birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4
Аннотации к рабочим программам по курсу «Технология»



Рабочая программа составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования. Обязательный минимум содержания образовательной программы изучается в рамках направления, «Технология. Обслуживающий труд», так как обучение проводится на базе мастерской обслуживающего труда.
Главная цель обучения – формирование у учащихся качества творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в условиях рыночной экономики
В процессе преподавания решаются следующие задачи: формирование политехнических знаний и экологической культуры; привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства; ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремёсел; развитие художественной инициативы, самостоятельности и способности решать творческие задачи; воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения
Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа включает в себя также раздел «Технологии ведения дома».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, работа над творческими проектами.

Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Методика преподавания предполагает уровневую дифференциацию, которая задает различную глубину освоения фиксированного содержания знаний и достижение различных уровней планируемых результатов обучения: базовый, общий для всех (знания и умения необходимые для вы­полнения швейных изделий небольшой сложности); углубленный - для воспитанников, желающих развивать и совершенст­вовать свои знания и умения в конструировании и моделировании одежды.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. В целях повышения мотивации обучения применяется методы изобразительной и проектной деятельности на уроках, которые способствуют развитию творческой активности, вооружают элементами экономических и экологических знаний, позволяют развивать сенсомоторные способности.

В процессе обучения у учащихся формируются компетенции:

учебно-познавательная (знание и умение, организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);

информационная
(умение самостоятельно искать информацию по темам, анализировать и отбирать необходимую информацию при помощи технических средств);

коммуникативная (умение участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать работы, отстаивать своё мнение);

компетенция личностного самосовершенствования (умение составлять технологические карты, создавать авторские тематические проекты).
На занятиях целесообразно применение алгоритмов шитья (тех­нологических карт по выполнению того или иного вида изделий).
Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях во время работы над изделиями и при вы­полнении образцов.
Организации учебной деятельности в группах, даёт возможность проявить такие качества как взаимопомощь, взаимовыручка и создаёт благоприятную дружескую атмосферу в творческом объединении.

По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.


Рабочие программы по технологии (девочки) соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта основного образования:

5-6 классы ФГОС второго поколения;

7-8 классы ФГОС 2004г.

Рабочая программа по курсу «Технологии ведения дома» (для девочек) составлена в 5-6 классах на основе примерной программы по технологии, соответствующей требованиям ФГОС второго поколения; в 7-8 классах программы общеобразовательных учреждений, соответствующей стандарту первого поколения.

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; тематический план; требования к уровню подготовки выпускников, поурочное планирование.

Пояснительная записка

Программа по предмету «Технология» состав­лена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образова­ния, представленных в федеральном государственном образо­вательном стандарте основного общего образования второго поколения.

Программа позволяет всем участникам образо­вательного процесса получить представление о целях, содер­жании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тема­тические и сюжетные линии курса, дает распреде­ление учебных часов по разделам курса и вариант последова­тельности их изучения с учетом межпредметных и внутри-предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.

Программа по курсу «Технология» содействует сохранению единого образовательного пространства России. Она предоставляет широкие возможности для реализации раз­личных подходов к построению учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индиви­дуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения.

Основной целью изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.


Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы техни­ческих и технологических знаний и умений, воспитание тру­довых, гражданских и патриотических качеств личности.

Технология как учебный предмет способствует профессио­нальному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ори­ентированного мировоззрения, социально обоснованных цен­ностных ориентации.

В основной школе учащийся должен овладеть необходи­мыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необ­ходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятель­ности знания, полученные при изучении основ наук.

Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной шко­ле технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе ос­воения конкретных процессов преобразования и использова­ния материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения обязательный мини­мум содержания основной образовательной программы по тех­нологии изучается в рамках направления: «Технологии ведения дома».

Выбор направления обучения учащихся исходит из образо­вательных потребностей и интересов учащихся.

Содержание разделов и тем, объем времени, задаваемые программой, соответ­ствуют примерной программе.


Независимо от вида изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:


  • технологическая культура производства;

  • распространенные технологии современного производ­ства;

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации;

  • основы дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики;

  • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жиз­ненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • методы технической, творческой, проектной деятель­ности;

  • история, перспективы и социальные последствия разви­тия технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

• с предметами потребления, потребительной стоимостью
продукта труда, материальным изделием или нематериальной
услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

  • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

  • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

  • с функциональными и стоимостными характеристика­ми предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

  • с производительностью труда; реализацией продук­ции;

  • бюджетом семьи;

  • с экологичностью технологий производства;

  • с экологическими требованиями к технологиям произ­водства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производ­стве;


овладеют:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • навыками чтения и составления техно­логической документации, моделирования, конструирования;

  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культу­ры труда;

  • навыками организации рабочего места;

  • умением соотносить с личными потребностями и осо­бенностями требования, предъявляемые различными массо­выми профессиями к подготовке и личным качествам чело­века.

Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учебный материал отбирается с учетом следующих положений:

  • распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере домашнего хозяйства. возможность освоения содержания на основе включе­ния учащихся в разнообразные виды технологической дея­тельности, имеющие практическую направленность;

  • возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

  • возможность познавательного, интеллектуального, твор­ческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый компонент программы включает в се­бя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанно­го с практическими работами, должно предваряться освоени­ем учащимися необходимого Минимума теоретических сведе­ний с опорой на лабораторные исследования.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану даётся в конце каждого года обуче­ния. При организации творческой или проект­ной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).


Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение про­ектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.

Для практических работ в соответствии с имею­щимися возможностями выбирается такой объект, процесс или тема проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей со­вокупности технологических опе­раций. При этом необходимо учитывать посильность объ­екта труда для школьников соответствующего возраста, а так­же его общественную или личную ценность.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на осно­ве использования межпредметных связей. Это связи с алгеб­рой и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкци­онных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принци­пов работы машин, механизмов, приборов, видов современ­ных технологий; с историей и искусством при освоении тех­нологий традиционных промыслов. При этом возможно про­ведение интегрированных занятий.

Место предмета «Технология» в базисном учебном

(образовательном) плане

Универсальность технологии как методологического бази­са общего образования состоит в том, что любая деятельность — профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, ко­торый гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет «Технология» является необходимым компонен­том общего образования школьников. Его содержание предо­ставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительнос­ти. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимо­действие людей друг с другом, со сферой природы и с соци­умом.


Базисный учебный (образовательный) план образователь­ного учреждения на этапе основного общего образования включает 238 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5,6 и 7 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 8 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю.

Результаты изучения предмета «Технология»
Общие результаты технологического образования состоят:


  • В сформированности общего представления о техносфере, которое основано на приобретенных уч-ся соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

  • В приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей творческой деятельности;

  • В формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

  • В готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования

Изучение технологии призвано обеспечить:

  • Становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

  • Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование;

  • Формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

  • Приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися курса «Технология» являются:


  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  • Выражение желания учиться в трудиться в промышленном производстве; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • Овладение норами и правилами организации умственного и физического труда;

  • Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

  • Планирование образовательной и профессиональной карьеры;

  • Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • Самооценка готовности к предпринимательской деятельности.


Метапредметными результатами освоения учащимися курса «Технология» являются:

  • Умение планирования процесса познавательно- трудовой деятельности;

  • Поиск новых решений возникшей технологической или организационной проблемы;

  • Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

  • Выявление потребностей, проектирование и создание объектов;

  • Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;

  • Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • Объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности решение общих задач коллектива;

  • Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства


  • Соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметные результаты освоения учащимися курса «Технология» являются:
В познавательной сфере:

  • Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

  • Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • Владение алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач;

  • Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  • Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

В трудовой сфере:

  • Планирование технологического процесса и процесса труда;

  • Подбор материалов с учетом объектов труда и технологии;

  • Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

  • Проектирование последовательности операции и составление операционной карты работ;

  • Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • Соблюдение норм и правил безопасности труда;

  • Соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

  • Обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

  • Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технических процессах с учетом областей их применения;

  • Контроль промежуточных и конечных результатов труда с использованием контрольных и измерительных инструментов;
  • Документирование результатов труда и проектной деятельности;


  • Расчет себестоимости продукта труда.


В мотивационной сфере:

  • Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • Выбор профиля технологической подготовки в старших классах или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

  • Выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

  • Осознание ответственности за качество результатов труда;

  • Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.


В эстетической сфере:

  • Моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • разработка вариантов рекламы выполненного объекта труда;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований научной организации труда,


В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов коллектива;

  • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

  • разработка вариантов рекламных образов;

  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.


В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических требрваний;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.



следующая страница >>