birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4
n=Состав отпускной цены предприятия можно представить в следующем виде~sz=421074;pg=4;te=Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по кото­рым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и орга­низаций промышленности независимо от форм собственности в по­рядке оптового оборота. Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида~cat=~t=~!~1.2.Понятие цены, виды цен

1.Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по кото­рым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и орга­низаций промышленности независимо от форм собственности в по­рядке оптового оборота. Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

· оптовая цена предприятия (отпускная цена);

· оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную про­дукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать воз­можность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по опто­вым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издерж­ки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль являет­ся важнейшим элементом цены.

Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) опреде­ляется потребностями его развития и не может быть меньше мини­мально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкурен­ции предприятие может разориться и стать банкротом.1

^ Состав отпускной цены предприятия можно представить в следующем виде:



Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприя­тия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скид­ку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.2

^ Состав оптово-отпускной цены оптового предприятия (цены промышленности) имеет следующий вид:



Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производ­ству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

^ 2.На стадии конечной реализации продукции населению формируется розничная цен, т. е. цены, по которым товары реализуются в роз­ничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сфе­ры обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в произ­водстве.
^ Розничная цена состоит из следующих элементов:


4.Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприя­тиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, про­данной по различным каналам реализации (заготовительным орга­низациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложе­ния.

По своему составу закупочная цена состоит из: во-первых, себес­тоимости, во-вторых, размера прибыли, необходимого для продол­жения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыноч­ных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и, в-третьих, НДС.

^ 5.Тарифы грузового и пассажирского транспорта

6.Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различ­ного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммуналь­ными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также пла­та за квартиру, телефон и пр.

Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.

Классификация цен в зависимости от территории действия. В соответствии с этим признаком различают:

· цены единые или поясные;

· цены региональные и местные.

^ Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются госу­дарственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие.

^ Региональные и местные цены регулируются региональными орга­нами власти и управления. В процессе формирования эти цены ори­ентируются на издержки производства и реализации, складывающи­еся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказы­ваемых населению, также к региональным относят закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.

Помимо издер­жек производства цена включает в себя издержки обращения, и в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в фор­мировании цены.

Исходя, из этого экономического признака различают несколько видов цен.

1^ . Цена в месте производства продукци. По этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми пра­вами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке про­дукции до места назначения.

2. ^ Единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включе­нием в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места про­изводства товара и фактические транспортные расходы которых зна­чительно превышают средние.

^ 3. Зональные цены.

     4. Цены, определяемые на основе базисного пункта.

При переходе общества к рынку появляется такой классификаци­онный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.

^ 1.Свободные цены – свободно складываются на рынке под воз­действием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воз­действовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно – путем влия­ния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничиваю­щих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен (соглашение конкурирующих фирм о поддержании рыночных цен на однородную продукцию на определенном уровне), на вертикальное фиксирование цен (давление на цены, оказываемое потребителями товаров или услуг), на ценовую дискриминацию (Продажа одного и того же товара разным покупателям по неодинаковым ценам), на демпинг (продажа товаров на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран).

Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер при­были зависит от уровня согласованной цены.

^ 2. Регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определен­ное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления пре­дельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прей­скуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.

^ 3. Фиксированные цены – прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Мини­стерства экономического развития и торговли Российской Федера­ции или отдела (управления) цен региональных органов власти и уп­равления). Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейс­курантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в эк­стремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.).

Наиболее адекватными рыночной экономике являются свободные рыночные цены. Но перейти целиком только к ним нельзя. Да и нигде в мире этого и нет. Полностью свободное ценообразование идеально может происходить лишь на товарных рынках, где протекают эконо­мические процессы, наиболее полно отвечающие интересам экономи­ки, общества в целом. Но и в этом случае государство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообра­зования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.3

Классификация цен в зависимости от степени новизны товара. В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

По новым товарам практикой рыночного ценообразования мно­гих стран выработаны определенные виды и методы образования цен.

При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий – «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

^ 1. Цена «снятия сливок». Согласно этому методу, с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанав­ливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, гото­вого купить этот товар по такой цене.

Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей.

Преимущества метода «снятия сливок»:

1) высокая цена обеспечивает достаточно большой размер при­были даже при существенных издержках в первый период выпуска товара;

2) высокая цена позволяет сдерживать покупательский спрос, так как при более низкой цене предприятие (фирма) не смогло бы полно­стью удовлетворить потребность в товаре в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;

3) высокая первоначальная цена способствует созданию «имиджа» качественного товара, что может в дальнейшем существенно облег­чить его реализацию при снижении цены;

4) повышенная цена способствует увеличению спроса на престиж­ный товар;

5) ошибка в завышенной цене может быть исправлена путем ее сни­жения – покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.

Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции. Условием успеха является также достаточный спрос.

^ 2. Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь макси­мальное число покупателей и занять как можно большую долю рын­ка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска това­ров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии. А это, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» по­чти неприемлемой для мелких и средних предприятий (фирм), не располагающих такими финансовыми возможностями.

^ 3. «Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. «Психологичес­кая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. Многие маркетологи уверены, что цена должна обязательно выражаться нечетным числом. Например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результа­те у покупателя создается впечатление: а) очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана; б) более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и другой психологический момент: покупатели любят получать сдачу.

^ 4. Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соот­ветствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанав­ливается примерно на уровне цены главного конкурента – как пра­вило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. глав­ным конкурентом. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.

^ 5. Цена с возмещением издержек производства. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактичес­ких издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле:

 Ц = И + Р + Н (И + Р),

где И – издержки производства;

      Р – административные расходы и расходы по реализации;

      Н – средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

^ 6. Престижная цена – устанавливается на высококачественные товары известной фирмы (одежда модельеров Зайцева, Юдашкина), обладающие уникальными свойствами (в данном случае модели). Цены устанавливаются на очень высоком уровне.

Выбор одного из названных методов определения цены осуществ­ляется руководством фирмы; при этом должны учитываться многие факторы, основными из которых являются:

· скорость внедрения на рынок нового товара;

· характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменя­емость с другими товарами и др.);

· период окупаемости инвестиций;

· конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей и др.);

На товары, реализуемые на рынке относительно длительное вре­мя, устанавливаются следующие виды цен:

^ 1. Скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод установле­ния цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости. В этом случае тесно взаимодействуют цены на това­ры и объем их производства. Чем больше объем выпуска продукции, тем обширнее у фирмы возможности для снижения издержек и, в ко­нечном счете – цены.

Однако при таком методе определения цены требуется:

· затруднить появление на рынке конкурента;

· постоянно повышать качество товаров;

· сокращать издержки производства.

^ 2. Долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого вре­мени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товары могут вноситься изменения (уменьшаться их размер, незначительно ухудшаться качество) при неизменной цене.

^ 3. Цены потребительского сегмента рынка. Суть этого метода оп­ределения цены состоит в следующем: на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным груп­пам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодина­ковые цены – например, на различные модификации легковых авто­мобилей, на авиабилеты, на билеты в театры и т.д. Основная пробле­ма в этом случае состоит в определении правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги.

^ 4. Гибкая цена – меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например, в течение дня при продаже отдельных скоропортя­щихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цве­тов и т.д.).

Применение этой цены дает эффект тогда, когда право по приня­тию решения по ценам дано самому нижнему уровню управления (не­посредственно продавцу).

^ 5. Преимущественная цена. Метод определения этой цены предус­матривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка 70–80%) на рынке, определенное снижение цен на свои това­ры. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.

Главные цели, которые при этом ставятся фирмой:

· предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов;

· заставить конкурентов платить большую цену за право внедре­ния на рынок, а это доступно далеко не каждому конкуренту.

^ 6. Цены на изделия, выпуск которых прекращен. Речь идет не о распродаже по сниженным ценам, а о продаже снятых с производства товаров ограниченному кругу потребителей, нуждающихся именно в них. Цены на такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей, выпуск которых завершен) выше, чем на обычные.

^ 7. Цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий. Такая цена определяется на товары, дополняющие другой товар, ко­торый реализуется по обычной цене. Эта цена используется как рек­лама. Например, паровозик с вагончиками от детской железной до­роги продается по пониженной цене. Покупатель учитывает преиму­щества и выгоду покупки товара, оснащенного дополнительными устройствами, и приобретает его.

^ 8. Договорная цена. Суть этого метода определения цены состоит в том, что покупателю предлагаются какие-либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух вещей третья дается бесплатно. У покупателя создается впечатление, что он получил значительную выгоду, приобретая данный товар в боль­шем количестве, чем ему необходимо. Фактически же выгоду получа­ет продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышает­ся прибыль.

^ 7.Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот

Для правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), вы­раженными их абсолютными значениями, например в рублях. В от­личие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих эле­ментов в цене товара.


следующая страница >>