birmaga.ru
добавить свой файл

1 2
Рабочая программа по литературе. 7 класс.


Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика, и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня сменялись различные жанры эпоса, лирики и драмы.

Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями, наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую - специальные разделы, посвященные истории некоторых наиболее устойчивых жанров: «Из истории басни», «Из истории баллады», «Из истории сатиры», «Из истории сонета», «Из истории поэмы», «Из истории эссе», «Из истории пародии».

Увидеть обилие жанров внутри каждого рода поможет «Краткий словарь литературоведческих терминов» в конце учебника- хрестоматии. В упрощенном виде она использована и в заданиях учебника. Таблица открыта для продолжения. В нее можно включить любое количество жанров, из которых состоят эпос, лирика и драма. Задача работы с этой таблицей - не запоминание названий конкретных жанров и их признаков, а представление об их обилии и наличии особенностей, которые отличают один жанр от другого.


Необходимо отметить, что в программу 7 класса включены новые разделы: «Античная литература», «Литература эпохи Возрождения», «Литература эпохи Просвещения».

В течение всего года ученики наблюдают за особенностями различных жанров. При этом особое внимание уделяется герою и сюжету (в продолжении курса литературы в 5-6 классах). Однако учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания программы: «Портрет героя в художественном произведении различных жанров», «Пейзаж в художественных произведениях различных жанров».

В раздел «Отражение духовных поисков человека ХХ века в лирике» включено несколько лирических произведений. Учителю предоставлено право выбора количества часов на изучение указанного раздела поэтических произведений с учетом тематики.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют


Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.


Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.


Курс литературы для 7 класса рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).
Содержание программы по литературе. 7 класс.
Главнейшие роды литературы: эпос, лирика, драма – 1.
Роды литературы. Богатство и разнообразие их жанров. Судьба эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Постоянное обновление жанров. Новое содержание и старые формы.

Теория. Роды и жанры литературы.

Античная литература – 1.

Гомер «Илиада», «Одиссея».

Фольклор и его жанры – 1.
Жизнь жанров фольклора: самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры УНТ. Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора.

Сатирическая драма «Барин». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры, именуемые «фофанцы». Ученики в роли «фофанцев». Знакомство с жанрами народной драматургии и их особенностями.

Теория. Жанры народного театра. Живые жанры современного фольклора.
Литература эпохи Возрождения – 3 ч.
У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

У. Шекспир. Сонеты («Её глаза на звёзды не похожи» и другие).

Из истории сонета. А. С. Пушкин «Сонет» («Суровый Данте не презирал сонета…»); И. Ф. Анненский «Перебой ритма»; К. Д. Бальмонт «Хвала сонету»;

В. Я. Брюсов «Сонет к форме»; Н. С. Гумилёв «Сонет»; Игорь Северянин «Бунин».
Литература эпохи Просвещения – 4 ч.
Мольер «Мещанин во дворянстве». Комедия как жанр драматического произведения. Сатирический образ господина Журдена.

Литература ХIХ века – 34 ч.

Литература ХIХ века и ее жанры. Самые популярные жанры литературы ХIХ века. Золотой век русской поэзии. Лирика и поэмы. Классические жанры русской прозы ХIХ века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров. Расцвет жанра басни в начале века.


Теория. Жанры эпоса. Жанры лирики. Жанры драмы.

Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Ж. де Лафонтена. Русская басня ХVIII века, А.П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале ХIХ века, Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.

Теория. Басня и притча.

Василий Андреевич Жуковский. Сюжеты и герои баллад. Цензурные преграды при их публикации. Авторы, «подсказавшие» Жуковскому сюжеты баллад (Гёте, Шиллер и др.). Баллады «Светлана», «Перчатка». Смелость рыцаря и чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Место баллад Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей ХIХ и ХХ веков. Баллада Эдгара По «Аннабель-Ли». Баллада в устном народном творчестве, в школьном фольклоре.

Теория. Романтическая баллада.

Александр Сергеевич Пушкин. А. С. Пушкин «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Туча», «Друзьям», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Бесы», «Моя эпитафия»; «Повести Белкина»: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел», «Гробовщик»; «Дубровский».

Богатство тематики и разнообразие лирических и эпических жанров в творчестве А. С. Пушкина. Герои повестей. Автор и его решение вопросов композиции повестей. Особенности сюжета романа. Слияние признаков любовного и социального романов. Герои романа и их судьбы.

Теория. Жанры лирики поэта. Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман. Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

Теория. Роман.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Смерть поэта», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), эпиграммы, мадригалы, эпитафия; «Мцыри».


Различные жанры в творчестве поэта. Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора. Герой поэмы «Мцыри» и его исповедь. Романтический сюжет и романтический герой. Особенности романтического пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

Теория. Романтический герой. Рифма. «Словарь рифм» Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь. «Ревизор». История создания комедий. Россия ХIХ века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города. Хлестаков. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии.

«Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Теория. Афиша комедии. Ремарки.

Образ героя драматического произведения. Особенности отражения действительности на страницах драматического произведения. Структура драматического произведения и его герои. Ремарки и диалог как приемы создания образа.

Иван Сергеевич Тургенев. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак», «Щи» и другие). Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

«Русский язык» - выражение преданной и безграничной любви к Родине. Соотнесение личной судьбы с судьбой страны.

Теория. Стихотворение в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в его лирических и лироэпических произведениях. «Размышления у парадного подъезда» как отклик на самые острые вопросы современности. Сюжет произведения и его герои. Автор в лирике поэта. Стиль, отвечающий теме.

Теория. Стиль.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь», «Карась-идеалист». Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Жанровое определение произведения и его условности. Сюжет сказки. Герои - два генерала и их кормилец - мужик. Особенности сатирического образа. Сатира и гротеск.


Теория. Гротеск.

Николай Семенович Лесков. «Левша». Жанр - сказ. Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герой сказа: Левша, Платов, Цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

Теория. Сказ как жанр эпоса.

Мар Твен. Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры Твена. Сюжет, герои и приемы изображения. Гротеск как прием.

Теория. Памфлет.

Антон Павлович Чехов. Юмористические рассказы молодого Чехова. «Хирургия», «Смерть чиновника». Стремительность развития сюжета. Необычность оформления юморески «Жалобная книга». Выразительность юмористических характеристик героев. Забавный набор реплик. Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Инсценировки рассказов Чехова по выбору. Конкурс инсценировок.

Теория. Юмореска.

Портрет героя в различных жанрах художественных произведений.

Искусство портрета в творчестве писателей ХIХ века. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в поэме. Портрет в лирическом произведении. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

Теория. Портрет.

Пейзаж в художественных произведениях различных жанров.
Литература ХХ века – 26.
Лирика начала ХХ века. Отражение духовных поисков человека XX века в лирике: В. Я. Брюсов «Гимн человеку», «Труд»; И. А. Бунин «Изгнание», «У птицы есть гнездо…»; К. Д. Бальмонт «Бог создал мир из ничего…»; Игорь Северянин «Не завидуй другу…»; Р. Киплинг «Если…» (перевод С. Я. Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский «Как после мартовских метелей…», «Иль – макушка лета…»; Н. А. Заболоцкий «Гроза идёт»; Б. Ш. Окуджава «Арбатский романс»; В. С. Высоцкий «Я не люблю…»;

М. Карим «Европа – Азия».


Нравственная проблематика в лирике ХХ века. Богатство и разнообразие жанров и формы стиха.

Теория. Сонет.

Максим Горький. Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Старуха Изергиль«. Сочетание в рассказе реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. «Старый Год», «Песня о Буревестнике».

Теория. Место эпических жанров в творчестве писателей ХХ века.

Владимир Владимирович Маяковский. Проблема творчества в произведении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского - мир гипербол. «Необычайное приключение... « как гимн творчеству. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.

Теория. Тонический стих Маяковского.

Михаил Афанасьевич Булгаков. «Ревизор с вышибанием» - сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки«. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники крохотной юмористической сценки. Необычная связь эпиграфа с текстом.

Теория. Драматическая сценка.

Константин Георгиевич Паустовский. Поэтическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза». «Рождение рассказа»). Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.

Теория. Замысел и его реализация в произведении искусства.

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.


Теория. Сюжет и аллегорические герои.

А. В. Вампилов. «Несравненный Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля.

Теория. Водевиль.

Из истории эссе. Особенности жанра. Популярность в литературе. «Радость творчества» - эссе К. Г. Паустовского.

Теория. Эссе.

Великая Отечественная война в художественной литературе.

А. Н. Толстой. «Русский характер». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе.

Михаил Александрович Шолохов. «Они сражались за Родину» (фрагменты). Битва за Родину в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.

Теория. Описание событий войны по их живым следам.

Валентин Григорьевич Распутин. «Уроки французского». Трудные годы в жизни страны на страницах рассказа. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.

Теория. Война на страницах послевоенной прозы.

Жанры фантастики. Роберт Шекли. Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли«. Герой - Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.

Теория. Жанры научной фантастики.

Артур Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Детективный рассказ как жанр. Его специфика. Сюжет и герои.

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародии разных эпох и ее роль в истории литературы. Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.

Теория. Пародии. Фельетон. Шарж.

Итоги чтения за год и анализ составляющих его жанров.

Жанры, которые используются в деловой речи учеников. Рекомендации по самостоятельному чтению во время каникул. Самостоятельное чтение и литературные игры на досуге.


следующая страница >>