birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4

Терминология и мифы эволюционизма (с комментариями выделенными подчеркиванием)

I. ЭВОЛЮЦИЯ И КОЭВОЛЮЦИЯ

Глобальный или универсальный?

Термины "глобальный эволюционизм" и "универсальный эволюционизм" используются различными авторами практически как абсолютные синонимы.

Я остановился на слове "глобальный" так как оно наиболее точно отражает представление, что категория "эволюция" относится ко всему Миру как целому, что эволюционный процесс - это и есть форма существования, способ движения Мира.

К вопросу о глобальном эволюционизме.

Что есть природа (содержательность) Мира? Это «Глобальный эволюционный процесс» - линейное направление движения Мира от простого к сложному, от низшего к высшему (или глобальный прогресс, реализуемый в «авангарде эволюции») или Глобальный процесс развертывания природы Мира в двух полярных направлениях, формах проявления Мира: в «магистрали» прогресса («Глобальный эволюционный процесс» с его авангардом) и в эволюционных «тупиках» , развертывающих «крону» природы «мирового древа»?

Укоренилось в представлениях о мироздании со времен утверждения дарвинизма точка зрения, что природа мира сводится к стороне развития, эволюции в направлении от простого к сложному (глобальный прогресс). При этом низводится до статуса побочного продукта эволюции, чуть ли не отходов эволюции системно-организационный аспект природы мира, по моему убеждению, равный по значению эволюционному аспекту природы мира, в котором природа мира представлена богатейшим предметным разнообразием, продуцируемым в так называемых эволюционных «тупиках» (идиоадаптационное развитие «в одной плоскости», а также регресс, или упрощение, редукция).

Природа мира в традиционной картине мироздания сводится по сути к магистрали развития мира (глобальный эволюционный процесс). Упускается из виду, что проявление мироздания в бытие, совершается и по второму глобальному направлению. Это направление есть развертывание природы мира в богатейшее предметное разнообразие мира, организованное в системную многоуровневую иерархию сосуществования разнородных предметов мира в их ценотических отношениях – в ценозах (сообществах) разных уровней организации предметов мира. В плане развития мира этому направлению соответствует широчайшее многообразие эволюционных «тупиков».


Примерами хорошо известными ценотической организации природы мира выступают животные и растительные биоценозы, природно-географические биогеоценозы, сообщество всех биологических организмов – биосфера, планетарное сообщество биосферы и человеческого социума (ноосфера). Ценотический аспект настолько же универсален и глобален, насколько атрибутивна природе мира эволюция.

Развертывание в проявленное бытие мироздания процессуально складывается из взаимоотношения, взаимопорождения эволюцией ценотического аспекта мироздания и ценотическим системно-иерархическим аспектом природы мира – эволюции мира. Это есть взаимоотношение в развертывании, становлении природы мира эволюционной «магистрали» развития мира, проявляющее природу мира в последовательности его уровней развития, эволюционных ступеней, с одной стороны, и развертывание богатейшего предметного содержания, разнообразия природы мира в ценотической организации множества единичных представителей уровней развития мира в многоуровневой иерархии системности мироздания. Эта вторая составляющая природы мира есть реализация в иерархии ценозов эволюционных «тупиков» развертывания в проявление природы мира.

Непрогрессивное развитие (идиоадаптациогенез, регресс) – это не второсортные процессы в мире, а источник содержания, наполнения предметным материалом (множеством единичного) ценотической системной иерархии природы мира. Развернутая в проявлении природа мира предстаёт «мировым древом»: формируемым из эволюционных авангардных этапов магистрали «стволом» основных уровней и форм мира (физической, химической, биологической, социальной) и формируемым из эволюционных тупиков «кроной» с «ветвями» и «листьями» иерархически организованных систем (сообществ, или ценозов), представленных разноуровневым по степени развития богатейшим предметным многообразием мира.

В современном научном познании ценотическому аспекту организации природы мира уделено скромное внимание в таких дисциплинах как биология, география, экология.


(В этой статье вместо понятия "Вселенная", чтобы избежать излишних физикалистких ассоциаций, я буду использовать слово "Мир").

Универсальность термина «мир» хороша ещё и тем, что позволяет свести к единому терминологическому обозначению понятия «вселенная» (с её физическим смыслом) и понятия «Космос» (с его смыслом упорядоченного существования в противоположность «хаосу»).

Термин "универсальный" более подходит для характеристики некоторого принципа (закона), в равной мере применимого к различным обособленным системам.

Это, на первый взгляд, незначительное смысловое различие терминов "универсальный" и "глобальный" отражает противостояние двух эволюционных концепций: (1) коэволюционной и (2) глобально эволюционной (или просто - эволюционной).

Привлечение термина "коэволюция" при рассмотрении глобально-эволюционных процессов, на первый взгляд, кажется вполне естественным и в последнее время стало достаточно популярным.

Значение его предельно просто: коэволюция – это совместная, взаимозависимая эволюция двух или более систем. И тут встаёт вопрос: а возможно ли это? Именно различные ответы на этот вопрос отличают две эволюционные концепции.

Специалисты, развивающие идею коэволюции, естественно вынуждены констатировать, что эволюционирующими можно признать множество относительно независимых систем различного уровня.

Я же придерживаюсь второй точки зрения и считаю, что не существует нескольких эволюционирующих систем и что в каждый момент развития Мира эволюционирующей является только одна, высшая по иерархическому уровню система.

Попробую обосновать свою позицию, основываясь во многом лишь на разрешении элементарных терминологических проблем.

Эволюция и развитие

Существенным отличием развития от эволюции является то, что развитие всегда предзадано внешними для самой системы условиями: физическими законами (для космологических и геологических объектов) или, скажем, генетически (для биологических организмов).


Некорректно относить заданность развития к только к внешним условиям, отказывая в этом внутренним условиям. Пример с генами у организмов. Внешне задан генетический набор родителями организма. Но весь онтогенез у организмов регулируется генным набором самого организма, то есть в этом отношении задан внутренними условиями организма как системы.

Именно некорректное применение термина "эволюция" к космологическим и геофизическим объектам, даёт повод для оппонентов глобально-эволюционного подхода утверждать, что не все эволюционные процессы выстраиваются в единый иерархический ряд и, что не существует единых принципов описания эволюционирующих систем.

Корректность применения термина эволюция будет, если придерживаться четко определённого предмета эволюции – прогрессивное развитие через новации мирового значения, или глобальный эволюционизм на «магистрали» развития. Процессы вне эволюционного «единого иерархического ряда» составляют «тупиковое» развитие, в котором реализуется всё богатство предметного многообразия мира в системно-иерархической организации природы мира в разнообразии разноуровневых по масштабам сообществах, ценозах единичных предметов мира.

Но это чисто терминологическое недоразумение — ни космологические, ни геофизические процессы на данном этапе развития Мира не являются эволюционными. В крайнем случае, можно говорить о развитии космологических объектов (прохождении ими стандартных, определённых существующими законами, стадий), но не об их уникальном эволюционном становлении, то есть появлении у них принципиально новых для Мира определённостей.

Авангард эволюции

Строгая трактовка термина "эволюция", как процесса возникновения принципиально новых для Мира определённостей, позволяет утверждать, что единственной абсолютно эволюционирующей системой является только весь Мир.

Но поскольку движение Мира реализуется в некоторой конкретной локальной (не тождественной Миру) системе, то такую систему также можно назвать эволюционирующей.


В каждый момент времени движения Мира эволюционирующей системой является верхняя, последняя по времени формирования, высшая по уровню развития ступень в иерархической лестнице.

В настоящее время эволюционирующей является социальная система. Для подчёркивания уникальности, выделенности эволюционирующей системы я ввёл термин "авангардная система" или "авангард эволюции". То есть, можно сказать, что эволюция Мира реализуется возникновением принципиально новых определённостей в процессе функционирования авангардной системы.

Каждая из систем предыдущих иерархических уровней была эволюционирующей, то есть авангардной, в момент своего становления. Конечно, системы ранних уровней участвуют и в последующем эволюционном движении, но лишь как относительно стабильные элементы авангардной системы.

Если в системах предыдущих уровней и происходят принципиальные изменения, то они обязательно связаны с влиянием эволюционирующей авангардной системы.

Так мы можем говорить о выведении новых сортов растений и пород животных, синтезе отсутствующих в природе полимеров, изменениях ландшафта, но все эти принципиально новые для Мира определённости являются следствием функционирования ныне авангардной социальной системы, а не имманентными изменениями биологической, химической и геофизической систем.

Эмпирическим подтверждением существования эволюционных изменений только на высшей (последней) ступени иерархической лестницы является неизменность ранних видов живых организмов — биологическая эволюция осуществлялась только за счёт прироста новых, высших по уровню классов, а не как непрерывная модификация имеющихся видов. Все биологические классы, виды, возникнув в момент, когда они находились на верхней ступени, в дальнейшем уже не претерпевали принципиальных модификаций. Все изменения видов происходили и происходят сейчас либо в рамках изначально определённого уровня, либо вообще в направлении деградации (атрофирование органов, утеря некоторых способностей и так далее).


То есть авангард эволюции уже прошел всю «магистраль» биологической формы мира, биологического уровня, этапа развертывания природы мира в направлении прогресса – от низшего к высшему. Теперь в самой биологической форме мира продолжается развертывание «тупиков» развития в процессах идиоадаптационного и регрессивного видообразования и на этой основе продолжают формироваться биогеоценозы и биосфера в целом как «крона» «древа биоса».

Миф об эволюции биологических видов

А теперь обратимся к изначальному, сугубо биологическому значению термина "коэволюция". Им несколько десятилетий назад стали называть согласованное изменение биологических видов при их сосуществовании в одной экосистеме. По сути, в биологии коэволюция — это не более чем общее название для двух процессов: коадаптации видов и симбиоза (взаимоприспособления видов различных уровней к совместному существованию).

Если для процесса изменения видов использовать традиционный термин "эволюция", тогда коадаптацию и симбиоз вполне корректно можно было бы называть коэволюцией. Но, подходя предельно строго к определению категории "эволюция", мы вынуждены признать, что изменение биологических видов не является эволюционным процессом.

Вид, оставаясь в рамках своей целостности, даже не способен к развитию (обращаю внимание, что я говорю о виде как целом, а не об отдельных организмах). Ведь действительно, нельзя серьёзно считать развитием вида изменение окраски или размеров органов, вызванных приспособлением к окружающей среде. Тем более, что часто (довольно часто) эти изменения носят деградационный характер.

Следовательно, в процессе приспособления вида к среде мы наблюдаем лишь элементарную его изменчивость, движение в рамках заданных определённостей. Но и образование новых видов в рамках одного класса нельзя в полной мере считать развитием и, тем более, эволюционным процессом. Мы же не станем утверждать, что, например, организм тигра более развит по сравнению с организмом камышовой кошки, или слоны являются более эволюционно-прогрессивным видом по сравнению, скажем, с крысами.


Каждый вид млекопитающих (и других классов) идеально приспособлен к своей среде обитания, а морфологические отличия видов в рамках класса не принципиальны с точки зрения уровня развития, и не могут восприниматься как показатели эволюционного изменения.

Этот, самый общий терминологический анализ ставит перед нами вопрос: а является ли биологическая эволюция — эволюцией видов? Терминологически корректнее говорить, что биологическая эволюция реализуется в эволюции классов. И, следовательно, изменчивость видов в ходе естественного отбора нельзя рассматривать, как закон биологической эволюции.

Вот так, незамысловатый анализ эволюционной терминологии не только позволил нам более подробно рассмотреть процесс эволюции Мира, но и по-новому взглянуть на сущность биологической эволюции.

Воистину «незамысловатый анализ» удивляющий своей поверхностностью. Из иерархической систематики живого взят один уровень – классы. Нет сопоставления и обснования, почему в качестве субъекта эволюции взят класс, а не отряд или тип. Гораздо более последовательным в отношении свершения «магистрали» эволюции, её авангарда было бы рассматривать в глобальном плане сужение классификационного статуса эволюционирующего живого по мере продвижения «авангарда» от низших одноклеточных организмов до вершины «магистральной» эволюции – вида Homo Sapiens. «Авангард» сперва проходит путь по типам живого от простейших до хордовых, далее сфера эволюции на «магистрали» сужается до уровня классов в высшем организационном типе биоса – типе хордовых. Пройдя по классам хордовых до класса млекопитающих, «авангард» переводит эволюцию на уровень отрядов внутри класса млекопитающих до отряда приматов, далее сужение эволюции на «магистрали» до уровня семейств и здесь до семейства гоминид и на вершине «магистрали» биологической эволюции род Homo и вид Homo Sapiens. Далее эволюционные «авангард» и «магистраль» переходят с плана биоса на план социума.

Если по предложению Болдачёва считать эволюцией прогрессивное развитие мира (на «магистрали»), то эволюционирующими элементами выступают последовательно: типы живого, классы, отряды, семейства, роды и виды, через которые свершается эволюционный процесс. При этом качественное и количественное многообразие эволюционирующих элементов неуклонно сужается от рамок видового разнообразия на уровне типа до одного вида на вершине «магистрали».

Но развитие биоса на сводится к прогрессу на «магистрали». В развитии биоса идет также противоположно направленный процесс эволюционно «тупикового» развития. В этом направлении развития мира происходит развертывание огромного предметного многообразия природы мира в бесчисленных «тупиках» идиоадаптационного и регрессивного развития, видообразования биоса. Это многообразие природы живого формирует ценотическую системно-иерархическую организацию биоса от уровня биоценоза до уровня биосферы в целом.



следующая страница >>