birmaga.ru
добавить свой файл

1
Познавательное занятие


для подготовительной группы

с использованием ИКТ технологий.

Тема: «Свойства почвы»

Воспитатель: Сиденко Ю.В.

Цель. Закрепить элементарные знания о круговороте воды в природе. Показать на основе опытов, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок, глина, соли. Помочь детям понять, что такое плодородие почвы, прийти к выводу, что она необходима живой природе (растениям и животным) и как важно беречь и охранять ее. Презентация. Оборудование: дидактические материалы: схема круговорота воды в природе, игрушка "Капитошка", модель почвы или картинка почвенного разреза, схема-модель воды, воздуха, перегноя, песка, соли; колбочки с водой по количеству детей, комочки сухой почвы, спиртовка, стекло и держатель, лупы, фильтр, стакан с водой; иллюстрации микробов, червей, насекомых, животных (подземные жители); схема-иллюстрация "Что влияет на разрушение почвы?", напоминающие знаки "сохранности почвы". Словарная работа: плодородие, почва, разрушение, охрана, вещества.

Ход занятия.

Сегодня к нам в гости придет Капитошка. Закрывайте глаза и послушайте песенку воды.

Протягивает ладонь, на ней появляется капля и превращается в Капитошку. - Кто это? (Происходит знакомство) - Капитошка, как ты сюда попал? Слайд 4. – ребята, а вы знаете? (рассказывают по схеме круговорота воды в природе). - Капитошка, хорошо, что ты к нам пришел и рассказал о себе. Мы с ребятами знаем, что жизнь на Земле без воды невозможна. Почему? (ответы детей). Капитошке пора назад, я его провожу, а вы вспомните и поговорите, где мы можем встретить Капитошку. Воспитатель уходит. Звучит голос: Ребята, помогите!

Меня бьют, колотят, ворочают, режут - А я все терплю и всем добром плачу.

Мне душно, меня забросали мусором, помогите! Дети решают вызвать профессора, звонят ему по телефону.

Профессор: здравствуйте, что случилось?


- А, вы поняли, кто просил помощи? Земля. Слайд.

- Правильно, почва. Для того, чтобы помочь мы должны побольше узнать о ней. - А что такое почва? Слайд 5. - Почва- это верхний плодородный слой земли, который питает и кормит растения. Плодородие- это главное свойство почвы. - Почему почва плодородна? (выслушать ответы детей) - Почва плодородна потому, что в ней содержаться вещества, необходимые растениям для жизни. - Что в ней содержится? - Сейчас мы это узнаем...

Слайд 6. Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. В почве есть воздух. Все дети.

Слайд 7.Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. В почве есть вода. (Схема проведения опыта).

Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре увидим дым, почувствуем неприятный запах. Сгорает перегной, который образуется из останков растений и животных. Он придает почве темный цвет.

Опыт 4 Загрязнение почвы. Две банки: 1- земля + чистая вода, 2- грязная, мыльная + земля. Слить воду через фильтр. Сравнить воду. Сделать вывод: в грязной земле растения почти не растут. Грязной водой поливать почву нельзя.

Слайд 8. В почве есть соли, глина, песок.

– И так, ребята, запомнили, что входит в состав почвы? (дети перечисляют) Рассмотрите под лупой комочек почвы. Что вы увидели? (ответы детей) - Правильно, песок, камешки, палочки, корешки. А еще в почве живут различные животные. - А я слышал, что в почве еще есть живые существа, но я забыл какие. - И я вам сейчас их покажу. Физминутка. Взяться за плечи друг друга и следовать след в след по узенькой тропинке. "Гусеница" - Вот и пришли. Чудо экран покажи нам животных. - Закройте глаза. Откройте. Смотрите. Кого видите? Слайд 9.(На экране картинки подземных жителей) дети называют. - Как, подземные жители, живущие в почве, улучшают ее плодородие? - Послушайте. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, измельчают остатки растений. Так животные улучшают плодородие почвы. Растениям и животным почва необходима. Все в природе взаимосвязано. Давайте поиграем в игру.Гимнастика для глаз "Жучок".


В группу к нам жук влетел, Зажужжал и запел. Вот он вправо полетел - каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел - каждый влево посмотрел. Взвился вверх. И приземлился, зажужжал и закружился. Жук, сядь на правую ладошку, Посиди на ней немножко. Жук, сядь на левую ладошку. Посиди на ней немножко.- Кто ее разрушает? - Ребята, как вы думаете, кто является виновником разрушения почвы? (выслушать версии детей) Слайд10.- Как ни печально, но человек - самое разумное существо на планете. Послушайте об этом стихотворение. (Во время чтения показ схем, иллюстраций) Гудят заводы, всюду пыль, Бежит, дымит автомобиль, А между тем деревья стонут, В грязи и пыли просто тонут, А чтоб построить нам заводы - Рубят лес и губят воды. Стала грязной наша Земля, От растений нет и следа Отнят дом у наших зверей, Птицам, рыбам плохо теперь. Вот такая печальная картина на нашей Земле получилась. Землю нужно охранять и беречь. - А как мы это можем сделать? - Мы должны уже сейчас знать, что делать не следует. Слайд11.Игра «Напоминающие знаки» . Соблюдая правила мы поможем почве.

Молодцы ребята, мне пора в институт на эксперимент. Уходит.

Входит воспитатель. Извините ребята, я задержалась, Капитошка никак не мог решить на какую тучку ему отправится. А чем вы занимались? Что интересного узнали? Ответы детей. Жалко, что я этого ничего не видела, вы молодцы, я вами горжусь, а Капитошка передал вам угощение.