birmaga.ru
добавить свой файл

1


Стенограмма выступления А.Е.Шадрина, заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации на круглом столе «Выработка подходов к реализации Программы поддержки социально ориентированных НКО в 2011 году (в пилотных регионах)»

в рамках V Всероссийской конференции Министерства экономического развития Российской Федерации «Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества. Опыт регионов и муниципалитетов» 10 декабря 2010 г.


«Добрый день, уважаемые коллеги. Я рад приветствовать вас здесь.

В начале выступления я расскажу о приоритетах реализации 40 Федерального Закона в части реализации программ поддержки социально ориентированных НКО.

На наш взгляд, эти программы должны состоять из двух основных частей. Первая часть должна включать улучшение среды, в которой действуют некоммерческие организации на уровне региона, или города. Это вопросы налогообложения, предоставления помещений, формирование механизмов, обеспечивающих включения некоммерческих организаций в принятие решений по социальным программам и по бюджетным расходам на социальную сферу. Это тот комплекс мер, который позволяет уверенно развиваться некоммерческим организациям.

Вторая часть программы предполагает уже предоставление прямой поддержки деятельности НКО. Это могут быть гранты (субсидии), предоставление поддержки для повышения квалификации сотрудников НКО, содействие развитию ресурсных центров, оказывающих информационную и образовательную поддержку некоммерческим организациям.

Чуть более детально по первой части программы. Приоритет, как мне кажется - в доступе некоммерческих организаций к бюджетному финансированию социальных услуг, в первую очередь, услуг социального обслуживания, услуг по предупреждению социального сиротства, обеспечению успешной социальной интеграции инвалидами и других приоритетов в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.


Второе направление связано с привлечением волонтеров к работе некоммерческих организаций. Региональные власти могут эффективно содействовать развития добровольчества, через вовлечение в эту деятельность школ, молодежных и студенческих организаций. Одна из форм – это содействие развитию добровольческих центров, обеспечивающих создание для добровольцев фронта работ и содействующих распространению практики добровольчества в обществе.

Следующее направление – это поддержка благотворительной деятельности. Здесь речь идет о содействии информирования общества о деятельности благотворительных организаций, которые работают на территории региона, чтобы результаты их проектов были известны гражданам. Это может быть информационная поддержка, стыковка деятельности благотворительных организаций со службами социальной защиты, чтобы им была доступна информация о тех, кто в наибольшей степени нуждается в социальной помощи.

Далее – необходимо обеспечить максимальную открытость бюджетных учреждений, таких как детские дома, дома ребенка, дома для взаимодействия с некоммерческими организациями.

Кроме того, очень важна также организация процесса общественно-государственных консультаций. В действующем законодательстве о муниципальном управлении, о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации заложена необходимость проведения общественных слушаний по широкому спектру вопросов. И это – один из механизмов, способных обеспечить системный диалог между некоммерческими организациями и органами власти.

В концепции административной реформы в Российской Федерации есть специальный раздел об обеспечении эффективного взаимодействия между органами власти и организациями гражданского общества, где механизмы общественной экспертизы, общественных государственных консультаций подробно расписаны.

Очень важно вовлекать в процесс разработки социальных программ не только НКО, но и социально ответственный бизнес, причем с самых ранних стадий подготовки. Не только в целях исправления возможных недостатков проектов этих программ, но главное – чтобы обеспечить в рамках их реализации максимальное использование потенциала вовлечения ресурсов и бизнеса, и некоммерческих организаций.


По поводу финансовой поддержки НКО, необходимо отметить, что уже рядом регионов успешно предоставляются на конкурсной основе гранты, субсидии на цели реализации социальных программ и проектов некоммерческими организациями. Здесь можно подумать о том, чтобы предоставлять, часть субсидий на среднесрочной основе, как минимум 2-3 года.

Потому что одна из проблем, которая есть у НКО, это то что, как правило, гранты предоставляются на ограниченной временной период, опять же не в начале года, а в середине. Иногда остается короткий промежуток времени для того, чтобы этими деньгами распорядиться. И НКО должны как-то авансировать свою деятельность, или очень нестабильно выплачивать заработную плату.

Надо сказать, что эта проблема может найти нормальное решение, либо в рамках принятия среднесрочного бюджета, либо в рамках целевых программ, подразумевающих возможность заключение двух- или трех летних контрактов с поставщиками социальных услуг. И, конечно – это ваучерная схема, которая позволяет обеспечить возможность свободного выбора организации, предоставляющей социальные услуги, самими потребителями.

Теперь о том, как мы видим систему комплексной поддержки из средств федерального бюджета региональных программ поддержки социально ориентированных НКО.

Как я уже говорил, мы хотим взять за основу ту модель, которая была использована и продолжает использоваться в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, программы реформирования региональных и муниципальных финансов, а также – в рамках поддержки региональных комплексных программ модернизации образования.

Основными характеристиками этой модели являются следующие. Это, во-первых, софинансирование программы из федерального и регионального (пропорции такого будут определяться исходя из уровня бюджетной обеспеченности региона). Например, а программе поддержки малого и среднего предпринимательства пропорция софинансирования проектов Москвы и Санкт-Петербурга – это 50 на 50, среднеобеспеченных регионов – это 70/30, менее обеспеченных 80/20 и даже меньше. Вот такие же, я думаю, приблизительно пропорции могут быть предложены и для региональных программ поддержки социально ориентированных НКО.


Мы прорабатываем возможность организации конкурса по двум основным параметрам. Первый параметр – это текущее состояние развития и государственной поддержки некоммерческого сектора в регионе.

На начальном этапе, мы хотим поддержать в первую очередь те регионы, которые наиболее активны в поддержке социально ориентированных организаций, которые уже имеют опыт реализации соответствующих программ, у которых уже сейчас достигнут достаточно высокий уровень развития некоммерческого сектора.

Например, четыре региона предоставляют налоговые льготы для социально некоммерческих организаций, либо организаций, которые жертвуют деньги на деятельность благотворительных организаций. Это льготы по налогу на имущество и по налогу на прибыль. Подобные льготы сейчас установила Самарская область, Московская область, Санкт-Петербург, Челябинская область.

Аналогично, преимуществом в соответствии с предполагаемыми конкурсными процедурами должны пользоваться регионы, успешно реализующие грантовые программы поддержки НКО, такие как Новосибирская область, Красноярский край. Эти регионы уже сделали, как говориться, шаг вперед, и должны обладать преимуществом, потому, что больше шансов, что они более эффективно используют поддержку, полученную из федерального бюджета. Среди них эффективнее отрабатывать новые механизмы поддержки некоммерческих организаций.

И второй критерий, который также мы предполагаем учитывать – это критерий планируемого продвижения в развитии механизмов поддержки некоммерческих организаций, предусмотренных федеральным законодательством. Того, насколько амбициозно регион готов содействовать развитию некоммерческих организаций. Опять же не только финансово, но и организационно.

Будет ли он предоставлять налоговые льготы, будет ли предоставлять в достаточном объеме бюджета субсидии, будет ли выносить на конкурсную основу оказание социальных услуг, будет ли поддерживать программы повышения квалификации, сотрудников некоммерческих организаций, будет ли регион привлекать некоммерческие организации в подготовке социальных программ и т.д.


Мне очень нравится модель, которая была по подобной программе реализована. Это упомянутая мною программа реформирования региональных и муниципальных финансов, которую уже много лет реализует Министерство финансов, был получен очень интересный, позитивный опыт. И мы хотим здесь по такой же схеме пойти.

И, наконец, что мы также хотим сделать в рамках программы – это объявить конкурс поддержки сетевых некоммерческих организаций федерального уровня, которые бы консультировали региональные некоммерческие организации по сфокусированным содержательным направлениям их деятельности: профилактика социального сиротства, социальная реабилитация инвалидов, профилактика алкоголизма и наркомании.

По поводу объемов финансирования. В бюджете программы пока заложено финансирование в объеме 900 млн. рублей на 2011 год. Это значит, что мы должны успеть утвердить постановлением Правительства условия предоставления финансирования, издать приказ Министерства, детализирующий условия его предоставления, объявить конкурс регионов, получить заявки, их обработать, утвердить результаты конкурса, а потом еще передать эти деньги в регионы, а регионы их должны еще использовать.

По сути, получается очень сжатый график. Мы должны не позже второго квартала 2011 года объявить конкурс. И потому у регионов не так много времени. Уже сейчас надо начать вести разработку программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, опираясь на Федеральный закон 40-ФЗ, наделивший регионы и муниципалитеты полномочиями по реализации этих программ.

И, принимая во внимание, что после объявления конкурса с официальными условиями, будет очень мало времени, разработкой программ поддержки НКО лучше всего озаботиться уже сейчас. Даже если регион в первом году не победит в конкурсе, реализация такой программы ,даже без федерального софинансирования, все равно станет безусловно полезной.

Сразу скажу, мы, готовя предложение о финансировании федеральной программы поддержки социально ориентированных НКО, имели ввиду, конечно, программу не однолетнюю, а среднесрочную.


И в том предложении, которое представлялось Правительству, мы говорили о том, что в первый год реализации программы на ее цели планируется направить 900 млн. рублей финансирования, исходя из не менее чем 600 млн. рублей, направляемых на поддержку региональных программ. В среднем - исходя из расчетов 60 млн. рублей на регион, с поправкой на масштаб региона и уровень его бюджетной обеспеченности. Получается 10 регионов. Соответственно, мы закладываем на 2012 год возможность поддержки уже порядка 20-ти регионов и на 2013 год - уже порядка 30 регионов.

То, будут ли деньги на реализацию указанных программ выделены в федеральном бюджете в соответственно возрастающей пропорции, или же в меньшем объеме, в значительной степени зависит от успешности деятельности первого года реализации программы. Поэтому мы будем отбирать именно регионы-лидеры.

Но, и тем регионам, которые находятся, так сказать, в начале пути, я бы тоже предложил уже сейчас начать разработку программ поддержки некоммерческих организаций, потому что на второй год реализации программы, на третий год, будет учитываться, - а на какой же стадии этого пути регион находится теперь?

И если сейчас, пусть даже в небольшом объеме, регионом станет вестись подобная деятельность по поддержке НКО, это станет значимым аргументом, чтобы в 2012, в 2013 годах оказаться на соответственно более выигрышной позиции с точки результатов проводимых конкурсов на получение софинансирования из федерального бюджета.

И, опять же, важно научиться использовать механизмы предоставления государственной поддержки некоммерческим организациям.

Мы готовы оказывать постоянную образовательную и методическую поддержку не только тем регионам, которые окажутся победителями, но и всем регионам, которые начнут реализовывать у себя программу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

И те регионы, которые захотят, могут в любой момент обращаться к нам, в Министерство экономического развития, в Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования, и мы готовы максимально оперативно и содержательно давать рекомендации по инструментам поддержки, отвечать на вопросы по бюджетному и налоговому законодательству.


Одновременно, мы готовы оказать содействие в получении рекомендаций от экспертов относительно конкретных, содержательных вопросов реализации социальных программ НКО, помочь обратиться за рекомендациями к членам Общественной Палаты, к профильным некоммерческим организациям, которые обладают наибольшим опытом и являются общепризнанными лидерами в данном направлении.

Мы сейчас плотно сотрудничаем с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И могу сказать, что регионы, активно работающие над вопросами поддержки некоммерческих организаций в рамках программы, смогут лучше подготовить свои НКО к победе в конкурсах на использование средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Имеющийся некоторый перекос в деятельности Фонда в сторону поддержки бюджетных учреждений связан не с тем, что кто-то де обращает меньше внимания на НКО, а с тем, что НКО не очень готовы пока к реализации крупномасштабных проектов в регионах.

Осуществление региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и позволит, как раз, создать пул организаций, готовых к реализации проектов с привлечением бюджетного финансирования, в том числе в рамках финансирования Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Думаю, что по мере развития своего потенциала, некоммерческие организации станут более востребованы и в рамках реализации других социальных программ, о чем говорил Президент в Послании Федеральному Собранию 2010 года, в части необходимости расширения участия некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

Таким образом, та подготовительная работа, которая будет вестись в регионах, будет востребована не только в рамках нашей программы, но и по другим направлениям бюджетного финансирования.

На этом я закончу и готов ответить на вопросы»

Вопросы:

Вопрос 1.

«Как будет определяться поддержка, только через регионы?»


Ответ: Шадрин А.Е.

«Да, только через программы регионов. А на федеральном уровне в рамках программы поддержка будет предоставляться «сетевым» организациям, которые будут оказывать консультационную помощь региональным организациям.

В то же время из средств федерального бюджета финансируется ежегодный конкурс грантов, проводимый несколькими негосударственными фондами в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, в рамках которого возможно получение поддержки в т.ч. и региональными некоммерческими организациями»

Вопрос 2.

«Каким образом будет определяться принадлежность организации к социально ориентированным?»

Ответ: Шадрин А.Е.

«Социальная ориентированность» организации определяется ее деятельностью. Если ваша организация ведет деятельность, соответствующей критериям, установленным Федеральному закону №40-ФЗ, и отвечает установленным законом требованиям к организационно-правовой форме, то она является социально ориентированной. Но, быть «социально ориентированной» - это еще не означает, что такая организация в любом случае получит бюджетное финансирование.

Если она отвечает условиям, то она может претендовать на государственную или муниципальную поддержку. Остальные требования к этой организации определяются, в каждом конкретном случае регионов или городом. Но те, организации, которые не получили поддержку в рамках конкурса, при этом не перестают быть социально ориентированными организациями»

Вопрос 3.

«В какой форме будет осуществляться финансирование социально ориентированных организаций?»

Ответ: Шадрин А.Е.

«В рамках реализации поручения Президента, о котором я говорил, нам поручено «доработать нормативно-правовую базу, регламентирующую участие некоммерческих организаций в оказании государственных социальных услуг, в целях расширения их участия в такой деятельности и более активного применения конкурсных механизмов финансирования таких услуг».


Это могут быть гранты (субсидии), могут быть закупки в рамках 94-ФЗ, могут быть потребительские субсидии (ваучеры), по модели предоставления «родовых сертификатов».

У нас сейчас есть время до 15 февраля 2011 года. После 15-го согласованный вариант должен быть направлен Правительству, а до 1 марта 2011 года – Президенту. Поэтому сейчас всех заинтересованных лиц есть возможность предложить, какие изменения необходимо внести в действующую нормативную правовую базу.

Вопрос 4.

«Кто будет отбирать некоммерческие организации для программы?»

Ответ: Шадрин А.Е.

«Регионы сами будут отбирать некоммерческие организации. Мы можем в качестве условия предоставления бюджетного финансирования рекомендовать регионам соответствовать определенным требования к предоставлению поддержки НКО, например – использование конкурсных механизмов, обеспечению необходимой прозрачности конкурсных процедур и другие.

Мы можем предложить также предусмотреть в региональных программах расходы на оценку заявок на получение финансирования, поступающих со стороны некоммерческих организаций. Что касается оценки федеральных сетевых организаций, то мы будем привлекать к ее предоставлению наиболее авторитетных экспертов. Это будет открытая и прозрачная процедура»

Вопрос 5.

«Соответствует ли цифра в 900 млн. рублей реальным нуждам населения?»

Ответ: Шадрин А.Е.

«Я, конечно, могу сказать, что мы не решим всех проблем этими средствами, но наша задача запустить процесс активизации деятельности некоммерческих организаций, которые сами должны развиваться и привлекать средства их других источников – благотворительные пожертвования, труд добровольцев и другие»

Вопрос 6.

«Не будет ли этот закон о социально ориентированных НКО использован регионами в своих целях, в том смысле, не будут ли власти выделять финансирование тем организациям, кто к ним близок?»

Ответ: Шадрин А.Е.


«Такая опасность всегда есть, когда ведется распределение бюджетных средств. Поэтому мы будем предусматривать требования по максимальной прозрачности в процедурах использования средств, направленных на поддержку социально ориентированных НКО, как необходимое условие предоставления софинансирования из федерального бюджета.

По Бюджетному кодексу любой регион имеет право направлять бюджетные средства на поддержку некоммерческих организаций, в порядке, установленном региональными органами исполнительной власти. Мы сейчас будем ориентировать регионы на то, чтобы перейти к использованию наиболее эффективных конкурсных процедур финансирования некоммерческих организаций».