birmaga.ru
добавить свой файл

1


РЕФЕРАТ

на тему «Экономические методы управления»
Содержание


Введение


Актуальность темы. Экономические методы управления занимают важное место в системе методов менеджмента. Это обусловлено тем, что управленческие отношения определяются в первую очередь экономическими отношениями, в основу которых положены объективные потребности и интересы людей. Определение совокупности экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и каждого работника в отдельности, является принципиальным вопросом для любого предприятия, действующего в условиях конкурентной рыночной экономике. Экономические методы управления основаны на материальной заинтересованности работников и активизируют их деятельность. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, с которой выплачиваются премии своим сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты, такие как заработная плата, премии, привязывают к прибыли, достигнутым результатам. Понимание сущности экономических методов и инструментов, механизма их использования приобретает важное практическое значение не только на уровне предприятий,, но и на макроуровне экономики. Использование и совершенствование таких экономических рычагов, как коммерческий расчет, механизм ценообразования, планирование, устойчивое финансовое положение и разумное налогообложение, помогут создать надежный и экономический механизм, который приведет в действие весь сложный механизм экономики.

Целью работы является показать важность использования экономических методов в управлении как экономикой страны, так и отдельным предприятием.

1. Понятие экономических методов управления

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Слово «метод» – греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.


В условиях рыночной экономики является необходимым введение системы экономического стимулирования с учетом экономических интересов всех участников трудового процесса, создание условий, при которых экономические методы были бы действенными и целенаправленными.

Одно из основных причин широкого применения экономических методов управления явилось значительное усложнение форм деятельности, потребовавших от людей оперативного решения многих возникающих проблем. Динамизм хозяйственной ситуации способствовал тому, что применение одних лишь административных методов на микро-уровне перестало отвечать реальным потребностям управления. Нужны были другие методы, позволяющие исполнителям самим проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности.

Основная задача экономических методов управления предприятия состоит в том, чтобы создать организационные условия, при которых работники выполняли бы все функции на самом высоком уровне. В отличие от организационно-административных, экономические методы предусматривают разработки планово-экономических показателей и способы их достижения. Они достаточно эффективным средством экономического механизма в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, в которых трудовые коллективы и их члены побуждаются к эффективной работе не столько через административное влияние (приказы, директивы, указания), сколько из-за экономического стимулирования. На основе экономических методов управления развиваются и становятся более эффективными организационно-административные и социально-психологические методы, повышаются профессионализм и культура их применения.

Системность и комплексность являются основными принципами экономических методов управления.

Для того чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо обеспечить соответствующую реакцию предприятия и его экономических рычагов на экономические интересы объекта управления. Без этого теряет смысл расширение прав структурных подразделений и самофинансирования предприятия. В свою очередь, расширение самостоятельности способствует большей свободе коллективов по хозяйственной деятельности и применения экономических методов управления.


В условиях обоснованной самостоятельности целесообразен реальный переход к экономическим методам менеджмента: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибыль ), зарплатой и реализует свои экономические интересы.

В условиях рынка экономические методы управления должны развиваться, расширять сферу своего действия, повышать действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в целом в такие условия, при которых полное удовлетворяться личные интересы и общегосударственные.

Государство воздействуют с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли на экономические интересы работников и экономических контрагентов чтобы создать эффективный механизм работы.

2. Классификация основных экономических методов

Действующая система экономических методов управления делится на методы, предусмотренные государственным законодательством и применимых непосредственно руководством предприятия (см. рисунок 1).



Рис. 1. Действующая система экономических методов менеджмента
Экономические методы управления предполагают косвенное воздействие на объект. Работнику устанавливаются цели и общая линия поведения, он самостоятельно ищет наиболее рациональные пути их достижения, проявляется инициатива. Качественное и своевременное выполнение/перевыполнение заданий материально вознаграждаются и мотивируются, чаще всего, с помощью денежных выплат. Т.е., в основе этих методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда.

Экономические методы управления для наглядности обобщим в таблице 1:

Таблица 1

Основные экономические методы управления

Специфика


групп


Наименование

подгруппы

Наименование

методов

Воздействие на материальные

интересы людей, ориентация на

выполнение

определенных

показателей или задач и на

вознаграждение

за их выполнение

Экономические

методы,

применяемые на макро-уровне

прогнозы; национальные программы; государственные заказы; ; ценовая и налоговая политика, финансово-кредитная политика; инвестиционная политика.

Экономические

методы,

применяемые

на уровне

предприятия

планирование; балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование.

коммерческий расчет - хозрасчет; самофинансирование; самоокупаемость;

Экономические

методы управления, применяемые на уровне отдельного работника

методы поощрения - заработная плата, премирование.

методы наказания - штрафы, вычеты и др.



Экономический механизм функционирования и развития предприятий предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей предприятия, в частности в области обеспечения рентабельности производства и сбыта, распределения капиталовложений и расположения производства, финансирование и кредитование, развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и т.д.

Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделений в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности предприятия.


В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги инструменты, как политика в области ценообразования, издержек производства, финансирование и кредитование. Эта политика направлена ​​на получение устойчивой прибыли, является конечной целью коммерческого расчета.

Выявление внутренних взаимосвязей различных элементов экономического механизма функционирования и развития предприятия предполагает необходимость рассмотрения их в процессе централизованного управления. Это обусловлено тем, что они определяются и устанавливаются на основе политики, которая разработана и осуществлена ​​на высшем уровне управления предприятием.

Особенностью коммерческого расчета в современных условиях является предоставление оперативной самостоятельности отдельным подразделениям предприятия ( производственным отделениям, филиалам и дочерним компаниям) и выделение их в центры прибыли. В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри предприятия, которую можно назвать внутрифирменным расчетом. Коммерческий и внутрифирменный расчет - это единая система расчета, следует из общих целей и задач, которые стоят перед предприятием и его отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

Планирование является одним из основных рычагов в экономических методах управления. Содержание его, как функции управления, состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, в проявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.


Таким образом, назначение планирования состоит в том, чтобы заранее учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, которые обеспечивают благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможности наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые охватывают всю технологическую цепочку : научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализа и оценки существующих ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда следует необходимость согласованности планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Центральное место среди различных рычагов экономического механизма управления принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности предприятий. В современных условиях монополистического рынка существенно изменились роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Существенной стороной этих изменений является ограничение сферы действия закона стоимости в результате ослабления роли цены как непосредственного регулятора производства. Повысилось значения других факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию. К ним относятся прежде управленческие решения, принимаемые при реализации функции маркетинга и планирования, согласно наиболее полным учетом потребностей рынка.

В практике управления одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.


3. Экономические методы управления персоналом

Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности.

Так, в концепции «человека экономического» работник в организации выступает как экономический субъект и предпочитает исключительно экономические стимулы. Поэтому мотивация и стимулирование сводятся, в основном, к материально-денежному вознаграждению и в управленческом отношении они представляют собой манипулирование различными системами зарплаты. Целью стимулирования «человека экономического» является образование связи между количественно-качественными показателями труда и размерами вознаграждения за выполненную работу и её результаты.

В концепции «человека социального» работник мотивируется не столько величиной зарплаты и других материальных стимулов, сколько особым доверием со стороны руководства. В мотивации и стимулировании усиливается роль нематериальных стимулов, при организации заработной платы делается ставка на « справедливое вознаграждение», связанную с оценкой работы, поощряется сотрудничество, лояльность, инициативность, учитывается трудовой стаж. Целью стимулирования является вознаграждение за высокие достижения в работе, ставка на групповую солидарность, повышение удовлетворенности трудом.

И, наконец, в концепции «человека разностороннего» целью мотивации и стимулирования является ориентация на повышение эффективности индивидуального труда и одновременно удовлетворения широкого спектра потребностей, имеющих прямое отношение к качеству жизни. В системе мотивации и стимулирования используются такие стимулы, как «участие в прибылях», различные премии за рационализацию, инициативу, участие в медицинском обслуживании, социальном страховании, в предоставлении образовательных и правовых услуг и т.п.; акцент делается на карьерный рост и удовольствие от самой работы.


Экономические методы относятся к демократическим методам управления. Управляющие воздействия такими методами осуществляются путем материально стимулирования коллективов и отдельных работников.

В таблице 2 представлены различные экономические методы управления, используемые на предприятии (фирме, организации).

Таблица 2

Классификация экономических методов управления персоналом
Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования предприятия, имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения, поэтому планирование работы и контроль выполнения плановых заданий является первым и основополагающим методом управления.

Хозяйственный расчет – это соизмерение затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности, возмещении расходов на производство за счёт доходов, обеспечении рентабельности, экономическом расходом материальных ресурсов, заинтересованности работников в результатах труда. Заработная плата является мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы.

Ценообразование является важным экономическим инструментом соизмерения доходов и расходов, цены и себестоимости продукции.

Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан.

Форма собственности предприятия устанавливает характер взаимоотношений внутри предприятия между работниками, руководителем и работниками.

Проведенный анализ позволил объединить элементы экономической мотивационной стратегии управления в такие экономические поощрения и стимулы: заработная плата, премии, акции, бонусы, участие в распределении доходов.

Применение экономических методов должно базироваться на их окупаемости, т.е. инвестирование средств в материальное стимулирование сотрудников должно приносить прибыль предприятию за счет повышения качества работ в планируемом периоде.


Оптимизационная кривая экономического эффекта такого экономического рычага управления, как зара­ботная плата выглядит так (см. рис. 2):



Рис. 2. Методы стимулирования труда

При начальном росте заработной платы эффект от труда будет расти. В точке Зopt он достигнет максимального зна­чения Эmax. Дальнейший рост заработной платы приводит к большим общим затратам, в результате чего себестоимость и цена продукции будут расти, а объемы продаж, выручка, прибыль и рента­бельность падать. Общий эффект от деятельности будет снижаться.

Таким образом, наиболее действенными и такими, которые имеют прямое мотивационную действие, являются экономические поощрения. Мотивация – главное, это хорошая зарплата.

На этапе развития рыночной экономики в XXI в., как показывает имеющийся опыт, и для работодателя, и для наёмных управленцев наиболее оптимальной является комбинированная зарплата. Она сочетает фиксированную часть и переменную дополнительную плату. Соотношение между обеими частями должно быть таким, чтобы стимулировать работников к активной деятельности (больше трудовых усилий - большее вознаграждение), но чтобы одновременно не привело к демотивации (мизерная ставка и безмерный процент за результат).

Кроме экономических, материально-денежных вознаграждений, особую роль в мотивационном механизме играет система социальных поощрений:

- возможность работников приобретать товары и услуги предприятия со скидкой; со скидкой;

- медицинское страхование работников - частное страхование здоровья своих работников, корпоративное обслуживание в своих больницах;

- бесплатные столовые для своего персонала;

- получение ссуд с низким процентом на различные потребительские цели, в т.ч и на приобретение жилья;

- обеспечение отдыха и обучения детей.


Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

К экономическим методам управления относят: организационно-производственное планирование, программно-целевое управление, коммерческий расчет, систему экономических регуляторов хозяйственной деятельности.

Экономические методы прежде всего стимулируют деятельность организации по обеспечению интересов всего общества. Осуществляется это через систему налогообложения, кредитования, различного рода льгот. Эти методы также занимают центральное место в системе научных методов управления трудовой деятельностью людей, поскольку на их основе устанавливается такой режим работы и такие стимулы, которые объективно побуждают и заинтересовывают персонал в эффективной работе (заработная плата, премии, участие в прибылях, другие вознаграждения). То есть влиянием на непосредственные интересы объекта управления создается механизм его ориентации на наиболее эффективный режим работы без постоянного и непосредственного вмешательства сверху.

Руководство организации с помощью различных компонентов оплаты труда (основной и дополнительной заработной платы, премий) регулирует материальную заинтересованность работников.

Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.

Основная цель экономических методов управления, на мой взгляд, сводится, в конечном счете, к созданию объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов в интересах личности, коллектива и общества.

Каждое предприятие, его руководство должны быть заинтересованы в том, чтобы работники получали достойное вознаграждение за свой труд, достигалась удовлетворенность людей своей работой, осуществлялись их ожидания от материальных результатов своей работы.


Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество.

Таким образом, заработная плата рассматривается как важнейший экономический рычаг, действующий на уровне отдельного работника. На уровне коллектива таким рычагом выступает прибыль, рентабельность, на уровне общества - фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичностъ производства и т.д.

Экономические методы управления дают ожидаемый эффект при условии их комплексного и взаимосвязанного применения, - когда один метод не противоречит, а усиливает другой.

Список литературы

1. Герчикова И. Н. Менеджмент; [Текст] учебник для вузов / И. Н. Герчикова 4-е изд., перераб. и доп. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 511 с.

2. Управление персоналом организации: ; [Текст] Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2010. - 512 с.

3. Окрушко В.Я. Проблемы управления экономическими интересами / Окрушко В.Я. // Проблемы современной экономики. – 2012. - №1. – с. 62-66.

4. Рюмин, С. Метод 360 градусов: Эффективная система оценки в организации [Текст] / С. Рюмин // Менеджмент и менеджер. – 2009. – № 10. – С. 38-46.

5. Ходаницкая, А. Методы оценки персонала [Текст] / А. Ходаницкая // Менеджмент и менеджер. – 2011. – № 1. – С. 45-55.

6. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-распорядительные: портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m99/2_8.htm. Дата обращения: 19.11.2013.

7. Методы управления персоналом: портал [Электронный ресурс] Режим доступа http://investobserver.info/metody-upravleniya-personalom/. Дата обращения: 20.11.2013.