birmaga.ru
добавить свой файл

1




Лекция № 6.
Словесное ударение.


  1. Понятие словесного ударения; типы словесного ударения.

  2. Степени ударения; место ударения в слове.

  3. Факторы, определяющие место словесного ударения.

  4. Функции словесного ударения.


1. Понятие словесного ударения; типы словесного ударения.

Если слог надо специально выделить, он произносится под ударением.

Словесное ударение может быть определено как выделение одного или нескольких слогов в слове, которое сопровождается изменением силы произнесения, высоты голоса, качественной и количественной характеристик звука, обычно гласного.

Суть явления ударения – выделение чего-либо на фоне чего-либо: одного слога на фоне других слогов – и тогда это словесное ударение, или одного слова на фоне других слов – и тогда это фразовое ударение. Фразовое ударение связано с областью интонации и подразделяется на 1) синтагматическое, 2) логическое, 3) эмфатическое.

Как достигается эффект выделенности одного слога на фоне других?

Способы выделения ударного слога могут быть разными в разных языках. Различают четыре типа словесного ударения:

    1. силовое /динамическое – усиление интенсивности, (увеличение громкости, усиление мускульного напряжения). Встречается в русском, французском, английском, немецком, испанском языках.

    2. музыкальное / тоновое – изменение тона, высоты ударного слога. (китайский, вьетнамский, корейский, японский языки)

Например, в пекинском языке слог [ma] с одной интонацией представляет слово «мать», с другой – «конопля», с третьей – «лошадь», с четвертой – «ругаться».

    1. количественное / квантитативное – удлинение ударного слога (русский язык).
    2. качественное – гласные ударного слога отличаются по качеству от неударных (более напряженной артикуляцией). По Л.В. Щербе, ударение в русском языке является качественным.


Известны языки, в которых вообще не отмечено ударение, например: палеоазиатский (чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские, енисейские, юкагиро-чуванские, нивхский языки).

Эффект выделенности достигается несколькими ударениями, но преимущество отдается одному. В английском языке – ярко выраженное динамическое ударение, но нет количественности и качественности, присущих русскому.

2. Степени ударения; место ударения в слове.

Слоги различают по степени напряженности артикуляции, что дает разные степени ударения. В английском языке лингвистически значимыми являются 3 степени ударности: (сильное) главное, (слабое) второстепенное, и безударность (нуль ударения).

В английском языке существует отчетливо выраженное второстепенное ударение в словах с количеством слогов более четырех, в которых главное ударение падает на 2-й/ 3-й слог oт конца celébration [,selébrei∫әn]. Второстепенное ударение возникает как правило на втором, даже на третьем слоге от слога, несущего ударение. Это свойство второго ударения совпадает с ритмическим характером чередования ударных и неударных слогов в слове ,classifícation [,klæsifi’kei∫ən]

Оно существенно отличается от свойств русского ударения второстепенного ударения, которое 1) слабее английского; 2) встречается только в многосложных словах, образованных из двух и больше основ. ( Стрóйплощáдка, одúннадцатиэтáжный ) Это свойство английского второстепенного ударения служит источником постоянных ошибок студентов, которые вместо [,deməns’trei∫ən] произносят [,demʌns’trei∫ən] [,rezə’lu:∫ən] [,rezʌlu:∫n], т.е. вместо двух ударений – главного и второстепенного – используют только главное, что соответственно меняет звуковой облик слова.

Большинство английских слов имеют два основных ударения, которые возникают за счет префиксов и суффиксов. Одно из ударений лежит на корневом слоге, другое падает на префикс/суффикс [‘trʌs’ti:] trustee, [‘i’li:gəl] illegal, [‘fɔ:’ti:n] fourteen.


В зависимости от места ударения в словах и их грамматических формах различают ударение а) свободное и фиксированное; б) подвижное и неподвижное.

Свободное ударение – может падать на любой слог в слове: первый, второй, третий:

гóрод, дерéвня, часовóй.

‘mother, ig’nore, centrali’zation

Примером фиксированного ударения может служить ударение в польском языке, где оно падает на предпоследний слог или в латинском – на первый.

Неподвижным называется такое ударение, которое при изменении слова или при словообразовании остается, на одном и том же месте. Например: кáрта, кáрты, кáрте, о кáрте, кáртами, осúна – осúновый, кнúга – кнúжный.

‘haus, ‘hause, to ‘haus

‘free – ‘freedom

‘freak – ‘freakish – ‘freaky,‘freakishly, ‘freakishness

Если при изменении слова или при словообразовании происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую, то ударение считается подвижным.

Например: дéрево – дерéвья, борóться – бóрется, рукá – рýчка, огрáбить – ограблéние.

‘industry – in’dustrial, ‘import – im’port (словообразование),

‘un’happy: he was so unhappy [ən’hæpi]

‘unhappy days [‘ʌnhæpi]

‘fragment – frag’ment

По месту ударения в слове английский и русский значительно отличается друг от друга. Английское ударение может считаться неподвижным, т.к. подавляющее большинство английских двухсложных и трехсложных слов имеют ударение на начальном слоге. Можно найти случаи изменения места ударения в производных словах, однако эти случаи немногочисленные. В противоположность английскому – русское ударение является подвижным.


  1. Факторы, определяющие место словесного ударения.

Существует несколько факторов, определяющих место ударения и степень ударения.

    • Рецессивная тенденция проявляется в постановке ударения на первом слоге. Место английского ударения зависит и от происхождения слова. Для слов германского происхождения – ударение на первом слоге (слова, обозначающие родственные связи), для заимствований из французского языка – на последнем слоге (bouquet, machine). Подтипы: неограниченное рецессивное ударение, которое падает на первый слог: ‘father, ‘mother и ограниченное рецессивное ударение, которое падает на корень слова с префиксом, который потерял свое значение be’come, be’gin.


    • Ритмическая тенденция проявляется в чередовании ударных и безударных слогов. Ритмическое ударение может быть

(а) историческое (диахроническое) – падает на третий слог от конца в трехсложных и четырехсложных словах ‘family, oc’casion,

(в) синхроническое – в словах с второстепенным ударением на втором слоге от ударного слога: pro,nunci’ation.

    • Ретентивная тенденция состоит в сохранении главного ударения на том же слоге как исходного слова, так и производного слова, например: ‘person – ‘personal. Чаще оно сохраняется в производных словах в виде второстепенного: ‘similar – simi’larity

  • Семантический фактор влияет на место и степень ударения, наблюдается в сложных словах – согласно этой тенденции наиболее важная часть сложного слова обычно ударна. Чаще всего, это первый элемент сложного слова: ‘bluebottle, ‘booking office, ‘musical box, ‘buttonhole.

Сложные слова могут быть представлены одним словом, двумя словами, написанными через дефис, но они должны содержать два корня.

В английском языке есть сложные слова с двумя главными ударениями, потому что оба элемента семантически важны:

1. слова с префиксами, имеющими значение, например:

anti-, non- ‘non – ‘party

ex- ‘ex –‘minister

under- under’do


over- ‘over’build


  1. составные прилагательные, например: ‘well – ‘known, ‘evil – ‘looking, ‘double – ‘stressed.

  2. глаголы с послелогами (фразовые глаголы), например:

to ‘get ‘up, to ‘put ‘off.

4. сложные числительные, например: ‘fif’teen, ‘twenty-‘nine.
4. Функции словесного ударения.

  1. Конститутивная (образовательная) функция – ударение объединяет слоги в слове образованием его ударной формы. Без ударения слово – согласование слогов.

  2. Дистинктивная функция – слова с аналогичной звуковой структурой различаются в речи только по их ударению ‘object - to ob’ject; ударение помогает отличать сложные слова от словосочетаний ‘blackboard – ‘black ‘board.

  3. Опознавательная функция (рекогнитивная) – ударение помогает опознавать слова. Например, an aim – a name [ən ‘eim – ə ‘neim]. Искажения ударных образцов могут мешать пониманию или образовывать иностранный акцент.

Итак, ударение – нелинейное явление; само по себе не существует; является супрасегментным, так как накладывается на линейные единицы речи.