birmaga.ru
добавить свой файл

1
n=Стратегический подход к международному регулированию химических веществ~sz=180702;pg=1;te=Состав и функции бюро Международной конференции по регулированию химических веществ~cat=~t=~!~





SAICM/OELTWG.1/3







Стратегический подход к
международному регулированию
химических веществ




Distr.: General

17 September 2008
Russian

Original: English

Правовая и техническая рабочая группа открытого состава
Международной конференции по регулированию
химических веществ


Первое совещание

Рим, 21-24 октября 2008 года

Пункт 3 предварительной повестки дня*

^ Подготовка правил процедуры Международной
конференции по регулированию химических
веществ и ее вспомогательных органов


Состав и функции бюро Международной конференции по регулированию химических веществ

^ Записка секретариата

1. На своей первой сессии Международная конференция по регулированию химических веществ решила применять на этой сессии правила процедуры Подготовительного комитета по разработке стратегического подхода к международному регулированию химических веществ, с необходимыми изменениями. Она далее решила, что на ее второй сессии она примет свои правила процедуры и что подготовительная работа, которая позволит ей сделать это, будет проделана Рабочей группой открытого состава по юридическим и техническим вопросам.

2. Среди вопросов, которые должны охватываться правилами процедуры, - состав и функции бюро Конференции. Конференции потребуется решить, сколько членов должно входить в состав бюро, кто может быть членом бюро и каков должен быть его мандат. Конференция могла бы решить создать традиционное бюро в составе только правительств с мандатом, ограниченным проведением сессий Конференции. В другом случае она могла бы, принимая во внимание многосторонний и многосекторальный характер Стратегического подхода и относительно длительный период времени между сессиями Конференции, решить создать бюро более широкого состава и наделить его относительно широким мандатом.

3. Правила процедуры Подготовительного комитета по разработке Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ, которые были применены на первой сессии Конференции, предусматривали создание бюро в составе председателя и четырех заместителей председателя, при этом один из последних выполнял функции докладчика. Все пять членов бюро избирались из числа представителей правительств. Однако эти правила также предусматривали, что Председатель Комитета, в консультации с бюро, мог направлять приглашения "таким участникам, участие которых он считает целесообразным, к обсуждению вопросов, касающихся работы Подготовительного комитета, которому по его мнению такое обсуждение будет полезно". В соответствии с этим положением Председатель дважды созывал "бюро расширенного состава", включавшее как правительственных, так и неправительственных участников, в усилиях по выяснению и сужению различий между заинтересованными сторонами по спорным вопросам заблаговременно до начала третьей сессии Комитета и первой сессии Конференции.

4. В рамках его подготовки к нынешнему совещанию и второй сессии Конференции секретариат выпустил две консультативных записки. В комментариях к консультативным запискам, подготовленным на региональных совещаниях и представленным секретариату в письменном виде, ограниченно число заинтересованных сторон предложило свои мнения в отношении возможного состава и мандата бюро.

5. В главе I настоящей записки изложены предложения, поступившие к настоящему времени от заинтересованных сторон в отношении состава и мандата бюро. В главе II для сравнения представлена информация о составе и мандатах бюро (или аналогичных органов) ряда международных структур, включая несколько структур, занимающихся регулированием химических веществ и другими экологическими вопросами. Это Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, Межправительственный форум по химической безопасности (МФХБ), Международная организация труда и Международный союз охраны природы (МСОП).

6. Рабочая группа открытого состава по юридическим и техническим вопросам, возможно, решит:

а) принять к сведению информацию, представленную в настоящей записке;

b) утвердить предложение о составе и мандате бюро Конференции для его рассмотрения Конференцией на своей второй сессии;

с) утвердить, при отсутствии консенсуса по составу и мандату бюро, процедуру, в соответствии с которой заинтересованные стороны могут представлять предложения по составу и мандату бюро для рассмотрения Конференцией на своей второй сессии;

d) утвердить предложение для его рассмотрения Конференцией о применении ею, с необходимыми изменениями и на временной основе до принятия ею окончательных правил процедуры, тех положений правил процедуры Подготовительного комитета по разработке стратегического подхода к международному регулированию химических веществ, которые касаются бюро и должностных лиц Конференции, с любыми изменениями, которые они, возможно, согласуют.

^ I. Замечания, представленные заинтересованными сторонами по составу и мандату бюро Международной конференции по регулированию химических вещест

7. Как отмечалось выше, секретариат разослал две консультативных записки о подготовке к нынешнему совещанию и второй сессии Международной конференции по регулированию химических веществ. В ответ на эти записки секретариат получил замечания по составу и мандату бюро от ограниченного числа заинтересованных сторон.

8. В пункте 10 своей консультативной записки по второй сессии Конференции секретариат предложил, чтобы Конференция рассмотрела возможность принятия проекта правил процедуры, подготовленного Рабочей группой на нынешней сессии, или, если потребуется дальнейшая работа над правилами, рассмотрения возможности использования, с необходимыми изменениями и на временной основе, правил Подготовительного комитета по разработке стратегического подхода к международному регулированию химических веществ. Эти правила, как отмечалось свыше, предусматривают создание бюро в составе председателя и четырех заместителей председателя, отобранных из числа участников от правительств, при этом один из заместителей председателя исполняет функции докладчика. Секретариат также предложил, чтобы каждая региональная группа согласовала хотя бы одну кандидатуру для такого временного бюро и представила свои кандидатуры секретариату заблаговременно до начала второй сессии Конференции.

9. В своих замечаниях к записке несколько заинтересованных сторон отметили, что они поддерживают предложения, представленные секретариатом в пункте 10. Одна из них1 не представила уточнений. Другие конкретно отметили предложение о том, что Конференция могла бы пожелать принять предложение Рабочей группы, если она согласует правила процедуры Конференции, включая положения, касающиеся бюро2; предложение о назначении временного бюро, если Рабочая группа не достигнет договоренности или Конференция отклонит ее предложение3; а также о заблаговременном представлении предложения о выдвижении кандидатов4. Одна из региональных групп5 заявила, что региональные обсуждения по вопросу о согласовании кандидатур для назначения в состав временного бюро следует проводить в ходе предварительных совещаний на второй сессии Конференции, поскольку число стран данной группы затруднит достижение договоренности по электронной почте до проведения сессии. Та же группа также предложила уточнить роль региональных координационных центров, отметив, что те должны выполнять функции координаторов процесса назначения.

10. Ряд заинтересованных сторон также представили дополнительные конкретные замечания, касающиеся бюро. Несколько из них отметили, что договоренности в отношении бюро, согласованные на текущем совещании, должны также использоваться для совещаний Конференции6. Один из регионов7 сообщил, что он поддерживает использование бюро расширенного состава, "которое использовалось в ходе процесса Препкома СПМРХ". Предлагалось также, чтобы в свете продолжительности межсессионного периода и необходимости принятия решений между сессиями Конференции была также рассмотрена возможность наделения бюро "межсессионной ролью"8 или создания "постоянного бюро"9. Предлагалось также предусмотреть выборы бюро третьей сессии Конференции либо на второй сессии, либо сразу после нее10.

11. Одна из заинтересованных сторон11 отметила, что на каждом из своих совещаний Конференции следует избирать председателя и бюро, срок полномочий которого продолжался бы вплоть до следующего совещания Конференции включительно. Что касается роли бюро, отмечалось, что оно "должно быть в состоянии предоставить руководящие указания и помощь секретариату СПМРХ при выполнении тем своих функций". Та же заинтересованная сторона также предложила создать "расширенное бюро… по типу того, которое использовалось Подготовительным комитетом СПМРХ", в число членов которого входило бы "несколько представителей от каждого региона и от межправительственных организаций, общественных неправительственных организаций, профсоюзов и частного сектора". Другая заинтересованная сторона12 сходным образом высказалось по этому последнему моменту, отметив, что следует создать "бюро расширенного состава… включающее представителей от каждого региона, а также представителей от широкого спектра заинтересованных сторон, работающих в области регулирования химических веществ, включая профсоюзы".

^ II. Информация о составе и мандатах бюро (или аналогичных органов) отдельных международных структур

12. В предыдущей главе отмечалось, что заинтересованные стороны к настоящему времени представили только ограниченные соображения по поводу возможных договоренностей в отношении бюро Конференции. Ввиду этого, а также того, что группа планирования друзей секретариата просила секретариат подготовить такую информацию, в данной главе представлена информация о договоренностях в отношении бюро других соответствующих органов для ее рассмотрения Конференцией.

^ А. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удаление

13. Конференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением избирает традиционное бюро для каждого из своих совещаний, состоящее из председателя, трех заместителей председателя и докладчика, отобранных из числа государств - участников Конвенции. Однако, кроме того, Конвенция также имеет бюро расширенного состава (которое часто называют расширенным бюро), наделенное существенными межсессионными полномочиями. Расширенное бюро данного совещания Конференции состоит из членов бюро, членов бюро предыдущего совещания Конференции, двух сопредседателей Рабочей группы открытого состава Конвенции и председателя Комитета для административного управления механизмом содействия осуществлению и соблюдению Базельской конвенции.

14. В мандат расширенного бюро входит:

a) предоставление секретариату указаний по административным и общим практическим вопросам в период между совещаниями Конференции Сторон;

b) предоставление секретариату указаний и рекомендаций относительно повесток дня и других потребностей организации совещаний, а также относительно любых других вопросов, которые доводятся до его сведения секретариатом в порядке осуществления им своих функций;

c) выполнение функций, о которых просит Конференция Сторон или Рабочая группа открытого состава, особенно административных обязанностей, принимая во внимание утвержденный бюджет;

d) представление Конференции Сторон докладов о работе, проделанной в период между совещаниями Конференции Сторон.

Кроме того, отдельные члены бюро расширенного состава индивидуально отвечают за консультирование членов из своих регионов по вопросам существа, которые намечены для обсуждения на бюро расширенного состава, и за информирование своих регионов о результатах обсуждений на бюро расширенного состава.

^ В. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый сло

15. Бюро (президиум) Совещания Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, состоит из председателя, трех заместителей председателя и докладчика, выбираемых из числа государств, являющихся Сторонами Конвенции. На совещаниях Сторон бюро выполняет свои традиционные функции. Кроме того, Совещание Сторон в своем решении I/2 предусмотрело, что бюро "собирается по меньшей мере один раз в период между совещаниями Сторон для обзора работы любой из рабочих групп, созданных Сторонами во время их совещаний, для рассмотрения других вопросов повестки дня следующего Совещания Сторон и для рассмотрения документов, подготавливаемых секретариатом для совещаний Сторон с целью облегчения работы этих совещаний". Со времени своего учреждения бюро по крайней мере один раз и часто два раза созывалось в периоды между совещаниями Сторон, как это предусматривается решением I/2. На своих совещаниях оно рассматривало вопросы осуществления решений Сторон и ход подготовки предстоящих совещаний Сторон и делало секретариату и Сторонам рекомендации по различным аспектам осуществления Протокола.

С. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле

16. Бюро Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле состоит из председателя и четырех заместителей председателя (один из которых также выполняет функции докладчика), выбираемых из числа государств, являющихся Сторонами Конвенции. Председатели Комитета по рассмотрению химических веществ, созданного на основании этой Конвенции, и любых других вспомогательных органов, учреждаемых Конференцией Сторон входят в состав бюро ex officio. Ни функции бюро, ни периодичность его заседаний не прописаны в правилах процедуры, на основании которых это бюро было учреждено; в них лишь сказано о том, что бюро рассматривает полномочия участников на совещаниях Конференции Сторон.

17. В дополнение к своим традиционным, не прописанным в правилах функциям Конференция Сторон возложила на бюро конкретные межсессионные функции. В решении КС 1/7 Конференция предусмотрела участие бюро при рассмотрении вопросов о потенциальных конфликтах интересов для членов Комитета по рассмотрению химических веществ, созданного на основании этой Конвенции. На основании решения КС-1/9 она поручила бюро проводить консультации с Директором-исполнителем Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) по вопросам назначения Исполнительного секретаря Конвенции. В своем решении КС-3/6 она возложила на бюро задачу рассмотрения прогресса и приоритетов и предоставления руководящих указаний секретариату по вопросам оказания технической помощи на региональном уровне, а в решении КС-3/8 она постановила осуществлять через бюро назначение членов Специальной совместной рабочей группы по улучшению сотрудничества и координации между Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенциями.

18. До недавнего времени бюро Роттердамской конвенции проводило заседания только во время сессий Конференции. Однако в марте 2008 года оно провело свое первое межсессионное совещание. Оно сделало это по просьбе секретариата, которому понадобились его руководящие указания относительно выполнения конкретных решений Конференции Сторон о подготовке к четвертому совещанию Конференции, которое должно состояться в октябре 2008 года.

^ D. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителя

19. Бюро Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях состоит из председателя и девяти заместителей председателя (один из которых также выполняет функции докладчика); кроме того, председатель Комитета по рассмотрению стойких органических загрязнителей и председатели любых других вспомогательных органов являются членами Бюро ex officio.

20. Применительно к теме настоящей записки правила процедуры, касающиеся учреждения бюро, аналогичны правилам процедуры Роттердамской конвенции. Они ограничивают членство в составе бюро государствами, являющимися Сторонами Конвенции, но не определяют круг вопросов, которыми должно заниматься бюро, не считая проверки полномочий. Главное отличие заключается в том, что, как отмечалось выше, бюро Роттердамской конвенции состоит из председателя и четырех заместителей, а в бюро Стокгольмской конвенции входят девять заместителей председателя. На практике бюро Стокгольмской конвенции проводило по одному заседанию в связи с каждым совещанием Конференции Сторон, чтобы дать секретариату руководящие указания по поводу подготовки соответствующего совещания. Недавно оно также впервые собралось в межсессионный период по просьбе секретариата, который запросил указания по поводу выполнения решений, принятых Конференцией, и высказал мнение о том, что члены бюро, возможно, пожелают провести консультации по некоторым вопросам с другими членами из своих регионов до четвертого совещания Конференции, которое состоится в мае 2009 года.

21. Как и бюро Роттердамской конвенции, бюро Стокгольмской конвенции было наделено конкретными дополнительными полномочиями Конференцией Сторон в принятых ею решениях. Так, в решении КС -1/8 Конференция Сторон предусмотрела участие бюро при рассмотрении потенциальных конфликтов интересов для членов Комитета по рассмотрению стойких органических загрязнителей, созданного на основании Конвенции. В силу решения КС-2/15 она постановила осуществлять через бюро назначение членов Специальной совместной рабочей группы по улучшению сотрудничества и координации между Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенциями. Решение КС-3/12 наделяет бюро такой же ролью при назначении региональных центров Стокгольмской конвенции в дополнение к проведению вместе с секретариатом проверки соответствия таких центров установленным критериям. Бюро также выполняло аналогичные посреднические функции при назначении членов специальной технической рабочей группы, учрежденной на основании решения КС -2/13 для надзора за осуществлением глобального плана мониторинга в рамках оценки эффективности Конвенции, хотя в самом решении конкретно об этом не говорилось.

^ Е. Межправительственный форум по химической безопасност

22. МФХБ представляет собой неучрежденческий механизм, посредством которого представители правительств и межправительственных и неправительственных организаций проводят встречи для обсуждения вопросов оценки химических веществ и управления ими. Он дает руководящие указания по вопросам политики, определяет приоритеты, разрабатывает стратегии и делает рекомендации правительствам, международным организациям, межправительственным органам и неправительственным организациям, участвующим в проведении оценок риска химических веществ и экологически обоснованном управлении ими. МФХБ ставит упор на "полное и открытое участие всех партнеров, благодаря которому МФХБ действует на основе консенсуса, хотя только у правительств имеется право голоса".

23. У МФХБ есть орган, аналогичный бюро, который называется Постоянным комитетом Форума. Комитет состоит из 25 членов: председателя, пяти заместителей председателя, одного представителя Межорганизационной программы по рациональному регулированию химических веществ, четырех представителей неправительственных организаций, 12 представителей правительств, выбираемых на основе принципа справедливого географического распределения, представителя страны, которая примет у себя следующее совещание Форума, и предыдущего председателя Форума. За исключением председателя, который представляет Форум в целом, все остальные члены Комитета действуют в качестве выразителей мнений участвующих стран из своих регионов либо межправительственных или неправительственных организаций. Члены Комитета избираются Форумом. Председатель и заместители председателя выбираются из числа представителей правительств, а представители от неправительственных организаций назначаются участвующими в Форуме неправительственными организациями.

24. Мандат Комитета заключается в том, чтобы давать рекомендации и оказывать помощь при подготовке совещаний Форума, следить за прогрессом в работе МФХБ и "служить механизмом, посредством которого МФХБ реагирует на новые события и вопросы". Комитет не уполномочен принимать решения от имени должностных лиц МФХБ или самого Форума. Комитет регулярно проводит свои заседания, главным образом в форме селекторных совещаний/телеконференций. Его конкретные обязанности определены в его круге ведения следующим образом:

"a) общее руководство процессом подготовки материалов и документов к заседаниям в соответствии с теми же подходами, которые применяются страной/организацией/спонсором, отвечающими за подготовку материалов;

b) оказание содействия секретариату МФХБ в работе по сбору средств для Доверительного фонда;

c) первоначальное изучение новых важных вопросов, которые будут рассматриваться на Форуме, подготавливая с этой целью необходимые материалы для распространения среди участников МФХБ;

d) оказание помощи в работе на региональном уровне;

e) координация проведения рекомендаций Форума через руководящие органы международных организаций с помощью представителей стран;

f) координация представления докладов МФХБ и другой информации Комиссии [Организации Объединенных Наций] по устойчивому развитию".

25. При осуществлении своего мандата Комитет уполномочен создавать рабочие группы.

26. Следует отметить, что на момент подготовки настоящего документа МФХБ проводил свою шестую сессию. Одним из основных пунктов ее повестки дня было будущее МФХБ. На ней должны были быть рассмотрены различные варианты перестройки МФХБ в свете недавних изменений в международном режиме регулирования химических веществ, и особенно принятия Стратегического подхода Международной конференцией по регулированию химических веществ на ее первой сессии. В число рассматриваемых вариантов входила интеграция МФХБ в Конференцию. В рамках этого процесса предполагалось обсудить варианты внесения изменений в состав и рабочие методы Постоянного комитета Форума и даже его упразднения. Поэтому в будущем функции Комитета могут быть отличными от тех, которые описаны выше.

^ F. Международная организация труд

27. Аналогичный президиуму орган Международной организации труда (МОТ), "Административный совет", функционирует в качестве исполнительной ветви Международного бюро труда, являющегося секретариатом МОТ.

28. Административный совет имеет трехлетний срок полномочий. Дважды в год он собирается на полную сессию (продолжительностью в три или четыре дня) и один раз в год - на однодневную сессию. Комитеты Административного совета проводят совещания продолжительностью до двух с половиной недель накануне сессий Совета.

29. МОТ подчеркивает свой всеохватный характер. Как сказано на ее веб-сайте, “трехсторонняя структура МОТ делает ее уникальной среди всемирных организаций, поскольку организации работодателей и трудящихся имеют равный голос с правительствами во всех обсуждениях”. Состав Административного совета отражает этот подход. Он состоит из 56 обычных членов и 66 членов-заместителей. Двадцать восемь членов каждой категории являются представителями правительств, а остальные места поровну распределяются между членами от трудящихся и от работодателей. Члены от правительств избираются правительствами, от трудящихся - трудящимися и от работодателей - работодателями. Административный совет возглавляется тремя должностными лицами - председателем и двумя заместителями председателя. Председатель выбирается из числа правительственных членов, а его заместители - из числа членов от трудящихся и от работодателей.

30. Административный совет обладает широкими полномочиями, включая избрание Генерального директора, руководство и контроль за работой Международного бюро труда и Генерального директора, принятие проекта программы работы и бюджета для их рассмотрения Международной конференцией труда и различные другие вопросы, переданные ему в соответствии с уставными документами Организации. Повестки дня совещаний Административного органа составляются Председателем и заместителями Председателя при помощи Генерального директора и самого Совета. Решения обычно принимаются консенсусом.

G. МСОП

31. В состав МСОП входит 1104 члена, включая 84 государства, 111 правительственных ведомств и 874 неправительственные организации. МСОП не имеет в своем составе межправительственных организаций. Приоритеты и программы работы МСОП каждые четыре года устанавливаются его членами на генеральной ассамблее, так называемом Всемирном конгрессе по охране природы. Свыше 10 000 отдельных ученых и экспертов проводят работу для МСОП через шесть комиссий. Повседневная деятельность МСОП осуществляется секретариатом, в котором работает примерно 1100 сотрудников под руководством Совета МСОП, который для целей настоящей записки можно рассматривать в качестве аналога бюро.

32. Совет МСОП избирается раз в четыре года на Всемирном конгрессе по охране окружающей среды. Он состоит из председателя, казначея, трех представителей от каждого из восьми регионов Союза и председателей шести комиссий. Сам Совет может назначить до шести дополнительных советников. Совет проводит совещания один или два раза в год. Согласно вебсайту МСОП, он “отвечает за надзор и общий контроль за всеми делами МСОП с ведения Всемирного конгресса по охране природы” Членство в Совете не ограничивается членами Союза, входящими в какую-либо конкретную категорию. Нынешний членских состав отличается широким разнообразием и включает в себя членов от правительств, научных органов и университетов.

33. Совет наделен широким мандатом. Его основными функциями являются:

a) утверждение ежегодной программы и бюджета МСОП, разработанных в общих рамках деятельности, принятых Всемирным конгрессом по охране природы;

b) регулярный обзор хода осуществления программы;

c) обзор работы комиссий;

d) одобрение ежегодного доклада Генерального директора и проверенных счетов;

e) принятие членов и официальное признание национальных и региональных комитетов;

f) назначение Генерального директора и обзор его/ее работы.

___________________

1Ассоциация за людей и природу (АЛПР).

2Международный совет ассоциаций по химическим веществам (МСАХ).

3Африканский регион, Центрально- и восточноевропейский регион, Соединенные Штаты Америки.

4Норвегия, МСАХ.

5Африка.

6Норвегия, Швейцария.

7Африканских регион.

8Латиноамериканский и карибский регион.

9Норвегия.

10Швейцария.

11Международная сеть ликвидации СОЗ.

12Международная конфедерация свободных профсоюзов.

_______________________________

* SAICM/OELTWG.1/1.

K0841886 300908

Из соображений экономии настоящий документ напечатан в ограниченном количестве экземпляров. Просьба к делегатам приносить свои копии на заседания и не запрашивать дополнительных копий.