birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 21 22
Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф.


Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).


В учебном пособии излагаются основные цели, задачи и принципы специальной педагогики и психологии, раскрываются специальные и общепедагогические методы коррекционного педагогического воздействия на детей, обучающихся и воспитывающихся как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях. Основной задачей пособия является внесение корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, испытывающими трудности в освоении школьных учебных дисциплин. Пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов.

Содержание


Предисловие.............................................................................................………..............7

Глава 1. Организационно-методические основы преподавания дисциплины...........10

1.1. Цели дисциплины.....................................................................…………………....10

1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого.....................…………………….10

1.3. Рекомендации к организации самостоятельной работы студентов………….....11

1.4. Тематический план изучения дисциплины...........................…………………….12

Глава 2. Предмет и задачи курса «Основы специальной педагогики и психологии»………………………………………….…………………………………………………..13

2.1. Становление специальной психологии и педагогики......................….................13

2.2. Проблема нормы развития................................………………........…...................17

2.3. Развитие психики аномальных детей...................................………..………….....21

2.4. Практические задачи специальной психологии................………..……………..25

2.5. Материалы для семинарского занятия..................................……..……………...26


Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии......................40

3.1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины.........................40

3.2. Основные термины специальной педагогики и психологии................................42

3.3. Медицинская абилитация и реабилитация..................……………………..........51

3.4. Медико-социально-педагогический патронаж...............……………………......52

3.5. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь...................53

3.6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями………………………………………………………………………………………………..54

3.7. Материалы для семинарского занятия.....................……………………...............60

Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Специальная дошкольная педагогика..........…………………….......................................................62

4.1. Учреждения специального назначения для детей дошкольного возраста.........62

4.2. Теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии.…………………………………………………………………………....70

4.3. Формы коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………73

4.4. Материалы для семинарского занятия...................................…………………...76

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их обучения и воспитания как предмет олигофренопедагогики.........................84

5.1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины...……………………...84

5.2. Классификации умственной отсталости..............................……………………..87

5.3. Краткая историческая справка и современная характеристика социальной политики в отношении умственно отсталых лиц..........................................................……......92

5.4. Проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.........93


5.5. Зарубежная практика воспитания, обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями...................................…….................................................96

5.6. Отечественный опыт психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми формами умственной отсталости.......………………………………………………………..99

5.7. Рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы……………………... 101

5.8. Материалы для семинарского занятия...........……………………......................102

Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и основные направления коррекционно-развивающего обучения........................................................…113

6.1. Представления о ЗПР и их классификации……………………......................…113

6.2. Особенности психики детей с ЗПР......................................…………………….121

6.3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР...................................…………………………………………………………….128

6.4. Материалы для семинарского занятия........…………………….........................131

Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями………………………………………………………………………………………...........136

7.1. Нарушения анализаторных систем.........………………….................................136

7.2. Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей............................................................………………….……………………………….....147

7.3. Дети с нарушениями зрения………………….....................................................151

7.4. Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения……………………….................................................160

7.5. Материалы для семинарского занятия..........………………….......................166


Глава 8. Логопедия и логопсихология............................................………….........170

8.1. Предмет, задачи и методы логопедии………………......................................170

8.2. Виды речи и основные причины ее нарушения.......…………………...........172

8.3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе……….………….....................174

8.4. Современные классификации речевых нарушений.......…………………….176

8.5. Предмет, задачи и методы логопсихологии.......................………………….183

8.6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в ПМПК…………………………………………………….....................................................185

8.7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения...........................…………………………………………………………………188

8.8. Элементы психотерапии в работе логопеда.......................…………………..190

8.9. Материалы для семинарского занятия...............................…………………...192

Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата..………………. 208

9.1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича..............................208

9.2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.............211

9.3. Нарушения психики при ДЦП…………………................................................216

9.4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе..............................218

9.5. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП......................220

9.6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом…….…………………………………………………………...................................222

9.7. Материалы для семинарского занятия «Особенности развития личности детей с церебральными параличами»..................................................................................………..225

Глава 10. Комплексные нарушения.......................................……………................238


10.1. Понятие о сложном нарушении развития..........………………….................238

10.2. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом..................……………………………………………………………............241

10.3. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом…………………………………………………………………..............................244

10.4. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии..……………………………………………………………….....247

10.5. Материалы для семинарского занятия.................................…………………251

Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков. Его причины и пути коррекции…………………………………………………………………………………………….254

11.1. Девиантное поведение, его причины и проявления........…………………...254

11.2. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению...................260

11.3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте………………………………………………………………………………………………261

11.4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте.................................……………………………………………………………………..264

11.5. Работа учителя с девиантными подростками.................…………………......269

11.6. Материалы для семинарского занятия...............................…………………...276

Глава 12. Акцентуации характера.......................................................……………...280

12.1. Характер и черты личности....................................................………………...280

12.2. Акцентуации характера у подростков. Типы акцентуаций............................281

12.3. Развитие и трансформации акцентуаций характера......……………………. 283

12.4. Материалы для семинарского занятия..............................…………………....287

Список литературы...................................................…………................................... 296


Предисловие

Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, но развитой иначе.

Л. С. Выготский


Данная книга является учебным пособием по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии». Она предназначена для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделений высших и средних специальных учебных заведений педагогического профиля.

Гуманизация общественного сознания, как и современное социальное право, считает неэтичным терминологию, смыслом которой является исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию. Применительно к личности в целом речь может идти только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые сам человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями.

В современном учебно-воспитательном процессе действует установка нового уровня: «Учитель призван не исправлять ошибки, недочеты природной организации ребенка, а максимально использовать свои профессиональные возможности для отыскания такой формы, которая Соответствует уровню культуры общества, природному и творческому потенциалу ребенка. Ребенок — не только и не столько объект воздействия, сколько источник культурного и профессионального роста самого учителя» (Н. М. Трофимова).

Особую роль играет эта установка в отношении детей, нуждающихся в специальной помощи на ранних этапах нарушений. Как известно, особенностью некоторых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. В связи с этим для студентов педагогических вузов сегодня как никогда актуальна интеграция знаний таких наук, как специальная психология и специальная педагогика. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, система профессиональной консультации и профориентации.


Авторы ориентируют студентов на опережающий, рефлексивный и творческий характер усвоения педагогических знаний на основе традиционных источников. Это позволяет не только получить представление о содержании учебного курса, но и применить полученные значения в собственной научной и практической деятельности в гуманных целях.

В книге рассмотрены различные аспекты предмета интегрированного курса. Особое внимание уделено вопросам организации специальной психологической помощи в системе образования, проблемам психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетентности будущего специалиста.

Структура пособия ориентирует студентов на ключевые проблемы учебной дисциплины. Оно состоит из нескольких разделов.

Первый раздел посвящен общим вопросам специальной психологии и специальной педагогики. Подробно рассмотрены основные категории дисциплины, параметры и классификация основных видов дизонтогенеза, общие закономерности психического развития детей с ограниченными возможностями.

Следующий раздел рассматривает актуальную психолого-педагогическую проблему эффективной работы с детьми с отклонениями по типу ретардации и дисфункции созревания.

В пособий уделено место особенностям работы с детьми в условиях дефицитарного развития. Отдельный раздел содержит материал о детях с эмоционально-волевыми нарушениями.

По каждой теме авторы предложили свои версии обсуждений проблемы на семинарско-практических занятиях, дали необходимые методические рекомендации. Существенное место в пособии отводится организации самостоятельной работы студентов: даны примерные темы, необходимые рекомендации.

Авторы пособия уверены в том, что полученные читателями в процессе творческого переосмысления материалов пособия знания помогут им стать настоящими профессионалами в педагогической деятельности. Наряду с общими представлениями о возрастной, среднестатистической, функциональной норме и основных тенденциях развития ребенка с различными отклонениями, так важно научиться видеть его уникальную неповторимость, все богатство индивидуальных различий, сильные стороны растущей личности. Пристальное внимание к внутреннему миру взрослеющего человека, его трудностям и проблемам, своевременная психологическая поддержка позволят выработать собственную продуктивную педагогическую систему уже со студенческой скамьи.


следующая страница >>