birmaga.ru
добавить свой файл

1
Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям


ПЛАН

практических занятий


1 семестр

Тема 1. Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе

1. Возникновение и первоначальное развитие физических упражнений и игр в первобытном обществе.

2. Развитие физической культуры в древнегреческих городах-полиса (Спарта, Афины).

3. Олимпийские игры в древности: генезис, особенности, значение.

4. Физическая культура в древнем Риме.

5. Физическая культура в странах Древнего Востока.

Литература:

Основная:

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. – М., 2005, 2008.

Дополнительная:

1. Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта.

Учебное пособие / В.В. Григоревич. – М., 2008.

2. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. – М.,

1982.

3. Лабскир, В.М. Наследие греческого олимпизма / В.М. Лабскир, А.И.

Любиев. – Харьков, 1994.

4. Оливова, В. Люди и игры. У истоков современного спорта / В. Оливова.

– М., 1985.

5. Пономарёв, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н.И. Пономарев. – М., 1970.

6. Столбов, В.В. История физической культуры: Учебник / В.В. Столбов. –

М., 1989.

7. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие. – М., 1999.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу Олимпийских Игр в Древней Греции по следующей

форме:

Хронология Олимпийских Игр

Виды физических упражнений в программе Игр

Участники Олимпийских Игр

Победители Олимпийских Игр

Общественное и культурное значение Олимпийских Игр

Общность традиций древних и современных Олимпийских Игр

При составлении таблицы необходимо учитывать, что в течение 1168 лет было проведено 293 Олимпиады. О многих аспектах древних Олимпийских Игр судить довольно сложно. История донесла до наших дней не так много фактов, поэтому из рекомендованной литературы надо выбрать все возможные данные для заполнения таблицы.


2. Провести сравнительный анализ Афинской и Спартанской систем физического воспитания.

3. Подготовить текст беседы для школьников, тема по выбору: «Возникновение Олимпийских Игр Древней Греции: мифы, предположения, реальность»; «Герои античных стадионов»; «Первая женщина – тренер»; «Ритуалы, традиции и правила древних Олимпийских Игр».

Формы контроля: проверка таблицы, выступление на семинарском занятии по вопросам плана, возможно использование письменного опроса по следующим вопросам:

Вариант № 1

1. Каковы особенности первоначального развития физической культуры впервобытном обществе?

2. Дайте характеристику развития физической культуры в странах Древнего Востока?

3. Что обозначают слова: «инициация», «ушу», «йога».

Вариант № 2

1. Какие имелись различия в системах физического воспитания в Афинах и

Спарте? Почему?

2. Каковы особенности развития физической культуры в Древнем Риме?

3. Что обозначают слова: «агон», «экехейрия»?

Вариант № 3

1. Из каких основных разделов состояла древнегреческая гимнастика?

2. Где, когда и как проводились Олимпийские Игры Древней Греции? В чем заключалось их общественное значение?

3. Что обозначают слова: «колокогатия», «элланодик»?

Вариант №4

1. Каковы были правила проведения древнегреческих Олимпийских Игр?

2. Каковы причины упадка Олимпийских Игр в Древней Греции? В чем он проявился? Почему Олимпийские Игры были запрещены?

3. Что обозначают слова: «стадия», «агон»?

Тема 2. Физическая культура в средние века

1. Краткая характеристика средневековья и особенности развития физической культуры.

2. Рыцарская физическая культура.

3. Физическое воспитание крестьян и горожан в странах Западной Европы в период феодализма. Стрелковые и фехтовальные объединения (братства).

4. Физическая культура эпохи Возрождения.


5. Прогрессивные идеи в области физического воспитания в эпоху позднего средневековья (XV – XVII вв.).

Литература:

Основная:

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. – М., 2005, 2008.

Дополнительная:

1. Валянский, С.И. Другая история Средневековья. От древности до Возрождения / С.И. Валянский. – М., 2001.

2. Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта.Учебное пособие / В.В. Григоревич. – М., 2008.

3. Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини. – М., 1987.

4. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. – М.,1982.

5. Самоуков, Ф.И. Физическое воспитание средневекового рыцарства /Ф.И. Самоуков // Очерки по истории физической культуры. Вып. 3. – М., 1948.

6. Тесемников, К. Совершенный рыцарь / К. Тесемников // Мастер ружья. 2002. № 62.

7. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII века. Эпоха. Быт. Костюмы.– М., 1978.

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполнение таблицы: «Развитие физической культуры в средние века».

Основные виды физической культуры.

Характерные особенности и черты развития физической культуры.

Общая оценка.

Основные труды гуманистов эпохи Возрождения.

Формы контроля: ответы на семинарском занятии по вопросам плана, проверка таблицы.

Тема 3. Физическая культура и спорт в зарубежных странах в новое время

1. Исторические и социальные предпосылки зарождения и развития национальных систем физического воспитания в первый период Нового времени.

2. Особенности европейских национальных систем физического воспитания.

А. Немецкая гимнастика (А. Фит, Гутс-Мутс, Ф. Шписс, Ф. Ян).

Б. Шведская гимнастика (Пер и Ялмар Линг).

В. Сокольская система физического воспитания.


Г. Система гимнастики Ж. Демени и «естественный метод» Ж. Эбера.

3. Развитие теоретических основ физического воспитания в странах Запада

(Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ч. Кингсли).

4. Создание основ школьного физического воспитания, физкультурного и спортивного движения в XVIII –XIX вв.

5. Становление и развитие современного спорта в Западной Европе в новое время. Создание спортивных клубов и развитие отдельных видов спорта.

Литература:

Основная:

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. – М., 2005, 2008.

Дополнительная:

1. Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта. Учебное пособие / В.В. Григоревич. – М., 2008.

2. Кулинко, Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.Ф. Кулинко. – Оренбург, 1997.

3. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. – М.,

1982.

4. Столбов, В.В. История физической культуры: Учебник / В.В. Столбов. –М., 1989.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу основных систем физического воспитания в Новое время: Название системы. Авторы системы. Цели и задачи системы.

Средства и методы физического воспитания.

Снаряды, оборудование, инвентарь.

Особенности системы и общая оценка.

Формы контроля: проверка таблиц, лекции, устный опрос по плану семинарского занятия, возможно использование письменного опроса по следующим вопросам:

Вариант 1

1. Каковы причины возникновения национальных гимнастических и спортивно-игровых систем? В чем различие этих систем?

2. Что нового внес в педагогическую систему физического воспитания Ж. Демени?

Вариант 2

1. Почему в странах континентальной Европы (Германия, Франция, Швеция) задачи физического воспитания решались преимущественно посредством гимнастики, а в Англии, США – спорта и игр?


2. В чем сущность «естественного метода» Ж. Эбера?

Вариант 3

1. В чем заключаются особенности немецкой системы физического воспитания?

2. Какой вклад в развитие физического воспитания внесли Пер и Ялмар Линг?

Вариант 4

1. Каковы особенности английской системы физического воспитания?

2. Назовите основные виды спорта и международные спортивные объединения конца XIX – начала XX веков.

Тема 4. Физическая культура и спорт в новейшее время в зарубежных странах

1. Физическая культура и спорт в зарубежных странах в период между первой и второй мировыми войнами.

2. Милитаризация физической культуры и спорта перед Второй мировой войной.

3. Развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах после Второй мировой войны.

4. Развитие физического воспитания в учебных заведениях и общественных физкультурно-спортивных организациях в странах Западной Европы в период с начала ХХ в. до настоящего времени.

Литература:

Основная:

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. – М., 2005, 2008.

Дополнительная:

1. Башкирова, М.М. Спортивно-оздоровительные клубы за рубежом/ М.М.Башкиров, С.И. Гуськов. – М., ВНИИФК, 1994.

2. Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта. Учебное пособие / В.В. Григоревич. – М., 2008.

3. Гуськов, С.И. Менеджмент и маркетинг спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг: практические рекомендации из зарубежного опыта /

С.И. Гуськов. – М., ВНИИФК, 1994.

4. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. – М., 1982.

5. Палм, Ю. Стратегия и приёмы содействия развитию национальных программ «Спорт для всех» / Ю.Палм // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №7.

6. Пономарёв, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев. – СПб., 1996.


7. Фомин, Ю.А. Профессионализация большого спорта и рыночные отношения / Ю.А. Фомин // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №9.

Формы контроля: выступление на семинарском занятии, устный или письменный опрос по предложенным ниже вопросам:

1. Как шло развитие любительского и профессионального спорта в XIX – XX вв.?

2. Как использовалось спортивное движение в милитаристских целях?

3. Какие изменения произошли в развитии физической культуры и спорта в зарубежных странах во второй половине XX вв.?

4. Каковы особенности развития физической культуры и спорта в бывших социалистических странах? В чем причина успеха выступления спортсменов этих стран на Олимпийских Играх?

5. Назовите особенности развития физической культуры и спорта в странах Африки, Азии и Латинской Америки?

6. Дайте характеристику развитию физического воспитания и спорта в учебных заведениях зарубежных стран.

7. Каковы основные тенденции развития олимпийского спорта?

8. Дайте характеристику развития параолимпийского движения.

9. Каковы достижения зарубежных стран на летних и зимних Олимпийских Играх?

10. Что представляет собой организационная структура современного спорта?

11. Раскройте основное содержание рекреационного и реабилитационного спорта.

Тема 5. Физическая культура в России с древнейших времен до XX в.

1. Развитие физической культуры в России с древнейших времен до XVIIIв.

2. Физическое воспитание и спорт в народном быту и у дворян в России (XVIII-XIX в.в.).

3. Начало формирования спортивно-гимнастического движения в России со второй половины XIX в. Создание спортивных клубов и развитие отдельных видов спорта.

4. Развитие русской науки о физическом воспитании во второй половине XIX века (П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, Л.Н. Толстой и др.).


Литература:

Основная:

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. – М., 2005, 2008.

Дополнительная:

1. Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта. Учебное пособие / В.В. Григоревич. – М., 2008.

2. Деметр, Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения / Г.С. Деметр. - М., 2005.

3. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. – М.,

1982.

4. Скворцов, А.Е. О начальных этапах возникновения физкультурного образования в России / А.Е. Скворцов // Теория и практика физической культуры. - 1978. - №4.

5. Чикин, С.Я. Физическое совершенствование человека / С.Я. Чикин. – М., 1976.

Задания для самостоятельной работы:

Выступление по следующим темам докладов:

1. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о физическом воспитании.

2. К.Д. Ушинский о физическом воспитании.

3. Вклад Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова в создание научно-теоретических основ русской национальной системы физического воспитания.

Формы контроля: выступление на семинарском занятии, выступление по темам докладов.

Тема 6. Создание и развитие в России системы физического образования и современного спорта в начале XX в.

1. Становление педагогических и естественно-научных основ отечественной физической культуры.

2. Теория физического воспитания П.Ф. Лесгафта.

3. Зарождение и развитие в России современных видов спорта.

4. Физкультурное и спортивное движение в дореволюционной России.

Участие русских спортсменов в международных соревнованиях.

5. Образование Российского олимпийского комитета. Российские олимпиады 1913 и 1914 гг.

Литература:

Основная:

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. – М., 2005.


Дополнительная:

1. Беляев, В. Беседы у скаутского костра / В. Беляев // Спортивная жизнь России. – 1994. - № 4, 5, 6.

2. Борисов, И. Вторая Российская Олимпиада (1914 г., Рига) / И. Борисов // Спортивная жизнь России. – 1995. - № 5-6.

3. Борисов, И. Страницы спортивной славы / И. Борисов. – М., 1957.

4. Григорьев, А.Е. Физическое воспитание в России (XIX – начало XX вв.). Исторический очерк / А.Е. Григорьев. – СПб., 1994.

5. Деметр, Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения / Г.С. Деметр. - М., 2005.

6. Кулинко, Н.Ф. История физической культуры и спорта / Н.Ф. Кулинко. –

Оренбург, 1997.

7. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. – М., 1982.

8. Скворцов, А.Е. О начальных этапах возникновения физкультурного об-разования в России / А.Е. Скворцов // Теория и практика физической культуры.

– 1978. - №4.

9. Скворцов, А.Е. Подготовка кадров по физическому воспитанию в России (XX в.) для учебных заведений и спортивно-гимнастического движения / А.Е. Скворцов // Теория и практика физической культуры. – 1993. - №3.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу «Развитие физической культуры и спорта в России к началу XX века»:

Учебные заведения, в которых проводилось физическое воспитание.

Крупнейшие спортивные организации в стране.

Наиболее распространенные виды спорта в России.

Крупнейшие спортивные соревнования в России.

Участие спортсменов России в международных соревнованиях.

Общая оценка состояния и развития физической культуры и спорта в стране.

2. Система физического образования П.Ф. Лесгафта (конспект)

3. Подготовка текста лекции или беседы «Страницы спортивной славы» (о выдающихся российских спортсменах начала ХХ в.).

Формы контроля: проверка таблицы, конспекта, выступление на семинаре по вопросам плана.


Тема 7. Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта

1. Развитие физической культуры и спорта в первые годы советской власти. Значение Всеобуча на становление системы физического воспитания в Советской республике.

2. Становление физической культуры и спорта в СССР 1925-1941 гг. Образование Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта. Введение физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и Единой Всесоюзной спортивной классификации.

3. Усиление милитаризации физической культуры и спорта накануне Второй мировой войны.

4. Перестройка советского физкультурного движения накануне и в годы Великой Отечественной войны.

5. Развитие физической культуры и спорта в СССР в период с 1945 до 1991 г. Отечественная школа спорта на международной спортивной и олимпийской арене в 1960-х – 1990-х гг.

Литература:

Основная:

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. – М., 2005, 2008.

Дополнительная:

1. Ганкевич, В.М. Героизм советских физкультурников в боях за Родину / В.М. Ганкевич. – Л., 1967.

2. Горбунов, В.В. Все на марши ГТО / В.В. Горбунов. – М., 1978.

3. Горянов, Л.Б. Сражающийся спорт / Л.Б. Горянов. – М., 1982.

4. Горянов, Л.Б. Уходили на фронт чемпионы / Л.Б. Горянов. – М., 1980.

5. Деметр, Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения / Г.С. Деметр. - М., 2005.

6. Кулинко, Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие / Н.Ф. Кулинко. – Оренбург, 1997.

7. Мильштейн, О.А. Физкультура и спорт на службе охраны и укрепления здоровья / О.А. Мильштейн // Очерки по истории физической культуры. – М., 1967.

8. Романов, Н.Н. Восхождение на Олимп / Н.Н. Романов. – М., 1993.

9. Романов, Н.Н. Трудные дороги к Олимпу / Н.Н. Романов. – М., 1987.


10. Советская система физического воспитания. – М., 1975.

11. Столбов, В.В. История физической культуры: Учебник / В.В. Столбов. – М., 1989.

12. Твой олимпийский учебник. – М., 1999.

13. Уваров, В. ГТО: страницы истории / В. Уваров // Физкультура и спорт. – 1986. - №11.

14. Харабуга, Г.Д. Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО / Г.Д. Харабуга. – Л., 1976.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу основных показателей Всесоюзной Спартакиады 1928г.:

Время и место проведения Спартакиады

Задачи Спартакиады

Количество участников от СССР и зарубежных стран

Программа Спартакиады

Чемпионы Спартакиады (выборочно)

Трудности и недостатки Спартакиады

2. Составить таблицу достижений советских спортсменов на Играх Олимпиад и зимних Олимпийских Играх:

Завоёванные медали

Неофициальный командный зачёт

№, год и место проведения Игр Олимпиад и зимних Олимпийских Игр

золото

серебро

бронза

очки

место

Имена 2-3х и более кратных олимпийских чемпионов

Формы контроля: проверка таблиц, выступление по плану семинарского занятия.

Тема 8. Физическая культура и спорт в Российской Федерации

1. Образование Российской Федерации как суверенного государства и задачи физкультурных организаций.

2. Создание органов государственного и общественного управления физкультурно-спортивным движением в российской Федерации.

3. Современное состояние физкультурного движения в России (кадры, массовый спорт, наука, материальная база и др.).

4. Участие России в международном спортивном движении на современном этапе.

Литература:

Основная:

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. – М., 2005, 2008.


Дополнительная:

1. Кулинко, Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие / Н.Ф. Кулинко. – Оренбург, 1997.

2. Деметр, Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения / Г.С. Деметр. - М., 2005.

3. Олимпийское движение и социальные процессы. – Краснодар, 1996.

Кн.1.

4. Российский спорт: выбор пути. – М., 1993.

5. Твой олимпийский учебник. – М., 1999.

6. Физическая культура и спорт: Кто есть кто / Ред. В.В. Кузина. – М., 1997.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу о трудностях и перспективах российского спорта на основе выписок из периодической печати:

Трудности российского спорта. Перспективы российского спорта.

2. Дать анализ участия российских спортсменов на Олимпийских Играх в Атланте, Сиднее, Нагано, Солт-Лейк-Сити, Афинах, Турине, Пекине.

3. Подготовить доклад о спортсменах-героях Российской Федерации (Л. Егорова, А. Карелин, Л. Лазутина).

Формы контроля: выступление на семинарском занятии, проверка таблицы, доклад.

Тема 9. Становление и развитие физической культуры и спорта в Горном Алтае

1. Развитие физического воспитания у алтайцев в дореволюционный период.

2. Укрепление государственных и общественных основ физкультурного движения в Горном Алтае в 1917-1939 гг.

3. Физическая культура и спорт в горном Алтае в годы советской власти (1917-1991 гг.).

4. Развитие физической культуры и спорта в Горном Алтае в 1990-е гг.

Литература:

Основная:

1. Модоров, Н.С. История и культура Горного Алтая / Н.С. Модоров. –Барнаул, 1992.

Дополнительная:

1. Алтайские национальные спортивные игры / И. Половинкина, М. Каратунов, М. Каланаков. – Горно-Алтайск, 1992.

2. Бураков, В.И. Развитие физической культуры в Сибири (1968-1985) / В.И. Бураков. – Барнаул, 1997


3. Вербицкий, В.И. Алтайские инородцы / В.И. Вербицкий. – М., 1893

4. Демидов, В.А. Переход алтайцев на оседлость / В.А. Демидов. – Барнаул, 1968.

5. Дьяков, В.С., В.Я. Ельдепов Влияние хозяйственно-бытовой жизни алтайцев на их физическое воспитание/ В.С. Дьяков, В.Я. Ельдепов // Горный Алтай: исторический сборник. – Вып.11. – Горно-Алтайск, 2007.

6. Ельдепов, В.Я. Комплекс ГТО в учебном процессе вуза / В.Я. Ельдепов// Горный Алтай: исторический сборник. – Вып.11 – Горно-Алтайск, 2007.

7. История Горного Алтая (1900-1945) / Н.Ф. Иванцова. – Бийск, 2000.

8. Каланаков, М.К. Куреш. Алтайская национальная борьба / М.К. Каланаков. – Горно-Алтайск, 1980.

9. Пахаев, С.Я. Шатра: игровая доска и фигуры; понятие хода; ходы «богатырей»; ходы «воинов», цель игры и конец партии / С.Я. Пахаев // Ученые записки (Горно-Алтайский НИИИЯЛ). – 1960. – Вып. 3.

10. Сельбиков, А.А. Национальные виды спорта Республики Алтай / А.А.Сельбиков. – Горно-Алтайск, 1996.

11. Чухонцева, С.В. Традиционное физическое воспитание алтайцев: учебное пособие. – Горно-Алтайск, 1999.

12. Газеты: «Звезда Алтая» (1946-2009), «Алтайдын-Чолмоны» (1946-2007).

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу проведения алтайских национальных игр Эл-Ойын:

Сроки и место проведения

Виды спорта Команды-призеры

2. Подготовить доклады на следующие темы: «Куреш» - алтайская национальная борьба; алтайская настольная игра – «Шатра»; развитие стрельбы из лука в Горном Алтае;

Формы контроля: выступление на семинарском занятии, проверка таблицы, доклад.

Тема 10. Развитие международного спортивного движения. Возникновение и развитие международного олимпийского движения

1. Возникновение и развитие Международного спортивного движения по

отдельным видам спорта, участие в нем российских и советских спортсменов.

Международные спортивные федерации, их роль в развитии спорта.

2. Мировые, национальные, региональные спортивные объединения.

3. Возрождение олимпийского движения и его функционирование в на-стоящее время. Образование МОК и Олимпийские игры современности.

4. Атрибуты и символика современных Олимпийских игр (флаг, эмблема, девиз, награды, неофициальный командный зачет и др.).

5. Выступление отечественных спортсменов на летних Олимпийских играх.

6. Выступление отечественных спортсменов на зимних Олимпийских играх.

Литература:

Основная:

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. – М., 2005, 2008.

Дополнительная:

1. Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта.

Учебное пособие / В.В. Григоревич. – М., 2008.

2. Кубертен, П. Олимпийские мемуары / П. Кубертен. – М., 1997.

3. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. М., 1982.

4. Лабскир, В.М. Наследие греческого олимпизма / В.М. Лабскир, А.И. Любиев. – Харьков, 1994.

5. Любомиров, Н.И. От Афин до Рима / Н.И. Любомиров. – М., 1960.

6. Новоскольцев, В.А. Пылающая эстафета / В.А. Новоскольцев. – М.,1979.

7. Оливова, В. Люди и игры. У истоков современного спорта / В.Оливова.– М., 1985.

8. Платонов, В.Н. Жизнь П. де Кубертена и олимпийские идеалы: взгляд сквозь призму столетия / В.Н. Платонов // Наука в олимпийском спорте. – 1995. - №1.

9. Твой олимпийский учебник. – М., 1999.

10. Чернецкий, Ю.М. История олимпийского движения / Ю.М.Чернецкий. – Челябинск, 1991.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу Олимпийские Игры XX века (зимние и летние):

№ Игр Олимпиад и Количество зимних Олимпийских Игр

Год

Место проведения


стран-участников

видов спорта

Основные особенности Игр

2. Подготовить доклад на следующую тему: жизнь и деятельность П. Де Кубертена.

Формы контроля: проверка таблицы, выступление на семинарском занятии, доклад.

Тема 11. Развитие рабочего и студенческого спортивного движения

1. Зарождение международного рабочего спортивного движения. Создание Люцернского спортивного интернационала (ЛСИ) и Красного спортивного интернационала (КСИ).

2. Подъем международного спортивного рабочего движения 1934-1937 гг.

3. Современное состояние рабочего спортивного движения.

4. Участие спортсменов СССР и России в международном рабочем спор-тивном движении.

5. Международное спортивное движение студентов.

6. Участие спортсменов СССР и России в международном студенческом движении.

Литература:

Основная:

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. – М., 2005.

Дополнительная:

1. Борисов, И. Страницы спортивной славы / И. Борисов. – М., 1957.

2. Григоревич, В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта. Учебное пособие / В.В. Григоревич. – М., 2008.

3. Кулинко, Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие / Н.Ф. Кулинко. – Оренбург, 1997.

4. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. – М., 1982.

5. Оливова, В. Люди и игры. У истоков современного спорта / В. Оливова. – М., 1985.

6. Российский спорт: выбор пути. – М., 1993

7. Твой олимпийский учебник. – М., 1999.

Задания для самостоятельной работы:

Выступление по следующим темам докладов:

1. Деятельность ДСО «Буревестник».

2. Состояние современного студенческого спорта в России.

Формы контроля: выступление на семинарском занятии, выступление по темам докладов.