birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4

http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы



Реферат по истории России
Отражение политической идеологии в культуре первой половины XVIII века

Студентка первого курса

Очно-заочного отделения

Васильева Анна Владимировна

Преподаватель: Маландин Владимир Владимирович
Введение
XVIII век, составил целую эпоху в развитии русской общественно политической мысли.. В этом столетие она вышла на новый уровень, приобрела принципиально новый характер, несравненно расширились ее границы, и возросло культурно – историческое значение, развивается научная деятельность, искусство и литература, растет производство. Богатство и разнообразие общественно – политических идей, их взаимовлияние и борьба были обусловлены динамизмом и противоречивостью социально – экономических, политических и культурных процессов, проходивших в стране.

Россия в XVIII в. оставалась страной феодальной, причем феодальный строй не, только сохранялся, но и укреплялся. Крепостнические отношения, распространяясь на новые регионы, приобретали самые грубые формы, мало чем отличавшимся от рабства.

Все эти этапы жизни русского общества нашли отражение в общественной мысли XVIII в.

В области политического развития важнейшим явлением было оформление в первой четверти XVIII века абсолютизма – политической формы власти эпохи позднего феодализма. Абсолютизм обеспечивал дальнейшую централизацию управления, укрепление самодержавно – крепостнического порядка и “ чиновничье-дворянской империи”, опиравшейся на консолидировавшееся в единый класс – сословье дворянство и бюрократию. В процессе развития абсолютизма изменились отношения между верхней властью и господствующим сословием. Вопросы о характере абсолютной власти, ее прерогативы и отношении с дворянством оказались в центре внимания русской общественной мысли уже в первой половине XVIII века.


Победа России в Северной войне ввела ее в число великих держав Европы, способствовала усилению торговых, экономических, политических контактов со странами Западной Европы. Русская культура теперь развивалась в тесном взаимодействие с европейской, творчески усваивала накопленные ею богатства. Широкий круг проблем, касающихся политических и культурных контактов с западноевропейскими государствами и народами, также оказался в поле зрения русских общественно – политических деятелей.

Важным фактором, определившим развитие русского общества в XVIII веке, были петровские преобразования, которые положили начало светской системе образования, и подорвали идеологическое влияние церкви на культуру и общественную мысль. Обучение русских людей и путешествие дворянской молодежи за границу значительно расширили культурные горизонты русского общества, способствовали быстрому проникновению в его образованные круги гуманитарных и рационалистических учений.

Не стоит забывать, что именно в этом веке особое развитие получила развитие историческая мысль. Весь накопленный багаж прошедших событий требовал осмысления и должен был сыграть положительную роль для установления абсолютизма. Закладка исторического фундамента, не обходима была для поднятия авторитета страны, и опровергнуть догматы о, том, что России была и осталась варварским государством в бытованиях Европейских стран.

В XVIII в. развитие получила архитектура, появились новые стили и методики в градостроении. В России выработался специфичный классический и барочный стили. Появились первые театры, которые сыграли важную роль во влияния на общественные массы.
Общественно-политическая мысль

Общественная мысль по своей природе – отклик на события общественной жизни. В XVIII веке общественная мысль унаследовала многие проблемы от “бунташного ” XVIII века. Новый век рождал новые проблемы, новые темы для размышления публицистов, идеологов для различных классов и групп общества, для всех мыслящих людей. Активную роль в социально-экономической, политической и культурной жизни страны играла абсолютная монархия, которая окончательно сформировывалась в первой четверти XVIII века. ( Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972) Она стремилась регламентировать общественную и личную жизнь подданных. Для дворян абсолютизм был политическим обобщением их классовой воли. Поэтому дворянские идеологи были убежденными сторонниками абсолютной монархии, и боролись с попытками аристократической критики принципов абсолютизма. Крестьянство в монархе видело защиту от притеснений помещиков и чиновников.


Развитие капитализма в России и начало разложения крепостнического хозяйства затрагивало интересы всех классов и сословий, усложняло их взаимоотношения, обостряло классовую борьбу.

В общественной мысли на одно из первых мест постепенно выдвигаются экономические и социальные вопросы.

С 60-х годов XVIII в. Крестьянский вопрос становится в России главным на долгие десятилетия, все больше говорят о гуманном отношение к крепостным. Возникает мысль о том, что решение крестьянского вопроса неотделимо от решения вопроса о политическом строе. Путь к решению – в революции против самодержавия. Но уже в 1767-1768 гг. дворянские идеологи вынуждены были защищать свои привилегии.

От XVII века общественная мысль унаследовала проблемы связанные с религией и церковью. Пока сохранялся феодальный строй, сохранялись экономические, политические и социальные основы для существования церкви религиозной основы.

Правительству и его идеологам приходилось думать о полном подчинении церкви своей политике, и одновременно об идеологическом укрепление церкви, повышении ее морального авторитета.

К середине XVIII века первая задача была решена – церковь полностью подчинена государственной власти, а затем лишена земельных владений. Вторая задача решалась куда менее успешно. В XVIII веке наблюдался “ глубокий упадок церковного авторитета ” (проф. Ключевский В. Курс Русской истории, ч.IV. М. 1937, стр. 42). Уже в XVIII веке духовенство потеряло значение единственного учительного сословия. Не прорвав средневековых религиозных пут, сковавших мысль, знание, искусство и литературу, невозможно было двигаться вперед. Вот почему к проблемам связанным с религией и церковью, постоянно приковано внимание русской общественной мысли. На протяжении всего XVIII в. Философы, публицисты, идеологи разных слоев населения ожесточенно обсуждали и спорили на счет идеологии религии. Потеря морального авторитета церкви привела к возникновению другого религиозного течения, такого как масонство.


Одним из самых распространенных мыслителей того времени являлся Иван Тихонович Посошков. Посошков как бы олицетворял связь века XVII с веком XVIII. Дата его жизни – 1652-1726гг. по сословному происхождению Посошков крестьянин, но уже дед и отец его были ремесленниками - серебряниками из подмосковного села Покровское – Рубцова. Он постоянно занимался изобретательством (напр. “огненная рогатка”), рационализаторством (усовершенствовал денежный станок). Он приобрел дома в Петербурге и Новгороде, деревни с крепостными крестьянами, текстильную мануфактуру. В Посошкове можно видеть представителя среднего купечества. Его живо интересовали богословские и религиозно - нравственные проблемы. Он даже пытался опубликовать свою ”Книгу о скудости и богатстве” – итог многолетних наблюдений и размышлений. Эта книга выдающейся памятник экономической и общественной мысли. Она была подана совершенно секретно Петру I, но до него так она и не дошла.

Для Посошков царь – “единый высокопарный белый орел, явный правдолюбец, истинный самодержец”. Посошков ярый сторонник абсолютизма. Он отчетливо представляет себе сущность этой формы правления: русский царь - “ самый властительный и всецелый монарх, а не аристократ, ниже демократа”. В своей “книге о скудости и богатстве” он разрабатывал меры для возвращения беглых крепостных их владельцам. Посошков так же тщательно разрабатывал меры для улучшения жизни крестьян. Он считал, что крестьяне даны помещикам во временное владение, в обеспечение их государственной службы, истинный и постоянный их владелиц монарх. Поэтому монарх должен издавать указы, защищающие крестьян от произвола помещиков.

Не менее интересны его взгляды на роль и значение купечества - “без купечества не токмо великое, но и малое царство стоять не может ”. ( Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972 стр.13). Для своего времени это свежая прогрессивная мысль.

В книге «о скудости и богатстве» Посошков выдвинул целую программу экономических и административных мероприятий, в том числе усовершенствование законодательства, наведения порядка в судах и в управление страной. Благодаря его программе Посошков провел остаток своих дней в Петропавловской крепости.


Посошков исходил, прежде всего, в интересах мелкого и среднего купечества и промышленников, которыми “всякое государство богатится”. Государство должно устранить для русских предпринимателей конкуренцию, как иностранных купцов, так и представителей других сословий – дворян, чиновников и крестьян. Осуществить эту программу возможно, только с активной помощью государства, путем кредитования и компании.

Рядом с глубокими и смелыми для времени идеями мы встречаем у Посошкова требования, “сечь батогами и плетьми купцов, берущих излишнюю цену, пытать и огнем жечь воров разбойников”.

Особое значение в книге имеет глава “О крестьянстве”. Посошков был первым представителем русской общественной мысли, который обратил внимание на тяжелое положение крестьянства. Таким образом, программа Посошкова направлена на ослабление крепостного гнета, но не против крепостнической системы. Но, осуждая крепостной гнет, выступая за регламентацию законом крестьянских повинностей, Посошков одновременно требовал усилить надзор за крестьянами и предлагал меры, позволяющие еще больше закабалить крестьян.

Он решительно против новой светской культуры, для него Коперник – «Богу соперник». Его нравственные понятия и требования определяются домостроевскими традициями и церковной идеологией. Посошков обеспокоен тем, что “уже много нашего Российского народа в погибельные ереси уклонилось”. Падение авторитета церкви он видит в не учености священников. Многие не знают основ христианства, не умеют писать и читать.

“Книгой о скудости и богатстве” Посошков внес в общественно - политическую мысль России ряд прогрессивных идей, имевших буржуазную направленность, но его практические предложения, да и сами идеи, были весьма не последовательны и в большинстве случаев не выходили за рамки требований купеческого сословия.

Идея неограниченной абсолютной власти как реформирующей силы, способной обеспечить процветание государства, пронизывала общественную мысль первой четверти XVIII в.; она преобладала политических, государственных актах, в дворянских проектах реформ, в сознание купечества, а также в сознание народных масс (как вера в хорошего царя).


Посошков, как известно, умер в тюрьме. Не ясно в чем его обвинили: исследователи полагают, что его “книга о скудости и богатстве” сыграла здесь свою роковую роль.

Иная судьба у современника Посошкова – крупнейшего публициста своего времени Феофана Прокоповича(1680 – 1736 гг.).

Когда Петр I был в Киеве, он не раз слушал проповеди ученого монаха, молодого учителя Киева - Могилянской академии Феофана Прокоповича. Особое впечатление на него произвело похвальное слово “о преславной над войсками свейскими победе” под Полтавой, произнесенной Феофаном в июне 1709 г. В Софийском соборе. По велению Петра оно было немедленно напечатано.

В 1711г. он рукоположен в епископы. Ему поручается идеологическое обоснование крупнейших государственных мероприятий и даже ”дело царевича Алексея”.

Феофан – убежденный сторонник абсолютизма, реформ, противник костной старины, превосходно образованный. В Петербурге он развил энергичную публицистическую деятельность. Он писал увещания к раскольникам и предисловие к Морскому уставу, обосновывал права монарха распоряжаться престолом.

Его проповеди и иные произведения печатались в типографии и рассылались по церквям. Священники обязывались их читать в церквях по воскресным и праздничным дням, основываться на них в своих беседах с прихожанами. Пафос публицистики Феофана – обоснование идеи абсолютной монархии. Он был убежден что, только абсолютная монархия – подходящий для России политический строй. Всю свою эрудицию привлекает Феофан, чтобы снова и снова различными доводами и примерами из ”священной истории” и из гражданской истории доказывать, что все поданные должны ”от всего сердца” благодарить царя небесного, “на сие преполезнейшее уставление умудрившего” императора Петра ( Феофан здесь имеет ввиду ”устав о наследии престола”).

Феофан рассматривает образы правления у разных народов и дает определение демократического, аристократического, монархического правления. Оказывается, что тот или иной образ правления возник в соответствии с народной волей “по смотрению божию”. Эта, неожиданная, на первый взгляд, ссылка на народную волю была вполне в духе учения о естественном праве, развивающегося прогрессивными для того времени философами (С. Пуффендорфом, Г. Горцием и др.) и усвоенного Феофаном.


Однако движимая “божиим мановением” народная воля действует лишь однажды, народ как бы говорит своему избраннику: ”Мы же единожды воли нашей совлекшийся, никогда же оной впредь, ниже по смерти твоей, употребляти не будем…”

Феофан силою обстоятельств был вынужден перейти от восхваления действительно выдающегося деятеля – Петра I – к такому же неумеренному восхвалению ничтожных Петра II, Анны Ивановны. (Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972 стр.19). Из этого возникает вопрос, был ли искренен Феофан? Исследователи утверждают, что Феофан был явным сторонником правительства.

После смерти Петра Феофану пришлось трудно. Врагов у него было много – и светских, и духовных. Пошли доносы, пасквили, подметные письма. Обвиняли Феофана в измене православию, в протестантизме и во многом другом. В 1736г., всего 55 лет отроду, он умер.

Феофан не был духовно одинок. Он привлекал своими широкими интересами, знаниями, любовью к науке, к книге. Он всю жизнь любовно собирал библиотеку, ею пользовались многие его друзья. Особенно близок Феофан был с Антиохом Кантемиром и В.Н.Татищевым. Все, трое - активные участники событий. Все выказывали себя решительными сторонниками самодержавия, противниками олигархии.

В истории русской общественной мысли особое место принадлежит члену “ученой дружины” – Василию Никитичу Татищеву.

В.Н.Татищев – дворянин, идеолог среднего дворянства. Он выполнял важные правительственные задания и занимал крупные административные посты. Татищев, конечно, ближе видел и лучше знал реальную жизнь – и столичную, и далеких уральских, прикаспийских, других провинций.

Татищев подобно Феофану, был идеологом дворянской абсолютной монархии. Его рассуждения о том, что благо для России, только в самодержавие, очень близко с тем, что писал Феофан, только доводов от священного писания у него меньше. Однако в его взглядах мы видим нечто новое, отличное. Татищев уже не считает самодержавие единственным всемогущим двигателем прогресса и культуры. Очень характерно его убеждение, что развитие просвещения не будет идти интенсивно, пока не будет заведено книгопечатание, независимое от правительства.


К религии у Татищева отношение рационалистическое. Он считал, что главнейшее есть вера, что народ необходимо религиозное воспитание, для чего нужно, чтобы попы были образованными, чтобы они были обеспеченны материально.

Феофан и Татищев мало занимались проблемами социального устройства общества. Крепостной строй для них такая “данность”, о которой даже много говорить не чего – все ясно, незыблемо. При этом Татищев очень последовательно связывал существование крепостничества в России с монархическим ее строем. Вольность крестьян с такой формой правления не совместима и не безопасна. Для просветителей же станет основной заботой страдания народа, его невежество и темнота. Главное стремление – облегчение страданий народа путем просвещения всего общества, путем смягчения нравов.



следующая страница >>