birmaga.ru
добавить свой файл

1
Следует изучить условия задачи, уяснить, на какие вопросы требуются ответы, которые должны быть исчерпывающими. При решении следует исходить из того, что описанные в задаче фактические обстоятельства являются установленными и доказанными. Задачи рекомендуется решать по следующей схеме:

1. Определить, является ли поведение лица общественно опасным с уголовно-правовой точки зрения, под признаки каких составов преступлений оно подпадает. При отрицательном ответе необходимо аргументировать принятое решение, указать, какие признаки состава преступления отсутствуют. При положительном ответе необходимо указать статьи (часть, пункт статьи) Особенной части УК РФ. Если преступление выражается в приготовлении либо покушении или совершено в соучастии, то следует применить ст.30, 33 УК РФ. Если в условии задачи фигурируют несколько лиц, то необходимо квалифицировать деяние каждого из них и проанализировать каждый состав преступления.
2. Аргументировать принятое решение со ссылками на нормативные акты, конкретные пункты постановлений Пленумов Верховного Суда. В учебных целях можно ссылаться на опубликованную судебную практику, научно-практические комментарии, статьи, учебные пособия и монографии. Желательно формулировать собственную позицию.
3. Проанализировать по каждой задаче вмененные составы преступлений:
3.1. назвать родовой, видовой, непосредственный (основной, дополнительный) объекты посягательства, а также предмет преступления, если он имеется.
3.2. Установить конструкцию состава преступления (материальный или формальный) и с учетом этого охарактеризовать основные и факультативные признаки объективной стороны (деяние, последствие, причинную связь, способ, место, время, обстановку совершения преступления). Если диспозиция нормы является бланкетной, то при раскрытии признаков объективной стороны необходимо ссылаться на соответствующие нормативные акты.
3.3. Проанализировать субъективную сторону преступления: форму и вид вины (прямой или косвенный умысел, преступное легкомыслие или небрежность, описать интеллектуальный и волевой элементы), мотив, цель, эмоциональное состояние виновного. Обосновать наличие у него именно такого вида вины.

3.4. Назвать признаки субъекта преступления: возраст, с которого наступает ответственность за данное преступление, вменяемость, специальные признаки, если они имеются.

3.5. Дать характеристику обстоятельствам, усиливающим (квалифицированный состав) или смягчающим (привилегированный состав) ответственность.
3.6. Отграничить анализируемый состав преступления от смежных составов. Например, при анализе грабежа (ст.161 УК РФ) нужно отграничивать его от кражи (ст.158 УК РФ), разбоя (ст.162 УК РФ), вымогательства (ст.163 УК РФ).
Условия задач в текст работы включать не обязательно.
Выбор варианта контрольного задания предполагается по последнему номеру зачетной книжки (с 1 по 9 вариант).
Контрольные работы оцениваются в зависимости от правильности и полноты решения задач.
                                          

Вариант 10
Задача
Дмитриев и Венгеров проникли в дом Алексеева и напали на него. В процессе нападения потерпевший сообщил, что денег в доме нет. Опасаясь, что Алексеев может выдать их органам полиции, Дмитриев предложил напарнику убить его, с чем тот согласился. После этого, используя принесенный с собой нож, а также нож, взятый на месте преступления, каждый нанес несколько ударов по потерпевшему, причинив ему смерть. Убедившись, что Алексеев скончался, Дмитриев и Венгеров похитили из дома Алексеева имущество и ушли.
Дайте юридическую оценку ситуации.

Вопрос: Особенности наступления уголовной ответственности участников преступного сообщества (преступной организации) в аспекте Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12.