birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 6 7
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

23.02.2000

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕРВИЧНОЙ

ИНВЕНТАРИЗАЦИИ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ

ОТХОДОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ

УТВЕРЖДАЮ

Министр Российской Федерации

по атомной энергии

Е.О.АДАМОВ

23 февраля 2000 года

Согласовано

Заместитель Министра

Российской Федерации

по атомной энергии

В.А.ЛЕБЕДЕВ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВИАЦ - ведомственный информационно - аналитический центр

ЖРО - жидкие радиоактивные отходы

ЗРИ - источник радионуклидный закрытый

ОКАТО - общероссийский классификатор административно -

территориальных образований

ОКДП - общероссийский классификатор видов экономической

деятельности, продукции и услуг

ОКОГУ - общероссийский классификатор органов государственного

управления

ОКОНХ - общероссийский классификатор "Отрасли народного

хозяйства"

ОКПО - общероссийский классификатор предприятий и организаций

ОКОПФ - общероссийский классификатор организационно - правовых

форм

ОКУД - общероссийский классификатор управленческой документации

ОКФС - общероссийский классификатор форм собственности

ОРИ - источник радионуклидный открытый

ОТВС - отработавшая тепловыделяющая сборка

ОЯТ - отработавшее ядерное топливо

РАО - отходы радиоактивные

РВ - вещество радиоактивное

РИАЦ - региональный информационно - аналитический центр

ТРО - твердые радиоактивные отходы

УКТ - упаковочный транспортный комплект

ЦИАЦ - центральный информационно - аналитический центр

1. Введение

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в


соответствии с Правилами организации системы государственного

учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

(далее - Система), утвержденными Постановлением Правительства

Российской Федерации от 11.10.97 N 1298 <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42,

ст. 4782.

1.2. Методические рекомендации предназначены для использования

при проведении первичной инвентаризации РВ и РАО в рамках Системы

и описывают порядок проведения инвентаризации, содержат

инвентаризационные формы и инструкцию по их заполнению.

2. Термины и определения

Для целей настоящего документа используются следующие понятия:

----------------------------------------------------------------

| Вещество радиоактивное| Вещество в любом агрегатном состоянии, |

| | содержащее радионуклиды с активностью, |

| | на которые распространяются требования |

| | федеральных норм и правил |

|-----------------------|----------------------------------------|

| - источник | Источник излучения, устройство которого|

| радионуклидный | исключает поступление содержащихся в |

| закрытый | нем радионуклидов в окружающую среду в |

| | условиях применения и износа, на |

| | которые он рассчитан |

|-----------------------|----------------------------------------|

| - источник | Источник излучения, при использовании |

| радионуклидный | которого возможно поступление |

| открытый | содержащихся в нем радионуклидов в |

| | окружающую среду |

|-----------------------|----------------------------------------|

| Отходы радиоактивные | Не предназначенные для дальнейшего |

| | использования вещества в любом |


| | агрегатном состоянии, в которых |

| | содержание радионуклидов превышает |

| | минимальные значения, установленные |

| | федеральными нормами и правилами |

|-----------------------|----------------------------------------|

| - жидкие радиоактивные| РАО в виде вод и других жидкостей, |

| отходы | содержащие растворенные или в виде |

| | взвесей радиоактивные вещества, |

| | активность которых превышает |

| | минимальные значения, установленные |

| | федеральными нормами и правилами |

|-----------------------|----------------------------------------|

| - твердые | РАО в виде изделий, материалов, |

| радиоактивные | твердых веществ и твердых биологических|

| отходы | объектов, активность которых превышает |

| | минимальные значения, установленные |

| | федеральными нормами и правилами |

|-----------------------|----------------------------------------|

| - отработавшее ядерное| Облученное ядерное топливо, дальнейшее |

| топливо | использование которого не |

| | предусматривается, и отнесенное в |

| | установленном порядке к категории |

| | радиоактивных отходов |

|-----------------------|----------------------------------------|

| - загрязненные | Территории (земли и водоемы в |

| радионуклидами | промышленных, санитарно - защитных |

| территории | зонах и зонах наблюдения) объектов |

| | использования атомной энергии, на |

| | которых присутствуют радиоактивные |

| | вещества в количестве, превышающем |

| | минимальные значения, установленные |

| | федеральными нормами и правилами |

|-----------------------|----------------------------------------|

| Паспорт ЗРИ, ОРИ | Документ изготовителя, содержащий |


| | значения основных параметров и |

| | характеристик ЗРИ, ОРИ, удостоверяющий |

| | гарантии изготовителя и поставляемый |

| | потребителю в комплекте со ЗРИ, ОРИ |

|-----------------------|----------------------------------------|

| Препараты | Приготовленное вещество радиоактивное, |

| радионуклидные | не требующее для применения его по |

| | прямому назначению дальнейшей обработки|

|-----------------------|----------------------------------------|

| Упаковочный | Комплекс средств, используемый для |

| транспортный | транспортирования РВ и обеспечивающий |

| комплект | ядерную и радиационную безопасность и |

| | защиту окружающей среды, обслуживающего|

| | персонала и населения от их вредного |

| | воздействия в соответствии с |

| | федеральными нормами и правилами |

----------------------------------------------------------------

3. Основные положения

3.1. Инвентаризация осуществляется в целях:

1) формирования первичной информации Системы на федеральном,

ведомственном и региональном уровнях;

2) определения фактического наличия РВ и РАО;

3) предотвращения потерь, несанкционированного использования и

хищения РВ и РАО;

4) формирования информации о наличии РВ и РАО для представления

органам государственной власти, органам управления использованием

атомной энергии и органам государственного регулирования

безопасности.

3.2. Первичная инвентаризация проводится непосредственно в

организациях, имеющих РВ или РАО, перечисленные ниже.

3.3. Первичной инвентаризации подлежат имеющиеся в организациях

(на промышленной площадке, в санитарно - защитной зоне, зоне

наблюдения, на судах - хранилищах, находящихся на причале или в


открытом море):

1) радиоактивные вещества, включая закрытые радионуклидные

источники, изделия ими укомплектованные, открытые радионуклидные

источники, пункты их хранения;

2) отработавшее ядерное топливо, отнесенное к радиоактивным

отходам, и пункты его хранения, включая суда (суда - хранилища и

суда с ЯЭУ с невыгруженным ОЯТ);

3) жидкие радиоактивные отходы, пункты их хранения, глубинного

захоронения;

4) твердые радиоактивные отходы, пункты их хранения,

захоронения;

5) радиоактивные отходы в специальных судах - хранилищах;

6) установки переработки радиоактивных отходов;

7) загрязненные радионуклидами территории (участки земель,

водоемы).

3.4. Не подлежат первичной инвентаризации радионуклидные

источники в датчиках пожарной сигнализации, источники и препараты

радиоактивные, являющиеся эталонными, образцовыми, рабочими мерами

или предназначенные для аттестации в качестве них, контрольные

источники, генераторы радионуклидов (кроме генераторов радона),

соединения, меченные радионуклидами, радиофармацевтические

препараты, наборы для иммунологического анализа, а также

радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих

радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток,

включая йод-125.

Кроме того, не подлежат первичной инвентаризации РВ (за

исключением ЗРИ), учет которых производится в системе

государственного учета и контроля ядерных материалов. Минимальные

количества ядерных материалов, начиная с которых они относятся к

системе государственного учета и контроля ядерных материалов,

приведены ниже.

----------------------------------------------------------------

| N | Ядерный материал | Минимальное |


| п/п | | количество |

|-----|----------------------------------|-----------------------|

| 1 | Плутоний | 15 г |

|-----|----------------------------------|-----------------------|

| 2 | Плутоний с содержанием Pu-238 | 15 г |

| | более 20% | |

|-----|----------------------------------|-----------------------|

| 3 | Уран-233 | 15 г |

|-----|----------------------------------|-----------------------|

| 4 | Уран с обогащением по изотопу | 15 г по изотопу U-235 |

| | U-235 больше природного | |

|-----|----------------------------------|-----------------------|

| 5 | Нептуний-237 | 15 г |

|-----|----------------------------------|-----------------------|

| 6 | Совокупность ядерных материалов, | 15 г |

| | перечисленных в п. п. 1 - 5 | по сумме масс Pu, |

| | | U-233, U-235 и Np-237 |

|-----|----------------------------------|-----------------------|

| 7 | Америций-241 | 1,0 г |

|-----|----------------------------------|-----------------------|

| 8 | Америций-243 | 1,0 г |

|-----|----------------------------------|-----------------------|

| 9 | Калифорний-252 | 0,1 г |

|-----|----------------------------------|-----------------------|

| 10 | Уран с обогащением по изотопу | 500 кг |

| | U-235 не больше природного | |

|-----|----------------------------------|-----------------------|

| 11 | Торий | 500 кг |

----------------------------------------------------------------

Примечание. Изделия защитной техники, в которых обедненный уран

используется в качестве конструкционного материала для

биологической (радиационной) защиты, подлежат учету и контролю как

радионуклидные источники.

4. Подготовительные работы


и проведение инвентаризации

4.1. Органам исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, федеральным органам исполнительной власти, Российской

академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской

академии сельскохозяйственных наук рекомендуется издать

организационно - распорядительные документы о проведении первичной

инвентаризации РВ и РАО.

4.2. Для координации работ, методического руководства, сбора и

анализа данных инвентаризации федеральным органам исполнительной

власти, Российской академии наук, Российской академии медицинских

наук, Российской академии сельскохозяйственных наук рекомендуется

определить организации, которые будут осуществлять функции

ведомственных информационно - аналитических центров (ВИАЦ); а

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации -

соответственно региональных информационно - аналитических центров

(РИАЦ), согласно Постановлению Правительства Российской Федерации

от 11.10.97 N 1298.

4.3. Для контроля за ходом инвентаризации целесообразно

сформировать перечни организаций, участвующих в проведении

первичной инвентаризации. Формирование перечней рекомендуется

осуществлять:

на региональном уровне - органам исполнительной власти

субъектов Российской Федерации или уполномоченным ими

информационно - аналитическим организациям или РИАЦ;

на ведомственном уровне - федеральным органам исполнительной

власти, Российской академии наук, Российской академии медицинских

наук, Российской академии сельскохозяйственных наук или

уполномоченным ими информационно - аналитическим организациям или

ВИАЦ.

4.4. Руководители организаций, проводящих первичную

инвентаризацию, назначают лиц, ответственных за ее проведение,


формируют инвентаризационные комиссии из специалистов, имеющих

необходимую квалификацию и допуск к проведению работ с РВ и РАО.

4.5. При проведении инвентаризации РВ и РАО в организациях

осуществляется:

1) определение фактического наличия и состояния РВ и РАО;

2) сопоставление фактического наличия РВ с данными

бухгалтерского учета;

3) проверка соответствия РВ, РАО и пунктов их хранения

паспортной документации;

4) контроль загрязненности радионуклидами территорий в

промышленных, санитарно - защитных зонах и зонах наблюдения

организаций;

5) заполнение инвентаризационных форм.

4.6. При проведении инвентаризации используются

инвентаризационные формы (Приложение 1) и инструкция по их

заполнению (Приложение 2).

5. Оформление и передача результатов инвентаризации

5.1. Заполненные по результатам инвентаризации формы и

пояснительная записка (в двух экземплярах) с сопроводительными

документами, подписанными руководителем организации, направляются

в соответствующие РИАЦ или ВИАЦ - первый экземпляр, в Минатом

России (ЦИАЦ) - второй экземпляр, до 15.08.2000.

Российский научный центр "Курчатовский институт" направляет эти

документы в одном экземпляре непосредственно в Минатом России

(ЦИАЦ).

Примечание. Организации, подведомственные федеральным органам

исполнительной власти, по просьбе администрации субъекта

Российской Федерации и с согласия ведомства, в подчинении которого

они находятся, могут передавать копии материалов инвентаризации в

органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или

соответствующий РИАЦ.

5.2. Уполномоченные органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации или федеральными органами исполнительной

власти информационно - аналитические организации или


следующая страница >>