birmaga.ru
добавить свой файл

1




ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Т. И. Бузубаева
на VI Астанинском экономическом форуме в рамках сессии «Глобальная безработица: комплексные пути решения»

(Слайд 1) ТЕМА: «СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ»
22–24 мая 2013 года г. Астана
Уважаемые участники Форума!
Позвольте от имени Исполнительного комитета СНГ приветствовать вас и выразить слова благодарности организаторам Форума за любезное приглашение принять участие в его работе,
а хозяевам   за радушие и гостеприимство на этой замечательной земле.

Об актуальности темы сегодняшней сессии, проводимой
в рамках Форума, свидетельствует широкий круг ее участников. Подобные деловые встречи позволяют нарабатывать необходимый опыт совместных практических действий, повышать уровень взаимного доверия, развивать профессиональные контакты при решении самых сложных задач.

(Слайд 2) К сожалению, безработица продолжает оставаться «больным местом» для государств Содружества. Об этом свидетельствуют статистические данные. Так, количество безработных в целом по Содружеству на конец 2012 года составило 1,4% к экономически активному населению – это около 1,9 млн человек (по данным Международной организации труда безработные в мире составляют около 9% экономически активного населения или около 192 млн чел). При этом следует учитывать, что
в это количество входят только лица, официально зарегистрированные в соответствующих органах как безработные,
в то время как реальная безработица в ряде стран может характеризоваться еще более высоким уровнем.
Уважаемые участники Форума!

Известная всем пословица «Рыба выбирает там, где глубже,

а человек там, где лучше» в определенной степени характеризует поведение безработного, который ищет, где лучше, не только у себя на Родине, но и в зарубежье, как в ближнем, так и в дальнем, превращаясь в мигранта.


В настоящее время ситуация такова, что основные потоки мигрантов из государств – участников Содружества устремлены
в Российскую Федерацию. Помимо России только Казахстан и Беларусь имеют положительное сальдо в объемах трудовой миграции. Остальные государства имеют отрицательные показатели по этому пункту.

(Слайд 3) Но, тем не менее, миграционный процесс всегда носит взаимозависимый характер, и потоки мигрантов являются проблемой не только для принимающей стороны, но также и для страны отправления. Предприятия государств, на территории которых приезжают трудиться мигранты, используя низкооплачиваемую рабочую силу, утрачивают стимулы для улучшения условий труда
и повышения квалификации работников. Одновременно в тех странах, откуда в массовом порядке выезжает население, происходит потеря квалифицированной рабочей силы – научной и технической интеллигенции, высококвалифицированных работников.

Вместе с тем это сокращает безработицу на национальных рынках труда, и в то же время обеспечивает возвратные финансовые потоки в виде денежных переводов. Переводы не только улучшают условия жизни мигрантских домохозяйств, но и играют существенную роль в улучшении макропоказателей финансового положения этих стран.

(Слайд 4) Так, например. Только осуществляемые денежные переводы мигрантов из России в 2012 году составили 18 млрд долл., из Казахстана – более 3 млрд долл. В странах-получателях они составили значительную долю ВВП – 36 % в Таджикистане
и Молдове, 28 % – в Кыргызстане, 20 % – в Армении.

В тоже время принцип равной оплаты за равный труд для мигрантов и национальных работников является одной из проблем, решение которой является одной из важных задач в сфере миграционной политики как на национальном уровне, так для всех органов Содружества.
Уважаемые участники Форума!

(Слайд 5) В процессе эволюционного развития Содружества вопросам миграции уделялось постоянное внимание.


В первое десятилетие существования СНГ усилия его государств – участников в миграционной сфере были направлены
на формирование национального законодательства, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев, создание соответствующих структур и институтов, налаживание сотрудничества
со специализированными международными организациями. При этом приоритетным направлением сотрудничества стран СНГ была борьба с незаконной миграцией.

В последнее время государства – участники СНГ пришли
к общему пониманию необходимости решения вопросов миграции
в регионе на основании комплексного подхода. Акцент в оценке миграционных процессов с превалировавшего в предыдущие годы концептуального подхода «миграция – безопасность» сделан на более конструктивный подход «миграция – развитие».

(Слайд 6) В основу комплексного подхода регулирования процессов в области миграции положены четыре основных принципа: организованность, защита, интеграция, сотрудничество.

Подтверждение на реализацию такого подхода в области миграции нашло свое закрепление в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (принята Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года) и Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года).

Основные направления сотрудничества в сфере миграции
в соответствии с вышеназванными документами отражены на слайде 6:

формирование условий для проведения согласованной миграционной политики;

регулирование трудовой миграции на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов с учетом законодательства принимающего государства;

формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы;


обеспечение интеграции мигрантов в общество и формирование у граждан государств – участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания;

продолжение противодействия незаконной миграции;

повышение степени защиты и надежности паспортно-визовых документов;

заключение соглашений о реадмиссии.
Для этого созданы и развиваются правовая и организационная базы сотрудничества в этой сфере.

Основные правовые документы в сфере регулирования миграционных процессов отражены на cлайде 7:

Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников (9 октября 1992 года);

Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции
и социальной защиты трудящихся - мигрантов (15 апреля1994 года);


Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ
в борьбе с незаконной миграцией (6 марта1998 года);


Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств – участников СНГ (14 ноября 2008 года);

Программа сотрудничества государств – участников СНГ
в борьбе с незаконной миграцией (принимаются на три года, в н.в. реализуется Программа на 2012 – 2014 годы).


Советом глав государств СНГ принята Декларация
о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ (октябрь 2007 года), а Советом глав правительств СНГ утвержден Комплексный план основных мероприятий по реализации принципов, заложенных в Декларации (октябрь 2009 года).

(Слайд 8) Основными органами отраслевого сотрудничества
в данной сфере в рамках СНГ являются (они отражены на слайде):

Совет руководителей миграционных органов государств – участников Содружества Независимых Государств;

Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников Содружества Независимых Государств;


Совместная комиссия государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией.

Советом руководителей миграционных органов государств – участников СНГ в целях обеспечения координации взаимодействия и решении вопросов в области миграционной политики подписаны протоколы о взаимодействии с СМВД, СОРБ, СКПВ.

Введены унифицированные статистические показатели в сфере трудовой миграции на территориях государств – участников СНГ. Подписан Протокол об обмене информацией между миграционными органами государств – участников СНГ.

Осуществляются меры для интеграции мигрантов в гражданское общество, в том числе оказывалось содействие в изучении языка, трудоустройстве и расселении.

В целях оказания поддержки гражданам государств – участников СНГ в их адаптации к условиям страны пребывания совершенствуется сотрудничество с национальными диаспорами и общественными организациями.

Важнейшими принципами политики трудовой миграции должны быть ее прозрачность и понятность для мигрантов и для принимающего общества. Вместе с тем сопровождение миграции информационно-разъяснительными мероприятиями запаздывает как в странах въезда, так и в странах выезда мигрантов. А ведь позитивное разъяснение населению принимающих стран роли, которую играют мигранты в их экономике, равно как и разъяснение потенциальным мигрантам в странах выезда правил въезда, пребывания, трудоустройства, поведения в странах назначения способно снизить многие потенциальные миграционные риски.
(Слайд 9) В соответствии с Комплексным планом основных мероприятий по реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике, на заседаниях Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ регулярно рассматривались вопросы миграции.

В целях повышения эффективности регулирования процессов внешней трудовой миграции исследована структура и основные направления внешней трудовой миграции государств – участников СНГ и на этой основе разработана и принята Концепции общего миграционного пространства государств – участников СНГ.


Подготовлены и приняты следующие проекты документов:

модельный закон «О деятельности частных агентств занятости»;

рекомендации по гармонизации национальных законодательств государств – участников СНГ в сфере борьбы с незаконной миграцией.

Продолжается работа над проектами Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и Приоритетных мероприятий по формированию общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы.

(Слайд 10) Осуществляется взаимодействие компетентных органов государств – участников СНГ в вопросах переподготовки и повышения квалификации сотрудников, занимающихся проблемами миграции.

На заседании Совета глав правительств СНГ 23 мая 2008 года принято Решение о придании Академии МВД Республики Беларусь статуса базовой организации по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.

В настоящее время прорабатывается вопрос о придании Всесоюзному институту повышения квалификации МВД Российской Федерации статуса базовой организации по повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере противодействия незаконной миграции и иммиграционного контроля.

(Слайд 11) Взаимодействие и сотрудничество по вопросам миграции только в рамках Содружества, на наш взгляд, не даст желаемых результатов.

В связи с этим Исполнительный комитет СНГ осуществляет сотрудничество со структурами ООН, Международной организацией по миграции (МОМ), Международным центром по развитию миграционной политики (МЦРМП) и региональными международными организациями.

Мы готовы сотрудничать и с другими структурами в этой сфере.
Уважаемые участники!

(Слайд 12) Таким образом, в Содружестве многое делается и сделано в сфере миграции. По отмеченным мною в ходе выступления проблемам, связанным с формированием общего рынка труда, реализацией принципа равной оплаты за равный труд для мигрантов и национальных работников, активизацией информационно-разъяснительных мер в сфере миграции работа будет продолжена.

Благодарю за внимание.

20.5.2013 11:24:00 AM 132596.doc