birmaga.ru
добавить свой файл

1
Все там будем


Смерть, похороны и последний приют. Ни на одну тему так много не шутят и не философствуют. «Все там будем», -- охотно соглашаемся мы. Так давайте заглянем туда сейчас. Ведь с переходом в мир иной связано так много чисто житейских хлопот.

Почти 200 лет спустя

По самым скромным подсчетам, одному из городских кладбищ скоро исполнится 200 лет. Отгадайте какому?

Но прежде общими силами проведем простенькое социологическое исследование. Попросите своих знакомых ответить: сколько в Бендерах кладбищ? Вот мои результаты. Половина из двадцати человек ответила так: старое, новое и еврейское. А еще десять вспомнили о, так называемом, «румынском».

На самом деле, это старое русское военное кладбище. Вот и ответ на загадку. Именно оно отметит свой почти двухвековой юбилей.

По нему, как по книге, можно читать историю города. Прежде всего, знаменательно само появление этого погоста. Он возник, когда Бендерская крепость отошла к России в 1812 году, и на правый берег Днестра вступила российская армия.

Россияне не захотели хоронить своих соотечественников там же, где это делали турки – в северной части крепости. Они выбрали новое место: ее нижнюю часть, напротив 5 и 6 бастионов. Именно здесь легли в землю первые защитники Отечества.

-- Впоследствии, уже 1сентября 1887 года, бендерская городская Дума, вероятно, чтобы узаконить происходящее, официально выделила этот участок под военное кладбище на Борисовке, -- сообщил известный краевед Евгений Александрович Лобанов. – Здесь даже были Кладбищенская улица и Кладбищенский переулок. Эти названия сохранялись до сентября 1959 года, когда по решению Бендерского горисполкома они получили имя Зои Космодемьянской.

Почему же кладбище известно как «румынское»? С 1918-го по 1940-й и с 1941-го по 1944-й Бендеры были оккупированы королевской Румынией. На русском военном кладбище хоронили румынских солдат, погибших в боях с советской армией. С тех пор там сохранились стандартные кресты из цемента, а само кладбище незаслуженно именуют «румынским».


Да, человеческая память избирательна. И лучше всего сохраняет лишь относительно недавние события. Между тем, если прогуляться по кладбищу, по нему, как по книге, можно прочитать историю города более, чем столетней давности.

Забытый комендант

Массивное чугунное надгробие с надписью: «Бендерский Комендант Генералъ-Майоръ Александръ Иванович Ведемейеръ. Родился 22 марта 1768 года, скончался 12 февраля 1831 года».

Со дня смерти первого российского военного коменданта прошло 175 лет.

К сожалению, городские архивы относятся к «новой истории» -- послевоенному периоду. Все более ранние документы уничтожены или вывезены отступающими румынами. Однако просто сопоставляя некоторые даты, можно представить себе, чем занимался Ведемейер.

Хлопот у коменданта хватало. Кстати, они были связаны не только с армией, но и с городом. Ведь российские солдаты «стояли» на квартирах у бендерчан, парканцев и даже тираспольчан. Поэтому и русско-турецкая война (1828-1829) и чума, несколько раз посещавшая Бендеры (в 1813-м, 1819-м, 1825-м, 1828-м), несомненно, были заботой Ведемейера.

-- Войска прошли Молдавию, Валахию, воевали за Дунаем, а Бендеры были главной тыловой базой российской армии, -- рассказывает Лобанов. – Комендант в Бендерах обеспечил переправу продовольствия, боеприпасов, оружия, артиллерии… Кроме того, он развернул в городе дополнительный госпиталь по приему раненых. А во время чумы медицинская помощь оказывалась не только военнослужащим, но и населению.

Весьма вероятно, что именно Александр Иванович Ведемейер встречал в Бендерах Николая 1 в мае 1829 года, когда тот направлялся к своим войскам за Дунай. А императрица Александра Федоровна в то время даже останавливалась в Бендерской крепости в доме коменданта.

Александр Иванович скончался в 1831 году. И остался лежать в Бендерах.

-- Случай сам по себе знаменательный. Возможно, это предсмертное желание самого коменданта или же особенно велики были его заслуги перед городом, -- предположил Евгений Александрович. – Тела высших чинов, как правило, отправляли на родину.


…Теперь металлическая ограда вокруг его могилы исчезла, надгробие сдвинуто с места и подпорчено.

Не в лучшем состоянии могилы и других российских воинов. Есть основания полагать, что их вечные казенные квартиры потревожили «черные археологи» в надежде на поживу. Солдаты, прапорщики, унтер-офицеры, казаки не нашли покоя в земле, которую они когда-то защищали.

Кладбище -- своего рода, визитная карточка эпохи. О том, как жили древние египтяне, греки, римляне, скифы, ученые узнали, побывав в их «городах мертвых». А что поведаем потомкам мы?

…Их хоронили под звуки военного оркестра, а как это происходит в нынешних условиях?

Быть или не быть?

Есть такой анекдот: «В городе Н. все люди были долгожителями. Слишком дорого стоили здесь похороны». В шутке лишь доля шутки. Это могут подтвердить все, кто сталкивался с печальной необходимостью хоронить своих близких.

Давайте считать. Начнем с самого необходимого. Прежде всего с могилы. Выкопать ее стоит 400 рублей.

Затем гроб. Они бывают разные: от простых сосновых до полированных палисандровых. Остановимся на первом. Это еще 350 рублей.

В 100 рублей обойдется въезд на кладбище в день похорон.

За поминальный обед в кафе на 35 человек придется выложить около 500 рублей (без спиртного).

Таким образом, уже набежало 1350 рублей.

Но в эту сумму не входят другие затраты: транспорт, венки, цветы, вино, конфеты и печенье ( их раздают на кладбище), услуги священника, морг, свечи, платки, полотенца, оркестр… Конечно, не все они обязательны. Но хоть несколько пунктов из этого списка принимаются к исполнению. Поэтому набирается еще от 500 до 1000 рублей.

Попрощаться «по-людски» с дорогим человеком обходится в 1850-2350 рублей.

Между тем, государство выделяет на погребение две средние пенсии – около 600 рублей. Их хватит лишь на то, чтобы выкопать могилу и оплатить въезд на кладбище. Как минимум, две трети приходится выкладывать родственникам. Тут впору всерьез задаться гамлетовским вопросом: «Быть или не быть?» Пожалуй, дешевле выйдет быть.


Когда-то пожилые люди откладывали «гробовые» и готовили себе одежду «на смерть». Но об этом обычае при невысоких пенсиях и зарплатах думать не приходится.

Можно ли сократить расходы? Этот вопрос мы задали директору салона ритуальных услуг «Гроздь» Владимиру Громову, который, кстати, и сообщил нам «похоронный прейскурант». Вот что он рассказал:

-- Сейчас в этой сфере в Бендерах работает бюро ритуальных услуг при муниципальном предприятии «Спецзеленстрой» и три частные фирмы, в том числе и наша. Сократить расходы было бы можно. Но, к сожалению, существует монополия на некоторые услуги, которая их неоправданно удорожает. Например, копка могилы. Еще недавно летний тариф был существенно ниже. И это понятно: долбить скованный морозом грунт значительно труднее. А как вы думаете, есть разница между лопатой и экскаватором? Однако с недавних пор цена стала незыблемой: 400 рублей на любом кладбище независимо от сезона и характера работы. Я уверен, что наша фирма смогла бы обеспечить более низкую стоимость. А некоторые родственники усопших вообще готовы копать сами. Но делать это никто им не позволит. Идем дальше. Почему въезд на кладбище в день похорон стоит 100 рублей? Ни одна из частных фирм не имеет туда доступа. Пропускают только транспорт «Спецзеленстроя».

Квартирный вопрос

Для мертвых квартирный вопрос стоит также остро, как и для живых. Можно расположиться в престижном районе одного из кладбищ, а можно успокоиться на задворках. Некоторые живые не прочь позаботиться уже сейчас о том, чтобы после смерти лежать рядом с близкими. Застолбить местечко по соседству с ними можно загодя. Естественно, не безвозмездно. Но… Тут начинаются чудеса. О них тоже поведал Владимир Громов.

Чем вы моложе, тем дороже обойдется вам бронь на этот участок. Если человек едва перешагнул 40-летний рубеж, ему придется выложить 2,5 тысячи рублей. Старцу – всего 250.

Другими словами, налицо теневой рынок земли. Да, умершим их «три аршина» предоставляются бесплатно. Но ведь живым землю предлагают покупать, какими бы эвфемизмами эта операция не маскировалась в документах. А ведь закон о частной собственности на землю еще только обсуждается в Верховном Совете.


-- За что же приходится выкладывать такую сумму? – недоумевает В.Громов. – Забронированный участок потом преспокойно зарастает сорняками. Никто за ним не ухаживает.

…Да, состояние последнего приюта вызывает много вопросов. В любой религии заботе о памяти предков уделяется особое значение. И за примером далеко ходить не надо. Еврейская община взяла шефство над кладбищем, где лежат единоверцы. Переписаны все могилы, территория ухожена. Что мешает проделать представителям других религий? И начать хотя бы с того самого исторического русского военного кладбища? Говорят, пока мертвые не нашли покой, живые не могут рассчитывать на счастье.

Наталия Барбиер.