birmaga.ru
добавить свой файл

1

Курочкина А. З.– учитель информатики Сорокинской СОШ№1 Тюменской области

Тема урока: "Системы искусственного интеллекта»


Продолжительность занятия- 40 минут

Класс – девятый

Цели урока:


Общеобразовательные:

  • формирование у учащихся понятия об искусственном интеллекте;

  • формирование информационной культуры учащихся и философского подхода к проблемам информатики;

  • воспитание коммуникативной культуры учащихся, умения вести дискуссию c грамотной аргументациeй своих заявлений, выслушивать и принимать во внимание мнение другого человека..

Воспитательные:

  • прививать учащимся интерес к программированию с целью выбора профессии.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся;

  • формировать общеучебные умения:

  • слушать объяснение учителя и товарищей, точно выражать свои мысли;

  • обсуждать проблему, предлагать пути её решения.

База знаний учащихся и место урока: последний урок изучения темы «Моделирование».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: семинар.

Методы обучения, использованные на уроке:

  1. По источнику знаний:

    • Словесные (вербальные):

      • доказательные (объяснение).

    • Наглядные:

      • иллюстрации (презентация к уроку);

      • видеофрагменты фильмов.

    • Практические:

      • фронтальный опрос;

      • тестовое задание.



  1. По характеру познавательной деятельности учащихся:

    • объяснительно-иллюстративный;
    • частично-поисковый (поиск решения задачи).


Материальная база, оборудование урока:

    • компьютер;

    • мультимедийный проектор с экраном;

    • презентация к уроку;

    • электронный тест, 2 варианта;

    • доска;

    • маркер.

План урока:


Части - блоки урока

Временная реализация

1. Организационный момент.

Цель: приветствие учащихся и гостей

1 минута

2. Актуализация опорных знаний. Проверка ранее изученного материала с помощью электронного теста «Моделирование». Цель: проверить освоение знаний, полученных на предыдущих уроках.

5 минут

3. Сообщение темы и задач урока.

Цель: добиться концентрации внимания учащихся, настроить их на рабочий лад.

1 минута

4. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос по теме «Искусственный интеллект»

Цель: повторить учебный материал для дальнейшего использования его на уроке.

5 минут

5. Гимнастика для глаз

3 минуты

6. Просмотр видеофрагмента из фильма «Искусственный разум».

Цель: сообщение и обсуждение с учащимися видеофрагмента с целью добиться концентрации внимания учащихся, настроить их на рабочий лад.


3 минуты

7.Формирование новых знаний, умений и навыков – семинар, с включением видеофрагментов.

Цель: формирование новых знаний, умений и навыков посредством обсуждения проблемы, поиска ответа на вопрос в ходе дискуссии.

16 минут

8. Подведение итогов. Задание на дом.

2 минуты

Рефлексия.

1 минута


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

    1. Организационный момент.




Учитель рассказывает:

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их аплодисментами. … Спасибо.

Приветствуют учителя.
Приветствуют гостей аплодисментами.

2. Актуализация опорных знаний




- А сейчас выполните, пожалуйста, электронный тест, который находится на ваших экранах. Садитесь.

- Итак, тест закончен. Переходим за столы. Ваши оценки я записала. Молодцы.

Усаживаются за ПК и выполняют тест.

3. Сообщение темы и целей урока.


Учитель рассказывает, используя презентацию (слайд №1):

- Запишите число, тему урока «Системы искусственного интеллекта».

- Задачи нашего урока:

    1. Что такое искусственный интеллект;

    2. Насколько реализован сегодня искусственный интеллект?

    3. Каковы направления его использования и перспективы развития?

Записывают тему урока.


4. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.

- Ребята, давайте рассмотрим основные понятия.

- как вы понимаете слова «интеллект»?

- искусственный интеллект?

- когда появился раздел информатики Искусственный интеллект?

- Что является предметом изучения науки ИИ?

- Целью её изучения?

- Что называют системами искусственного интеллекта?

(Слайды №3-6).

- Что такое моделирование?

- Какие модели называют информационными?

Идёт фронтальный опрос учащихся.

- Хорошо, достаточно. Молодцы!

Основные направления ИИ:

(Слайды 9-18)

Ученики отвечают.

5. Гимнастика для глаз.

- А теперь давайте отдохнём и сделаем гимнастику для глаз. (Слайд 19, 20)

Ученики выполняют гимнастику.

4. Просмотр видеофрагмента из фильма «Искусственный разум».

- Ребята, вы посмотрели фрагмент фильма «Искусственный разум» Стива Спилберга.


- Искусственный интеллект: это хорошо или плохо?

Фильм поднимает моральные аспекты этой проблемы. Мальчика-робота Дэвида, поселили в американскую семью, в которой он проходит разные этапы становления человеческой личности. Услышав сказку про Пиноккио, Дэвид загорается мечтой стать "настоящим мальчиком". Ему придется пережить много приключений. А главное сделать ужаснейший выбор: 2000 лет за один счастливейший день в жизни. Это фантастика.

- А вы хотели бы, чтобы рядом с вами за партой сидели роботы или киборги, которых посадили бы обучаться вместе с вами?


Ученики слушают учителя.


6. Формирование новых знаний, умений и навыков – семинар, с включением видеофрагментов. (Слайды №4-11)

- Можно ли создать искусственный интеллект, хотя бы равный человеческому?

Кто-то твердо говорит «нет», но тысячи ученых по всему миру бьются над тем, чтобы доказать обратное.

Они утверждают, что создание искусственного интеллекта – дело нескольких лет.

К чему привел процесс естественной эволюции примерно известно, а вот каковы будут последствия развития новой формы жизни – большой вопрос!

Как поведет себя «сверхразумная» самосовершенствующаяся машина с человеком, который в какой-то момент перестанет ее догонять?

Не превратимся ли мы для нее просто в новый подвид обезьян?

В последнее время наблюдается возрастание интереса к искусственному интеллекту, вызванное повышением требований к информационным системам.

Умнеет программное обеспечение, умнеет бытовая техника.

Мы неуклонно движемся к новой информационной революции, сравнимой по масштабам с развитием интернета, имя которой – искусственный интеллект.
Насколько же реализован сегодня искусственный интеллект?

Какие новые разработки есть в этой области?


Давайте послушаем сообщения учащихся.
- Спасибо, ребята, за интересные сообщения.

- Итак, что же мы имеем сегодня в реальности?

В магазинах бытовой техники все чаще стали появляться экземпляры с таинственным значком “AI” (Artificial Intelligence – искусственный интеллект), вызывающие бурный восторг покупателей.

Нейропылесосы самостоятельно регулируют силу всасывания в зависимости от заполнения пылью мешка; поумневшие телевизоры умудряются подстраивать контрастность, не изменяя яркости картинки, а интеллектуальные стиральные машины выбирают температуру воды, продолжительность стирки и скорость отжима в соответствии с весом и типом белья.

- Нравится вам это? Конечно, да! Можно остановить этот прогресс и вернуться к прежним временам? Нет!

Опасность: ИИ может оказаться для человечества сладким супернаркотиком, отказ от которого невозможен, а употребление ведет в тупик.
Но это лишь мирная сторона вопроса.

Военные также не оставляют вопросы искусственного интеллекта своим вниманием.

Давайте посмотрим небольшой видеофильм.

(фильм Nano)

- Итак, мы видим, что работы над созданием ИИ ведутся как в мирных, так и в военных целях. И если использовать ИИ во вред человеку, то можно достичь страшных результатов.

Опасность: люди еще не готовы к изобретению искусственного мозга, они могут использовать ИИ в антигуманных целях.

- Как считают некоторые ученые, развитие электронного мозга не остановится.

Наступит стадия самосовершенствования, которая пойдет намного быстрее эволюции человеческого мозга путем биологического отбора.

Усовершенствование биологической системы, на которое человек тратит сотни лет, у электронного мозга займет не более нескольких месяцев.

За короткое время электронный мозг превзойдет человеческий во много раз.

Он сможет пользоваться всей базой данных, суммой знаний, накопленных человечеством за свою историю, и процесс обучения любой отрасли знания или языку будет занимать ровно столько, сколько занимает перезапись в свою память этих баз данных.


Следуя этой логике, как только электронный мозг превзойдет человеческий уровень, само человечество выполнит свою историческую миссию и будет никому не нужно.

Есть закон непрерывного усложнения систем (т.е. неизбежного возникновения систем более высокого уровня), обладающих свойством воспроизводства себе подобных.

Этот закон и привел к созданию человеческого разума, сегодня — наивысшего разума.
- В истории не было ситуации, когда высший умственный уровень был слугой у более низкого уровня. Мы не служим прислугой у ближайших предков — человекообразных обезьян.

Более того, используем этих обезьян для медицинских опытов.

А как к человечеству будет относиться цивилизация, построенная на совершенно другом, несравненно более высоком электронном принципе?

Может быть, точно так же.

Что же делать? Уничтожить все компьютеры и другие интеллектуальные системы?

Это так же невозможно, как невозможно запретить прогресс науки и техники.

Удерживать электронный сверхмозг под контролем?

Но это то же самое, чем была бы попытка обезьян держать под контролем человека.

Не кончится ли дело тем, что человека загонят в зоопарк?

Поэтому с повышением уровня интеллекта вычислительной техники требования надежности и живучести должны повышаться.

- Появление машин, превосходящих нас по интеллекту, — закономерный итог развития нашей технократической цивилизации.

Неизвестно, куда бы привела нас эволюция, если бы люди пошли по биологическому пути — занялись улучшением структуры человека, его качеств и свойств. Если бы все деньги, затраченные на разработку вооружений, пошли в медицину, мы давно бы победили все болезни, отодвинули старость, а может, и достигли бы бессмертия...
- Науку запретить нельзя.

Если человечество себя уничтожит - значит, эволюция пошла по тупиковому для этого человечества пути, и оно не имеет права на существование.


Это как в науке — только три развиваемых направления из ста дают положительный результат. Тупиковых путей гораздо больше.

Возможно, и наш случай - тупиковый.

Но мы здесь — не первые и не последние.

Неизвестно, сколько до нас было цивилизаций и куда они исчезли.

Опасность: Станет ли человек умнее или он превратится совершенно в другое существо?


Ученики слушают учителя.

Ученики выступают.

Ученики высказывают свои мнения.

    1. Подведение итогов. Задание на дом. Рефлексия.

Вывод:

сам по себе ИИ, как и большинство изобретений человечества, не хорош и не плох.

Самое важное – осознание человеком ответственности за использование своих изобретений перед окружающим миром.

- Ребята, у меня на интерактивной доске нарисованы три рожицы: чёрная, синяя, красная. У них разное выражение лица: хмурое, без эмоций, радостное. Когда будете уходить, оставьте свой автограф рядом с той рожицей, которая точнее передаёт ваши впечатления об уроке.

На этом наш урок окончен. Спасибо за работу и до свидания!

 Ученики записывают ДЗ, отвечают, расписываются.