birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тезисы


к вопросу об использовании

права на обращение в Конституционный Суд
О.Гулак

Исп.директор РОО «БХК»
Конституционный Суд с его механизмами и процедурами может быть использован адвокатами в их профессиональной правозащитной деятельности.

Конституционный Суд учрежден для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, осуществления контроля за конституционностью нормативных актов (ст. 1 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь).

Конституционный Суд, хотя и относится формально к органам судебной власти, но наделен специальной компетенцией. Так, согласно ст.5 указанного закона

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам

соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных в части первой настоящей статьи актов как в целом, так и отдельных их положений.


В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Однако доступность механизмов конституционного судопроизводства для широкого круга лиц весьма ограничена.

Конституционный Суд рассматривает вопросы на основании соответствующих предложений инициаторов.

Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта (ст.6).

Таким образом, Закон о Конституционном Суде ограничил круг субъектов подачи конституционной жалобы.

Однако указанные субъекты крайне редко пользуются этим правом.

Очевидно, именно это обстоятельство побудило Конституционный Суд искать возможность расширить круг субъектов, по обращениям которых суд смог бы реализовывать свои функции.


В Регламенте Конституционного Суда появилась ст. 43-1, в соответствии с которой обращения иных субъектов в Конституционный Суд на основании статей 40, 112, 122 и других статей Конституции и законов Республики Беларусь могут быть рассмотрены по решению Конституционного Суда посредством устного разбирательства либо путем использования письменной формы исследования материалов дела.

Подобный подход с точки зрения права не бесспорен, но не будем углубляться в анализ. Важно, что таким образом Конституционный Суд расширил возможности судебной защиты.

Однако нельзя не отметить, что на практике Конституционный суд очень избирательно подходит к рассмотрению дел, поданных в порядке ст. 40 Конституции и выносит решения лишь по некоторым из них.

Любой акт Конституционного Суда, принимаемый на его заседаниях считается решением. Решения, выносимые по обращениям вышеуказанных субъектов, принимаются в форме заключений.

Кроме того, Конституционный Суд вправе вносить Президенту Республики Беларусь, палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Конституционный Суд вправе также вносить в государственные и другие органы иные предложения, вытекающие из его полномочий (ст.7 Закона).

Обращаясь в Конституционный Суд, следует помнить об установленных ст.11 Закона пределах рассмотрения вопросов. Так, Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного акта;

3) с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

4) по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон.

Конституционный Суд может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.

При проверке акта Конституционный Суд имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения.

Представляется, что обращение в Конституционный Суд должно содержать обоснование возможности и необходимости его рассмотрения данным органом. Указывая на то, что определенный нормативный акт, нарушающий права заявителя, противоречит нормам более высокой иерархии, можно привести следующее обоснование:

Контроль за конституционностью нормативных актов осуществляет Конституционный Суд (ч.1 ст.116 Конституции). Согласно ст. 40 Конституции каждый имеет право на личные и коллективные обращения в органы государственной власти и к должностным лицам. В соответствии со ст. 43-1 Регламента Конституционного Суда обращения, поданные в Конституционный Суд на основании ст.40 Конституции и Законов Республики Беларусь могут быть рассмотрены Конституционным Судом. Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (статья 59 Конституции).

Важно, чтобы просительная часть обращения соответствовала компетенции Конституционного Суда. Это значит, что можно просить суд признать нормативный акт полностью или частично неконституционным (или противоречащим другим нормативным актам большей юридической силы), а также внести в государственные и другие органы предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов.

Следует, однако, заметить, что новый Кодекс о судоустройстве и статусе судей может внести значительные корректировки в процедуры обращения в Конституционный Суд на основании ст.40. Данный документ предусматривает, что такие обращения должны рассматриваться судом в порядке, установленном Законом об обращениях граждан. Это значит, что конституционное судопроизводство по ним возбуждаться не будет. Новый кодекс вступит в силу к концу года и пока трудно сказать, как Конституционный Суд будет работать в новых условиях.