birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 2 3 4 5 6

Глава 1.7 Источники цифровых изображений

Значительную роль в работе графического дизайнера играет характеристика исходного изображения — оригинала, с которого начинается работа, возможно, уже представленного в цифровой форме. От источника зависит безупречное качество печати цифровых изображений, а это, фактически, является главной задачей всей дизайнерской работы.

Изображения, печатаемые на принтерах, имиджсеттерах, пе­чатных машинах или устройствах разработки печатных форм, по­ступают к ним в электронном виде из компьютера. То, каким об­разом и в каком виде изображение попадает в компьютер, во мно­гом определяет не только ожидаемое качество, но и этапы предва­рительной обработки, которые потребуются для подготовки изо­бражения к печати.

Существует множество источников цифровых изображений. В этом разделе рассматриваются наиболее распространенные, такие, как сканеры, цифровые камеры, Photo CD, коллекции цифровых фотографий, а также ввод данных с видео и компью­терного экранов. И поскольку каждый источник имеет свои особенности, далее будет рассмотрено, о чем следует помнить при подготовке каждого типа оригиналов к выводу на печать.

Сканирование изображений

Качество сканированного изображения определяется многими факторами. Среди них — тип сканируемого оригинала, техниче­ские возможности сканера, квалификация оператора сканера, раз­мер оригинала, от которого зависит необходимая кратность уве­личения, разрешение при сканировании, а также особенности лю­бой обработки, применяемой к изображению в ходе сканирования.

Кроме того, если требуется, чтобы сканированные изображения имели высокое качество, пользователю необходимо детально пред­ставлять себе процесс сканирования, а также знать возможности вы­вода изображения и специфику печати: размер выводимого изображения, параметры печатного станка — пространственную частоту растра, тип бумаги, тип печатного станка, ограничения на тоновый диапазон и ожидаемое увеличение размера растровой точки. Согла­сование характеристик сканирования и этих факторов гарантирует, что каждое сканированное изображение будет качественным.


Решая вопрос о том, каким образом сканировать оригинал, важно учитывать его плотность — способность материала по­глощать, отражать или пропускать свет. Этот параметр условно может принимать значения от 0 до 4,0. Оригиналы можно разде­лить на два широких класса — прозрачные и отражающие. От­ражающие материалы, которые включают предварительно отпе­чатанную продукцию, рисунки от руки на бумаге и фотоснимки,

имеют плотность в пределах от 1,0 до 2,3. К прозрачным материа­лам относятся негативные пленки (плотность 2,8), цветные слай­ды (плотность от 2,7 до 3,0) и диапозитивы большого формата (плотность от 3,0 до 3,2). Для получения результатов самого вы­сокого качества необходимо, чтобы динамический диапазон при­меняемого сканера соответствовал характеристикам плотности оцифровываемых оригиналов. Так, для считывания изображения с отражающих материалов достаточно иметь планшетный сканер, который в данной ситуации легко вводит все градации тона. Если же работа предстоит, в основном, с прозрачными оригиналами, то для их оцифровки лучше использовать специальные сканеры для обработки пленок (диапозитивов) или барабанные сканеры.

Материал оригинала также определяет и специфику обработки цифрового дубликата, проводимой либо в ходе сканирования, ли­бо позже, в пакете редактирования изображений. Так, например, рисунки и эмблемы, выполненные плотным цветом, рекомендует­ся сканировать в режиме штриховой графики (Line-art) или полу­тоновом режиме. При сканировании печатной продукции для уда­ления существующей растровой структуры часто приходится ис­пользовать фильтр дерастрирования, при этом все сканированные изображения нуждаются в усилении четкости. Для негативных пленок характерен сильный кажущийся сдвиг цвета (глобальный нежелательный оттенок), который необходимо компенсировать либо при сканировании, либо используя коррекцию цвета. В дей­ствительности, сдвиг цвета, появляющийся в цветной негативной пленке, создается маскирующим слоем, цель которого — изме­нить баланс цвета при искусственном освещении, создаваемом лампами накаливания с вольфрамовой спиралью.


Возможности сканера, который используется для оцифровки оригинала, во многом определяют качество, получаемое при печати. С одной стороны, планшетный сканер простой модели не может обеспечить тоновый диапазон, необходимый для высококачест­венной рекламы, с другой — абсолютно нецелесообразно исполь­зование барабанного сканера для создания каталогов на газетной бумаге. Характеристики инструментов различны даже для скане­ров одного класса, но имеется ряд важных параметров, позво­ляющих оценить качество сканирующего устройства: тип датчика, используемого для считывания, максимальное оптическое разре­шение, типы обрабатываемых материалов, максимальная глубина цвета и динамический диапазон.

Технология считывания

Во всех сканерах используется один из двух типов технологий считывания. Приборы с зарядовой связью (ПЗС) применяются в планшетных сканерах и сканерах для обработки пленок (диапози­тивов), в то время как фотоэлектронные умножители (ФЭУ) ис­пользуются в барабанных сканерах.

В технологии ФЭУ свет чрезвычайно яркого источника фокуси­руется на микрообласти изображения, что позволяет барабанным сканерам воспроизводить все тона даже самых плотных оригиналов.

Для электронных датчиков ПЗС основными лимитирующими факторами являются светочувствительность отдельных ячеек и их относительная устойчивость к электрическим и прочим помехам. И хотя некоторые планшетные сканеры промежуточного класса могут сканировать прозрачные материалы, их источники света не могут обеспечивать однородную яркость освещения по всей ши­рине области отображения. Качество сканированных изображений на устройствах с ПЗС-датчиками напрямую связано с электриче­ской неустойчивостью схем и исполнением самого датчика. Для получения, самых чистых изображений подбирается планшетный сканер с высоким отношением сигнал/шум — характеристикой, указывающей уровень шумового сигнала датчика.

Область отображения и оптическое разрешение В издательском деле объем данных в цифровом изображении имеет такое же большое значение, как и физические размеры выво­димого изображения. Оптическое разрешение и область отображе­ния сканера совместно определяют, сколько данных можно ввести для оригинала заданного размера. Оптическое разрешение, обычно измеряемое в пикселях или точках на дюйм (ppi или dpi), определя­ет максимальный объем данных, которые этот сканер может выби­рать на линейный дюйм или сантиметр. Область отображения определяет размер самого большого оригинала, который может обрабатывать сканер. Зная оптическое разрешение сканера, область отображения и кратность увеличения, необходимую для данного оригинала, можно оценить, хорошо ли сканер справится с пред­стоящей работой. Отражающие оригиналы имеют различные раз­меры, их можно оцифровывать планшетными и барабанными ска­нерами. С другой стороны, размеры прозрачных оригиналов стан­дартизированы, поэтому их лучше всего распознавать сканером для обработки пленок (диапозитивов) или барабанным сканером. Оба эти устройства обладают высоким разрешением, необходимым для увеличения небольших прозрачных материалов во много раз. Следует сканировать изображения так, чтобы в оцифрованном оригинале содержался объем данных, необходимый для качест­венного вывода на печать. Однако для этого оператор сканера должен знать три параметра: окончательные размеры отпечатан­ного изображения, пространственную частоту растра, необходи­мую для вывода, и разрешение (dpi) имиджсеттера или устройства разработки печатных форм, на котором производится окончатель­ный вывод. Не следует сканировать с использованием интерполи­рованного разрешения, превышающего максимальное оптическое разрешение сканера. Интерполяция добавляет дополнительные пиксели с помощью операций математического усреднения, но не добавляет новые детали.


Глубина ивета и динамический диапазон

Разрядность битового представления и глубина цвета, кото­рые выражаются в степенях числа 2, описывают максимальное число цветов или градаций серого, которые может считывать сканирующее устройство для каждого вводимого пикселя. При сканировании в 1 -битном (2°) режиме все пиксели в оцифровы­ваемом изображении являются либо черными, либо белыми. При сканировании в полутоновом (8-битном) режиме воспро­изводится до 256 градаций серого, а при сканировании в режи­ме RGB (24-битном) — до 16 777 216 (224) цветов. Так назы­ваемый режим сканирования CMYK, который автоматически реализуется большинством барабанных сканеров, некоторыми планшетными сканерами, а также сканерами для обработки пленок (диапозитивов), — это, фактически, режим RGB, за ко­торым немедленно следует цветоделение.

Барабанные сканеры и растущее число планшетных сканеров и сканеров для обработки пленок (диапозитивов) могут сканировать в режиме высокой разрядности. Это означает, что считывающая схема сканера различает намного больше потенциальных уровней тона на пиксель, чем 16 миллионов. Затем процессоры сканера могут производить выборку этих разрядов, сводя их к стандарт­ному 24-битному или более широкому диапазону. В результате расширяется динамический диапазон (диапазон плотности) оциф­ровываемых изображений и, следовательно, обеспечивается луч­шая дифференциация между смежными тонами в тенях (для пози­тивных оригиналов) или наиболее светлых участках (для негатив­ных оригиналов). Однако на практике изображение с номинально широким динамическим диапазоном, полученное на сканере с не-

высоким отношением сигнал/шум, может иметь значительное ко­личество раздражающих глаз артефактов.

Типы сканеров

Как отмечалось выше, существует три базовых типа сканеров: барабанные сканеры, планшетные сканеры и сканеры для обра­ботки пленок (диапозитивов). Каждый тип лучше всего подходит для специфической области вывода, но при этом необходимо иметь в виду, что в настоящее время качественные различия меж­ду этими тремя типами постепенно исчезают, особенно в области дорогих устройств.


1. Барабанные сканеры (см. рис. 1.19) всегда рассматривались как инструменты для выполнения работ в области цветной печати высокого класса, например для создания рекламных материалов и высококачественных художественных репродукций. Технология считывания, основанная на ФЭУ, позволяет вводить даже едва различимые тона в ходе сканирования, после чего они автомати­чески обрабатывают изображения с учетом условий печати.



Рис. 1.19. Барабанный сканер Screen 1015AI

2. В планшетных сканерах (см. рис. 1.20) используется техно­логия считывания ПЗС, конкретная реализация которой может иметь самое различное качество. ПЗС в планшетных сканерах простых моделей и промежуточного класса обычно обладают вы­соким уровнем шума, что может приводить к видимым арте­фактам типа линий или возникновению «паразитных» пикселей неправильного цвета. В планшетных сканерах более высокого класса используются датчики ПЗС с лучшими шумовыми харак­теристиками, производящие более чистые цифровые изображения. Планшетные сканеры особенно удобны при оцифровке отра­жающих оригиналов типа рисунков и фотоснимков. Планшетные сканеры промежуточного и более высокого класса могут также сканировать прозрачные оригиналы, но только планшетные сканеры самого высокого класса могут производить их с таким же качеством, как барабанные сканеры или сканеры для обработки пленок (диапозитивов).



Рис. 1.20. Планшетный сканер

Рис. 1.21. Сканер для обработки пленок (диапозитивов)

З.В сканерах для обработки пленок {диапозитивов) (см. рис. 1.21), как и в планшетных сканерах, используются ПЗС-датчики, однако они обладают более высокой чувствительностью и имеют намного более высокое разрешение, что делает их идеальными для оцифровки небольших прозрачных оригиналов. У многих подоб­ных сканеров динамический диапазон достаточно высок и позво­ляет ввести полный диапазон тонов в типичном прозрачном ори­гинале. Фактически, в большей части цветных публикаций с тру­дом можно выявить отличия между изображениями, полученными с помощью барабанного сканера и сканера для обработки пленок (диапозитивов) с высококачественными датчиками. Сканеры для обработки пленок (диапозитивов) промежуточного и более высо­кого классов автоматически корректируют кажущийся сдвиг цве­та негативной пленки.




Предварительная обработка

Сканеры любого типа имеют встроенные средства предваритель­ной обработки для корректировки тона, цвета и четкости изображе­ния непосредственно в ходе сканирования. Если опции предвари­тельной обработки достаточно сложны, то изображение может быть готово для печати сразу после сканирования. Предварительная обра­ботка может существенно сократить технологический цикл, но толь­ко в том случае, если во время сканирования известны все параметры печати и возможности пакета обработки изображения сканера, столь же развиты, как и у пакета редактирования изображений. Если не выполнено хотя бы одно из этих условий, то лучше отказаться от обработки изображения при сканировании и вернуться к задачам корректирования изображения на стадии последующей обработки, используя обычное программное обеспечение.

Изображения формата Photo CD

Рассматриваемый изначально как продукт массового рынка, Photo CD сразу стал широко использоваться в среде художест­венной графики. Photo CD является популярным методом полу­чения цифровых изображений среди многих издателей журна­лов, каталогов и книжной продукции. По сравнению с изображе­ниями, полученными с помощью барабанного сканера, Photo CD предлагает возможность хранения большого объема изображе­ний на удобном и простом для обмена носителе.

Хотя базовая технология создания Photo CD стандартизиро-пана, качество услуг изменяется от одного поставщика к друго­му. Если требуется, чтобы изображения на Photo CD как можно «юлее соответствовали цветовым характеристикам исходной пленки или диапозитивов, необходимо, чтобы при сканировании использовалась установка universal film tern {универсальная пленка), при которой не проводится коррекция типа пленки.

Технология подготовки изображений Photo CD для печати отличается от соответствующих методов для сканированных изображений — лучше всего оперативно корректировать изображения с Photo CD прямо при считывании, а не в ходе после­дующих технологических этапов. Это отличие частично связано с тем, что на Photo CD хранятся, в основном, фотографии, т.е. изображения получаются с пленки, а не с печатной машины. Иг­рает роль и то обстоятельство, что изображения обычно открыМЮТСЯ в цветовых пространствах RGB или CMYK, даже если они были закодированы на диске в цветовом пространстве YCC. Существует несколько способов открыть изображения с Photo CD в программе редактирования изображений, причем выбран­ный метод влияет на диапазон извлекаемых цветов. Это может быть критически важным для качества вывода на печать, т.к. любая коррекция цвета, выполненная после открытия и сохра­нения изображения, приводит к потерям данных и чрезмерному сжатию тонов.


По вопросу наилучшего способа доступа к изображениям на Photo CD среди дизайнеров в настоящее время не существует единого мнения. Программное расширение CMS фирмы «Kodak», предназначенное для Adobe Photoshop и Micrografx Picture Publisher, обеспечивает надежное преобразование цвета из YCC в RGB, однако не позволяет проводить коррекцию цвета до записи. Модули Kodak Acquire и Access Plus обладают опци­ей оперативной коррекции цвета, однако их алгоритмы преобра­зования цветового пространства менее совершенны, если не уси­лить их с помощью утилит расширения типа Photostep фирмы DMMS или комплекта Precision Transforms фирмы «Kodak».

Более перспективными являются программные расширения сторонних фирм и развитые пакеты программ, оперативно вы­полняющие увеличение четкости, коррекцию цвета и преобра­зование из YCC в CMYK в соответствии с заданными пользова­телем параметрами вывода на печать. Такими возможностями обладают CD/Q и CD/Q Batch от «Human Software Company» и Photoimpress от Display Technologies. Photoimpress также вклю­чает программное обеспечение управления цветом, которое оп­тимизирует преобразования между цветовыми пространствами. Этот подход эффективен только в том случае, если заранее из­вестны спецификации вывода для проекта.

Если при использовании Adobe Photoshop отсутствуют сред­ства, которые можно было бы вложить в описанные выше паке­ты третьих фирм, то можно минимизировать потери качества, открывая изображения Photo CD в режиме цвета Lab пакета Photoshop и выполняя в нем некоторый объем необходимой кор­рекции. Цвет Lab не слишком подходит для интуитивного режима работы, однако эффективен для увеличения четкости.

Изображения, получаемые с помощью цифровых камер

В последнее время цифровые камеры быстро находят свое место в издательском деле, особенно среди издателей каталогов и газетной продукции. Они обладают рядом преимуществ — более низкой стоимостью одного снимка (отсутствие пленки, меньшее количество циклов цветоделения), а также позволяют сократить время производственного цикла (не приходится ждать проявления пленки и сканировать оригинал).

Существует два типа цифровых камер —


<< предыдущая страница   следующая страница >>