birmaga.ru
добавить свой файл

1
Социальная работа с семьей и детьми


  1. Нормативно-правовые основы соцработы с семьей и детьми

1.1. Классифицировать и раскрыть содержание документов, регулирующих деятельность специалиста по соцработе с семьей и детьми. Примерная схема анализа: полное название документа, структура документа, цель и задачи документа организации, юридическая сила документа, область применения документа, правила оформления документа.

1.2. Составить должностные инструкции для специалиста по соцработе с подростками; с семьями осужденных и бывших осужденных; многодетной семьей; молодой семьей; с детьми, оставшимися без попечения родителей (1-2 варианта по выбору студента).

Алгоритм составления должностной инструкции: 1. Описать сферу деятельности специалиста по соцработе в соответствии со спецификой базы практики; 2. Определить порядок назначения и освобождения от занимаемой должности, квалификационные требования, подчиненность специалиста, продолжительность рабочего дня и отпуска. 3. Выявить направления деятельности специалиста по соцработе с одной из предложенных выше категорий клиентов . 4. Определить должностные обязанности специалиста по соцработе (разрабатываются с учетом направлений деятельности, выделенных в пункте 3); 5. Охарактеризовать основные права, предоставляемые специалисту для выполнения возложенных на него функций и обязанностей. 6. Установить виды ответственности за несвоевременное и некачественное выполнение специалистом должностных обязанностей. 7. Перечислить правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться в своей деятельности специалист по соцработе (с учетом выбранной категории клиентов).
    1. Составить алгоритм документационного обеспечения процесса соцподдержки отдельных категорий семей (не менее трех проблемных ситуаций по следующей схеме: алгоритм действий специалиста, документационное сопровождение каждого пункта алгоритма с приложением образцов документов. Примеры ситуаций: оформление единовременной материальной или натуральной помощи, оформление ежемесячного пособия на ребенка, подготовка документов об усыновлении, опеки над детьми, подготовка ИПР, работе с письмами граждан, составление социального паспорта района. Образец выполнения задания: ситуация: передача ребенка на воспитание в приемную семью. Нормативно-правовое сопровождение: семейный кодекс РФ (статья 151-155); положение о приемной семье, утвержденное постановлением правительства РФ от 17. 07. 96 года №829, закон Самарской области «Об организации деятельности по осуществелению опеки и попечительства Самарской области» от 17.03.1998 года. (Составить таблицу - слева «Алгоритм действия специалиста по соцработе», справа – «Документационное сопровождение», под «алгоритмом» – 1. первичный прием потенциальных родителей, 2. сбор документов, необходимых для передачи ребенка на воспитание в приемную семью, 3. заключение о возможности стать приемными родителями, 4. подбор ребенка для передачи на воспитание в приемную семью, 5. передача ребенка в приемную семью. Под «Документационным сопровождением» – 1.заявление с просьбой о передаче на воспитание ребенка, 2. справка с места работы приемных родителей с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах; документ, подтверждающий наличие жилья; копия свидетельства о заключении брака; медицинская справка о состоянии здоровья; копия паспорта или заменяющее его удостоверение личности 3. Акт обследования условий жизни. 4. Сопроводительное письмо, личное дело ребенка, заключение о состоянии здоровья ребенка, уровень физического и умственного развития, свидетельство о рождении. 5. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, договор о возмездном оказании услуг; постановление главы администрации муниципального образования об образовании приемной семьи.) В соответствующие подпункиы таблицы вставить образцы документов, чем больше, тем лучше.


  1. Психолого-педагогические основы социальной поддержки семьи

2.1 Составление таблицы: отличительные особенности семьи как социального института, малой группы и социономической категории.

2.1. Социономический анализ брачной структуры населения в целом по РФ и по Самарской области.

2.3. Составление анкеты для проведения экспресс-диагностики отношения в обществе к проблеме алкоголизма. Апробация разработанного диагностического материала на выборке 10-ти человек, проведения анализа результатов с учетом социально-демографических характеристик респондентов.

2.4. Разработка содержания функциональной модели социальной поддержки семьи.

2.5. Составление сравнительной таблицы типов семей по критерию социального риска, определение критериев социальной незащищенности семьи.

3. Процесс оказания социальной поддержки семей и детей.

3.1 Апробация методики диагностики семейной ситуации «Согласованность семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре». Анализ результатов, разработка рекомендаций по изменению семейной ситуации.

3.2. Разработка системы мер по социальной поддержке семьи, локализованной по фазам жизненного цикла семьи.

3.3. Разработка алгоритма осуществления посредничества в социальной работе с одной из категорий семей (категория по выбору студента).

3.4. Представление структуры социальных служб, оказывающих поддержку семье и детям.

3.5. Разработка профилактической программы в области социальной поддержки семьи. Тематика программ: пропаганда семейного образа жизни; подготовка молодежи к браку; формирование осознанного родительства; поддержка репродуктивного поведения семьи; формирование здорового образа жизни (одна тема по выбору студента).

3.6 Анализ и оценка социальных программ в области социальной поддержки семьи и детей (одна программа по выбору).