birmaga.ru
добавить свой файл

1

Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 1098 СВАО г. Москвы



Создание благоприятной социально-психологической атмосферы

в ходе проектной деятельности.




Педагог-психолог по ЭД

ГОУ Детский сад № 1098

Назарова Ирина Александровна
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Одной из важнейших причин экологического неблагополучия в нашей стране является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность.

Уникальным средством повышения экологической культуры и развитием природоохранного сознания, а также обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. Привлекая детей и взрослых к проектной деятельности, создается ситуация, в которой человек самостоятельно разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Метод проектов позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешная форма восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. До 5 лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому.


Старший дошкольный возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

В рамках работы над проектом по энергосбережению проводилась большая разноплановая работа с педагогами и родителями о значимости первоначальных знаний о природосбережении для развития личности дошкольников. В ходе бесед, дискуссий, семинаров-практикумов обсуждалось, как в доступной форме донести до сознания детей необходимость беречь электроэнергию и в чем заключается помощь родителей как участников проекта.

На этапе планирования проектной деятельности воспитателям были даны рекомендации как более грамотно распределить роли дошкольников в проекте с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, сделать так, чтобы в групповой проектной работе каждый дошкольник мог проявить свои способности.

Наблюдая за нашими детьми, мы обратили внимание на то, что среди них есть:


  • дети-исследователи, которые любят искать все новое, необычное и таинственное, и именно они могут в проекте отвечать за этап сбора информации;

  • дети-творцы, которые с наибольшим интересом создают новые произведения, придумывают, сочиняют, создают альбомы;

  • дети-помощники, они могут помочь воспитателю наладить межличностное общение, создавая тем самым благоприятную эмоциональную атмосферу в группе;

  • дети-организаторы (с задатками лидерства) могут отслеживать намеченные совместно с воспитателем этапы работы над проектом;

  • дети-докладчики могут отвечать за этап презентации и вместе с другими участниками готовить доклад о проделанной работе.

Такой подход к распределению ролей и учет желаний каждого ребенка при реализации проекта влияет не только на развитие способностей дошкольников, но и делает процесс обучения личностно значимым для каждого ребенка. Правильно организованная проектная деятельность старших дошкольников способствует развитию познавательных способностей, представлений о взаимоотношениях природы и человека, межличностных отношений как нравственной основы социального поведения, что очень важно для дальнейшего обучения в школе.


Для успешной реализации проекта необходим высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Воспитатели должны владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, коммуникативными умениями.

Для повышения компетентности в данных вопросах особой популярностью пользовалась такая форма работы как тренинги для воспитателей, которые были разработаны по результатам диагностики педагогов. Например, тренинг «Развитие самосознания» направлен на расширение системы знаний о себе как личности и осознание себя в профессиональной деятельности. С целью оптимизации межличностных отношений был проведен тренинг «Учимся слушать друг друга». Поскольку работа педагогов всегда связана с большими нервно-психическими и психологическими нагрузками, они наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания. В целях обучения воспитателей способам саморегуляции был проведен тренинг для профилактики эмоционального сгорания. Психологические тренинги способствовали самоанализу педагогической деятельности воспитателей и коррекции некоторых личностных качеств.

Работа над любым проектом объединяет всех участников воспитательно-образовательного процесса, в том числе и родителей. По результатам психолого-педагогического мониторинга, был разработан и проведен тренинг коммуникативных умений для родителей и дошкольников, участвующих в проекте по энергосбережению, для укрепления отношений между родителем и ребенком. Взрослые учились относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок чувствовал себя в достаточной безопасности. Дети, в свою очередь воспринимали родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ними родитель все время старался понять их чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Содействовали этому подобранные совместные игры, в процессе которых родители учились сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать.

Все проведенные мероприятия способствовали созданию благоприятной социально-психологической атмосферы между участниками проекта «Энергосбережение». Через проектную деятельность мы старались создать полноценное творческое и познавательное пространство для гармоничного проживания ребенком его наиболее важного возрастного этапа.


Хотелось бы отметить роль метода проектов в социальном развитии дошкольников. Дошкольное детство – время первичной социализации личности. Повышенное внимание к данной проблеме связано и с изменением социально-экономических, и социально-политических условий жизни. Мы нередко наблюдаем недостаточное осознание дошкольниками происходящих социальных явлений, отсутствие сопереживания, уважения к взрослым, доброжелательности, понимания добра и зла, бережливости. Ребенок дошкольного возраста в силу своего малого жизненного опыта, особенностей психического развития, высокой эмоциональности принимает и понимает социальный мир по-своему, не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. Самостоятельно выстроить целостную картину в собственном сознании и определить свое место в ней дошкольники еще не могут – нужна помощь взрослых (педагогов и родителей). Проектная деятельность по природосбережению является эффективной технологией формирования у детей социальной культуры. Социально-экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки и восприимчивы к окружающему миру. Этот период составляет первые десять лет жизни ребенка, из которых половину он проводит в детском саду. Семья, как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Особенность родителей как субъектов экологического образования заключается в том, что у них уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к природе. Поэтому работа психолога и воспитателей, направленная на взаимодействие с родителями как партнерами в развитии подрастающего поколения должна носить постепенный и непрерывный характер для воспитания будущего гражданина.