birmaga.ru
добавить свой файл

1 2

Советы врача








   Рекомендации по питанию в условиях школьного пищеблока.

 1. Удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии в соответствии с возрастом.

2. Максимальное разнообразие рациона.

Обеды должны быть полноценными, т.е. иметь первое и второе блюда, а также салат. Салаты должны готовиться из овощей по сезону.

В меню должны быть соки, мясо и овощи.

Выпечка не чаще двух, трех раз в неделю в ограниченном количестве.

Буфетная продукция должна быть представлена молочными продуктами.

3. Из рациона должны быть исключены продукты, обладающие раздражающим действием (газированная вода, чипсы и т.д.), приводящие к ухудшению здоровья хронических больных.

4. Необходимо строго соблюдать сроки реализации и хранения продуктов, выполнять санитарно-гигиенические требования к состоянию пищеблока и столовой, транспортировке и качеству сырья.  

Рекомендации родителям по сохранению здоровья школьников

  Конституция РФ гласит, что ответственность за здоровье ребёнка несёт в первую очередь родитель. Поэтому, только совместные усилия родителей, медиков и учителей смогут помочь детям сохранить здоровье во время учебы в школе.

     Целью рекомендаций является помощь родителям в правильной организации условий дома для успешной учёбы в школе, а также правильной организации медицинского наблюдения за ребёнком на время учёбы.

1.     Обеспечение ребёнка правильным сбалансированным питанием – обязательный горячий завтрак перед школой, обед с достаточным количеством белка, полдник, ужин до 19 часов.

2.     Контроль за одеждой ребёнка: недопустимо ношение в школе грязной и рваной одежды, одежды с надписями и портретами, одежды оголяющей тело, мини-юбок, обуви на высоких каблуках; украшений, бросающихся в глаза.


3.     Контроль за соблюдением ребёнком режима дня, выполнения водных процедур, зарядки.

4.      Своевременное и правильное реагирование на требования как медиков, так и педагогов посетить лечебные учреждения. Своевременное предоставление сведений о состоянии здоровья ученика.

5. Следить за выполнением домашних заданий, оценивая правильностьосанки за столом. Обеспечить ребёнка ранцем для учебников и следитьза его использованием.

 6.   Помнить, что такие страшные и неизлечимые болезни как наркоманияи алкоголизм берут своё начало в школе, и являются результатом  бездуховности и безнравственности. Поэтому ответственными занравственное и духовное воспитание своего чада являетесь вы, родители, ваш жизненный пример, ваш опыт.

  Рекомендации учителям по сохранению здоровья учеников

   Современные образовательные учреждения характеризуются повышенным объёмом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни». При этом отмечается рост числа хронических заболеваний, нарушений физического развития, и как следствие – снижение функциональных возможностей детского организма. Целью данных рекомендаций является предупреждение развития «школьные болезни», а также снижение общего уровня заболеваемости в классе.

1. Наиболее полная осведомлённость педагога о состоянии здоровья ученика, знание группы здоровья и причины её снижения.

2. Постоянная коррекция осанки ученика во время занятий в классе.

3. Правильное распределение учеников за столами по удалённости от доски с учётом зрения.

4. Работа с родителями учеников, часто пропускающими по болезни школу.

5. Строить учебно-воспитательный процесс в условиях оптимальных учебных нагрузок, с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

6.  Во внеклассной работе уделять больше внимания формированию навыков здорового образа жизни, прививать ученикам любовь к жизни, воспитывать в них ответственное отношение к здоровью, закладывать основы нравственного и духовного отношения к жизни.


  Рекомендации для школьников по сохранению своего здоровья

   Целью настоящих рекомендаций является укрепление здоровья школьников в условиях образовательного процесса, предупреждение обострений уже имеющихся хронических заболеваний, формирование у школьника навыков здорового образа жизни.

1.  Соблюдение рационального режима дня (обязательный 8-9-ти часовой сон, пребывание на свежем воздухе после учёбы и перед сном, короткий отдых между выполнением домашних заданий по разным предметам). Приготовление уроков не должно занимать более 4-х часов.

2. Рациональное, сбалансированное питание (обязательный завтрак, обед не позже 14 часов, ужин не позднее 19 часов), употребление в пищу продуктов содержащих достаточное количество белков, жиров углеводов, витаминов и микроэлементов. Школьнику нельзя употреблять в пищу продукты, содержащие консерванты, вредные добавки (Е), копчёности, фастфуд.

3.  Соблюдение правил личной гигиены, уход за кожей, зубами, волосами, поддержание в порядке своей одежды, своей комнаты. Необходимо постоянно заботиться о чистоте рук, т.к. заражение многими болезнями происходит через грязные руки, самым распространённым заболеванием, передающимся таким путём является энтеробиоз (глистная инвазия). Гигиена зубов – комплексный уход за полостью рта (чистить зубы два раза в день, полоскать рот после приёма пищи, не менее двух раз в год посещать стоматолога). Уход за кожей особенно важен в подростковом возрасте, когда появляется чрезмерная потливость, быстро присоединяются гнойничковые осложнения. Волосы ученика и ученицы должны быть чистыми, причёска не должна мешать при занятиях в классе и в спортзале. Одежда должна выполнять свою основную функцию и быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать возрасту ученика, полу, температуре в школьном  помещении, виду урока, должна быть чистой.

4. Поддержание достаточной двигательной активности. Мышечная активность необходима для правильного формирования характера человека, его способности творчески мыслить, сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, ровность поведения. Поэтому необходимо выполнять утром комплекс утренней зарядки, посещать все уроки физкультуры, а также заниматься каким-либо видом спорта в секции или посещать тренажёрный зал 2-3 раза  в неделю. Это поможет правильному формированию осанки, предупредит развитие сколиоза.


5.  Необходимо постоянно повышать свои иммунные силы посредством закаливания. Это поможет снизить заболеваемость простудными болезнями, уменьшить число пропусков школы по болезни. Рекомендуем такие процедуры: контрастный душ, обливание ног холодной водой, воздушные ванны. Главное условие для успешного закаливания это – постепенность, систематичность, умеренность.

6. Воздержание от употребления любых психоактивных веществ, коими являются: табак, алкоголь, наркотики, таблетки и другие вещества, изменяющие сознание человека. Вредность употребления этих веществ очевидна – они вызывают зависимость. Школьник, начавший их употреблять, быстро теряет свой умственный потенциал, жизненный ориентир, у него появляются проблемы с учёбой, в отношениях с родителями и учителями, а далее и с милицией. Огромный вред здоровью школьника наносят напитки с малым содержанием спирта: пиво, коктейли. Помимо спирта в них содержатся ядовитые добавки, которые вызывают тяжёлые поражения печени и мозга, ну, а спирт, находящийся в них формирует алкоголизм. Велик вред табака, его дым содержит до 400 и более ядовитых веществ, которые ложась на стенку альвеолы легкого, вызывают хронические заболевания: фарингит, бронхит, ларингит.

7. Необходимо правильно вести себя в школе, на улице, в быту, не допускать поступков прямо или косвенно ведущих к травме. Для этого необходимо правильно управлять своими эмоциями, реагировать на замечания старших должным образом, бережно относиться как к себе, так и к окружающим.

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребёнка при выборе профессии

 1)   В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему ещё только учится. «Золотую середину» в выборе профессии, особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегая ситуаций самостоятельного выбора.


2)   Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство. Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.

3) Искреннее желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов - ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4)  Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.

5)  Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.

(материал взят из книги «Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 кл» В.Р. Шмидт)

 

Ошибки в выборе профессии

1) Отождествление профессии со школьным предметом

! Помни, что школьный предмет – это ещё не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.

2)Ориентация на мнение случайных людей

! Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящем от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии.

3) Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней

! Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на её внешнюю привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.


4) Выбор профессии «за компанию»

! Если профессия нравиться твоему другу – из этого ещё не следует, что она понравиться и тебе.

5) Недостаточный учёт своих способностей

! Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему - то иногда упускается из виду.

6) Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии

! «Хороший человек» - это не профессия. Если тебе симпатичен кто – то это ещё не значит, что нужно выбирать профессию, какой обладает он.

7) Выбор исключительно по признаку престижности

! Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать, мода, скорее всего, уже измениться.

8) Игнорирование медицинских противопоказаний

! Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.

(материал взят из книги А. Перцова «Выбираем профессию»)

Пути преодоления конфликта между родителями и подростком

Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребёнка. Поиск решения достигается при помощи особой методики – «шесть шагов».

Первый шаг

Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях.

Второй шаг


Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.

Третий шаг

Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.

Четвёртый шаг

Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

Пятый шаг

Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.

Шестой шаг

Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?»

Памятка для родителей по сохранению социально – психологического здоровья детей и подростков.

1. Противопоставьте образам смерти и разрушения, которые несут экран и некоторая музыка, образы жизни и радости, т.е. свои любовь, теплоту и внимание к собственному ребёнку. Делайте это постоянно, ведь информационно-поражающий поток бомбардирует сознание наших детей ежедневно и ежечасно.

2. Помните, что до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, которая разрушает тело и душу вашего ребёнка. Только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.

3. Знайте, что виртуальные образы привлекают внимание вашего ребёнка и создают психологическую зависимость, прежде всего, потому, что они искусственно стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, их сбой, происходящие благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания», увлекающему сюжету и необычным переживаниям.


4. Анализируйте сюжеты компьютерных игр, в которые играет ваш ребёнок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости, убийства противника. Случается, что ребёнок совершает акт виртуального убийства до нескольких сотен (!) раз за одну игру.

5. Обратите внимание на то, что в виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя, ребёнок не переживает обычных эмоций (боли, сочувствия, сопереживания). Наоборот, привычная человеческая шкала перевёрнута: ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства.

6.Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером:

повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы;

расстройства сна, нарушение памяти;

рост аллергических реакций организма;

специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатуре.

7. Помните, что рекомендованное специалистами максимальное время с компьютером строго ограничено: для детей после 6 лет – 10 минут; младших школьников – 15 минут; учащихся 5-6 классов – 20 минут; 8-9 классов- 25 минут; для старшеклассников – не более 30 минут в день.

8. Прислушайтесь к информации из медицинских источников: массовая работа детей с компьютерами и видеоприставками уже привела к тому, что количество близоруких детей увеличилось в 10 раз.

9. Присмотритесь к линии поведения, насаждаемой многочисленными мультсериалами, фильмами для самых маленьких, компьютерными играми - для более старших детей. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии и асоциального поведения. Всё это приводит в итоге к увеличению и без того неестественно высокой гипервозбудимости наших детей.

10. Не лишайте вашего ребёнка живого, полноценного и радостного детства! Компьютерная грамотность как технология настоящего и будущего должна остаться всего лишь технологией, а не средством разрушения неокрепшего детского сознания. Виртуальные миры не причинят вред вашему ребёнку только в том случае, если он уже умеет жить в мире ярких человеческих эмоций.


Правила семейного воспитания

1. Власть любимого дитяти не должна противоречить правильному воспитанию.

2. Отклонения в поведении детей требуют коррекции, терпения и воспитания.

3. Личный пример – условие выполнения ребёнком ваших требований.

4. Каждая мелочь воспитывает (от аккуратного застёгивания пуговиц до вежливого обращения с людьми).

5. Переговоры за круглым столом способствуют лучшему пониманию.

6. Родительская ласка – магическое средство воспитания.

7. В семье нет места для мести.

8. Вместо нотаций проведите беседы о жизни: притча, жизненный опыт, пример, семейная история.

9. Сначала думайте, а потом действуйте. Приучайте к этому своих детей.

10. Совет, данный в присутствии других, воспринимается как упрёк. Это постоянно нужно иметь в виду при общении с детьми.

11. Сила собственного негативного опыта велика: стоит разрешить самому ребёнку разбить нос, расцарапать коленки, чтобы навсегда избавить его от поручений на эту тему.

Памятка для родителей по воспитанию детей дошкольного возраста.

1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить весь уклад жизни семьи на принципах здорового образа жизни:

а) строгий и чёткий режим;

б) утро начинать с физзарядки и прохладного душа;

в) бросьте курить, ограничьте употребление алкоголя;

г) всегда оставляйте за порогом своего дома недовольство жизнью, плохим самочувствием (помните, что нагромождение стрессовой энергии в вашей психике вызовет резкое снижение общего иммунитета не столько у вас самих, сколько у ваших детей);

д) не становитесь рабом телевизора или компьютера, а если общение с ними необходимо по рабочим соображением, уравновешивайте его активным общением с природой: лесом, полем, речкой.

2. Если вы желаете видеть своего ребёнка трудолюбивым:

а) не лишайте детей участия в семейном труде;


б) не делите труд на «мужской» и «женский».

3. Если вы хотите видеть своих детей способными и счастливыми, то:

а) будьте сами выдержанны и спокойны, интеллигенты;

б) уделяйте детям максимум внимания, создайте в семье единство чувств, ценностей и сопереживания друг другу;

в) избегайте ссор.

4. Если вы хотите видеть своих детей культурными, то:

а) живо интересуйтесь успехами своих детей, даже малыми;

б) не жалейте времени и средств на культурный отдых с детьми.

Актуальная тематика для организации
родительского всеобуча в учреждениях образования

В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания, обучения и развития детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за "круглым столом", вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки, представителей ИДН, КДН, социального приюта, секторов охраны детства), использования технического оснащения.
Предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях:

I. Приоритет семьи в воспитании ребенка

1. Семья и ее роль в воспитании детей
• Воспитательный потенциал семьи.
• Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
• Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
• Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
• Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
• Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
• Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
• Диалог в семейном общении.
• Принципы творческой педагогики в семье.

2. Уклад жизни в семье
• Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
• Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
• Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
• Место традиций в современном семейном укладе.
• Этика и эстетика семейного быта.
• Возможности воспитания трудом в современной семье.
• Семейный досуг игры, домашние праздники, телевидение.
• Искусство создания детского праздника.
• Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
• О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
• Традиция семейного чтения.

II. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка
1. Школа как открытая социально-педагогическая система
• Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
• Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
• Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
• Модель работы социального педагога с семьей.
• Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

2. Здоровый ребенок — здоровое общество

• Понятия физического, психического и духовного здоровья; их взаимосвязь.
• Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
• Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
• Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
• Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
• Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.

III. Особенности детской и подростковой психологии
• Что такое личность? Иерархическое строение личности.
• Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
• О развитии самосознания у детей и подростков.
• Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
• Психология потребностей, разумные потребности и псевдопотребности.
• Нравственный облик и поведение человека.
• Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
• Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
• Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

IV. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей
• Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
• Правовая и экономическая зашита личности ребенка.
• Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Данные темы целесообразно использовать в проведении общешкольного родительского всеобуча на протяжении нескольких лет.

Для проведения родительского просвещения на уровне класса, параллели используют одну из основных форм работы классного руководителя (воспитателя) с родителями — родительское собрание. Практика показывает, что это самая универсальная форма при проведении родительского всеобуча. На нем обсуждаются проблемы детей и родителей, коллектива класса, учебно-воспитательный процесс школы, участие родителей в жизни класса, школы, каждого ребенка, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое.

Педагог использует для этого традиционные организационные формы:
родительский лекторий, "родительские университеты" — формы, способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Подобная форма может проводиться как в рамках всей школы, так и в рамках класса. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятия наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями учащихся. Темы должны быть конкретные, например: "Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I (V, X,XI) класс?". Они определяются и доводятся до родителей заранее. В определении тематики целесообразно участие и родителей. Темы должны заинтересовывать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Любая оригинальная тематика со временем становится стандартной. Актуальные в прошлом темы "Физическое воспитание школьников", "Нравственное воспитание в семье", "Трудовое воспитание в семье" не вызывают живого интереса у родителей сегодня. Необходимо выходить на темы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями, такие, как:
— Умеете ли вы любить своего ребенка?
— Знаете ли вы (понимаете ли вы) своего ребенка?
— Один день из жизни ребенка в семье.
— О пользе и вреде музыки.
— Телевизор: помощник или враг?
— Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его организовывать?
— В семье растет сын (дочь);
— Причины плохого поведения ребёнка;
— Как привить интерес к учёбе;
— Как выбирать профессию?
Примерная тематика общешкольного родительского лектория:
— Школа и семья: как помочь друг другу?
— Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности ребенка и родителей.

— Негативные явления: как их предотвратить?

— Здоровье нашего ребенка: советы, как его сохранить.
— Как помочь детям развить свои способности?
— Профессии, которые выбирают дети.
— О детской дружбе;
— Повышение воспитательной уверенности в родителях;
— Роль отца, матери в семье и в воспитании ребёнка.
Презентации семейного опыта, родительские чтения — формы, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей, работы знаменитых педагогов в просвещении родителей. Эти формы дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Родительские чтения организуются после определения вопросов педагогики и психологии, которые наиболее волнуют родителей. Педагог вместе со специалистами и школьным библиотекарем определяет литературу, с помощью которой родители могли бы найти ответ на поставленные вопросы, и рекомендует их прочитать. Через определенное время проводятся родительские чтения. Особенность родительских чтений — анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
— Семейное счастье — в чем оно?
— Наши семейные традиции.
— Наше свободное время.
— Труд в школе и семье.
— Секреты семейного воспитания.
— Трудно ли воспитывать детей?
— В здоровом теле — здоровый дух.
— Вместе весело шагать...
— Особенности гендерного воспитания и т.д.
Школа для родителей, малые академии родителей (с учетом возраста и интересов родителей) — дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей (отдельно для молодых, многодетных родителей, неполных семей, отцов, бабушек, мам, семей "трудных детей" и т.д.), позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей.
В "Школе молодого родителя" можно построить работу с родителями так:
- Игра знакомств "Давайте познакомимся".

- Результаты психолого-педагогической диагностики "Мотивационная готовность ребенка к школе", советы родителям.

— Деловая игра "Поможем детям учиться".
— Дискуссия "Поощрения и наказания в семье: польза и вред".
— Практикум "Развитие речи и общения детей".
— Размышления родителей о воспитании "Педагогические рецепты".
Вечера вопросов и ответов — проводятся после проведения диагностики родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты (психологи, медики, юристы, социальные педагоги и др.), родители с учетом возрастных особенностей детей. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Такие вечера уместно проводить для учащихся, а также совместные встречи.
Вопросы на подобных вечерах могут подниматься различные:
— Индивидуально-возрастные особенности детей ... возраста.
— Отцы и дети: преодоление "вечного конфликта".
— Наркотики: как от них уберечься.
— Как научить детей правильно питаться?
— Отец и сын не ладят: как помочь?
— Ответственность перед законом: что нужно знать и детям, и родителям? И др.
Педагогические практикумы, семинары направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Для того чтобы данная форма принесла результат, требуется серьезная подготовка, т.к. этому должна предшествовать большая диагностическая, подготовительная работа как самого педагога, так и родителей.
Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах:
— Как помочь ребенку стать внимательным?
— Как помочь детям в подготовке домашних заданий?
— Поощрение и наказание в семье.
— Нужно ли трудиться дома (в школе)?
— Конфликт в семье: как его преодолеть?
— Как помочь исправить тройки (двойки)?
— Как помочь одаренному ребенку?
— Как правильно общаться?

Особенно эффективны в работе с родителями нестандартные формы, которые дают возможность родителям "попрактиковаться в воспитании", проиграть всевозможные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в ненавязчивой форме, в процессе совместного решения.

Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьей и школой, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса, выявления и развития творческих способностей родителей и педагогов.
Возможные темы встреч:
— Учитель глазами родителей, родитель глазами учителя.
— Наша школа, какой мы ее хотим видеть.
— Вместе дружная семья.
— Друзья мои, прекрасен наш союз!
— Что мы можем вместе?
"Круглый стол", педагогический треугольник, родительский ринг — подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в школе, в семье. На обсуждение могут быть представлены проблемные ситуации, складывающиеся в семье, ситуации, которые складываются в самом классном коллективе. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся. Затем изучаются и анализируются различные точки зрения. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Дискуссионные клубы, собрания-диспуты нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
Проигрывание педагогических ситуаций дает большую возможность для размышления, активизации родителей и принятия совместных решений.
Подобные формы предполагают тщательную предварительную подготовку, которая включает в себя:
— изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения;
— консультирование классного руководителя со специалистами (психологами, социальным педагогом и т.д.) с целью подбора ситуации для обсуждения;

— создание из числа педагогов, психологов, приглашенных специалистов группы экспертов для анализа точек зрения и принятия правильного решения.

Подобные формы начинаются с обсуждения точек зрения на проблему, что позволяет определить противоположные и общие воззрения на нее. Затем переходят к обсуждению конкретной воспитательной ситуации.
Тематика подобных форм родительского просвещения многообразна и определяется при выявлении проблем в классе, семье, школе:
— Семейные проблемы. Как их решать?
— Пятнадцать лет. Это много или мало?
— Трудности адаптации. Как их преодолеть?
— Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение?
— Трудный ребенок. Какой он?
— Почему врут наши дети?
— Ответственность. Как сформировать ее у детей?
— Причины детской и взрослой агрессивности.
Педагогические мастерские, мастерские общения — "психолого-театральное действо", которое эмоционально и духовно переживается участниками в его процессе:
— Игры общения в семье.
— Как правильно воспитывать детей?
— Проблемы общения в детском коллективе.
— Мальчик — не девочка. Девочка — не мальчик.
— Наказание и поощрение.
— Педагогический такт родителей.
— Искусство любить детей.
Организационно-деятельностные, деловые и ролевые игры дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в семье:
— Школа — второй дом. Какой мы ее хотим видеть?
— Наша модель выпускника школы.
— Воспитание в школе глазами родителей.
— Родительский совет. Его роль в школе.
— В роли сына или дочери.
— Легко ли папе (маме) — учителю?
— Вновь за школьной партой.
— Друг (подруга) моего сына (дочери).

Социально-психологические тренинги — активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, при этом эффективность и результаты тренингов возрастают. В тренинге участвует группа не более 12-15 человек. Тренинг должен включать 5 — 8 занятий. Обычно проводится психологом, социальным педагогом.

Совместные собрания вместе с детьми — формы работы, которые прекрасно сплачивают родителей и детей, дают возможность родителям "с другой стороны" увидеть своих детей, их возможности и таланты, достижения в школьной жизни:
— Способности ребенка, пути их развития.
— Мы и наши таланты.
— Взгляни на меня другими глазами.
— Вот и стали мы на год взрослее.
Данные формы многообразны. Они позволяют взглянуть на возникшие проблемы с разных сторон, глазами специалистов, педагогов, детей и родителей. В работе с родителями можно варьировать темы, формы проведения, объединять различные формы в проведении одного родительского собрания. Главное, чтобы они затронули пап и мам, заставили их еще раз пересмотреть свои точки зрения на воспитание своих детей, сравнить и стать своему ребенку помощником и другом.
Родительские конференции, сходы, съезды — формы педагогического просвещения, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Проводятся на уровне класса, школы, микрорайона, района, города не более одного раза в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К началу конференции готовят фото-, изо-, книжные выставки, выставки детского и семейного творчества, перед конференцией объявляются всевозможные конкурсы. На конференции (съезде, сходе) принимаются определенные решения, намечаются мероприятия по заявленной проблеме, могут быть приняты обращения родителей.
Примерные вопросы для обсуждения:
— Роль родителей в мотивации к учебе, самообразованию и развитию познавательного интереса.
— Физическое и психическое здоровье ребенка — залог успешности в учебе.
— Национальные семейные традиции: вчера, сегодня, завтра.

— Хорошие родители. Кто они?

— Как научить ребенка любить и быть любимым?
— Роль отца в воспитании.
— Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений и негативных явлений.
— "Важней всего — погода в доме". (Как избежать конфликтов в семье.)
— Роль семьи в выборе профессий.
— Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни.
— Вредные привычки. Как их преодолеть?
— Трудности школьного ученичества.
— Свободное время детей. Как его занять?
— Культура общения в семье и социуме и др.



следующая страница >>