birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 20 21
«Международные обязательства в области гражданских прав и свобод»


(руководство для юристов)


Людмила УЛЬЯШИНА

магистр международного права (Германия, Норвегия)


Международное право в адвокатской деятельности

Вступление



Эта статья начинает наш сборник и содержит в себе изложение некоторых проблемных тем из области международного публичного права. Выбор этих тем обусловлен задачей этого издания – сделать международное право инструментом в профессиональной практике юристов.

Как известно, международное право - это особая система, призванная регулировать международные отношения его субъектов, как правило, государств.

Одновременно с этим, ряд разделов международного права, и в первую очередь, область международно-правового регулирования прав человека, прошли в своем развитии несколько этапов и привели к тому, что индивидуумы стали непосредственными субъектами международно-правовых отношений и были наделены в связи с этим определенными полномочиями.

Адвокаты, также как и представители иных юридических профессий, не могут оказаться в стороне от этой реальности и должны овладеть знаниями в международном праве для оказания квалифицированной помощи в повседневной практике, как на национальном, так и на международном уровне.

Необходимость изучить основные принципы работы международно-правовых механизмов в области прав человека, обусловлена также и тем, что конституции современных государств, в том числе и Конституция Республики Беларусь, включают в себя каталоги основных прав и свобод индивидуумов, сопоставимые с каталогом прав и свобод ряда международных Конвенций. Эти международные документы действуют на территории Республики Беларусь как источники права, и подлежат исполнению в соответствии с международными стандартами.

Наконец, граждане Беларуси и соответственно их представители, имеют право прибегать не только к внутренним средствам правовой защиты, но также обращаться в международные организации, наделенные правом принимать решения по таким обращениям. Очевидно, что реализация этого права возможна лишь в случае, если представители юридических профессий, оказывающие профессиональную помощь гражданам, владеют необходимыми знаниями в этой области.


Итак, данная статья освятит ряд теоретических и практических аспектов международного права, которые имеют непосредственное значение для юристов при осуществлении ими защиты и представительства по конкретным делам. Очевидно, что данная статья не может рассматриваться как законченный анализ поставленных проблем.

В первом разделе, будет представлен короткий очерк об основных отличиях современного международного права от классической его модели.

Затем, в разделе об источниках международного права будет представлена классификация источников права и дан обзор основных источников международного права, применяемых в белорусской правовой системе.

Следующий раздел описывает теоретические вопросы соотношения международного и национального права и их нормативное регулирование в иерархии правовых актов в Республике Беларусь. В этом же разделе затрагивается проблема de facto имплементации международных обязательств, в том числе проблема самоисполнимости норм, регулирующих гражданские и политические права.

Вопросы обеспечения исполнения международно-правовых обязательств государства в отношении индивидуумов и использование института индивидуальных обращений в международные органы будут описаны в четвертом разделе настоящей статьи.

Наконец, в качестве заключительного раздела даны рекомендации практического характера, касающиеся возможности применения норм и институтов международного права при подготовке защиты и представительства по конкретным делам.
1. Сущность современного международного права

Старая модель классического международного права с базовым принципом национального суверенитета отдельных государств, действия которых не подлежали контролю со стороны другого государства или мирового сообщества, действовала вплоть до Второй мировой войны.

Осознание человечеством необходимости действия общих институтов по обеспечению мира, безопасности и защиты прав человека, привели к развитию новой модели международного права.


Началом функционирования такой модели стало создание Организации Объединенных Наций, закрепившей в своем Уставе (1945) новые цели, принципы и институты, действующие в отношении всех государств, ставших членами ООН.

Одной из самых важных среди задач современного международного права является система международной защиты фундаментальных прав и свобод человека.

Государства-члены Организации Объединенных Наций приняли Всеобщую Декларацию прав человека(1948) и подчеркнули, что права человека являются основой достойного существования, нравственности, справедливости и уважения других людей. Это те принципы, которых необходимо придерживаться всем государствам, для того, чтобы сохранить единый дом для продолжения человеческого существования.

С этого времени права и свободы личности перестали быть только делом суверенных государств. В случаях нарушений фундаментальных прав и свобод индивидуума государство встает перед необходимостью привести свои законы и практику в соответствие с международными стандартами, разрабатываемыми коллективными усилиями мирового сообщества.

Так было всегда и остается актуальным в настоящее время, что права и свободы человека существуют как процесс сложного и противоречивого взаимодействия индивидуума с государством. Концепцией прав и свобод занимаются философы, социологи, политики и юристы. Каждая из этих групп, и юристы не исключение, обнаружат, что эта область знаний является чрезвычайно сложной и пронизывает абсолютно все сферы жизни, где государство наделено полномочиями регулирования общественных отношений.

Для того, чтобы оказать поддержку индивидууму и тем самым содействовать достижению идеалов, провозглашенных государствами при принятии международных документов в области индивидуальных прав и свобод, в международном праве были реализованы две новеллы. Во-первых, индивидуум был наделен статусом субъекта международного права, во вторых, была разработана и успешно функционирует система международных органов, контролирующих соблюдение прав человека государствами, и которые наделены компетенцией рассматривать жалобы государств на нарушения прав человека в других государствах и индивидуальные жалобы граждан государства на государство(например, Европейский Суд по правам человека, Комитет по правам человека ООН).


Решения этих институтов имеют на сегодняшний день характер авторитетных источников права, позволяющих индивидуумам и их представителям использовать их при оценке действий национальных законодательных, исполнительных и судебных органов.

Современное международное право о правах человека получает новый социальный статус. Этому способствует и то обстоятельство, что ранее существовавший тенденциозный подход к концепции прав человека как к идее абстрактного буржуазного гуманизма, постепенно сменяется профессиональным отношением к этому предмету со стороны юристов, представителей гражданского общества, а также специалистов государственных органов и институтов, которые рассматривают международную систему защиты прав и свобод как универсальный и действенный механизм.

Выводы и оценки, содержащиеся, например, в Замечаниях общего порядка(Human Rights Committee General Comments), которые разрабатываются Комитетом по правам человека, относительно содержания отдельных прав и свобод, закрепленных в Пакте о гражданских и политических правах, или в решениях Европейского Суда по правам человека позволяют юристам применять концепции и трактовки этих органов для оценки соответствия международным стандартам нормативных актов и действий органов национальных правовых систем. Данный инструмент служит эффективным средством правовой аргументации при подготовке адвокатом защиты по конкретным делам, но кроме того, и в первую очередь, его следует применять как руководство в работе национальных законодательных, исполнительных и судебных органов как при разработке нормативных актов, так и при их применении.

Это обусловлено тем обстоятельством, что международное право воплощает то, что является наиболее ценным, выработано национальными правовыми системами и ориентировано на универсальное применение, что отражает общее развитие человечества и правовой мысли.

В этом смысле современное международное право является стимулирующим и направляющим механизмом для новых государственных правовых систем, и должно способствовать их демократическому развитию.


Итак, современное международное право характеризуется тем, что права и свободы человека стали объектом международного внимания и регулирования, и в отношении них госудаства должны придерживаться определенных стандартов. Впервые в истории международного права, отдельная личность стала субъектом международного права и вправе требовать у собственного государства исполнения принятых обязательств в области основных прав и свобод.
2. Источники международного права

Формы, в которых воплощены нормы международного права, называются источниками международного права.

В соответствии с принятой уже давно в международной практике классификацией, к источникам права относятся:

международный договор,

обычай,

всеобщие (универсально признаваемые) принципы,

а также судебные решения, научные доктрины как вспомогательные средства толкования права.

Этот перечень, содержащийся в статье 38 Устава Международного Суда ООН1, не является общепризнанным. В восточноевропейской научной литературе, посвященной источникам международному праву, называется, как правило, только два из них – договор и обычай.

Следует сказать ,что «всеобщие принципы», включенные в упомянутый список, и базирующиеся на западной правовой концепции, претерпели существенные изменения и научной литературе и практике правовых систем стран бывшего Советского Союза.

Можно утверждать, что нашими учеными разработана новая концепция, которая по существу описывает новый источник права. Белорусская наука вводит понятие «принципы международного права», которые выделяются в качестве отдельного источника.2 К таким принципам ученые относят руководящие основополагающие начала, составляющие внутреннюю основу поведения государств во всех сферах международных отношений, которые закреплены в Уставе ООН, Декларации ООН о принципах международных отношений и сотрудничества государств(1970), Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе(1975). Среди таких принципов называются: принципы суверенного равенства государств, неприменения силы, уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести , религии и убеждений, добросовестного исполнения обязательств по международному договору и т.д. Этим принципам авторы придают характер императивных норм (jus cogens).


Такой подход отличается от концепции принятой в ряде западноевропейских стран, где под универсально признаваемыми принципами признают принципы, почерпнутые из национальных правовых систем других государств и обобщенные на основании специального анализа, который должен показать, что тот или иной принцип признается правовыми системами многих стран, что затем и позволяет придти к выводу о его универсальности. В мире не существует единого перечня таких принципов, поэтому, суды при рассмотрении конкретного дела вправе самостоятельно провести соответствующий анализ и придти к выводу о существовании универсально признаваемого принципа.

В практике судов стран бывшего Советского Союза, в том числе и в практике белорусских судов, когда они ссылаются на «принципы международного права» понимаются, как правило, нормы, содержащиеся в ряде международных документах, так называемого »мягкого права», т.е. решениях и резолюциях международных органов, не имеющих характера, обязательного для государств-участников. Такая же практика наблюдается в Российской Федерации и других странах бывшей Советской правовой семьи.

В качестве примера можно привести следующие документы, на которые имеются ссылки в решениях Конституционного Суда Республики Беларусь: Декларация о принципах международного права, касающаяся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года, Хельсинский Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975, Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов от 27 августа-7 сентября 1990 года и др. Все эти акты относятся к категории «мягкого» права, хотя и содержат ряд важных положений, характеризующих том числе поведение государств в отношении индивидуумов, находящихся под их юрисдикцией.

Иногда в правовой литературе встречается утверждение, что «принципы» по существу являются выражением международного обычного права. В такой позиции существует определенный здравый подход, поскольку резолюции и декларации международных органов, как правило, являются результатом коллективного одобрения этих документов со стороны участников этих организаций. В то же время качестве возражения, необходимо привести аргумент о том, что международный обычай как источник права формируется из такого поведения государств, которое является повторяющимся и свидетельствует о признании в качестве юридически обязательного для себя.


Принятие резолюций и деклараций не всегда означает такое поведение и чаще является лишь шагом на пути формирования международного обычая в отношении той или иной нормы международного права.

Следует иметь в виду, что наши суды, ссылаясь на упомянутые международные документы, нередко именуют их «нормами и принципами». По мнению западных ученых, такое применение источников международного права национальными судами делает ситуацию с понятием источников международного права в России и других странах бывшего Советского Союза еще более неясной и запутанной3, поскольку смешивает два совершенно разных вида источников: принципы и нормы обычного права.

Таким образом, на практике суды нередко ссылаются на те нормы международного права, которые порой не могли бы претендовать ни на то, чтобы иметь обязательный для исполнения характер(так как они содержатся в международных документах, не имеющих характера международных договоров), ни на то, чтобы являться международным обычаем в смысле отсутствия длительной практики государств, которую они должны были бы признать в качестве юридически обязательной для себя(характеристика международного обычая).

В то же время, на мой взгляд, подход белорусских судов в применении норм, содержащихся в декларациях и резолюциях международных органов, можно рассматривать как прогрессивный, направленный на формирование устойчивой и повторяющейся практики белорусского государства, и способствующий продвижению нормы программного характера в практику государства. Вне всякого сомнения, такой опыт следует поддерживать на уровне национальных институтов государственной власти и управления.

В то же время, практикующим юристам важно знать, какие источники международного права порождают обязательства для сторон, в том числе на международном уровне. В этом смысле было бы достаточно проблематично обосновать наличие международно-правовых обязательств для государства, если юрист будет основывать свои доводы на тех источниках права, которые не являются признанными источниками права в среди большинства правовых систем. Как известно, в состав судей международных органов юстиции входят представители различных правовых систем, но их подход к источникам права основан на общепризнанной концепции.


В связи с этим, следует помнить, что основным источником права, порождающим обязательства для конкретного государства в области международной защиты прав и свобод человека, остаются международные договора.

Международный договор- это соглашение, заключенное между государствами и международными организациями преимущественно в письменной форме, где закреплены права и обязанности сторон.

Порядок заключения, исполнения и толкования договоров определяется Венской Конвенцией о международных договорах(1969)4.

На национальном уровне эти вопросы регулируются Законом о международных договорах Республики Беларусь (1998 года) в последней редакции(2004).

Важно помнить, что договор становится нормой международного права, когда государство признает его обязательную силу для этого государства. Такое признание осуществляется либо подписанием договора либо путем ратификации, если условиями договора либо внутренним законодательством страны предусмотрено такое условие принятия договора.

Понятие и применение на практике международного обычая не находит большого отражения в белорусской правовой системе, если не считать тех случаев, когда суды применяют упомянутые «нормы и принципы» в качестве обычного права. Научная литература содержит разъяснения сути этого источника международного права.5 На практике, однако, возможно, в силу устоявшейся традиции стран с кодифицированной правовой системой, этот источник права не получает своего применения.

Таким образом, в белорусской правовой системе признано существование двух основных источников права: международного договора и международного обычая. В то же время, в национальной практике применяются как правило нормы международных договоров и также нормы права, описываемые как принципы и содержащиеся, как правило, в ряде международных документах, имеющих характер «мягкого» права.


следующая страница >>