birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема самообразования: «Формирование навыков самостоятельности на уроках гимнастики»

« Двигательная активность людей должна быть озарена мыслью»

П.Ф.Лесгафт.

Опыт формировался при работе в классах, где учатся дети, которые, я думаю, мало, чем отличаются от других детей этого возраста. Среди них есть такие, которые с удовольствием выполняют задания на уроках, самостоятельно занимаются дома и в спортивных секциях. Но некоторые учащиеся упорно не включаются в активные занятия физкультурой. И это, как правило, те кому уроки физкультуры особенно нужны: ослабленные, плохо координированные, нерешительные, пассивные. Внутренние тормоза у таких детей сильнее, чем побуждающие факторы, поэтому, выполняя требования, они не включаются в учебную деятельность по существу. Неудачи в выполнении упражнений, плохие результаты снижают интерес к занятиям, что неблагоприятно сказывается на процессе обучения и воспитания. Стимулируют желание заниматься у таких детей, успехи в освоении техники, осознание практической значимости изучаемого двигательного действия, возможность самому строить процесс обучения.

Проблема активности и самостоятельности учащихся – одна из коренных в дидактике и школьной практике. Деятельность преподавателя немыслима без опоры на тех, кого он учит, и добиваться появления этих качеств у учеников – одна из основных задач каждого учителя. Мой опыт показывает, что уроки гимнастики, как нельзя лучше подходят для формирования навыков самостоятельности.
Обратимся к определению самостоятельности, которое дает Инге Унт. Самостоятельность как характеристика деятельности учащихся в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Кроме того, самостоятельность – это способ учебной работы, где:


  1. учащимся предлагаются учебные задания и руководство для их выполнения

  2. работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством.
  3. выполнение работы требует умственного напряжения.


Внешними признаками самостоятельности является: планирование своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, самоконтроль за ходом и результатом выполнения работы, ее последующее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону образуют умственные, физические и нравственно-волевые усилия, направленные на достижение цели без посторонней помощи.

Итак, что же необходимо для формирования навыков самостоятельности на уроках, чего добиваться от детей, на что их ориентировать?

Ответ на эти вопросы дает содержание учебной программы. Программа последовательно решает задачи физического воспитания , среди которых:

« выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командиров отделения, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, чувства ответственности».

Особое значение придается решению воспитательных задач в подростковом возрасте.

В этом возрасте следует опираться на методы учебно- познавательной деятельности ( проблемное и программное обучение, задания по самоконтролю, самостоятельная работа, взаимоанализ действий партнера).

В работе по формированию навыков самостоятельности основываюсь на трех принципах:

1. сознательности и активности: его реализация предполагает формирование осмысленного отношения как к общей цели, так и к конкретным задачам урока, умения анализировать свою деятельность при выполнении физических упражнений, развитие самостоятельности и творческих способностей школьников.

2. принцип индивидуализации: реализация этого принципа базируется на создании условий для самоизучения учебного материала, обучение умениям учитывать свои индивидуальные особенности .

3. принцип системности и целесообразности реализуется при помощи четкого определения места и значения каждого задания, блока упражнений в структуре урока и системе обучения в целом.

Занятия на уроках гимнастики: работа по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют решать воспитательные задачи по формированию навыков самостоятельности в полном объеме. Однако недостаточно провозгласить: « делай сам, будь самостоятельным». Когда мы не в отвлеченных разговорах заботимся о самостоятельности школьников, а приходим в реальный класс, перед нами тотчас встает целый ряд вопросов. Как организовать одновременное научение всех детей, если у каждого у них свои желания, интересы, способности? Как пробудить интерес к занятиям, научить самостоятельно добиваться цели, поставленной на уроке? Прежде всего, нужно обучать школьников взаимостраховке, самостраховке, организовывать работу в отделениях, давать задания на дом, отводить на уроке больше времени самостоятельным занятиям.

Ребенка нужно научить самостоятельно разминаться перед сложными физическими упражнениями, самостоятельно подбирать подводящие упражнения, планировать свои действия. На уроках необходимо постепенно уменьшать степень собственного контроля над детьми ( взаимостраховка, работа в отделениях ), вплоть до полного снятия своего личного непосредственного контроля ( домашнее задание). Причем этому предшествует определенная работа. Нельзя давать домашнее задание, не убедившись, что ученики освоили способы самоконтроля. Домашнее задание потеряет смысл и не даст результата, если ученик будет выполнять его дома неверно. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: ребенок будет самостоятельным, если он будет уметь быть самостоятельным. А научить – задача учителя.

Для того, чтобы сформировать у учащихся 5 -9 классов навык самостоятельной работы на уроках гимнастики, я акцентирую внимание на таких моментах, как инструктивная направленность уроков, дифференциация и индивидуализация заданий в развитии навыков самостоятельности, формирование умений осуществлять планирование и самоконтроль в ходе выполнения физических упражнений, руководство самостоятельной деятельностью учащихся на уроке и использование учебных карточек на уроках гимнастики.

« Скажи и я забуду, покажи и я запомню, дай действовать и я научусь»

( китайская мудрость)

Инструктивная направленность урока
Под инструктивной направленностью урока предусматривается подготовка помощников, командиров отделений, инструкторов.

Для этого использую задания учащимся по оцениванию и комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, по основам знаний, правилам страховки, взаимообучения, взаимопомощи и взаимоконтроля.

Таким образом, на каждом уроке после сообщения учебных заданий и соответствующей подготовительной работы, ученики получают возможность помогать друг другу при выполнении упражнений в парах, посменно в шеренгах, выполнять роль помощников( проведение разминки с группой, организация работы в отделениях 4-6 человек, по развитию физических качеств). Важно сформировать умение оценивать, исправлять ошибки других учеников. Данное умение складывается из умений описывать двигательные действия и сравнивать данное выполнение с образцовым выполнением. Для этого прошу описать словами действия выполняющих упражнение. Описание проходит по определенной схеме так, чтобы имелось четкое представление о технике выполнения. После этого проводят сравнение описания образцового выполнения( приведенного в карточке-пособии) с описанием выполнения этого действия учеником.

Задание: выявить расхождения и пути их устранения.

- один из учеников стойку на лопатках, другой описывает последовательно технику выполнения ( исходное положение, постановка рук, положение ног). Затем сравнивается техника выполнения ученика с графическим изображением на карточке-пособии, и с техникой выполнения, приведенной здесь же (приложение №1)

Условно можно выделить следующие ступени постепенного освоения умения оценивать действие партнеров:

1 задание заключается в определении выполнено партнером двигательное действие или нет (решена ли двигательная задача).

2 задание – выявление ошибок в технике. Вначале ограничиваю поле наблюдения: « правильно ли выполняет постановку рук, группировку». То есть, указываю часть двигательного действия, на которое следует обратить внимание.


3 задание – выявление причин ошибок. Вместе с детьми обсуждаю, анализирую причину появления обнаруженной ошибки.

4 задание – исправление ошибки. Необходимо обратить внимание на ошибку, выделить движение из целостного двигательного действия и отработать его отдельно, подобрать подготовительные и подводящие упражнения.

На примере предлагаемых ниже задач и соответствующих им заданий для учащихся разного возраста и разного уровня сформированности навыка самостоятельности можно проследить процесс обучения умениям проводить разминку с группой одноклассников.

-задача: способствовать освоению занимающимися роли ведущего в упражнении.

1 задание: провести разминку с классом после сообщения задач, по карточке( №2)

2: выполняя упражнение, вести подсчет вместе с проводящим разминку.

3:классифицировать ошибки допущенные инструктором при проведении разминки( указать где они допущены: в объяснении, показе, подаче команд, подсчете).

4: самостоятельно подобрать упражнения и выполнить его с группой, учитывая направленность урока( гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика).

При оценке учитывается:

А) умение выделять( объяснять, показывать) исходное положение

б) правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения.

В) ритмично вести подсчет.

-задача: учить правилам подбора упражнения для общей части разминки.

1. выполнить упражнения из числа ранее изученных на подготовку группы мышц. Например: задача урока - совершенствование подъема переворотом. Нужно подобрать упражнение в разминке для подготовки мышц предплечья.

2.исходя из задач урока, указывается часть, которую нужно подготовить к предстоящей работе. Задание: подобрать и выполнить упражнение для подготовки соответствующей части тела.

Например: задача урока – обучение опорному прыжку, ноги врозь. Нужно подготовить руки, в частности кистевой сустав, плюс упражнения на растягивание и гибкость.


3.по предварительно полученной карточке-разминке, провести комплекс ОРУ без предметов ( прил. №2 ) или с предметами ( прил.№3).

-задача: способствовать освоению учащимися приемов и средств проведения отдельных частей общей и специальной разминки.

1. по карточке-разминке (прил.№4) из числа приведенных в ней упражнений выбрать и провести разминку с классом. Оцениваю качество выполнения, соответствие упражнений целям разминки и правилам их расположения в комплексе.

2. по предварительно полученной карточке-разминке (прил.№5) провести комплекс ОРУ с гимнастической скамейкой, включив в нее подводящие упражнения для опорного прыжка.

3. задание на поиск возможных изменений в проведении разминки( в ее содержании, формах организации, собственных действиях), направленных на более эффективное решение поставленных задач. Оцениваю оригинальность, необычность выполнения, соответствие задачам урока.
« Перед учителем встает трудная задача – работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности»

В.Караковский

Дифференциация и индивидуализация в развитии навыков самостоятельности.
В предлагаемых школьникам заданиях конечной целью является не только те знания и движения, которые ученик может без труда освоить и выполнить, но и то, что ему в данный момент пока не под силу, но станет возможным в результате активной двигательной, познавательной и поисковой деятельности.

Примерные задания, предусматривающие частичный поиск учащихся в процессе самостоятельной работы: 1) самостоятельно видоизменить освоенный способ прыжка; 2) найти новое окончание акробатической комбинации на основе ранее изученных элементов;3) составить из ранее разученных движений комплекс утренней гимнастики.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем, что задания поискового характера всегда сопряжены с постановкой проблемы. Осознание проблемы зависит от уровня знаний, интереса и подготовленности учащихся. А данные показатели индивидуальны. И используя такие задания, как средство активизации, необходимо это учитывать. Распределение заданий нуждается в четкой дифференциации. То, что проблемно для одного, может не быть проблемным для другого.


Что бы помочь учащимся увидеть проблему, я использую различные приемы. Суть их в следующем. Не все объяснять, не преподносить в готовом виде. Не сразу оговаривать условия выполнения заданий, определенную часть оставлять для самостоятельного поиска.

Примерные задания:


  1. класс выполняет ходьбу в обход по залу. По моему сигналу учащимся необходимо принять вис или упор( оговаривается заранее) с использованием на момент сигнала ближайшего оборудования зала. Даю задание назвать по принятой терминологии, то положение, которое ученик принял.

  2. наблюдая за партнером, определить причину низкого результата, назвать ошибки, которые привели к этому.

  3. составить акробатическую комбинацию на основе изученных ранее упражнениях.

В более старших классах дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся по развитию физических качеств осуществляю за счет ознакомления учеников приемами дозировки физической нагрузки. В вводной части урока провожу краткие беседы о признаках утомления, о приемах самоконтроля за реакцией организма на физическую нагрузку по ЧСС, о способах восстановления. Нагрузка дозируется по продолжительности выполнения упражнения, или по количеству упражнений в серии, по изменению темпа движений и интервалов отдыха.

Показателем контроля за нагрузкой, в этом случае берется общее самочувствие, желание или нежелание продолжить работу.

Задания:1. изменить условия выполнения упражнения, не вызывающего сложности(например: обычное сгибание и разгибание рук в упоре лежа) изменить так, чтобы оно могло быть использовано для развития силы.

2. самостоятельно составить комплекс упражнений для развития силовой выносливости различных групп мышц.

3. используя известные приемы контроля за нагрузкой( по ЧСС, по количеству повторений, по внешним признакам утомления) самостоятельно провести разминку по развитию физических качеств.

Дифференциация на уроке, где дети работают самостоятельно, заключается в следующем. Нужно опираться на индивидуальные особенности учащихся, их знания и умения. Для детей обладающих организаторскими навыками – работа командирами отделений, инструкторами. С творческими способностями – составление различных комбинаций разминок.


Последовательность заданий позволяет учащимся от индивидуальной самостоятельной работы постепенно переходить к заданиям, формирующим инструкторские навыки.
«Лучшее управление то, которое учит самоуправлению»

И.В.Гете

Формирование умений осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль в ходе самостоятельного выполнения физических упражнений.
Планировать свои действия – это значит представлять конечный результат, наметить конкретные умения, которые необходимо освоить для выполнения двигательного действия, распределить работу по этапам. Самостоятельное планирование и организацию своей деятельности ребята осуществляют с учетом цели и задач уроков. После их объявления они получают задания. В предлагаемых заданиях, в результате многократных пробных повторений, выявления и анализа ошибок, ребенок приходит к правильному выполнению. Качественному выполнению таких заданий способствует знание цели. Изложенные ниже задания использую при обучении планированию и самоорганизации деятельности.


  1. На карточке-задании ( прил. №6) учащимся предлагаются 2 позы, первая соответствует исходному, а вторая – конечному положению в двигательном действии.

Задание: на определенный счет (1-4, 1-16), используя знакомые движения и позы, составить и выполнить связку между исходным и конечным положениями. Ученики должны уметь правильно назвать каждое промежуточное положение.

Для облегчения задания на первый урок дается карточка « основные гимнастические положения, в которой схематично приведено положение и его название, согласно принятой терминологии.

  1. Ученики по карточке-пособию( прил. №1) самостоятельно изучают какой-нибудь элемент, например, кувырок вперед.

Задание: выполнить кувырок вперед несколько раз, используя карточку, назвать возможные ошибки, которые могут привести к искажению техники. Дать анализ выполнения: ошибки, пути исправления. После корректировки выполнить упражнение еще раз.


  1. Самостоятельно разучить по карточке-заданию (прил.№7) элемент гимнастики, например: прыжок прогнувшись.

  2. Подготовить и выполнить связку из двух и более упражнений, в которой окончание первого служит исходным положением для второго упражнения и т.д.

Например: кувырок вперед в сед с наклоном, а из этого положения стойка на лопатках, или равновесие «ласточка» - кувырок вперед – прыжок прогнувшись.

  1. Самостоятельно подобрать упражнение, которое можно использовать в качестве контрольного задания для проверки освоения его частей.

Например: для проверки освоения группировки контрольным упражнением является кувырок вперед.

  1. По карточке «Домашнее задание» (прил.№8) выполнить упражнения дома. Предварительно на уроке выполняют упражнения по карточке с уменьшенной нагрузкой и запоминают примерную нагрузку для выполнения упражнений дома.

  2. По карточке «Развитие физических качеств» (прилю№9) выполнить серию упражнений.

Важно стремиться к тому, чтобы ученики определяли недостатки и положительные стороны своей работы, самостоятельно оценивали выполнение заданий, мысленно представляли результаты тех или иных изменений в своих действиях.

Руководство самостоятельной деятельностью учащихся на уроке
Самостоятельная работа учащихся всегда должна находиться под контролем учителя. Важно видеть ход, последовательность этой работы, её промежуточные результаты. Основным средством контроля являются ответы и действия учеников, а также анализ правильности выполнения, числа ошибок. В конце урока подводятся итоги работы, отмечаются ученики, которые достигли больших результатов, а также работа помощников.

Разбор урока, анализ проведения разминки проводиться учителем или кем из учеников. В этом случае внимание учащихся обращается на то, что оценка должна быть обоснованной. Нельзя ограничиваться общей формой – хорошо или плохо, высказывания должны быть корректными, по существу. В процессе самостоятельной работы некоторые функции контроля передаются учащимся. Сначала количественная оценка выполнения упражнений, далее ученики постепенно осваивают и качественную оценку выполняемых упражнений.


Во время самостоятельной работы важно вовремя обратить внимание на допущенные ошибки, подсказать способы их исправления. В одних случаях нужно прямо указать на ошибку, в других ученик сам обнаруживает её, после сравнения своего выполнения с правильным. Либо учитель сам показывает правильное выполнение упражнения или же это делает ученик, уже овладевший техникой выполнения. Образцом может служить наглядное пособие: плакат или карточка с изображением правильной техники. Таким образом, исправление ошибок находиться под постоянным контролем. Выполнение упражнений своевременно корректируется, доводиться до безошибочного исполнения посредством правильного показа, помощи, сообщения правильного ответа. Используется и подсказка: иногда достаточно сообщить дополнительные сведения об упражнении, обратить внимание на какую-то его часть, чтобы ученик мог понять и самостоятельно исправить ошибку. Подсказка не забирает много времени и может использоваться на этапе совершенствования, когда ученик уже в основном освоил упражнение и допускает лишь незначительные ошибки. В некоторых случаях просто сигнализируется, что ошибка имеется, нужно её самостоятельно найти и исправить. Но такая организация возможна лишь тогда, когда сформированы умения осуществлять планирование, самоорганизацию и сомоконтроль. Если ошибка типична и допускается большинством учеников, о ней сообщается всему классу.

Можно использовать различные пути исправления ошибок. Это зависит от конкретных задач, возможностей учащихся. Главное сделать это вовремя. Своевременно указать на допущенные ошибки очень важно, так как неправильное выполнение может перерасти в навык, а исправить неправильно заученное движение гораздо труднее, чем освоить новое.

Использование учебных карточек на уроке гимнастики.

Большую помощь при формировании самостоятельности оказывают на уроках гимнастики наглядные пособия: учебные карточки и методические плакаты. Наглядность – один из ведущих принципов дидактики.


Она содействует более глубокому усвоению знаний. Применение учебных карточек особенно эффективно при групповом методе организации урока, при работе по отделениям, когда значительная часть учеников работает самостоятельно. При использовании карточек на уроках гимнастики у детей повышается интерес к занятиям. Они с удовольствием по ним работают, приучаются разумно и творчески выполнять задания. К тому же я освобождена от многократного показа упражнений, повторных объяснений. В работе использую карточки общеразвивающих упражнений, карточки-задания, карточки-пособия, карточки с домашними заданиями, карточки совершенствования физической подготовленности.

Таким образом, используя карточки, дети учатся самостоятельно работать на уроке, при этом экономится дорогое время урока, которое можно потратить на индивидуальную работу и контроль.

Задача формирования навыков самостоятельности требует серьезного подхода к планированию и организации урока. Приводимые умения и навыки дети приобретают не на одном-двух уроках, а в течении всего периода обучения. При этом сохраняется весь перечень упражнений согласно требованиям комплексной учебной программы, но углубляется содержание предмета за счет теоретических знаний, объем двигательной активности не меняется.

Сростом самостоятельности детей проводить уроки легче, меньше показа, подсчета, надзора за дисциплиной, больше творческой работы.

И как результат-умение учащихся самостоятельно осваивать двигательные действия, активное участие в учебном процессе, возникающее у них желание заниматься самостоятельно. Дети приучаются думать, анализировать, оперировать полученными знаниями и умениями.

В дальнейшей жизни все это послужит залогом самообразования, самовоспитания, укрепления здоровья, физического самосовершенствования.