birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тематическое планирование уроков химии в 8 классе.


2 часа в неделю; всего 68 часов, из них 2 часа — резервное время.

учитель: Черепанова О.В.

(программа по химии разработана на основе программы под ред. Кузнецовой Н.Е.)

  авторы учебника: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю.

Номер и тема урока

Дата

Изучаемые вопросы

Эксперимент, демонстрации

Задания на дом

1. Вводный урок.




Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности при работе в кабинете химии. Пути эвакуации из кабинета химии при пожаре.







Введение (2 часа)

2. Предмет химии.




Основные понятия и теории химии.







3. Практическая работа № 1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием»




Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним. Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

Лабораторное оборудование




Раздел I. Вещества и химические явления с позиций атомно- молекулярного учения (45 часов)

Тема 1. Химические элементы и вещества в свете атомно- молекулярного учения (14 часов).


4(1). Вещество. Физические и химические явления




Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Описание веществ. Признаки химических реакций.

Плавление серы.




5(2). Химические элементы. Знаки химических элементов.Ar.




Понятия: химический знак, химический символ, относительная атомная масса. Эталон.

Модели атомов и молекул.




6(3).Состав вещества. Химическая формула. Mr.




Формула вещества. Относительная молекулярная масса. Истинная масса молекул. Формульная масса.

Кристаллические решётки веществ.




7(4). Массовая доля химического элемента.




Массовая доля элемента.







8(5). Решение упражнений.




Расчёты, связанные с Mr







9(6). Атомно-молекулярное учение в химии. Вывод формулы вещества.




Вещества молекулярного и немолекулярного строения.






10(7).Периодический закон и периодическая система химических элементов Менделеева.





Система. Период. Группа. Главная и побочная подгруппы. Порядковый номер элемента. Металлы и неметаллы.

Периодическая система.




11(8).Валентность. Составление формул по валентности.




Валентность постоянная и переменная. Правило чётности- нечётности.







12(9).Определение валентности по формуле.




Высшая валентность. Низшая валентность.







13(10). Моль. Количество вещества. Число Авогадро.




Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Молярная масса.

Коллекция веществ количеством 1 моль.




14(11).Решение упражнений.




Решение задач и упражнений с использованием понятий: Количество вещества, моль, молярная масса, NA, валентность.







15(12).Решение упражнений.










16(13). Обобщение и повторение темы: «Химические элементы и вещества в свете АМУ».











17(14). Контрольная работа №1.




«Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения»

Тема 2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии (6 часов).

18(1). Признаки химических реакций.




Химическая реакция, признаки и условия протекания химич. реакций. Причины реакций. Экзо - и эндотермические реакции.

Примеры химич.реакций: горение древесины, взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия и др.




19(2).Уравнения химических реакций.




Закон сохранения массы и энергии. Составление уравнений реакций. Коэффициенты.

Набор моделей атомов.




20(3). Типы химических реакций.




Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Расстановка коэффициентов.

Демонстрации: взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), разложение гидроксида меди (II), взаимодействие оксида меди (II) с соляной кислотой.




21(4). Типы химических реакций.




Упражнения в написании уравнений.






22(5)-23(6). Вычисления массы или количества веществ, вступивших в реакцию или образовавшихся в результате реакции





Расчёты по уравнениям химических реакций.







Тема 3. Методы изучения химии. Обобщение. (3 часа)

1(24). Методы изучения химии. Качественный и количественный анализ.




Анализ и синтез. Методы: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент. Индикаторы.

Изменение окраски индикаторов в различных средах.




2(25). Обобщение и повторение темы













3(26) . Контрольная работа № 2




«Химические уравнения. Типы химических реакций».

Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике. Обобщение. (5 часов)

1(27). Чистые вещества и смеси




Гомогенные и гетерогенные смеси. Эмульсии, суспензии. Способы разделения смесей. Очистка веществ: фильтрование, фильтрование, выпаривание.

Приготовление и разложение смеси железа и серы; разделение смеси нефти и воды.




2(28). Растворы. Способы выражения концентрации.



Массовая доля растворённого вещества. Молярная концентрация.








3(29). Практическая работа № 2




«Очистка загрязнённой поваренной соли»




4 (30). Решение задач.




Решение задач по теме.




5(31). Обобщение и повторение темы.




Решение задач по теме.







Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. (6 часов)

1(32). Газы. Закон Авогадро.




Закон объёмных отношений. Молярный объём. Закон Авогадро. Расчёт относительной плотности газов.







2(33). Воздух. Состав и свойства воздуха.




Состав воздуха. Инертные газы. Определение относительных молекулярных масс газообразных веществ по значению их относительной плотности.







3(34). Кислород. Значение кислорода в природе.




Химический элемент и простое вещество — кислород. Аллотропия. Озон. Значение озонового слоя Земли.

Таблицы «Круговорот веществ в природе»




4(35). Получение кислорода в лаборатории и промышленности.




Термическое разложение. Катализатор. Каталитическая реакция.

Получение кислорода разложением перманганата калия и разложением пероксида водорода.




5(36). Химические свойства кислорода.




Окисление. Оксиды. Горение. Медленное окисление.

Опыты по воспламенению и горению; сжигание в атмосфере кислорода угля, красного фосфора.




6(37). Применение кислорода.




Значение кислорода в жизни человека.

Творческие отчёты учащихся




Тема 6. Основные классы неорганических соединений (11 часов)

1(38). Классификация ОКНС. Оксиды. Общая характеристика.




Кислотные, амфотерные, основные. Гидроксиды.

Образцы соединений — представителей оксидов (водорода, железа, кремния, кальция)




2(39). Основания. Классификация.




Щёлочи, гидроксогруппа, нерастворимые основания.

Действие индикаторов на растворы щелочей. Образцы соединений — представителей оснований.



3(40). Кислоты. Соли. Классификация кислот и солей.





Кислоты. Кислотный остаток. Средние и кислые соли.

Действие индикаторов на растворы кислот.




4(41). Химические свойства оксидов.




Химические свойства оксидов.

Взаимодействие оксида меди(II) с соляной кислотой; оксида кальция и оксида фосфора с водой, определение характера образовавшегося соединения с помощью индикатора.




5(42). Химические свойства кислот.




Реакция нейтрализации. Ряд активности металлов.

Взаимодействие цинка, оксида меди(II), гидроксида натрия, карбоната кальция с соляной кислотой.




6(43). Химические свойства оснований и солей.




Амфотерные основания. Свойства нерастворимых оснований

Взаимодействие растворов кислот с растворами оснований. Разложение гидроксида меди(II) при нагревании.




7(44). Генетическая связь ОКНС.




Генетический ряд металлов и неметаллов. Цепочка превращений.







8(45). Амфотерные гидроксиды.




Амфотерность.

Получение гидроксида цинка и взаимодействие его с кислотами и щелочами.




9(46). Обобщение и закрепление основных понятий темы.




Решение задач и упражнений по теме «ОКНС».







10(47). Практическая работа № 3.




«Исследование свойств оксидов, кислот, оснований

Исследование свойств соляной кислоты, оксида меди(II), гидроксида натрия и меди(II).




11(48). Контрольная работа № 3.




«Основные классы неорганических соединений»




Раздел II. Вещества и химические реакции в свете электронной теории (20 часов)

Тема 7. Строение атома (2 часа)

1(49). Состав атома. Изотопы.




Протон, нейтрон, электрон. Ядро атома, заряд атома. Порядковый номер. Химический элемент. Изотопы. Радиоизотопы.

Модели атомов различных элементов.




2(50). Строение электронных оболочек атомов элементов.




Электронное облако. Атомная орбиталь. Орбитальные характеристики электрона. Спаренные и неспаренные электроны.

Таблицы, характеризующие орбитальные состояния электрона.


Тема 8. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. (3 часа)


1(51). Периодическая система в свете теории строения атома.




Порядковый номер. Электронное строение атомов. Химическое соединение. Формулы соединений. Свойства химических элементов и их периодические изменения.

Таблицы «Строение атома»




2(52). Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в ПС.




Энергия ионизации. Относительная электроотрицательность. Прогнозирование и объяснение свойств элементов.

Таблицы «Периодический закон и строение атома»




3(53). Значение ПЗ для развития науки и техники, его роль в создании научной картины мира.




Научное значение периодического закона.

Творческие отчёты учащихся.




Тема 9. Строение вещества (5 часов).

1(54). Химическая связь. Классификация. Ковалентная связь.




Химическая связь. Валентность. Валентные электроны. Ковалентная полярная и неполярная связи. Длина связи. Направленность и насыщаемость связи.

Таблицы «Химическая связь»




2(55). Ионная связь.



Ионы. Катионы и анионы. Ионная связь. Условность типов химической связи.


Таблицы «Химическая связь».




3(56). Степень окисления.




Степень окисления. Определение числа и знака степени окисления элементов в соединениях.







4(57). Решение задач.




Закрепление навыков определения степени окисления в соединениях с разными видами химической связи.







5(58). Типы кристаллических решёток.




Кристалл. Элементарная ячейка кристалла. Кристаллическая решётка. Типы кристаллических решёток.

Модели кристаллических решёток.




Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории. Обобщение. (3 часа)

1(59). Окислительно-восстановительные реакции




Окисление. Восстановление. Окислитель. Восстановитель. ОВР.







2(60). Составление уравнений ОВР.




Метод электронного баланса. Схема окислительно-восстановительной реакции







3(61). Контрольная работа № 4.


«Строение атома. Химическая связь. ОВР.»


Тема 11. Водород и его важнейшие соединения. (3 часа)

1(62). Водород. Физические и химические свойства. Получение в лаборатории.




Газообразный водород. Жидкий водород. Твёрдый водород.

Получение водорода действием соляной кислоты на цинк. Определение чистоты полученного водорода.




2(63) Вода. Пероксид водорода.




Строение молекулы воды. Химические свойства воды. Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода.

Взаимодействие натрия с водой.




Тема 12. Галогены. (3 часа)

1(64). Положение галогенов в ПС. Свойства галогенов.




Электронное строение атомов галогенов. Физиологическое действие галогенов. Химические свойства галогенов. Вычисление объёмов газов по количеству вещества.

Обесцвечивание хлором красящих веществ.




2(65). Соляная кислота. Хлороводород.




Цепные реакции. Качественная реакция на хлорид-ион.

Взаимодействие нитрата серебра с соляной кислотой.




3(66). Практическая работа № 4.



«Решение экспериментальных задач по теме: Галогены»

Тема 13. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов (2 часа).

67-68. Решение задач и упражнений по курсу химии 8 класса.