birmaga.ru
добавить свой файл

1
С.М. Белозерова,


вед.н.с. ИЭ РАН

г. Москва

Регулирование экономических и социальных отношений в промышленности при переходе к инновациям.
Переход экономики на инновационный путь развития делает необходимым повышение активности государства в регулировании экономических и социальных отношений, сложившихся в промышленном производстве. В директивном порядке эти проблемы не решить. Особое внимание должно быть уделено использованию экономических и социальных стимулов для развития производительных сил, повышения производительности труда.

Это связано с тем, что переход российской экономики к инновационной модели нуждается в новых подходах к созданию высокотехнологичных производств. На начальном этапе модернизации производств наряду с привлечением инвестиций и финансов для преобразования материально-технической базы промышленности, необходимо предусмотреть также меры по обеспечению производств соответствующим качеством рабочей силы, а также уровнем экономических и социальных отношений, содействующих включенности работника в преобразование предприятий.

Формирование новых экономических и социальных отношений возможно при учёте происходящих изменений в содержании трудовых процессов и функциях работников, обусловленных автоматизацией применяемых технологий, системами программного управления, требующих регулирования исполнительской деятельности для повышения эффективности результатов производства.

Происходящие перемены в содержании труда при внедрении инноваций нуждаются в создании иных компенсаторных условий, отличающихся от «компенсаций» применяемых для индустриального труда. Соответственно должны проектироваться новые правила в оценке и оплате сложного труда, учёта новой роли работника по влиянию на результат, а так же в обеспечении затрат для поддержания соответствующего уровня работоспособности и условий для его дальнейшего развития.

Оценка труда в условиях инноваций должна определяться на основе стоимости жизни работника (а не «прожиточным минимумом») с учетом сложности содержания труда, выполняемых функций и степени ответственности за результаты производства.


Для поддержания работоспособности должны получить развитие индивидуальные социальные доплаты (социальные пакеты), либо увеличение затрат из прибыли на социальную деятельность предприятий. Это позволит более эффективно использовать трудовой потенциал и продлить активность трудоспособного возраста.

Дело в том, что за период реформ образовалась не только технологическая отсталость предприятий, но и потеряны профессиональные кадры работников активного рабочего возраста. В результате на предприятиях сформировалась стареющая рабочая сила, появилась длительная незаполняемость вакансий и «неприток» молодых кадров. В этих условиях усилилось применение «сверхнормативного» труда в сочетании с расширением зон обслуживания и совмещением операций. При сохранении низкой оценки труда, эти процессы сопровождались резким снижением мотивации работников к результатам производства. Кроме того, в условиях постарения оборудования и ухудшения производственной среды снизилась привлекательность труда.

Выполненный нами анализ распоряжений Правительства РФ, инструкций и документов отраслевых министерств показал, что основные ошибки снижении объемов производства и производительности труда были связаны не только с отказом индексации оборотных средств в начале 90-х. годов. Главные просчеты были связаны с последующими приказами отраслевых министерств «по преобразованию фонда оплаты труда и фонда социального развития» в «фонд потребления», а также преобразованием «фонда развития» в «фонд накоплений» и расширением прав предприятий финансовой деятельности по получению доходов от «не основной деятельности». Это отрицательно проявилось на реконструкции предприятий и выпуске товарной продукции. Соответственно сохранился низкий уровень технического оснащения предприятий, который сопровождался снижением производительности труда.

Освоение новых технологий требует изменения всей системы регулирования экономических и социальных отношений на предприятиях, поскольку потребует нового качества рабочей силы и снижения численности занятых в условиях автоматизации. Не менее важны изменения в социальном статусе работника. Это достижимо только в рамках кардинальных перемен идеологии государственной социальной политики. Соответственно должны проектироваться новые правила в оценке сложного труда и учета новой роли работника по влиянию на результат, а так же в обеспечении затрат на поддержание соответствующего уровня работоспособности.


Для поддержания же работоспособности важно гарантировать индивидуальные социальные доплаты, либо увеличить затраты из прибыли на социальную деятельность предприятий. При этом следует сосредоточиться не на «профилактике заболеваний», а на разработке мероприятий рекреационного характера. Это связано с тем, что в современных производствах многократно возрастают нагрузки на нервную и сердечно-сосудистую системы. Для этого необходимо развитие восстановительной медицины по охране здоровья работающего персонала.

С этой целью в нормативные документы в области охраны труда следует включить контроль напряженности труда, связанный с изменением функций работника в новом содержании труда. Исследования показали, что по мере перехода от физического труда к интеллектуальному труду увеличивается рост сердечно-сосудистых заболеваний с 12% до 55% и выше. Одновременно в условиях ИКТ обозначается рост онкологии и нервно психических заболеваний с 13% до 31%.

Выполненные наблюдения в машиностроении, металлургии, химической и текстильной промышленности - показали, что в новых технологиях требуются другие подходы к восстановлению здоровья и возмещению затрат труда, чем в индустриальном производстве. Исследования позволили также выявить несоответствие действующей тарифной системы реальным функциям работника в условиях новых технологий.

Технологическая отсталость и неразвитость экономических и социальных отношений снижают интерес молодых кадров к занятости в промышленности. Радикальные перемены в технологиях и трудовых отношениях помогут повысить привлекательность труда. В качестве примера можно использовать опыт работы по модернизации производства и совершенствованию социальной политики НПО «САТУРН».

Предприятие перешло на новые технологии, при этом сформировалась новая социальная политика с совершенствованием стимулирования труда. Следует отметить, что в условиях инноваций коренным преобразованиям подлежит вся система экономического стимулирования. К сожалению, такая практика сложилась лишь в единичных предприятиях. Для изменения ситуации необходимы меры государственного и рыночного характера для преобразования сложившихся отношений.


Прежде всего, надо повысить интерес самих собственников, работодателей к проведению модернизации. Не меньшее значение потребуется в разработке мер по повышению интереса человека к работе на промышленных предприятиях, подлежащих инновационным преобразованиям и мерам по повышению привлекательности труда. Соответственно необходимы перемены в принципах организации труда и возмещении затрат, а также в решении комплекса задач по изменению сложившихся социально-экономических отношений в сфере производства и условий труда, удовлетворении интересов работника.

Следовательно, в государственной стратегии по преодолению технологической отсталости должны быть меры не только финансового и ресурсного обеспечения реконструкции или создания предприятий. В равной мере должно быть регулирование экономических и социальных процессов в сфере труда, в том числе адекватности оценки труда для привлечения молодых работников. Не менее важно создание условий для их дальнейшего развития.

Видимо, поэтому в государственной стратегии и планировании мер на ближайшие годы недостаточно построения мощной финансовой системы и либерализации экономики. В стратегии и тактике перспективных преобразований необходима корректировка политики в сфере труда, в том числе и решение комплекса задач по формированию заработной платы, охране здоровья работников и обеспечению условий для их развития, как в новых, так и старых производствах

На современном этапе, в решении задач по инновационному развитию, основное внимание уделяется оценке ресурсных возможностей (территорий, корпораций, предприятий) и определению ключевых проблем в решении экономических задач с учётом проектируемых инноваций и поиску источников финансирования, в том числе и за счёт государственной поддержки.

При этом за пределами внимания проектировщиков остаются социально-экономические особенности формирования трудового потенциала, не учитывается качественное состояние технических, технологических экономических и социальных условий, непосредственно влияющих на интересы человека, его мотивацию.


С этой целью можно использовать опыт других стран по организации труда, оплате и стимулированию, осуществивших переход на постиндустриальное производство, поскольку с подобными проблемами столкнулись многие развитые страны в период технического обновления предприятий 60-70-х годов и в период ускорения экономического роста 80-90-х годов. На первых этапах модернизации предприятий в развитых странах (60-70 годы), отмечалось падение производительности труда, возрастало снижение мотивации к труду и нежелание работников участвовать в экономическом росте своих компаний. Несмотря на высокую оплату труда и новое содержание функций работника - наблюдался катастрофический рост «отчуждения» труда.

Главная причина заключалась в недоучете глубоких перемен, которые произошли в положении человека на производстве: на предприятие пришел наемный работник нового типа, не просто «исполнитель», а работник, осуществляющий руководство технологическим процессом, умеющий принимать решения на основе поступающей информации, с высокой степенью ответственности за результаты производства.

Повышение интеллектуалоемкости трудовых функций потребовало не только нового уровня оплаты, но и нового уровня взаимоотношений с руководством предприятия. Соответственно возникла потребность в новом типе социальных отношений с перераспределением властных полномочий в управлении предприятием: «собственность на знания» в обмен на право «участия в экономической власти». Для этого необходимо было не только создание условий, в которых работник мог принимать участие в управлении, но и был бы заинтересован в результатах производства.

Вовлечение работников в управление и возросшие возможности их влияния на результаты производства потребовали новой системы организации оплаты труда, при которой работник имел бы соответствующее вознаграждение от доходов предприятия. На этой основе возникли гибкие системы материального стимулирования. Наибольшее распространение получают такие формы как - участие в «доходах», «прибылях», «акционерном капитале компаний».


Таким образом, основные меры государственной политики были направлены на развитие «социализации отношений» путём вовлечения работников в управление производством с использованием гибких форм стимулирования. Кроме того, многие компании и корпорации стали широко применять прогрессивные формы организации труда с использованием гибких форм организации рабочего времени и стимулирования «свободным временем».

По сути, в этот период во многих странах было положено начало «социальной революции» в организации труда и развитии производственной демократии. Причем в разных странах, осуществляющих переход к постиндустриальному развитию, регулирование социальных процессов имело свои особенности, обусловленные моделями экономического роста, национальными, историческими и культурными традициями. В развитых странах, при освоении новых технологий, различные формы участия наемных работников были закреплены национальным законодательством.

В Англии система участия в прибылях законодательно закреплена в финансовых актах (1978-1991 гг.), окончательное закрепление нашла отражение в 1987 г. и предусматривала прямую выплату работникам в виде бонусов (наличными) из прибыли предприятия. В 90-х годах в долевое «участие в прибылях» на английских предприятиях охватывало почти 80% рабочих.

Наибольшее разнообразие в использовании финансовых форм производственной демократии с участием работников отмечается во Франции. Основные законы в этом направлении были приняты в 1959-1967 гг., а последние законодательные акты приняты в 1986 г., 1993-1994 гг. Они предусматривали налоговые льготы для участвующих сторон, характеризуются большой гибкостью в оплате и организации труда, ориентированы на улучшение положения работников и ускорение процесса модернизации.

В США – политика в социально-трудовой сфере была возведена в ранг общенациональных приоритетов. На этой основе сформировалась новая трудовая политика. Она предусматривала децентрализацию управления, доведение информации до рабочих мест, вовлечение рабочих в управление и их участие в формировании доходов предприятий. Активность рабочих стимулировалась долевым участием в акционерном капитале компаний в виде «рабочей собственности».


В Скандинавских странах большой популярностью стали пользоваться органы рабочего представительства «советы», «комитеты»), которые были созданы совместно с профсоюзами в 80-90 гг. Они расширили свои права в «соучастии» по принятию управленческих решений в экономическом и социальном развитии предприятий в переходный период и оказывали влияние на финансовую политику, производственное планирование, переподготовку рабочей силы, использование гибких форм рабочего времени и организации оплаты труда.

Учитывая опыт развитых стран в области регулирования экономических и социальных отношений, важно восстановить утраченные функции государства и предприятий по регулированию процессов, способных влиять на поведение человека, его менталитет, повышать социальную активность.

Кроме того, в числе главных задач на современном этапе обозначается необходимость решения проблем, связанных с накоплением человеческого капитала и развитием человека. Они имеют разный уровень регулирования на разных «этажах» власти и требуют единой государственной политики в формировании нравственных и гражданских качеств личности, создания необходимых условий по обеспечению развития человека. В связи с этим, применительно к решению задач инновационного развития, необходимы новые подходы к определению и оценке реального состояния, как в области экономики предприятий, так и максимальном учёте сложившихся проблем в социальном развитии.

Поэтому в сферу государственных интересов, должны включаться все направления формирования экономических и социальных отношений, связанных с воспроизводством человека и общества в целом. С позиции государственных интересов, эти процессы должны контролироваться и регулироваться. При этом государственная политика должна постоянно корректироваться, в том числе при проектировании практических мероприятий по решению инновационных задач на региональном уровне.

Определенный интерес в регулировании социальных процессов представляет анализ состояния, сложившихся социальных отношений в сфере труда по поводу «условий найма», «продолжительности труда», «безопасности работ», «интенсивности работы», «адекватности оплаты затратам труда» и других условий, от которых непосредственно зависит мотивация труда, сохранение работоспособности и развитие рабочей силы.


Кроме того, социальная политика в сфере труда (как в старых производствах, так и в модернизируемых предприятиях) нуждается в корректировке ценностных ориентаций, формировании определенного стиля трудовых отношений, которые должны соответствовать законодательству и мировой практике.

Вместе с тем следует исходить из того, что рабочая сила имеет общенациональное значение, поэтому должны быть механизмы, регулирующие эти общенациональные интересы. Они должны строиться на сочетании интересов рыночного и государственного характера. В условиях долевого участия вложения средств в улучшение условий труда, реконструкцию предприятий и переподготовку кадров со стороны работодателей, государство может снижать налоги на прибыль, создавать льготные условия для закупки оборудования, оказывать содействие в продвижении продукции на рынки и т.д.

Если работодатели извлекают прибыль за счет роста интенсивности труда, а также применяют принципы «принуждения» в организации «совместительства» и «дополнительных обязанностей» среди наемных работников вопреки действующему законодательству, то должен использоваться механизм санкций по возмещению потерь государству, связанных с эксплуатацией труда и износом рабочей силы. Причем речь должна идти не о контроле мероприятий по охране и безопасности труда (как это принято сейчас), а о государственном контроле использования рабочей силы.

Реализация таких предложений, потребует внесения дополнений в действующее законодательство. Необходимо разработать и принять Федеральный закон «О заработной плате». Для обеспечения воспроизводственных затрат этот закон необходимо дополнить Положением «О социальном пакете» или «О социальных доплатах». Для поддержания работоспособности требуется закон «О социальном восстановлении» (или «О социальной деятельности предприятия»). В связи с изменением функций работника в новых технологиях целесообразно внести поправки в закон «Об охране труда». В целях развития демократизации экономических и социальных отношений необходимы законы: «О доступе к информации», «Об участии работников в управлении производственным процессом» и др. нормативные акты.