birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
Министерство Экологии и Природопользования

Государственная Экологическая Экспертиза

Руководство от 1 января 1992 года по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Руководство разработано: (а) для методического обеспечения проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при подготовке и принятии решений о развитии производительных сил*; ---------------- * В том числе, при подготовке материалов по выбору площадки, технико-экономических обоснований и проектов строительства (расширения, реконструкции, технического перевооружения) народнохозяйственных объектов и комплексов, независимо от форм собственности, их сметной стоимости и функционального назначения, если другое не оговорено законодательством РСФСР. (б) в развитие "Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико- экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной Госкомприродой СССР 18 мая 1990 года, а также отраслевых нормативных документов о порядке проведения ОВОС, приведенных в приложении 1 ; (в) в дополнение к действующим нормативно - правовым и инструктивно - методическим документам, регламентирующим проектирование с учетом требований природоохранительного законодательства Российской Федерации*; ---------------- * В частности, в дополнение к Приложению 4 СНиП 1.02.01-85. (г) в соответствии с Международной конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой странами Европейской экономической комиссии 25 февраля 1991 года (Финляндия); (д) Управлением экологических нормативов и методического обеспечения экспертизы Государственной экологической экспертизы Минприроды РСФСР; предназначено для: (а) организаций - заказчиков проектной документации (инициаторов деятельности), представляющих гарантии обществу по предотвращению (смягчению) отрицательных экологических последствий реализации намечаемой деятельности; (б) организаций - разработчиков проектной документации (подрядчиков), представляющих гарантии заказчикам по обеспечению экологической безопасности реализации намечаемой деятельности; (в) органов государственного контроля (и надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды; (г) организаций и специалистов (субподрядчиков), привлекаемых к проведению ОВОС; (д) заинтересованных общественных организаций и лиц, принимающих участие в обсуждении проектных замыслов и результатов ОВОС на всех стадиях проектирования; (е) подразделений ведомственной и вневедомственной экспертизы проектов и смет; определяет: (а) назначение ОВОС в системе подготовки и принятия хозяйственных решений; (б) принципы ОВОС; (в) ответственность за организацию и проведение ОВОС; (г) порядок проведения общественных слушаний; (д) процедуры ОВОС при разработке проектной документации; (е) порядок оформления результатов ОВОС.


1.2. Главной целью введения ОВОС в процесс проектирования является создание условий для: (1) всестороннего рассмотрения всех предполагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным развитием; (2) поиска оптимальных проектных решений, способствующих: (а) недопущению деградации окружающей среды; (б) обеспечению социально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития; (в) улучшению условий жизни людей; (г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня.

1.3 Понятия, термины и определения

1.3.1. Оценка воздействия на окружающую среду* (ОВОС) - это: ---------------- * Понятие "окружающая среда" при проведении ОВОС включает такие факторы как флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами. Это понятие необходимо для выявления последствий для общества (через изменения вышеперечисленных факторов) в условиях социально-экономического и культурного развития. (1) выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях: (а) предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности; (б) изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий; (в) последствий для общества, к которым приведут изменения в окружающей среде; (2) выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них; (3) форма, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования; (4) инструмент принятия решений; результаты ОВОС должны представлять ясную картину изученных альтернативных возможностей развития и их последствий для общества со взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков каждой альтернативы.


1.3.2. Воздействие понимается как единовременный или периодический акт, либо постоянный процесс привноса или изъятия по отношению к окружающей среде любой материальной субстанции.

1.3.3. Изменение принимается как перемена (обратимая или необратимая) в средообразующих компонентах или их сочетаниях в результате оказанных воздействий. 1.3.4. Последствие понимается как осознаваемое субъектом (человеком или определенной социальной группой) изменение в окружающей среде, приводящее к изменению условий жизни этого субъекта.

1.3.5. Общественные слушания - это обобщенное наименование этапа в процедуре ОВОС, позволяющего выявлять (предсказывать),анализировать, оценивать и учитывать в проектных решениях экологические и связанные с ними последствия реализации намечаемой деятельности.

1.3.6. Процедура понимается как последовательность организационно и логически взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС являются неотъемлемой и обязательной частью процесса проектирования на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны быть представлены на государственную экспертизу, в том числе государственную экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной документации.

1.4. Принципы ОВОС (1) интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, природоохранных, экономических и других показателей проектных предложений; (2) альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов; (3) применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования; (4) доступность информации по проектным решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта; (5) ответственность заказчика ( инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

1.5. Проведение процедур ОВОС в полном объеме является обязательным для видов хозяйственной деятельности, перечисленных в приложении 2 к настоящему Руководству. Для видов хозяйственной деятельности, не вошедших в перечень (Приложение 2), обязательным является разработка "проекта Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)". Решение о целесообразности проведения всех последующих процедур ОВОС принимается государственными органами власти, управления и контроля (надзора) по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" и на основании оценки степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду (см. сноску (3) к п.5.3 (б)).


2. Ответственность участников проведения ОВОС

2.1. Заказчик несет ответственность за: (1) организацию и проведение ОВОС в процессе проектирования; (2) учет и представление результатов ОВОС в составе предпроектной и проектной документации в государственные органы контроля; (3) экологические и связанные с ними последствия реализации проектного замысла (при строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов).

2.1.1. Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС и связанных с ними необходимых изысканий и исследований. Финансирование процедур ОВОС должно быть предусмотрено в сметах расходов на разработку предпроектной и проектной документации.

2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию необходимых: (1) контактов с государственными органами власти, управления и контроля; (2) общественных слушаний проектного замысла.

2.1.3. Заказчик предоставляет разработчику (подрядчику) имеющуюся ретроспективную информацию об экологических и связанных с ними последствиях строительства и эксплуатации аналогичных действующих объектов, собранную посредством отраслевого мониторинга, анализа медико-географической обстановки и послепроектного экологического анализа.

2.1.4. Заказчик представляет результаты проведения ОВОС в составе предпроектной и проектной документации на государственную экспертизу, в том числе экологическую. 2.1.5. Заказчик отвечает за обеспечение выполнения при реализации проектного замысла ( строительстве и эксплуатации) всех условий, полученных при рассмотрении результатов ОВОС.

2.2. Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной документации несет ответственность перед заказчиком за: (1) соблюдение всех процедур ОВОС; (2) достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС.

2.3. Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.


2.4. Государственные органы контроля в области природопользования и охраны окружающей среды несут ответственность перед государственными органами власти и управления за своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение предпроектной и проектной документации, содержащей результаты проведения ОВОС.

3. Общий порядок проведения ОВОС* ---------------- * Смотри приложение

3. 3.1. Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях", которое: (а) содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру намечаемой деятельности; (б) представляется в государственные органы власти и управления (по уровням компетенции) с целью получения согласия* на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления. ---------------- * Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком возможных площадок или землеотводов.

3.2. Вся документация по ОВОС подготавливается: (1) заказчиком намечаемой деятельности; (2) подрядчиком (разработчиком); (3) субподрядчиком - организацией или специалистами по проведению ОВОС.

3.3. Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:

3.3.1. Разработка проекта "Заявления о воздействии на окружающую среду" ("проект ЗВОС").

3.3.2. Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы власти, управления и контроля.

3.3.3. Разработка заданий на проектирование, изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.

3.3.4. Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам изысканий и исследований.

3.3.5. Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.

3.3.6. Доработка технико-экономического обоснования или проекта строительства хозяйственного объекта или комплекса.


3.3.7. Принятие заказчиком решения о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из сформированного понимания экологических и связанных с ними последствий ее осуществления.

4. Разработка "проекта ЗВОС"

4.1. "Проект ЗВОС" - это документ, предназначенный для: (1) заказчика проектной документации; (2) государственных органов: (а) власти; (б) управления (в том числе в области регулирования природопользования); (в) контроля (в том числе органов экологического контроля).

4.2. "Проект ЗВОС" подготавливается в целях: (1) обоснования проектного замысла с рассмотрением реальных и разумных альтернатив намечаемой деятельности и возможных площадок для ее осуществления; (2) выбора принципиальных инженерных, технологических, архитектурно - планировочных и других проектных решений в рамках намечаемой деятельности; (3) получения условий на проектирование в органах власти, государственного управления и контроля.

4.3. Разработка "проекта ЗВОС" осуществляется для каждой возможной площадки и включает:

4.3.1. Сбор и анализ имеющейся информации об основных особенностях окружающей среды на территории в районах возможных площадок для осуществления намечаемой деятельности.

4.3.2. Обоснование необходимости и целесообразности реализации проектного замысла с выявлением, анализом и оценкой реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности.

4.3.3. Выявление возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом.

4.3.4. Определение и характеристика основных видов, источников и объектов воздействия по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок.

4.3.5. Экспертные прогнозы и оценки изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок.

4.3.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам.


4.3.7. Разработка программ изысканий и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой деятельности.

4.4. В состав "проекта ЗВОС" входят следующие разделы:

4.4.1. Описание основных особенностей окружающей среды*, касающихся: ---------------- * Описание должно касаться всех аспектов окружающей среды, которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в качестве предмета анализа и оценки. Главным требованием, предъявляемым к описанию, является полнота охвата, а не полнота сведений: описание должно ясно показывать все недостатки имеющейся информации и указывать области требуемых дальнейших специальных исследований и изысканий. (1) существующих источников антропогенного воздействия, оказывающих значительное влияние на окружающую среду; (2) состояния: (а) атмосферного воздуха; (б) поверхностных и подземных вод; (в) почв; (г) недр; (д) растительного и животного мира; (е) визуального качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант; (ж) материальных и культурно - исторических памятников. (3) социально - экономических аспектов: (а) инфраструктура; (б) занятость населения и ее формы; (в) связь; (г) демография; (д) жилищный фонд и т.д.

4.4.2. Анализ и оценка реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок, в том числе: (1) описание целей, характера, средств, места и сроков реализации намечаемой деятельности; (2) описание возможных альтернатив, включая: (а) варианты территориального размещения намечаемой деятельности в районах возможных площадок (со сравнительной оценкой рассмотренных альтернатив); (б) "нулевой" вариант (отказ от намечаемой деятельности при сохранении существующего характера использования возможных площадок);

4.4.3.Описание возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом, в том числе: (1) инженерных; (2) технологических; (3) архитектурно-планировочных и т.д.

4.4.4. Описание и характеристика основных источников, видов и объектов воздействия (если таковые имеются) по следующим основным вариантам проектных решений: (1) источники воздействия, как: (а) элементы основной и вспомогательной технологий, функционирование которых является причиной изменений окружающей среды; (б) новые материальные объекты (здания, сооружения и т.д.), размещаемые в окружающей среде; (в) предприятия и объекты, функционирование которых связано со строительством проектируемого объекта; (г) следы хозяйственной деятельности (отвалы, терриконы, хвостохранилища, накопители, свалки и т.д.); (д) удаление существующих материальных объектов; (2) виды воздействия, определяющиеся: привносом в окружающую среду: (а) химических веществ; (б) радиоактивных веществ и излучений; (в) шума и вибраций; (г) тепла; (д) электромагнитных излучений; (е) визуальных доминант и т.д.; изъятием из окружающей среды различных: (а) земельных ресурсов (пространственно-территориальных); (б) водных ресурсов; (в) ресурсов флоры и фауны; (г) полезных ископаемых; (д) агрокультурных ресурсов (плодородных земель, как вовлеченных в агропроизводство, так и резервных); (е) местообитаний популяций ценных видов растительного и животного мира (мест воспроизводства, миграции и т.д.); (ж) культурных, исторических и природных памятников; (з) визуальных доминант, определяющих характерный облик ландшафта и т.д.; (3) характеристики воздействия, определяемые через следующие показатели: (а) характер (прямое, косвенное, кумулятивное, синергическое, в том числе с учетом возможности проявления через определенный промежуток времени); (б) интенсивность (величина воздействия на единицу времени); (в) уровень (величина воздействия на единицу площади или объема); (г) продолжительность; (д) временная динамика (непрерывное, периодическое, кратковременное, только при аварийных режимах и т.д.); (е) пространственный охват (площадь распространения); (ж) степень опасности намечаемой деятельности (по действующему классификатору опасных производств и предприятий); (4) основные объекты воздействия: (а) персонал предприятия (включая рабочую и санитарно-защитную зоны); (б) население, попадающее в зону воздействия (помимо санитарно-защитной зоны предприятия); (в) воздух, воду, почву, флору, фауну, климат, ландшафт, исторические памятники, другие материальные объекты или взаимосвязь между этими компонентами (в том числе в пределах санитарно-защитной зоны предприятия); (г) социально-экономические условия жизнедеятельности населения, включая занятость, демографические сдвиги, социальную инфраструктуру, этнические особенности и т.д.


следующая страница >>