.е. к производственным.

Учащиеся в процессе обучения в профессиональном лицее должны приобрести навыки самостоятельной работы с учебной, технической, нормирующей документацией в области строительства; выработать до автоматизма трудовые навыки по профессии «каменщик», умения принимать самостоятельные решения в привычных ситуациях, т.е. целенаправленно применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Одним из средств, позволяющим обучающимся самостоятельно применять знания, умения и навыки в учебном процессе являются бинарные уроки.


Цель бинарного урока - создать условия мотивированного, практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Данный бинарный урок проведен в традиционной форме, когда изучение нового материала представляется постановкой проблемного вопроса, фронтальным опросом изучаемого материала, лекцией преподавателя, закреплением материала в учебной мастерской.

План урока
Профессиональный модуль: ПМ 03. «Выполнение каменных работ»

Тема 13. Общие каменные работы различной сложности

Тема урока: «Кирпичная кладка углов и вертикальных ограничений стен по однорядной системе перевязки швов»

Форма обучения: групповая

Цель урока:

образовательная — формировать знания обучающихся по правила кладки углов и ограничений стен по однорядной системе перевязки швов

развивающая — способствовать развитию комбинаторного мышления

воспитательная — воспитание ответственности к восприятию теоретических знаний, для формирования последующих умений

Вид занятия: бинарный – совмещенный урок теоретического обучения по ПМ.03 «Выполнение каменных работ» и учебной практики

Тип урока: комбинировавший

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Учебно-методическое обеспечение и ТСО:

- карточки со схемами кладки углов и ограничений стен по однорядной системе перевязки швов;

- муляжи кирпичей (деревянные);

-плакат однорядной системы перевязки швов;

-конспект урока ;

- карточки - задания с вопросами теста.

ХОД УРОКА теоретического обучения

1. Организационный момент»


  1. Взаимное приветствие

  2. Сверка списочного состава

  3. Активизация обучающихся, к освоению теоретического материала и выполнению практической работ ы

  1. Актуализация базовых знаний по теме: «Системы перевязки швов кладки»:

  • дать определение понятию «система перевязки швов кладки»;

  • для чего перевязывают продольные вертикальные швы в кирпичной клад

  • что может произойти со стеной, если швы в кладке не перевязывать?

  • каким образом достигается перевязка швов в кладке?

  • какие неполномерные кирпичи используются для обеспечения перевязки швов в кладке?

  • назовите системы перевязки швов кладки широко применяемые в нашей стране?

  • каков порядок укладки кирпичей и камней относительно друг друга в однорядной системе перевязки?

  • каков порядок укладка кирпичей и камней относительно друг друга в многорядной системе перевязки?

  • на каком расстоянии сдвинуты поперечные вертикальные швы относительно друг друга в однорядной системе перевязки швов?

3. Объяснение нового материала по теме «Кирпичная кладка углов и вертикальных ограничений стен по однорядной системе перевязки швов)

  • последовательность кладки и использование целого и неполномерных кирпичей в однорядной системе перевязки

- кладка забутки в стенах

  • кладка углов стен по однорядной системе перевязки - общие сведения

  • кладка ограничений - общие сведения




  1. Закрепление материала:

  • ответить на вопросы теста в карточках - заданиях

  1. Домашнее задание:

- закрепить материал конспекта


- знать правила и приёмы кладки углов и ограничений стен по однорядной системе перевязки швов кладки

Конспект урока

Кирпичная кладка углов и вертикальных ограничений стен

по однорядной системе перевязки швов

 При однорядной (цепной) перевязке прямых стен, имеющих по толщине нечетное число полукирпичей, например полтора, первую наружную версту первого ряда укладывают тычковыми кирпичами, а вторую - ложковыми. При кладке стен, имеющих по толщине четное число полукирпичей, например два, первый ряд начинают с укладки тычков по всей ширине стены, во втором ряду верстовые кирпичи кладут ложками, забутку - тычками. При кладке стен большей толщины в верстовых рядах во втором ряду над тычками кладут ложки, а над ложками - тычки. Забутку во всех рядах выполняют тычками. 

Вертикальное ограничение (ровный обрез стены по вертикальной плоскости) при кладке при однорядной системе перевязки получают, укладывая вначале стены трехчетвертки. При возведении стены в 1/2 кирпича в ее начале ставят через один ряд половинки. Для закладки вертикального ограничения стены в 1 кирпич в ложковом ряду в ее начале располагают в продольном направлении две трехчетвертки, а в тычковом, как обычно - целый кирпич. 

В вертикальном ограничении стены в полтора кирпича в тычковом ряду в начале стены в углах располагают трехчетвертки в поперечном направлении, в ложковом - три трехчетвертки в продольном направлении стены. 

Кладка углов стен - наиболее ответственная работа и ее выполняют квалифицированные каменщики. Прямые углы при однорядной системе выкладывают в такой последовательности: первый тычковый ряд каждой из стен прямого угла начинают от наружной поверхности двумя трехчетвертками. Второй ряд наружной версты вкладывают ложками. Для соблюдения перевязки швов во внутренней версте в забутке укладывают четвертки кирпича. 


В первом ряду кладку примыкающей стены пропускают через основную стену до ее лицевой поверхности и заканчивают тычками и трехчетвертками, если для соблюдения перевязки применяются трехчетвертки и четвертки, либо пропускаемую кладку заканчивают одними трехчетвертками. Во втором ряду к ложкам основной стены примыкает ряд примыкающей стены. Пересечение стен при цепной системе перевязки выполняют попеременно пропуская ряды кладки одной стены через другую. При кладке стен многорядной перевязкой первый ряд выполняют так же, как и при однорядной перевязке тычками. При толщине стены, кратной целому кирпичу, во втором ряду наружную и внутреннюю версты выкладывают ложками, а забутку - тычками. При толщине стены, кратной нечетному числу кирпичей, первый ряд выкладывают тычками на фасад, а ложками внутрь помещения; второй ряд, наоборот, ложками на фасад, а тычками внутрь. Последующие 3…6-й ряды возводят только ложками с перевязкой вертикальных поперечных швов на половину или четверть кирпича. 
При кладке малонагруженных участков под окнами, при заполнении каркасных стен допускается использовать в забутке половняк и кирпичный бой. 
Вертикальное ограничение стены получают, выкладывая первые два ряда с трехчетвертками в начале. В остальных ложковых рядах неполномерные кирпичи у ограничений чередуют с целыми. Кирпич располагают так, чтобы ложки перекрывали друг друга на полкирпича. 
Прямые углы выкладывают с применением трехчетверток или четверток. Начинают кладку с двух трехчетверток, из которых каждую помещают ложком в наружную версту соответствующей сопрягаемой стены. Промежуток, образующийся между трехчетвертками и тычковыми кирпичами, заполняют четвертками (см. первый ряд кладки). Во втором ряду версты выполняют ложками, а забутку - тычками. Кладку следующих ложковых рядов ведут с перевязкой вертикальных швов.

При пересечении стен тычковые ряды одной стены отодвинуты на четверть кирпича от лица другой стены и в этом промежутке уложены четвертки. Последующими ложковыми рядами тычковые ряды обеих пересекающихся стен перевязывают на 1/4 или 1/2 кирпича. В этом случае при взаимной перевязке ложковых рядов пересекающиеся стены как бы не проходят через основную стену, а только углубляются в нее на 1/2 кирпича. 

Примыкания стен выполняют так же, как при кладке пересечения стен. 
Примыкания стен при неодновременном возведении их можно выполнять в виде вертикальной многорядной или однорядной штрабы. В этих случаях в наружные стены закладывают три стальных стержня диаметром 8 мм, которые по три стержня в ряд располагают не реже чем через 2 м по высоте кладки, а также в уровне каждого перекрытия. Стержни должны иметь длину не менее 1 м от угла примыкания и заканчиваться анкером. 

Часто кладку наружных 138 мм, а кладку внутренних стен выполняют из керамического кирпича толщиной 65 мм или кирпича (камней) толщиной 138 мм, а кладку внутренних стен - из утолщенного кирпича толщиной 88 мм. При этом примыкание внутренних стен к наружным перевязывают через каждые три ряда кирпичей толщиной 88 мм. 
Тонкие, в 1/2 кирпича или в 1 кирпич, стены внутри зданий возводят после наружных. Для этого в наружной стене устраивают паз глубиной в 1/2 кирпича и в него заводят тонкую стену. Существует и иной способ сопряжения, когда швы наружной стены в процессе кладки закладывают стержни арматуры. 
План бинарного урока производственного обучения по профессии

«Мастер общестроительных работ».

Тема: «Кладка стен и углов при однорядной системе перевязки стен толщиной в 2 кирпича».

ПМ 03 Каменные работы

УП .01 Каменные работы

Цели урока:


  • обучающая – научить приемам организации рабочего места, раскладки кирпичей, расстилания раствора, формирования тычковых, ложковых рядов по однорядной системе перевязки швов;
  • воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся требовательности к себе при организации рабочего места, точность соблюдения требований технологического процесса, бережного отношения к инструментам и экономии материала;


  • развивающая – способствовать формированию у учащихся устойчивых умений и навыков, профессиональных качеств каменщика.

Тип урока: урок изучение трудовых приемов и операций.

Вид занятий: бинарный – совмещенный урок теоретического обучения по предмету «Мастер общестроительных работ» и производственного обучения.

Форма обучения: фронтальная.

Принципы обучения: доступность, наглядность, последовательность и систематичность, развивающий и воспитывающей характер обучения.

Методы обучения: словесные - беседа, рассказ, наглядные –демонстрация, практические- выполнение простых комплексных работ.

Место проведения: каменная мастерская.

Учебно-материальное оснащение: кирпичи, раствор, инструменты каменщика, плакаты, тесты « Кладка каменных конструкций», программа подготовки рабочих по профессии « Каменщик».

Межпредметная и внутрипредметная связи: технология общестроительных работ, материаловедение, охрана труда, строительное черчение.

Ход урока

  1. Организационная часть до 5 мин.

-построение, рапорт дежурного об отсутствующих;

-осмотр внешнего вида на предмет наличия рабочей формы и рабочих инструментов каменщика.

  1. Вводный инструктаж 30 мин.,

2.1. Сообщение темы и цели урока.

2.2. Повторение пройденного материала.

Опрос:

      1. С какого ряда начинаем кладку углов?

      2. Для чего применяют трехчетвертинки?

      3. Сколько трехчетвертинок укладывают в тычковых рядах при кладки прямого угла?

Выслушиваются разные варианты ответов и мастером выбирается правильный ответ. Мастер напоминает, что в первом ряду вертикальные швы раствором не заполняются.
      1. В чем сущность однорядной системы перевязки швов?


Применяются варианты ответов учащихся с основой на

теоретические знания. Мастер еще раз уточняет понятие

системы однорядной перевязки швов и показывает.

      1. Как она выполняется?

Посмотрите (показывает), обратите внимание, что обязательно должны быть выполнены требования: прямолинейность ряда, и расположение кирпичей тычками на лицевую поверхность.(cм. Приложение №1)

угольником, правилом.

2. Укладываем насухо в два кирпича с перевязкой

Трехчетвертинками, четвертинками, во внутреннею версту

Проверяем угольником и правилом.

6.Какой размер имеет красный обыкновенный кирпич?

7.Назовите толщину горизонтального и вертикального шва.

8.Почему рассмотренная система перевязки швов

называется однорядной?

Для чего пользуемся рулеткой? (размер кирпичей, размер кладки)

Проверка выполнения кладки учащимися. Мастер обращает внимание на качество выполнения кладки, привлекает к оценки учащихся и поправляет сам. Показывает как проверить прямолинейность и вертикальность фрагмента угла с использованием контрольно-измерительных приборов (уровень, отвес, угольник).

  • А теперь посмотрите, как это будет выглядеть при кладке на растворе.

Мастер объясняет и показывает кладку на растворе. При этом требует особое внимание обратить на процесс, как ведут кладку с раскладкой кирпича и расстиланием раствора. Ставит перед учащимися вопросы, ответы учащихся уточняет показом приемов расстилания растворов.

  • Предлагается самостоятельно выполнить кладку по образцу.

Двое учащихся выполняют кладку, комментируя вслух свои действия. Остальные учащиеся делятся на две подгруппы и следят за ходом кладки, фиксируют ошибки и отклонения от установленных норм.


  • Прием работ выполняются коллективно с участием наблюдателей по

группам. Обсуждаются обнаруженные ошибки и отклонения. Подгруппы приступают к выполнению учебного задания.

3.Текущий инструктаж – 5 час

а) Целевой обход, с целью проверки организации рабочего места и правильного использования инструмента.

б) Обход с целью проверки правильности выполнения задания, соблюдение правил техники безопасности.

в) Обход с целью проверки соблюдения технологической последовательности кладки углов.

г) Обход группы с целью проведения приемки и оценки выполненных работ.

4.Заключительный инструктаж – 15 мин

4.1 Подведение итогов урока. Анализ работы обучающихся.

4.2 Сообщение оценки качества работы обучающихся.

4.3 Оценка работы обучающихся.

4.4 Домашнее задание.

4.5 Уборка рабочих мест.

Конспект урока.
Цель нашего урока является - научиться выполнять кладку углов при однорядной системе перевязки стен толщиной в 2 кирпича, перед вами стоит главная задача – научиться выполнять кладку углов и стен « насухо» и на глиняном растворе по однорядной системе перевязки швов.

При этом будем добиваться следующих целей: научиться правильно организовать рабочее место, раскладывать кирпич, расстилать раствор, формировать тычковые и ложковые ряды. В ходе выполнения практических заданий будем постоянно контролировать себя.

Вы на уроках технологии общестроительных работ, на лабораторных занятиях, изучили и отработали положения по кладке кирпича по однорядной системе перевязки швов, знаете приемы и способы кладки кирпича.

А сейчас рассмотрим на практике, как выполняется кладка углов при однорядной системе перевязки стен толщиной в 2 кирпича. Показ мастером кладка угла с двух - трехчетвертинок уложенные ложками, наружная верста

Тычковая, первый ряд выкладывается насухо. Промежутки заполняются четвертинками, расстилается раствор. Второй ряд - укладывается наружная верста ложками, трехчетвертинками обеспечивают перевязку поперечных вертикальных швов пользоваться контрольно-измерительными приборами.



Список используемой литературы


  1. Журавлев М.П. Каменщик: учебное пособие – М.: Изд.7-е. – Ростов н/Д: Феникс,2007г.

  2. Искусство кирпичной кладки – Ростов н/Д.: Феникс, Москва,2007г.

  3. Куприянова Г.В. Каменщик : учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2009г.

  4. Лукин А.А. Технология каменных работ: учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия»,2009г.

  5. Попов К.Н. Материаловедение для каменщиков и монтажников : учебник – М.: перераб. и доп.Высш.шк.,2006г.

  6. Сугробов Н.П. Общестроительные работы: учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия»,2008г.

  7. Чичерин И.И. Общестроительные работы: учебник – М.: Издательский центр «Академия»,2009г.

  8. Интернет источники:

ref.by

http://www.bkrb.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка-задание
Ответить на вопросы теста. Выбрать один правильный ответ.


  1. При толщине стены 1,5 кирпича по однорядной системе первый ряд наружной версты укладывают:

а) тычками;

б) ложками;

в) на ребро.


  1. При толщине стены 1,5 кирпича по однорядной системе второй ряд наружной версты укладывают:

а) тычками;

б) ложками;

в) на ребро.


  1. При толщине стены 2 кирпича по однорядной системе первый ряд укладывают:

а) тычками по всей толщине стены;

б) ложками по всей толщине стены;

в) наружную и внутреннюю вёрсты - ложками, забутку - тычками.
4. При толщине стены 2 кирпича по однорядной системе второй ряд

укладывают:

а) тычками по всей толщине стены;

б) ложками по всей толщине стены;


в) наружную и внутреннюю вёрсты - ложками, забутку - тычками.


  1. В первом ряду в углах при однорядной системе укладывают:

а) половинки;

б) трёхчетвёртки, расположенные взаимно перпендикулярно;

в) целые кирпичи, расположенные взаимно перпендикулярно.
6. Во втором ряду в углах при однорядной системе укладывают:

а) половинки;

б) трёхчетвёртки, расположенные взаимно перпендикулярно;

в) целые кирпичи, расположенные взаимно перпендикулярно.


  1. Вертикальное ограничение стен при однорядной системе выполняется:

а) только из половинок;

б) только из целых кирпичей;

в) с использованием четвёрток, трёхчетвёрток и целых кирпичей.