birmaga.ru
добавить свой файл

1
Примечание: По всему тексту закона слова "Министерство приватизации и


управления государственным имуществом" заменить словами

"Департамент приватизации и управления государственным

имуществом при Министерстве экономики и реформ" в соответс.

с Законом N 358-XIV от 15.04.99
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

о концессиях
Nr.534 от 13.07.95
Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 67 от 30.11.1995
----------


Парламент принимает настоящий закон.
Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Концессия и концессионное предприятие

(1) Концессия - договор, по которому государство уступает

(передает) инвестору (физическому либо юридическому лицу, в том числе

иностранному) право на осуществление деятельности по разведке,

разработке, освоению или восстановлению природных ресурсов на территории

Республики Молдова, на оказание государственных услуг, эксплуатацию

объектов государственного (муниципального) имущества, которые в

соответствии с законодательством полностью или частично исключены из

гражданского оборота, а также право на осуществление отдельных видов

деятельности, в том числе составляющих государственную монополию, взамен

на компенсацию и взятие на себя управления объектом концессии,

предполагаемого риска и имущественной ответственности.

(2) Концессионным является предприятие, созданное в любой

организационно-правовой форме (за исключением государственного

(муниципального) предприятия) на основе концессионного договора между

государством в лице уполномоченного им органа (концессодателя) и

физическим или юридическим лицом (концессионером).
Статья 2. Правовое регулирование

(1) Концессионные и иные связанные с ними правоотношения

регулируются настоящим законом и другими нормативными актами.

(2) Если международным договором Республики Молдова установлены


иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем законе, применяются

правила международного договора.
Статья 3. Сфера и объекты концессии

(1) Концессия допускается во всех отраслях экономики и охватывает

все виды деятельности, если это не противоречит законодательству.

(2) Объектами концессии могут быть:

а) земля и другие природные ресурсы, их разведка, разработка и

освоение;

b) движимое и недвижимое имущество государственных (муниципальных)

предприятий и организаций.

(3) Допускается концессия одновременно нескольких объектов в целях

их комплексного хозяйственного использования.

(4) Основные характеристики объектов концессии (юридические,

экологические, технические и архитектурно-градостроительные) доводятся

до сведения концессионеров посредством градостроительного сертификата.
[Часть 4 ст.3 введена Законом N 509-XIV от 15.07.99]
Статья 4. Концессодатель

Концессодателями являются:

а) Правительство - при передаче в концессию земли и других

природных ресурсов. В этом случае концессионный договор заключается

между концессионером и центральным отраслевым органом публичного

управления, уполномоченным Правительством;

b) центральные отраслевые органы и органы местного публичного

управления в пределах своей компетенции - при передаче в

концессию имущества государственных (муниципальных) предприятий, иных

хозяйственных объектов.
[Пкт. b) в ред. Зак. N 910-XV от 14.03.2002]
Статья 5. Концессионер

Концессионерами могут быть физические и юридические лица Республики

Молдова и других государств.
Статья 6. Право на собственность

(1) Концессодатель на основе концессионного договора уступает

концессионеру свои права владения и пользования объектом концессии,

оставляя за собой исключительное право распоряжения им.

(2) Продукция и прибыль (доход), полученные концессионером в

результате использования объекта концессии, являются его собственностью,

если концессионным договором не предусмотрено иное.

(3) В собственности концессионера находятся также материальные и

иные ценности, приобретенные на свои средства, а также произведенные им

улучшения объекта концессии, если они отделимы от данного объекта без

причинения ему ущерба.

(4) Неотделимые улучшения объекта концессии, произведенные

концессионером, являются собственностью Республики Молдова. По истечению

срока концессионного договора или при его расторжении концессионер имеет

право на возмещение стоимости улучшений объекта концессии, произведенных

с разрешения концессодателя, если договором не предусмотрено иное.
Статья 7. Компетенция высших органов публичной

власти и органов местного публичного управления

(1) К компетенции Парламента относится:

а) правовое регулирование концессионных отношений, в том числе

решение вопроса разграничения полномочий высших органов публичной власти

и органов местного публичного управления;

b) налоговое регулирование деятельности концессионеров;

с) предоставление льгот концессионерам, применяющим прогрессивные

технологии, а также осуществляющим приоритетные виды деятельности, и их

отмена;

d) утверждение перечня объектов публичной собственности,

предлагаемых для передачи в концессию, а также обязательных условий

концессионных договоров.

(2) К компетенции Правительства относится:

а) решение вопросов передачи в концессию объектов публичной

собственности;

b) заключение концессионных договоров, организация контроля за их

выполнением, учет концессий и анализ их эффективности.


(3) К компетенции органов местного публичного управления относится:

а) передача в концессию объектов, находящихся в их юрисдикции;

b) осуществление контроля за использованием этих объектов.

с) выдача градостроительных сертификатов на объекты, подлежащие

концессии.
[Подпкт.с) введен Законом N 509-XIV от 15.07.99]
(4) Порядок предоставления в концессию объектов, находящихся в

публичной собственности, устанавливается соглашением соответствующих

собственников.
Статья 8. Отношения между высшими органами

публичной власти и органами местного

публичного управления

(1) Отношения между высшими органами публичной власти и органами

местного публичного управления в области концессионной деятельности

строятся с соблюдением их прав и законных интересов.

(2) Перечень объектов публичной собственности, предлагаемых для

передачи в концессию, согласовывается с органами местного публичного

управления, на территории которых предполагается осуществление

концессионной деятельности или законные интересы которых данная

концессия непосредственно затрагивает.

(3) Споры между высшими органами публичной власти и органами

местного публичного управления по вопросам концессионной деятельности

рассматриваются в порядке, установленном законодательством.
Глава II

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОНЦЕССИЙ
Статья 9. Подготовка концессионных предложений

(1) Подготовка концессионных предложений включает составление

перечня объектов, предлагаемых в концессию, разработку

технико-экономического обоснования целесообразности передачи объектов в

концессию и обязательных условий концессионного договора.

(2) Центральные отраслевые органы подготавливают концессионные

предложения и представляют их для рассмотрения Правительству.


Исполнительные органы местного публичного управления

подготавливают концессионные предложения и представляют их для

рассмотрения представительным органам местного публичного

управления, которые в 20-дневный срок со дня получения предложений

обязаны принять решение о их целесообразности. В случае

неудовлетворительной подготовки концессионные предложения возвращаются

на доработку.
[Часть 2 в ред. Зак. N 910-XV от 14.03.2002]
(3) Перечень объектов, предлагаемых для передачи в концессию,

и обязательные условия концессионного договора, одобренные

Правительством, утверждаются Парламентом.
[Часть 3 в ред. Зак. N 910-XV от 14.03.2002]
(4) Утверждение Парламентом перечня объектов, предлагаемых для

передачи в концессию, и обязательных условий концессионного договора

является основанием для организации международных тендеров и заключения

по их результатам концессионных договоров.
Статья 10. Публикация перечня объектов. Права

соискателя концессии

(1) Концессодатель публикует в местной и иностранной печати

перечень объектов, предлагаемых для передачи в концессию, и обязательные

условия концессионного договора. Публикация должна производится не

позднее чем за три месяца до установленного в перечне начала срока

рассмотрения тендерных предложений.

(2) Соискателям концессии предоставляется право:

а) ознакомиться в установленные в части (1) сроки с объектами

концессии, необходимыми документами и подготовить соответствующие

предложения;

b) обратиться к концессодателю с предложением о передаче в

концессию объектов, не включенных в опубликованный перечень. В случае

признания концессодателем целесообразной передачу в концессию этих

объектов их перечень и обязательные условия концессионного договора


утверждаются Парламентом и публикуются концессодателем;

с) претендовать на заключение нескольких концессионных договоров.
Статья 11. Передача в концессию земли и других

природных ресурсов

(1) В концессию могут передаваться земли всех категорий (за

исключением земель природоохранного и историко-культурного назначения и

земель лесного фонда) и другие природные ресурсы.

(2) Перечень земель и других природных ресурсов согласовывается с

органами местного публичного управления, на территории которых

предполагается осуществление концессионной деятельности, и органами

охраны окружающей среды.

(3) Земельные участки передаются в концессию решением

концессодателя по согласованию с соответствующими землевладельцами и

землепользователями.

(4) Частичное или полное изъятие предоставленных в концессию земель

и других природных ресурсов для государственных и общественных нужд

допускается только в исключительных случаях по решению Парламента, а

реквизиция - по решению Правительства и может осуществляться без

расторжения концессионного договора. В этих случаях концессионер вправе

потребовать предоставления в концессию другого аналогичного объекта с

внесением изменений в концессионный договор либо расторжения договора в

одностороннем порядке с компенсацией понесенных им затрат.

(5) Контроль за деятельностью концессионера по эксплуатации земель

и других природных ресурсов осуществляют органы государственного надзора

и контроля.
Статья 12. Международные тендеры

(1) Предоставление концессии осуществляется по результатам

международных тендеров с последующим заключением концессионного договора.

(2) При наличии нескольких предложений на один объект концессии

международные тендеры проводятся на конкурсной основе. Если на объект


концессии имеется один претендент, предложение которого отвечает

условиям, установленным концессодателем, проводятся прямые переговоры по

заключению концессионного договора.

(3) Международные тендеры проводятся концессодателем в порядке,

установленном Правительством.
Глава III

КОНЦЕССИОННЫЙ ДОГОВОР. КОМПЕНСАЦИЯ
Статья 13. Концессионный договор

(1) Концессионный договор предусматривает:

а) стороны договора;

b) объекты и цель концессии;

с) виды, условия, размер и порядок внесения платежей по концессии;

d) обязательства концессодателя по передаче объектов в концессию и

его права по контролю за их использованием;

е) обязательства концессионера по поддержанию объектов концессии в

рабочем состоянии и возврату их после прекращения действия договора в

надлежащем состоянии, а также по обеспечению экологической безопасности

созданного производства и охране окружающей среды;

f) условия страхования объектов концессии;

g) размеры и сроки привлечения в Республику Молдова иностранных

инвестиций для организации производственной деятельности концессионера;

h) условия представления в установленном законодательством порядке

заключения органа охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологической

службы в отношении безопасности применяемых технологий;

i) право государства приобретать в первоочередном порядке часть

готовой продукции концессионера;

j) условия сохранения или изменения количества рабочих мест;

k) условия содержания объектов социально-бытового назначения,

сохранения их функционирования или передачи этих объектов на баланс

соответствующих административно-территориальных единиц;

l) порядок финансирования строительства объектов жилищного и

социального назначения на территории, передаваемой в концессию;


m) формы участия концессодателя в органах управления концессионным

предприятием;

n) условия, квоты, порядок и сроки подготовки местного персонала

для концессионного предприятия;

о) льготы и гарантии, если они отличаются от предусмотренных

действующим законодательством;

р) перечень юридических фактов, возникновение которых может повлечь

изменение условий концессионного договора или его расторжение по

требованию одной из сторон;

q) порядок распределения имущества между концессионером и

концессодателем по прекращении действия концессионного договора;

r) ответственность сторон и порядок разрешения споров;

s) порядок ликвидации концессионного предприятия;

t) сроки действия договора;

u) финансовые гарантии сторон;

v) местонахождение и банковские реквизиты обеих сторон;

w) иные условия по соглашению сторон.

(2) К концессионному договору прилагаются документы, подтверждающие

право собственности государства на объекты концессии, планы расположения

земельных участков, зданий и сооружений, а также перечень

государственного (муниципального) имущества, включая его стоимость по

ценам мирового рынка по данным инвентаризации на момент заключения

договора.

(3) При предоставлении в концессию земли и других природных

ресурсов в концессионный договор должны быть также включены следующие

условия:

а) характеристика природной среды, земли и других природных

ресурсов, а также объем их использования;

b) технологические требования к их эксплуатации;

с) условия рекультивации земель;

d) компенсационные выплаты за изъятие земель и других природных

ресурсов из оборота;

e) условия охраны сопутствующих природных ресурсов;

f) размеры и порядок хранения отходов производства;


g) предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду;

h) порядок распределения расходов на разведку, разработку и

освоение природных ресурсов, а также связанных с этим риска и доходов.

(4) Концессионный договор заключается на срок не более чем 50 лет.

(5) Заключение концессионного договора освобождает коцессионера от

необходимости получения лицензии на осуществление деятельности в

пределах объекта концессии.
Статья 14. Продление, изменение и расторжение

концессионного договора

(1) По истечении срока концессионного договора при надлежащем

выполнении его условий концессионер пользуется преимущественным правом

на продление срока договора. В случае продления действия договора его

условия по соглашению сторон могут быть изменены.

(2) Концессодатель имеет право в одностороннем порядке изменить

условия концессионного договора при появлении обстоятельств,

отличающихся от тех, которые были предусмотрены при предоставлении

концессии. Если одностороннее изменение условий договора наносит убытки

концессионеру, он вправе требовать от концессодателя их возмещения,

включая упущенную выгоду. Споры между концессодателем и концессионером

относительно размера убытков рассматриваются компетентной судебной

инстанцией. Возникшие споры не являются мотивом отказа от выполнения

концессионером договорных обязательств.
[Часть 2 ст.14 изменена Законом N 1009-XIII от 22.10.96]
(3) Концессодатель имеет право требовать досрочного расторжения

концессионного договора в случаях:

а) наступления событий или выявления фактов, предоставляющих ему

право расторгнуть договор;

b) нарушения концессионером условий договора;

с) ликвидации концессионера-юридического лица или смерти

концессионера-физического лица, заключившего договор;


d) банкротства концессионного предприятия;

е) принятия компетентной судебной инстанцией решения о признании

недействительными учредительных документов концессионного предприятия.
[Пкт.е) части 2 ст.14 изменен Законом N 1009-XIII от 22.10.96]
(4) Реорганизация концессодателя не влечет за собой изменения

условий концессионного договора или его расторжения. В этом случае

Правительство (центральный отраслевой орган публичного управления или

орган местного публичного управления) берет на себя ответственность по

выполнению договора.

(5) Действие концессионного договора прекращается по истечении

установленного срока, в случае его досрочного расторжения, ликвидации

концессионного предприятия, причинения ущерба объекту концессии, а также

приведения его в ненадлежащее состояние до истечения срока действия

договора.
Статья 15. Компенсация

(1) Компенсация за концессию устанавливается в натуральной,

денежной или смешанной форме в виде разовых платежей (бонусов), арендной

платы (ренты), платежей с добычи природных ресурсов или производства

продукции (роялти).

(2) Под разовыми платежами в настоящем законе понимаются твердые

суммы в свободно конвертируемой или национальной валюте Республики

Молдова, равные оценочной стоимости объекта концессии. Это первые

платежи, производимые после государственной регистрации концессионного

предприятия до начала инвестиционной деятельности концессионера и не

возвращаемые, если концессионным договором не предусмотрено иное.

(3) Размер арендной платы предусматривается концессионным

договором. Концессодатель может устанавливать прогрессивные ставки

арендной платы. В целях стимулирования начала функционирования

концессионного предприятия арендная плата может устанавливаться на


ограниченный период, например, до начала добычи природных ресурсов или

экспорта продукции.

(4) Платежи с добычи природных ресурсов или производства продукции

представляют собой периодически вносимую плату за право разработки

природных ресурсов. Они вносятся с начала добычи природных ресурсов или

производства продукции до окончания действия концессионного договора в

виде отчислений от стоимости продукции ( в процентах от объема

реализации (прибыли, дохода) либо в виде сборов с единицы продукции. На

роялти система налоговых льгот не распространяется.

(5) Размер и формы указанных платежей, а также порядок и сроки их

внесения определяются концессионным договором.

(6) Компенсация может устанавливаться за пользование всеми

объектами концессии в совокупности или отдельно каждым объектом.
Глава IV

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.

УПРАВЛЕНИЕ КОНЦЕССИЕЙ
Статья 16. Права и обязанности концессионера

(1) Концессионер имеет право:

а) определять основные направления и перспективы развития

концессионного предприятия, а также планировать его деятельность;

b) определять структуру органов управления, штатное расписание,

нанимать работников, в том числе иностранных и лиц без гражданства;

с) назначать руководителя концессионного предприятия, его

заместителей, руководителей структурных подразделений, если

концессионным договором не предусмотрено иное;

d) заниматься внеконцессионной деятельностью в соответствии с

законодательством и концессионным договором или с согласия

концессодателя;

е) обжаловать в компетентную судебную инстанцию действия

центральных отраслевых органов публичного управления (органов местного

публичного управления) при регулировании концессионных отношений.

[Пкт.е) части 2 ст.14 изменен Законом N 1009-XIII от 22.10.96]
(2) Концессионер обязан:

а) соблюдать условия концессионного договора;

b) осуществлять предпринимательскую деятельность, вести

бухгалтерский учет и статистическую отчетность в соответствии с

законодательством;

с) при прекращении концессионного договора представлять документы,

подтверждающие свободу объектов концессии от каких-либо обязательств;

d) по истечении концессионного договора или при его расторжении

возвратить концессодателю имущество в том же состоянии, в каком оно было

получено, с учетом естественного износа;

е) в шестимесячный срок по истечении концессионного договора или

при его досрочном расторжении ликвидировать концессионное предприятие в

соответствии с законодательством и договором.
Статья 17. Ограничение прав концессионера

Передача концессионером объекта концессии полностью или частично

третьим лицам запрещается.
Статья 18. Права и обязанности концессодателя

(1) Концессодатель имеет право:

а) войти в состав органов управления или контроля концессионного

предприятия;

b) получать или приобретать в первоочередном порядке часть

продукции, произведенной концессионером, если концессионным договором не

предусмотрено иное;

с) осуществлять контроль за соблюдением концессионером

законодательства Республики Молдова и концессионного договора;

d) приобретать в первоочередном порядке имущество концессионера

после прекращения действия концессионного договора;

е) по истечении концессионного договора или при его расторжении

требовать безвозмездной передачи произведенных концессионером улучшений

объекта концессии, которые не могут быть отделены без причинения ущерба

данному объекту, а также сооружений, построенных на участке,


предоставленном в концессию, без согласия концессодателя;

f) осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности

концессионера путем привлечения независимой аудиторской организации.

(2) Концессодатель обязан:

а) предоставлять концессионеру своевременно и в полном объеме права

на объекты концессии, предусмотренные концессионным договором;

b) передавать концессионеру объекты концессии в состоянии и сроки,

предусмотренные концессионным договором;

с) сохранять коммерческую тайну концессионера в соответствии с

Законом о коммерческой тайне;

d) не вмешиваться в хозяйственную и оперативную деятельность

концессионера.
Статья 19. Трудовые отношения

Трудовые отношения на концессионном предприятии регулируются

трудовым законодательством.
Статья 20. Социальное страхование

Социальное страхование местного персонала концессионного

предприятия регулируется законодательством Республики Молдова, а

иностранных работников - индивидуальными трудовыми договорами

(соглашениями) с перечислением платежей в соответствующие фонды стран их

постоянного местожительства.
Статья 21. Прибыль (доход) концессионера

Прибыль (доход) концессионера после уплаты налогов и иных

обязательных платежей поступает в его распоряжение. Концессионер

самостоятельно использует чистую прибыль, если концессионным договором

не предусмотрено иное.
Статья 22. Налогообложение

Порядок налогообложения дохода, полученного в результате

концессионной деятельности, определяется налоговым законодательством.
[Ст.22 в редакции Закона N 1592-XII от 27.02.98]
Глава V

ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
Статья 23. Гарантии и защита прав концессионера

(1) Правительство гарантирует концессионеру:

а) защиту инвестиций;


b) невмешательство центральных отраслевых органов публичного

управления (органов местного публичного управления) в осуществление

предпринимательской деятельности концессионера, за исключением случаев,

когда такая деятельность нарушает законодательство или создает реальную

угрозу для жизни и здоровья населения либо влечет за собой иные тяжкие

последствия;

с) возмещение концессионеру после ликвидации концессионного

предприятия неамортизированной части затрат, произведенных в период

концессии, если концессионным договором не предусмотрено иное.

(2) На концессионера - иностранное физическое или юридическое лицо

- распространяются также гарантии и права, предусмотренные

законодательством об иностранных инвестициях.

(3) Защита прав концессионера осуществляется компетентной судебной

(в том числе международным), а также, по соглашению сторон, - третейским

судом.
[Часть 3 ст.23 изменена Законом N 1009-XIII от 22.10.96]
Статья 24. Недействительность актов, нарушающих

права концессионера

Акты высших органов публичной власти (органов местного публичного

управления), противоречащие настоящему закону либо нарушающие права

концессионера, предусмотренные концессионным договором, признаются судом

недействительными, а основанные на них действия - незаконными.
Статья 25. Ответственность сторон

За невыполнение концессионного договора стороны несут

ответственность в соответствии с законодательством и данным договором.
Глава VI

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26

Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования.
Статья 27.

Правительству:

в месячный срок:

- представить Парламенту предложения о приведении действующего

законодательства в соответствие с настоящим законом;


- привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;

- утвердить Положение о концессионных международных тендерах в

Республике Молдова;

в двухмесячный срок представить Парламенту на утверждение перечень

объектов, предлагаемых для передачи в концессию в 1995-1996 годах и

обязательные условия концессионного договора по каждому объекту.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ПАРЛАМЕНТА Петру ЛУЧИНСКИ
г. Кишинэу, 13 июля 1995 г.

N 534-XIII.

-