birmaga.ru
добавить свой файл

1

Введение



Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные формы организации обучения в школе, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

За последние 25 лет в педагогической теории возникло большое число новых понятий, новых терминов, заимствованных из других дисциплин, что свидетельствует о большой связи педагогики с другими науками. В наибольшем количестве такие термины приходят из техники и экономики, так как именно они больше всего влияют на развитие общественной мысли. Так, сегодня часто говорят об экономичности и рационализации обучения, об обучающей техники и технологии и т. п. К междисциплинарной категории относят и понятие «инновация».

Педагогическая инноватика в отличие инноватики в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы — материально-технические, экономические и др. Именно изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования вообще, как, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение школ оборудованием. Условия, в которых происходит образование, конечно, важны, но не они являются целью инноваций. Об этом важно помнить, чтобы четко понимать, что планируется и происходит в образовании.

Инновационной доктрины в области образования в России на сегодня не существуют. Имеется «Национальная доктрина образования в РФ», охватывающая период до 2025г., но в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании.


Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

Любая форма обучения обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким формам можно отнести инновационные формы организации урока.

Инновационные формы являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению химии. Занимательность инновационных форм урока делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность урока активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной инновационных технологий является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

На сегодняшний день насчитывается более ста различных форм организации обучения. Какую из них лучше выбрать при организации урока в конкретной школе, конкретном классе по определенной теме может понять только учитель после проведения урока, Это мы и попытаемся сделать в экспериментальной части на примере урока по серной кислоте.

Цель данной работы – изучить влияние формы организации урока на сте6пень усвоения знаний по теме урока.

Объект исследования – процесс обучения химии учащихся

Предмет исследования – формы организации обучения учащихся по курсу химии.


Из выше написанного выделим основные задачи исследования:

1.Охарактеризовать сущность форм обучения и их специфику;

2. Охарактеризовать роль инновационных форм организации урока в образовании

3. Изучить уровень знаний по химии у учащихся МОУ СОШ № 711 г. Москвы.

4. Проанализировать особенности влияния формы организации урока на сте6пень усвоения знаний по теме урока.

Гипотеза исследования: применение инновационных технологий в рамках школьного курса химии позволит повысить уровень усвоения знаний по предмету у учащихся и повысить их интерес к предмету.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, эксперимент, беседа.

Методологической и теоретической основой исследования явились фундаментальные исследования в области образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Н.А.Менчинская, Б.С.Гершунский и др.).

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы студентами и учителями химии.

База исследования: МОУ СОШ № 711 г. Москвы

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность, определены объект, предмет, гипотеза, поставлены цель и задачи исследования; главы 1 (теоретической); главы 2 (практической); списка литературы; приложений.

Глава 1. Формы организации уроков химии





    1. Форма урока как способ организации обучения в старшей школе


Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) в условиях классно-урочной системы обучения.


Формам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность всего педагогического процесса, посвящены сотни фундаментальных исследований, как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных дисциплин. Понятию "форма" также даны сотни определений. Так, Ю.К. Бабанский под формой обучения понимает последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала1.

В педагогической практике форма обучения выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Понятие формы обучения также отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы преподавателя и познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, понятие формы обучения отражает:


  1. Способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента, слушателя), направленные на решение задач обучения.

  2. Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Структурно форма выступает как упорядоченная совокупность приемов. Прием, в свою очередь, рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных форм обучения как его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Например, запись базовых понятий применяется, как при объяснении нового материла преподавателем, так и при самостоятельной работе обучаемых. В педагогической практике методические приемы используются для активизации внимания обучаемых при восприятии нового материала или повторении пройденного, стимулирования познавательной деятельности.


В учебно-воспитательном процессе формы обучения выполняют следующие функции2:

1) обучающую (реализуют на практике содержание и цели обучения);

2) развивающую (совершенствуют уровень развития обучаемых);

3) воспитывающую (влияют на результаты воспитания);

4) побуждающую (выступают как средство побуждения к учению, служат стимулятором познавательной деятельности);

5) контрольно-корректировочную (диагностика и управление процессом обучения).

При этом формы обучения, как правило, несут следующую функциональную нагрузку3:


  • вычленяют ведущие звенья системы взаимодействий на всех уровнях: «преподаватель — обучающийся», «обучающийся — обучающийся», «преподаватель — группа обучающихся» и т. п.;

  • выступают в качестве средства организации познавательной деятельности обучающихся;

  • определяют систему приемов деятельности преподавателя;

  • формируют систему приемов учебной деятельности обучающихся;

  • являются средством воспитательного воздействия на коллектив и отдельных обучающихся.

Основная цель работы учителя - научить ребенка самостоятельно мыслить, чтобы знания стали для него не скучным сводом правил, а радостным открытием4. Для этого необходимо создать условия, обеспечивающие успех в учебной работе, ощущение радости на пути к знаниям и умениям.

Известно, что целью обучения является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как научную, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.

Формирование положительной мотивации также должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями5. Но первая и естественная потребность обучения – коммуникативность6. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.


Выделяют традиционные и нетрадиционные формы обучения. Примерами традиционных форм выступают:


  • комбинированный урок;

  • урок изложения нового материала;

  • урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков;

  • урок самостоятельной работы;

  • урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала;

  • урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;

  • интегрированный урок и т. д.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. Нетрадиционные уроки будят творческую мысль, наблюдательность, умение сконцентрироваться, воспитывают объективность в самооценке у учащихся.

В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков, классифицированные И.П. Подласым: Уроки-“погружения”, Уроки – деловые игры, Уроки-пресс-конференции, Уроки-соревнования, Уроки типа КВН, Театрализованные уроки, Уроки-консультации, Компьютерные уроки, Уроки с групповыми формами работы, Уроки взаимообучения учащихся, Уроки творчества, Уроки аукционные, Уроки, которые ведут учащиеся, Уроки-зачеты, Уроки-сомнения, Уроки – творческие отчеты, Уроки-формулы, Уроки-конкурсы, Бинарные уроки, Уроки – обобщения, Уроки – фантазии, Уроки-игры, Уроки-“суды”, Уроки поиска истины, Уроки – лекции “Парадоксы”, Уроки-концерты, Уроки-диалоги, Уроки – “Следствие ведут знатоки”, Уроки – ролевые игры, Уроки-конференции, Уроки-семинары, Интегральные уроки, Уроки – “Круговая тренировка”, Межпредметные уроки – интегрированные уроки, Уроки-экскурсии, Уроки игры “Поле чудес”7.


Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция учителя в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе8. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину.

Сегодня методика организации творческой деятельности пересматривает свои ориентиры: в центре внимания оказываются не столько исторические события, сколько ребенок – со всеми его впечатлениями, с потребностью в образном мышлении, с внутренними критериями нормативности речи, среди которых важным для учителя и ученика оказывается критерий свободного выбора и неповторяемости языковых средств и композиции создаваемого речевого произведения9. Еще недавно в рамках нормативного обучения учитель выстраивал уроки так, чтобы в результате подготовительной работы у каждого школьника получился некий усредненный вариант творческой работы, ориентированный на образец. Такие «запрограммированные» ответы детей легко было оценить по давно сложившимся нормам. Теперь же опытные учителя всячески поощряют речевую импровизацию, незапланированные индивидуальные ответы, стремление учеников к собственному, узнаваемому стилю рассуждения, к высказыванию собственного мнения10.


Все сказанное можно назвать изменением психолого-педагогических установок обучения, что нашло отражение и в изменении содержательного компонента образования: не бесконечное раздувание учебного материала в целях его безграничного «совершенствования», а многоаспектный, объемный анализ.mГлавным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии изучаемых стран.

Нестандартные уроки - один из способов развития творческих способностей детей, повышения их интеллектуального и культурного уровня, расширения кругозора. Такие уроки стимулируют познавательную активность, умение работать с различными источниками, способствуют обогащению духовного мира детей11. Нестандартные уроки позволяют сделать динамичным и интересным процесс восприятия материала, но самое главное, они дают возможность каждому ребенку проявить свои знания. Такие уроки дают возможность реализовать метод активного обучения, позволяющий формировать знания, умения и навыки путём вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность, развивать мышление, воображение, поддерживать стойкий интерес к предмету, стимулировать самостоятельность и активность при решении каких-либо вопросов. На таких уроках учащиеся чувствуют свою ответственность, испытывают радость коллективного поиска правильного ответа, возможность для каждого проявить свои знания, талант в нестандартной обстановке12.

Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

– самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);


– необычные условия работы;

– активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Работа в командах, группах способствует воспитанию взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу, товарищества, чувства локтя.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика13.

Действие принципов избирательности, научной углубленности, практической направленности, занимательности, органичного сочетания коллективной, индивидуальной, групповой учебной деятельности позволяет отобрать не столь часто используемые методы (исследовательский, эвристический, коммуникативный) и приемы обучения (конструирование; реконструкция; сопоставительный анализ и т.п.)14.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, исторические сказки, загадки, «расследования»).

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

1.2. Виды нестандартных уроков химии



Методика проведения уроков химии в школе позволяет применять различные виды нестандартных заданий. Рассмотрим их подробнее.

Урок-семинар еще не стал традиционной формой проведения уроков в школе, поэтому следует выделить его основные особенности. Вот как они определены Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевой Л.А.: «Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного, в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем»15. Это же относится и к уроку химии. Вместе с тем, помимо «классического» варианта проведения семинара, когда занятие посвящается обсуждению результатов самостоятельного изучения школьниками той или иной темы, можно выделить еще несколько типов уроков-семинаров.

Семинарское занятие может носить репродуктивный, учебно-повторительный характер. На семинаре могут обсуждаться основные положения прочитанной учителем лекции. В рамках семинарского занятия возможна организация критического обсуждения творческих работ учащихся, исследовательских докладов. Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио- и телепередач, научных журналов, научно-популярных книг.

Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения.

При подготовке к семинару учитель должен продумать систему вопросов (репродуктивного и проблемного характера) для самостоятельной подготовки учащихся, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения.

Подготовка к семинару организуется таким образом, чтобы в ней приняли участие все учащиеся. Часть школьников готовит выступления (учитель помогает им подобрать дополнительную литературу, если это необходимо – оказывает помощь в подготовке плана выступления, иногда просматривает его текст), остальные же получают задание повторить основные вопросы по учебнику (лекционным записям), а также выполнить задания практического характера, которые затем обсуждаются на семинаре. В ходе подготовки семинара возможна организация групповой работы учащихся. В этом случае доклад (реферат, сообщение) готовится сообща. Работу организует руководитель группы, который назначается учителем или выбирается учениками. Одному из членов группы поручается выступить с коллективно подготовленным сообщением на семинаре. Групповая подготовка обеспечивает посильное участие в работе каждого ученика, повышает интерес к ней и ответственность за ее выполнение. Как правило, на семинаре предлагается к обсуждению несколько докладов (сообщений), поэтому важно, чтобы все они были связаны между собой: при переходе от одного доклада к другому учитель с помощью нескольких фраз, минимального комментария помогает учащимся увидеть логику развертывания общей темы семинара. При обсуждении каждого сообщения следует использовать практические задания, которые помогают учащимся убедиться в справедливости высказанных положений. Для этого можно обратиться и к тем заданиям, которые школьники выполняли дома при подготовке к семинару. Особенно важно выбрать интересную тему по химии, поскольку это во многом определит отношение школьников к урокам-семинарам вообще16. Сейчас уже зачастую в современной школе проводят интегрированные уроки. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении.


Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов17.

Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д. Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации:

- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов;

- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам;

- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов18.

Еще одной формой нестандартного урока выступает проблемный урок. Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практиче­ских проблем, задач в создающихся в силу этого проблемных си­туациях (В. Оконь, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, Т.В. Куд­рявцев, И.Я. Лернер и др.). Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и ин­теллектуальные возможности решать задачу при наличии затруд­нения, противоречия между старым и новым, известным и не­известным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемные ситуации дифференцируются А.М. Матюшкиным19 по критериям:

1) структуры действий, которые должны быть вы­полнены при решении проблемы (например, нахождения спосо­ба действия);

2) уровня развития этих действий у человека, ре­шающего проблему, и

3) трудности проблемной ситуации в за­висимости от интеллектуальных возможностей.


Рассмотрим еще одну форму нестандартного урока – урок-практикум.

Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Главное их различие состоит в том, что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс формирования экспериментальных умений учащихся, а на практических работах - конструктивных. Следует отметить, что учебный эксперимент, как метод самостоятельного приобретения знаний учащимися, хотя и имеет сходство с научным экспериментом, вместе с тем отличается от него постановкой цели, уже достигнутой наукой, но неизвестной учащимся.

Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным же способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. При этом каждая группа из двух-трех человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую или лабораторную работу20.

Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия ученика.

Структура уроков-практикумов21:

1.      сообщение темы, цели и задач практикума;

2.      актуализация опорных знаний и умений учащихся;

3.      мотивация учебной деятельности учащихся;

4.      ознакомление учеников с инструкцией;

5.      подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

6.      выполнение работы учащимися под руководством учителя;


7.      доставление отчета;

8.      обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Таким образом, в мировом сообществе сегодня происходят процессы, которые связаны с изменением представлений о сущности и целях образования. Эти процессы вызывают к жизни потребность в поиске иных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способных обеспечить возможность саморазвития и самореализации личности. Современное общество, как никогда, нуждается в активном, творческом человеке, внутренне свободном и умеющем жить в условиях свободы, сориентированном на общечеловеческие ценности и осознающем свою самоценность, уникальность и ощущающем взаимосвязь с миром в целом.

В свете сказанного наблюдается огромный незадействованный потенциал теории и практики нового, альтернативного обучения и воспитания. Самоценность личности, самоценность детства, свобода и свободоспособность, природосообразность воспитания и развития человека как такового – именно эти идеи педагогики свободы жизненны и актуальны, несмотря на всю сложность их реализации22. Действительность такова, что в связи с кризисными явлениями переходного периода возникают острые противоречия между процессом саморазвития личности и системой традиционного обучения; между потребностью развития творческих способностей индивида и снижением общей культуры; наличием интеллектуальных потенций молодежи и их невостребованностью обществом; общим ростом развития общества и консерватизмом подходов в воспитании. Данные противоречия и многие другие можно, как нам представляется, разрешить посредством использования нетрадиционных форм урока.

Выводы по главе

В педагогической практике форма обучения выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.


Структура урока и формы организации учебной работы на уроке имеют большое значение, как в теории, так и в практике современного урока, поскольку они в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.

Нестандартные уроки - один из способов развития творческих способностей детей, повышения их интеллектуального и культурного уровня, расширения кругозора. Такие уроки стимулируют познавательную активность, умение работать с различными источниками, способствуют обогащению духовного мира детей.

Таким образом, нетрадиционная форма урока обеспечит необходимый уровень организованности, а, следовательно, и качества урока в современной школе. Однако, необходимо помнить, что в процессе образования значительную роль играет творческий подход.

Список используемых источников





  1. Горбунова Л.Н., Цвелюх И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации. - М.: Изд-во АПКиППРО, 2006 - 186с

  2. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. – М.: Педагогика, 1988 – 256с

  3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. - с.115

  4. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1986 – 183с

  5. Ефстафьева Е.И., Титова И.М. Развитие внутренней мотивации изучения химии // Химия в школе. 2002. №7. С.20

  6. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории. // Преподавание истории в школе. №8, 1999 г

  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000 – 512с

  8. Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. // Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29

  9. Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8–11 классы). Волгоград: Учитель, 2002 – 189с
  10. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007


  11. Кульничев С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Вторая часть. В., 2001 – 162с

  12. Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект,предмет и основные понятия Педагогика.- 2004.- №4.- С.11-21

  13. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, - М.: Педагогика, 1972 – 524с

  14. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007. 158 с

  15. Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. – 2002. - №1

  16. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К.Бабанского. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988

  17. Подласый И. П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения - М.: Владос, 2005 – 574с

  18. Развитие интереса к предмету через нестандартные уроки с использованием информационных технологий: Из опыта работы Лесковой Марии Григорьевны,учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с. Екатерино-Никольского. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009 – 52с

  19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 2001. – 256с

  20. Сухаревич, О.Н. Технологии образования / О.Н. Сухаревич, - М.: Новое время, 2006. – 324с

  21. Соосаар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть 1 – СПб: Златойст, 2004 – 188с

  22. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе. №1, 2003 г.

  23. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2008. – 256с

  24. Янкин, Т.А. Педагогические технологии современного образования / Т.А. Янкин, - М.: Олма-пресс, 2007. – 384с




1 Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К.Бабанского. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — С.385


2 Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. - с.115

3 Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 –с. 112

4 Горбунова Л.Н., Цвелюх И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации. - М.: Изд-во АПКиППРО, 2006 - с. 27

5 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000 – с. 34

6 Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, - М.: Педагогика, 1972 – с. 25

7 Подласый И. П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения - М.: Владос, 2005 – 574с

8 Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе. №1, 2003

9 Ефстафьева Е.И., Титова И.М. Развитие внутренней мотивации изучения химии // Химия в школе. 2002. №7. С.20

10 Там же – с. 21

11 Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007. – с. 38

12 Кульничев С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Вторая часть. В., 2001 – с. 26

13 Развитие интереса к предмету через нестандартные уроки с использованием информационных технологий: Из опыта работы Лесковой Марии Григорьевны,учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с. Екатерино-Никольского. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009 – с. 6

14 Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. – М.: Педагогика, 1988 –с. 26

15 Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. // Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29


16 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 2001–с. 27

17Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект,предмет и основные понятия Педагогика.- 2004.- №4.- С.18

18 Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8–11 классы). Волгоград: Учитель, 2002 –с. 36

19 Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, - М.: Педагогика, 1972

20 Янкин, Т.А. Педагогические технологии современного образования / Т.А. Янкин, - М.: Олма-пресс, 2007 –с. 50

21 Соосаар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть 1 – СПб: Златойст, 2004 –с. 71

22 Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2008 –с. 216